Ю.В.Линник

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КЕНА
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")


Дно у северных рек каменистое. Иногда кажется, что вода катится по булыжной вымостке — сваи тут забить невозможно. Как же соединить два берега? Народ находит мудрое решение: установив на течении мощные ряжи, перебрасывает по ним мост. Ряжи — городни — быки: это всё синонимы. Форма у кенорецких ряжей весьма экспрессивная. Это как бы сдавленные по бокам шестиугольные соты - своими заостренными краями они встречают лёд. И раскалывают его на части — весной тут громоздятся целые айсберги. Но мост выдержит ледяной натиск. Заглянув внутрь ряжей, мы увидим там стены-перерубы: они делят пространство на треугольные секции. Эти ячейки заполнены камнями. Какими соображениями диктуется такая конструкция? Надо избежать как распора ряжей, так и направленности веса на дно: в обоих случаях мост будет снесён. Поэтому в ряжах создается ложная сеть силовых линий, обеспечивающая равномерное давление по периметру стен. Ряжи становятся похожими на тугие мышцы, уверенно отражающие напор стихий.
Мост через р.Кену. Часовня Макария. д.Федоровская. 1967. 37,7х95,5.
Мост в д.Федоровская растянулся на 92 м. Ему более двух веков. Будучи утилитарным сооружением, он имеет огромную эстетическую ценность: перед нами шедевр плотницкого искусства - манифестация присущей ему софийной целесообразности.

На заднем плане мы видим  Макарьевскую часовню, она характерна для Кенозерья. Это царство часовен. Картина Ю.С.Ушакова мастерски передает былинный звон кенозерского пространства...


Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера", Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр. ЛИННИК.