Ю.В.Линник

ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")


Исследуя Ильинский погост на Водлозере, Ю.С.Ушаков обошёл едва ли не всю береговую линию, посетил многие острова. Пристально и всесторонне он изучал положение погоста в окружающем пространстве. Двенадцать деревень, разбросанных окрест, находятся на зрительных лучах, идущих от погоста. Он являет из себя как бы сакральный фокус местности - стягивает к себе всё окружение, ясно и чётко организуя его. По классификации Ю.С.Ушакова, это выдающийся пример «центрической композиции с круговым восприятием в приозёрных селениях». Будто в Малый Колгостров вставлена ножка гигантского циркуля - его вращением создан захватывающий своей масштабностью кругозор. Здесь ощущаешь себя в центре мироздания - и радуешься тому, что в нём дышится так легко и свободно.

Ю.С.Ушаков писал о том, что христианские храмы часто воздвигались на месте языческих капищ — избранность Малого Колгострова была осознана задолго до того, как тут задули новгородские ветры. Загадочные сейды возвышались на месте Ильинского храма. Финно-угорская подслойка и сегодня ощущается в этнографическом срезе Водлозерья. Двоеверие тут со всей очевидностью проявляется в народной магии.
Водлозеро. Ильинский погост. 1966.
Картон, гуашь.
49,5х70.
Ильинская церковь была построена в 1798 г. Она свидетельствует, что поонежское влияние дошло до Водлозерья — это один из самых поздних кубоватых храмов. Немного западнее его находится кубоватая Петропавловская церковь в Вирме. Примерно на этой линии воздействие Онеги остановилось. Как это свойственно кубоватым храмам, церковь и на Малом Колгострове имеет свои исключительные особенности: четыре боковых главки располагаются не на самом кубе, а по углам на полицах четверика. Этой конструктивной особенностью Ильинская церковь отличается от всех без исключения кубоватых храмов.

Впечатляет четверик Ильинской церкви. В нём есть что-то богатырское — идущее от народного эпоса, который бережно хранился в этих местах. Сравнительно небольшие размеры куба подчёркивают мощь колоссальной четырёхгранной призмы, которая явно доминирует - и это необычно - при восприятии церкви как целого. Причём четверик вовсе не умаляет куба, но вступает с ним в совершенно особые пропорциональные соотношения, для которых нет прецедента.

От вертикали перейдём к горизонтали. Она в архитектонике церкви тоже уникальна: сень, трапезная, четверик, алтарная апсида растягиваются в неф, имеющий двадцатипятиметровую длину. Погост окружён архаичной оградой. Соседством высоких елей создаются дополнительные ритмические эффекты. Природа и зодчество здесь образуют один аккорд. Два разных состояния - торжественность и минорность — соединяются в нём.


Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера", Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр. ЛИННИК.