Ю.В.Линник
МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КЕНА
(фрагмент из книги "Зодчество Русского Севера")
Дно у северных рек каменистое. Иногда кажется, что вода катится по
булыжной вымостке — сваи тут забить невозможно. Как же соединить два
берега? Народ находит мудрое решение: установив на течении мощные
ряжи, перебрасывает по ним мост. Ряжи — городни — быки: это всё
синонимы. Форма у кенорецких ряжей весьма экспрессивная. Это как бы
сдавленные по бокам шестиугольные соты - своими заостренными краями
они встречают лёд. И раскалывают его на части — весной тут
громоздятся целые айсберги. Но мост выдержит ледяной натиск.
Заглянув внутрь ряжей, мы увидим там стены-перерубы: они делят
пространство на треугольные секции. Эти ячейки заполнены камнями.
Какими соображениями диктуется такая конструкция? Надо избежать как
распора ряжей, так и направленности веса на дно: в обоих случаях
мост будет снесён. Поэтому в ряжах создается ложная сеть силовых
линий, обеспечивающая равномерное давление по периметру стен. Ряжи
становятся похожими на тугие мышцы, уверенно отражающие напор
стихий.
|
Мост через р.Кену. Часовня Макария. д.Федоровская.
1967. 37,7х95,5. |
Мост в д.Федоровская растянулся на 92 м. Ему более
двух веков. Будучи утилитарным сооружением, он имеет огромную
эстетическую ценность: перед нами шедевр плотницкого искусства -
манифестация присущей ему софийной целесообразности.
На
заднем плане мы видим Макарьевскую часовню, она характерна для
Кенозерья. Это царство часовен. Картина Ю.С.Ушакова мастерски
передает былинный звон кенозерского пространства... Примечания:
1. Фрагмент из книги Ю.В.Линника "Зодчество Русского Севера",
Полимусейон, Петрозаводск. 2009.
2. Вернуться на стр.
ЛИННИК.