Елена ФЕДОСЕЕВА

Двадцать лет спустя, или Недопетая песня
(Каргополье-Кенозерье 1986-2006)

Предыдущая часть

Каргополь, 3 августа

Просыпаюсь поздно. Фрося и Володя еще спят, хозяева куда-то ушли. В просторной кухне – только хозяйский кот Фунтик. Достаю из холодильника творог и сметану (сделано в Няндоме), ставлю чайник, завариваю кофе. Сказывается вчерашняя усталость и невысыпание, голова тяжелая. Пожалуй, первую половину дня надо еще отдохнуть, разобрать вещи, постирать. К двум часам дня собираемся-таки выйти в город.

Времени в Каргополе у нас совсем немного. По плану мы должны провести здесь три ночи, из которых одна уже прошла. Первый день, то есть сегодня – собственно Каргополь, второй – поездка в Ошевенское, третий день – отъезд на Лёкшмозеро.
Идем в сторону центра. Каргополь мало изменился – те же неасфальтированные улицы, те же деревянные домики за заборами с садами и огородами. По пути встречается рынок, мы должны его посетить – интересно, что нового появилось на прилавках за последние двадцать лет?

Из старого дневника:
"Погуляв под холодным дождем по городу, мы совершили вояж по местным магазинам (нам нужны были черные чернила для рисования). Чернила мы нашли только фиолетовые в «уцененных товарах», но зато сфотографировали в парфюмерном магазине интересную табличку, поразившую нас до глубины души. Надпись на табличке гласила: Одеколон, туалетные воды и лосьоны стоимостью до 10 рублей продаются с 16.00 один флакон в руки. Распоряжение областного совета"

В этот раз погода ослепительно солнечная и на торговом поприще ситуация явно изменилась к лучшему - здесь можно купить практически все. Рынок вещевой, продают одежду, обувь, сумки, разную хозяйственную мелочь. Фрося покупает ярко-красный спортивный костюм – такие костюмы в Питере стоят в два раза дороже. Володя долго выбирает себе сумку, но так и уходит ни с чем. Проблема выбора – самая сложная проблема на свете.

Идем дальше. Ближе к центру встречаются каменные дома, среди них есть старинные. Вот почта, напротив – универмаг, кафе. Краем глаза замечаю вывеску – компьютерные услуги. Сюда мне нужно будет обязательно зайти, переписать на диск фотографии – место на карте уже кончается. Чистый СД покупаю в универмаге.

Впереди, в перспективе улицы, маячит белый силуэт колокольни. Вот и Соборная площадь, поросшая мягкой зеленой травкой. Церковный ансамбль явно отремонтирован, стены чистые, заново побеленные. Здесь и сейчас идут реставрационные работы – женщины-маляры с высоких лестниц-стремянок кистью водят по стенам. Одна из церквей – Иоанна Предтечи (1751 год) – стала действующей.

Сначала поднимаемся на колокольню. Перед входом женщина-кассир продает билеты. 20 рублей (билеты явно старые, цена, указанная на них – 1 руб.). Лестница узкая, винтовая, двоим не разойтись. Туристов много, так и снуют взад-вперед. Прежде, чем ступить на ступеньки, кричим в темную пустоту: «Эй, есть там кто-нибудь?» и пропускаем всех, спускающихся вниз.
С колокольни открывается потрясающий вид. Река Онега спокойно и величаво несет свои воды в Белое море, купола церквей совсем рядом и кажутся огромными, внизу раскинулся тихий провинциальный купеческий городок Каргополь. Долго стоим, любуемся, фотографируем, потом спускаемся вниз. Зеленая травка, покрывающая площадь (как приятно, не чета нашим питерским асфальтовым площадям!) так и манит присесть, отдохнуть.

Фрося ушла с колокольни раньше и куда-то исчезла. Садимся на травку, ждем. Сверху раздается мелодичный звон колоколов. Сначала одна мелодия, потом другая, третья. Что это там происходит? Из двери Введенской церкви напротив (1802 год) появляется Фрося, машет руками, зовет. Идем к ней. Здесь, оказывается, сувенирный магазин. Глаза разбегаются – чего тут только нет! Глиняная каргопольская игрушка, берестяные туески, солонки, корзины, вязаные цветастые шапочки, носки, варежки, нарядные лоскутные передники, бабы на чайник, книги. Книги смотрю в первую очередь. Вот красиво изданный альбом «Каргополь, мастерами славный». Это обязательно нужно купить. Вот книги Геннадия Русскoго – «Роман о герое» и «Клейма к иконам северорусских святых», это тоже в корзину. Вот тоненькая книжечка С.П. Кораблева «Этнографический и географический очерк г. Каргополя», набор открыток «Каргополь в объективе фотографов XIX века» со старыми фотографиями, книга каргопольского краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова «Каргополь», а это - совсем маленькая книжечка Н. Проничевой «Журавлиный край» - о природе Каргополья. Вот переизданная книжка о Каргополье из старой «желтой серии», но она у меня уже есть. Отобранные книги лежат на прилавке, теперь перейдем к сувенирам.

Фрося увлеклась выбором шапочки, я рассматриваю глиняные игрушки. В прошлый раз, 20 лет назад, мы их не купили, сейчас надо купить обязательно. Володя уже приобрел несколько штук и теперь подгоняет нас. Бесполезно – раньше чем через полчаса мы отсюда не уйдем. С колокольни опять раздается звон. «Надоело, целый день звонят», - жалуется продавщица. Оказывается, из Питера приехал звонарь и теперь учит местную молодежь.

Нагруженные тяжелыми мешками выходим, наконец, из магазина. Сувениры и книги придется отправить из Каргополя посылкой – тащить их в рюкзаках на Кенозеро невозможно. Теперь идем в соседний Христорождественский собор (1562 год).

Там – музей древнерусской живописи. Долго любуемся великолепным иконостасом и отдельными иконами, развешенными по стенам. Мой взгляд привлекла икона «Страшный суд», ее можно рассматривать до бесконечности. Полотно большое, но каждый сюжет на нем – в совершенстве выполненная миниатюра. Невольно улыбаешься, глядя как черти со свирепыми лицами тащат в костер отчаянно сопротивляющихся грешников. Как не восхититься и не умилиться наивности и мастерству старых живописцев. Фрося застыла перед иконой Богородицы в нижнем, «местном» ряду иконостаса.
- Смотри какие у нее глаза! – шепчет она.

Володя давно ждет нас на улице, он успел уже прогуляться по набережной и обнаружить там памятник А.А. Баранову, первому правителю российских колоний на Аляске. Оказывается, он родился здесь, в Каргополе. Хочется зайти еще в действующую церковь Иоанна Предтечи, но сегодня уже нет времени – нужно успеть в частный дом-музей Шевелевых – потомственных каргопольских мастеров, издавна занимающихся изготовлением глиняной игрушки.

Улица Гагарина, д. 30. Музей этот создан недавно, в 2003 году. Приведу здесь фрагмент с официального сайта города Каргополя www.kargopol.ru:

«Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли, известные, как Каргопольская сушь, издавна были известны залежами глины, и именно здесь, в деревнях Гринево, Токарево (ныне уже не существующих), в Печниково крестьяне занимались гончарным промыслом. Из Гринева были родом известные мастера Иван Васильевич Дружинин и Ульяна Ивановна Бабкина. Их игрушки, как и работы Семена Рябова, Сергея Дружинина, также хранятся в шевелевской частной коллекции, которая собирается уже на протяжении тридцати пяти лет, так что посетитель может увидеть и сравнить почерк разных мастеров, в том числе и девятерых Шевелевых: Дмитрия Васильевича, Клавдии Петровны, Александра и Николая Петровичей, Валентина Дмитриевича и его жены Анны Федоровны, Ольги Валентиновны, Владимира Дмитриевича и Елизаветы Владимировны. Здесь - история семьи в фотографиях, некоторые семейные реликвии, каждая из которых хранит память о прошлой жизни. Экспонирована также традиционная посуда, слепленная на ручном гончарном круге, покрытая свинцовой поливой или обваренная в "солодяге" - специальной мучной болтушке, колоритная игрушка, сделанная руками хозяев - и вы незаметно входите в мир народного искусства, так что уже самим хочется взяться за каргопольскую глину. Это можно сделать вместе с мастерами в помещении для мастер-классов.»

Стучимся в дом. К нам выходит хозяин, он же – организатор музея и экскурсовод - Владимир Дмитриевич Шевелев, начинается экскурсия. Владимир Дмитриевич рассказывает об истории своего рода, богато иллюстрированной фотографиями, развешенными на стенах, о собранной им коллекции (в ней, как ясно из приведенного выше текста, не только игрушки, выполненные руками рода Шевелевых, но и других известных каргопольских мастеров, в том числе знаменитой Ульяны Ивановны Бабкиной). Но в музее выставлена не только глиняная игрушка – здесь и тканые половики, и изделия из бересты, и работы каргопольских кузнецов и гончаров, живописные полотна. Именно гончары, кстати, и являются истинными родоначальниками игрушки – делали ее для души, в те немногие свободные минуты, когда можно было позволить себе чуть-чуть развлечься и, может быть, опять почувствовать себя детьми.
Здесь можно познакомиться также с различными технологиями изготовления игрушки, способами ее раскраски, обжига. Здесь проводятся мастер-классы, на которые могут придти все желающие и своими руками попробовать вылепить из глины забавных мужиков со щуками, баб с коромыслами, «полканов», зверюшек, птиц. Здесь мы узнаем, что в настоящее время в Каргополе существует как минимум три различных направления в технологии и художественной трактовке глиняной игрушки. Один из них продолжает старый завод каргопольской народной игрушки, другой – новый центр народных ремесел «Берегиня» и третий – семья Шевелевых.

Заканчивается экскурсия в магазине, где продают сувениры, в основном - из бересты. На развитие музея нужны деньги. Пивная кружка из бересты? Разве можно в бересте держать воду? Оказывается, не только можно, но и нужно. Без воды береста рассыхается. Чтобы изделия дольше хранились, их смазывают подсолнечным маслом – цвет от этого они не меняет, но приобретают мягкость и приятный матовый блеск. Покупаем сувениры, выходим из дома. Во дворе замечаем несколько ульев, над которыми вьются пчелы. Хозяин дома – не только научный сотрудник, мастер глиняной игрушки и экскурсовод, он еще держит пасеку. Спрашиваем, можно ли купить меда. Его пока мало, сезон только начался, но можно попробовать. На свет появляется внушительных размеров ведерко, зачерпываем ложкой прозрачный ароматный мед. Вкуснятина, такого меда не купишь на рынке!

Семь часов вечера. Фрося хочет идти домой, но у меня в Каргополе есть мемориальный адрес, который я должна навестить – ул. Онежская, д. 26. Дом, где мы жили 20 лет назад. Решаем разделиться. Фрося идет домой, забрав тяжелые сумки с покупками, Володя – на автостанцию узнавать расписание автобусов на завтра, я – на Онежскую улицу.

Из старого дневника:
"Явившись в местную гостиницу «Каргополочка», мы были ужасно разочарованы, так как мест там, как всегда, не оказалось (на этот раз гостиница была занята ансамблем народной песни, приехавшим сюда на гастроли). Но нам дали адрес: ул. Онежская, 26. Мол, там живет бабушка, которая сдает комнаты. Мы заявились к старушке в 12 часов ночи и стали стучать в окна. Через некоторое время к нам вышел молодой парень, которого мы, видимо, подняли с постели (он оказался тоже туристом). Он разбудил хозяйку, которая стала добродушно ворчать, что уже ночь на дворе, но предложила нам чаю, дала чистое постельное белье, и мы сразу почувствовали себя спокойно и уютно. Старушка эта, Лидия Алексеевна, оказалась настоящей «туристской мамой» и у нее останавливались все, приезжающие в Каргополь, знакомились, расставались, чтобы встретиться потом случайно где-нибудь на пустынной лесной дороге...".

Вот и знакомая улица, я узнаю ее. Отсюда хорошо видны зеленые купола Благовещенской церкви (1692 г.), что на старой торговой площади, недалеко от Онеги. Угловой дом – 28, значит, следующий мой. Сердце замирает.

А вдруг жива еще та замечательная бабушка, Лидия Алексеевна, которая была нам (и не только нам) «туристской мамой», заботливой, гостеприимной, кипятила чай, угощала пирогами, будила по утрам, давала советы, с интересом расспрашивала о том, куда ездили, что видели. Вот и дом. Он совсем не изменился, даже цвет тот же. Вот и окна нашей комнаты!
Возле дома на улице сложена груда досок – похоже, собираются ремонтировать крышу.
Стучу в дверь, на порог выходит пожилая женщина, но это не наша хозяйка.
- Здравствуйте, мы останавливались в этом доме 20 лет назад.
- Не только вы одни. Сюда часто заходят, спрашивают. Лидия Алексеевна Проничева давно умерла, мы купили этот дом 18 лет назад. - А-а.. А кто-нибудь из родственников у нее остался? – спрашиваю просто так, потому что не знаю, что сказать.
- Нет, у нее была дочка, да тоже недавно умерла. Да вы о ней, может, слышали – Нина Николаевна Проничева, учительница, известный человек в Каргополе. Недавно вышли две ее книги, одна из них – «Журавлиный край», в магазинах продается, вторую не помню. «Журавлиный край»…
Да, книгу с таким названием я купила сегодня в сувенирной лавке. Оказывается, это дочь нашей хозяйки… Благодарю женщину и ухожу. Рассеянно бреду по улице, торопиться не хочется. Почему-то становится грустно, Каргополь словно опустел. Мимо проезжает девчонка на велосипеде, на багажнике – ведро с водой, вода выплескивается на дорогу. Купола Благовещенской церкви блестят вдалеке.

Достаю фотоаппарат и вспоминаю, что на карте осталось мало места. Да, надо же записать СД, и сделать это надо сегодня, больше не будет времени. Вспоминаю, что возле почты видела табличку «Компьютерные услуги». 8 часов вечера, иду к почте почти без всякой надежды. Но вдруг? Вот и дверь с табличкой, только что она была открыта, но сейчас молодой человек в кожаной куртке закрывает ее на ключ.
- Компьютерный центр уже закрыт? – задаю глупый вопрос.
- Давно закрыт, я из другой конторы.
Облом. Что же делать? Какая-то неопределенная мысль вертится в голове. Новая гостиница «Каргополь»… Рекламой о ней последние пол года забит весь интернет. Гостиница дорогая, построена по евростандарту, нам она не по карману. По евростандарту… Значит, там должен быть интернет. Должен быть компьютер, и там я смогу переписать свои фотографии. Ура! Гостиница «Каргополь» совсем недалеко. Смешное нелепое здание, явно диссонирующее с окружающей застройкой. Двухэтажная коробка, обшитая вагонкой яркого, режущего глаз цвета. Может быть, внутри лучше? Внутри лучше. Но ни компьютера, ни интернета у них нет.
- Вам нужно переписать на СД фотографии? Так сходите в дом Беляевых!
- Где это? На улице Сергеева, последний дом справа у реки, там спросите, его все знают.
- Не поздно ли? Нет, думаю что не поздно. Только вы не пугайтесь, хозяин – инвалид, он не встает с постели.

Иду обратно, туда, откуда пришла, улица Сергеева – недалеко от Онежской.

Вот и дом у реки. На крыльце женщина с веником подметает пол.
- Здравствуйте, мне сказали, что здесь можно воспользоваться компьютером.
- Проходите. Лена, это к вам!
На крыльце появляется другая женщина, она в инвалидной коляске.
- Проходите в комнату, Сергей там.
Прохожу, с опаской оглядываясь, нет ли грязных следов. Пол в комнате только что вымыт. В углу, у окна, вожделенный компьютер, рядом – лазерный принтер, сканер, другие знакомые вещи. То ли это жилая комната, то ли офис. В комнате никого нет. Вдруг за компьютером, у окна с видом на Онегу вижу кровать, на ней лежит человек. Это, наверное, хозяин дома, Сергей Алексеевич Беляев.
- Здравствуйте, мне бы записать СД и послать письмо по электронной почте.
- Пожалуйста. Давайте диск!
Лезу в сумку и вдруг понимаю, что СД остался в другой сумке, в той, которую забрала домой Фрося.
- Ничего, СД найдется, – говорит хозяин.
Переписываем фотографии, это займет минут двадцать. Пока идет процесс, разговариваем.

Дом этот старый, раньше принадлежал богатому каргопольскому купцу, Сергей купил его после пожара, восстановил. Интерьеры воссоздать не удалось, слишком дорого. Очень трудно было добиться от строителей, чтобы в доме не было ни одного порога. Отопление сейчас центральное, хорошо бы восстановить печные трубы на крыше, чтобы дом выглядел как раньше, но денег пока нет. Есть несколько старых фотографий - дом после пожара выглядел совсем развалюхой, долго стоял пустой. Удивляюсь объему работы, которую удалось проделать – сейчас здесь и офис, и жилье, и клуб по интересам. Поражаюсь разносторонним знаниям хозяина.

Когда-то он увлекался программированием, но сейчас этим уже не занимается. Хотя у него есть сайт – это официальный сайт города Каргополя, тот самый, которым я так часто пользовалась при подготовке к походу.
Сергей в совершенстве знает историю края, он и этнограф, и искусствовед, и менеджер, у него самый большой в городе компьютерный офис, здесь же – типография. Он, очевидно, не только мозг, но и душа местного общества. Телефон на столе у хозяина постоянно звонит, в комнату заходят какие-то люди, что-то печатают на принтере, обсуждают деловые проблемы, советуются. Вспоминаю газету «Онега», которую мы читали в Унежме. Там была статья, посвященная 860-летию со дня основания Каргополя, в ней упоминалось о том, что человек, не встающий с постели, имени которого я тогда не запомнила, устраивает у себя в доме шашечные турниры, на которые съезжаются игроки со всей округи. Теперь я знаю, о ком шла речь.
- А я читала о вас в газете!
- Ну, мало ли чего пишут. Но в шашки я действительно играю, и турниры были, - смущается Сергей.
Женщина в инвалидной коляске, которая встретила меня на крыльце – жена Сергея. Она тоже работает в офисе, помогает мужу, ведет дом. Хотя есть, конечно, и другие помощники.
В доме необыкновенно приятная, теплая обстановка, кажется, что всем людям, работающим или просто бывающим здесь, по-домашнему уютно и хорошо. В комнату заходит кто-то еще.
- А, и вы тоже здесь? – говорит вошедший.
Оглядываюсь. Это Владимир Дмитриевич Шевелев, хозяин музея, где мы были сегодня. Очевидно, гости собираются на огонек. Фотографии записаны, письмо отправлено, нужно уходить, хотя в глубине души жалею об этом. Прощаюсь с хозяевами. Лена, жена Сергея, провожает до крыльца.
- У вас здесь настоящий культурный центр города, - говорю я.
- Да, в некотором роде, - отвечает она.
Иду домой в прекрасном настроении. Сегодняшний вечер был самым приятным впечатлением в Каргополе. Город больше не кажется пустым.

Продолжение