Ю.В.Линник
ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")
Исследуя Ильинский погост на Водлозере, Ю.С.Ушаков обошёл едва ли не всю
береговую линию, посетил многие острова. Пристально и всесторонне он
изучал положение погоста в окружающем пространстве. Двенадцать деревень,
разбросанных окрест, находятся на зрительных лучах, идущих от погоста.
Он являет из себя как бы сакральный фокус местности - стягивает к себе
всё окружение, ясно и чётко организуя его. По классификации Ю.С.Ушакова,
это выдающийся пример «центрической композиции с круговым восприятием в
приозёрных селениях». Будто в Малый Колгостров вставлена ножка
гигантского циркуля - его вращением создан захватывающий своей
масштабностью кругозор. Здесь ощущаешь себя в центре мироздания - и
радуешься тому, что в нём дышится так легко и свободно.
Ю.С.Ушаков писал о том, что христианские храмы часто воздвигались на
месте языческих капищ — избранность Малого Колгострова была осознана
задолго до того, как тут задули новгородские ветры. Загадочные сейды
возвышались на месте Ильинского храма. Финно-угорская подслойка и
сегодня ощущается в этнографическом срезе Водлозерья. Двоеверие тут со
всей очевидностью проявляется в народной магии.
|
Водлозеро. Ильинский погост.
1966. Картон, гуашь.
49,5х70. |
Ильинская церковь была построена в 1798 г. Она свидетельствует, что
поонежское влияние дошло до Водлозерья — это один из самых поздних
кубоватых храмов. Немного западнее его находится кубоватая
Петропавловская церковь в Вирме. Примерно на этой линии воздействие
Онеги остановилось. Как это свойственно кубоватым храмам, церковь и на
Малом Колгострове имеет свои исключительные особенности: четыре боковых
главки располагаются не на самом кубе, а по углам на полицах четверика.
Этой конструктивной особенностью Ильинская церковь отличается от всех
без исключения кубоватых храмов.
Впечатляет четверик
Ильинской церкви. В нём есть что-то богатырское — идущее от народного
эпоса, который бережно хранился в этих местах. Сравнительно небольшие
размеры куба подчёркивают мощь колоссальной четырёхгранной призмы,
которая явно доминирует - и это необычно - при восприятии церкви как
целого. Причём четверик вовсе не умаляет куба, но вступает с ним в
совершенно особые пропорциональные соотношения, для которых нет
прецедента.
От вертикали перейдём к горизонтали. Она в
архитектонике церкви тоже уникальна: сень, трапезная, четверик, алтарная
апсида растягиваются в неф, имеющий двадцатипятиметровую длину. Погост
окружён архаичной оградой. Соседством высоких елей создаются
дополнительные ритмические эффекты. Природа и зодчество здесь образуют
один аккорд. Два разных состояния - торжественность и минорность —
соединяются в нём.
Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера",
Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр.
ЛИННИК.