Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук
КУМБАСОЗЕРСКИЙ ПРИХОД
(из книги "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и среднего Поонежья")
Церковь во имя Пророка Илии в деревне Кумбасозеро в 1863 г. (по другим
данным она была построена в 1902-3 гг. - М.З.) была приписной
к Корбозерскому приходу (Пудожская волость - М.З.). В том же году она снаружи была покрашена белилами.
Тогда же Прохор Карпов,
священник Корбозерского прихода, писал в Каргопольское духовное правление:
«...Чрезмерная обширность нашего Корбозерского прихода и
неудобоисполнительность исправления христианских треб в отдаленных селениях
прихода по причине разлития весною и осенью рек, ручьев и топучих болот,
непременно требует из приписной Ильинской церкви образовать самостоятельный
приход».
|
Церковь Пророка Илии в д.Кумбасозеро.
Сайт sobory.ru Фото 2014 г. |
Приход в начале XX в. входил в Вершининскую волость Пудожского уезда
Олонецкой губернии. На юге граничил с Вытегорским и Каргопольским уездами
Олонецкой губернии, на севере - с Архангельской губернией. Кумбасозерский
погост располагался в 25 верстах к северо-западу от Кенозерского погоста.
В состав Кумбасозерского прихода входили 5 деревень: Кумбасозеро,
Кумбасозерская Новина, в 15 верстах от которых к северу находилась деревня
Заволочье, а в четырех верстах к востоку от нее находилась деревня
Яблонь-Горка и в 10 верстах от последней к юго-востоку располагалась деревня
у Глубокого озера. В 1913 г. в приходе проживало всего 597 человек... В 1894 г. в Кумбасозерском сельском обществе
проживали 272 человека, насчитывалось 34 дома... В 1905 г. крестьяне держали
39 лошадей, 75 коров, 59 голов др. скота.
Главным занятием населения прихода были земледелие и скотоводство. Своего
хлеба большинству крестьян (
3/
4) хватало лишь до
Нового года. Остальной хлеб приобретали либо на ярмарках и торжках в
Кенозерском погосте, либо в Пудоже. Земли (глинистые и песчаные) были
неплодородные. Четверть населения собирала хлеб, которого хватало на 1—2
месяца. Скота держали мало: в среднем на семью одна лошадь, одна корова и
одна голова другого скота. Современник писал: «...У лучшего из жителей 2
лошади и 3 коровы, но и то какие-то жалкие... Мелкого скота, как например,
овец, держали мало, о свиньях не имеют понятия и считают их чуть ли не
погаными животными».
В зимний период (сезон) почти все население прихода работает на
лесозаготовке и вывозке леса. Работы начинаются с 10 декабря и заканчиваются
в конце марта. Дневной заработок мужчины «при хозяйских харчах и платье»
составлял 35—40 коп. день, женщины и подростка — 15—20 коп. 1-15 мая
начинался сплав заготовленного леса. На сплаве работали полторы—две
недели...
Кумбасозерцы
сплавляли лес только до рек Водлы и Почи. Заработок в день составлял: у
мужчин — 80 коп. — 1 руб., у подростков — 40—50 коп. В среднем на сплаве
мужчина зарабатывал 10-15 руб.
После сплава начинался тяжелый труд земледельца, который завершался уборкой
урожая 10-20 сентября. Затем начинался сезон охоты до лесозаготовок. Средний
доход от охоты составлял 10—25 руб. на крестьянское хозяйство. С конца мая
до тех пор, пока озера и реки не скует лед, кумбасозерцы занимались
рыболовством.
Дорог в Кумбасозерский приход не было, только пешеходные и для
верховой езды тропы. На телеге, летом, и то с трудом, можно было проехать с
Кенозера от деревни Екимово до озера Кумбас. От деревни Заволочье на
Яблонь-Горку и от нее на Глубокое озеро, а от последней к Кенозеру (деревня
Печихино) можно было проехать только верхом..
Такова небольшая история первого из приходов, лежащих на Новгородском пути в
бассейне реки Онеги.
Далее -
Почозерский приход.
Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри
Кенозерья и Среднего Поонежья", Архпнгельск, 2007.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.
Перейти на страницу
Н.А.Макарова.