Ю.В.Линник

ТУРЧАСОВО
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")


Когда-то Турчасово было большим городом. С правого берега Онеги его защищала крепость, возведённая новгородцами - отсюда топоним: «тур» - башня, «час» - дозор; получается — «дозорная башня». Эту этимологию оспаривают, но тем не менее она раскрывает сущность: Турчасово стояло на страже Русского Севера. Выделенности этого места соответствовало величие возведённого здесь церковного ансамбля. Турчасовская триада была поднята на почти пятидесятиметровую высоту сравнительно быстро — за девять лет: кубоватая Преображенская церковь - 1786 г., шатровая колокольня - 1793 г., Благовещенская церковь — 1795 г. Река Онега в те годы была похожа на непрерывную сказку: что ни село — затейливые деревянные храмы. А сёл таких на нитку реки было нанизано очень много! Онежские зодчие отличались богатством воображения и смелостью решений. За каждым поворотом нас ожидала новизна.

Турчасово по этому критерию первенствует!
Село Турчасово на р.Онеге. 1962 г. 30,05х45,7
 Его Благовещенская церковь - истинное дерзание. Увы, в 1964 г. молния спалила её — из триады выпало бесценное звено. Ю.С.Ушаков успел запечатлеть ансамбль в его целостности. В его коллекции (МРС) представлены зарисовки Благовещенской церкви. В чём её уникальность? Тут совмещены формы, ранее существовавшие раздельно - куб и шатёр. Сколь необычен их симбиоз! И сколь гармоничен. Вероятно, московское неприятие шатров было в те годы прочно забыто, но народ всё же сохранил любовь к кубоватым покрытиям, которые появились в годы гонений на его любимую архитектурную форму.

Посмотрим на Преображенскую церковь сбоку. Её приземистая трапезная имеет необычно большую длину - изнутри она поддерживалась не двумя и даже не четырьмя, а сразу шестью мощными столпами, получившими замечательную декоративную обработку. Два придела фланкируют переход из трапезной в храм. Приделы эти покрыты одноглавыми кубами, стоящими на четвериках - парная симметрия здесь работает очень убедительно. Будто двустороннее зеркало рассекает здание по его оси! За приделами — могучий шатёр: восьмерик на четверике. Углы четверика украшены теремками; грановитая апсида покрыта бочкой с главкой.

Благовещенская церковь хороша сама по себе. Но как её обогащал ансамблевый контекст! Два куба на приделах звучали в резонанс кубу Преображения. Бочечные покрытия обеих церквей гулким эхом отзывались друг в друге. Шатры Благовещенья и колокольни взаимно усиливали свою полётность. Заметим, что сегодня колокольня имеет так называемое «кумполыюе» покрытие — замена им шатров
прошла дурным поветрием по Северной Руси в XIX - XX веках...

Но вернёмся к Благовещенской церкви: четверик, восьмерик, шатер, куб, бочка, теремки — сколь разнообразные элементы тут увязаны в одно целое! Звучание её форм было воистину симфоническим.


Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера", Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр. ЛИННИК.