Ю.В.Линник
ТУРЧАСОВО
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")
Когда-то Турчасово было большим городом. С правого берега Онеги его
защищала крепость, возведённая новгородцами - отсюда топоним: «тур» -
башня, «час» - дозор; получается — «дозорная башня». Эту этимологию
оспаривают, но тем не менее она раскрывает сущность: Турчасово стояло на
страже Русского Севера. Выделенности этого места соответствовало величие
возведённого здесь церковного ансамбля. Турчасовская триада была
поднята на почти пятидесятиметровую высоту сравнительно быстро — за
девять лет: кубоватая Преображенская церковь - 1786 г., шатровая
колокольня - 1793 г., Благовещенская церковь — 1795 г. Река Онега в те
годы была похожа на непрерывную сказку: что ни село — затейливые
деревянные храмы. А сёл таких на нитку реки было нанизано очень много!
Онежские зодчие отличались богатством воображения и смелостью решений.
За каждым поворотом нас ожидала новизна.
Турчасово по этому критерию
первенствует!
|
Село Турчасово на р.Онеге. 1962
г. 30,05х45,7 |
Его Благовещенская церковь -
истинное дерзание. Увы, в 1964 г. молния спалила её — из триады выпало бесценное
звено. Ю.С.Ушаков успел запечатлеть ансамбль в его целостности. В его
коллекции (МРС) представлены зарисовки Благовещенской церкви. В чём её
уникальность? Тут совмещены формы, ранее существовавшие раздельно - куб
и шатёр. Сколь необычен их симбиоз! И сколь гармоничен. Вероятно,
московское неприятие шатров было в те годы прочно забыто, но народ всё
же сохранил любовь к кубоватым покрытиям, которые появились в годы
гонений на его любимую архитектурную форму.
Посмотрим на Преображенскую церковь сбоку. Её приземистая трапезная имеет
необычно большую длину - изнутри она поддерживалась не двумя и даже не
четырьмя, а сразу шестью мощными столпами, получившими замечательную
декоративную обработку. Два придела фланкируют переход из трапезной в
храм. Приделы эти покрыты одноглавыми кубами, стоящими на четвериках -
парная симметрия здесь работает очень убедительно. Будто двустороннее
зеркало рассекает здание по его оси! За приделами — могучий шатёр:
восьмерик на четверике. Углы четверика украшены теремками; грановитая
апсида покрыта бочкой с главкой.
Благовещенская
церковь хороша сама по себе. Но как её обогащал ансамблевый контекст!
Два куба на приделах звучали в резонанс кубу Преображения. Бочечные
покрытия обеих церквей гулким эхом отзывались друг в друге. Шатры
Благовещенья и колокольни взаимно усиливали свою полётность. Заметим,
что сегодня колокольня имеет так называемое
«кумполыюе» покрытие — замена им шатров
прошла дурным поветрием по Северной Руси в XIX - XX веках...
Но вернёмся к Благовещенской церкви: четверик, восьмерик, шатер, куб,
бочка, теремки — сколь разнообразные элементы тут увязаны в одно целое!
Звучание её форм было воистину симфоническим.
Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера",
Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр.
ЛИННИК.