КЕНОЗЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2005

Ян Курек
Краков, Польша

«Культура дерева» в развитии сельских территорий Европы

Значение и роль «дерева» в истории мировой культуры кажется очевидным. Оно сопутствовало человеку и при его жизни, и после смерти... Старинные деревянные постройки являются свидетельствами человеческого знания, опыта, традиций и ремесленного таланта. Популяризация и спасение деревянных памятников архитектуры может дать шанс активизировать и развивать бедные, деревенские регионы Европы. Примером может послужить предлагаемый комплексный метод популяризации природных и культурных ресурсов, который можно видеть в Кенозерском национальном парке в Архангельской области на севере России.

В европейской культуре и архитектуре дерево на протяжении тысячелетий играло заметную роль: из него строились жилые дома, разного типа оборонительные сооружения, валы или дороги, а также гидротехнические объекты – шлюзы, мосты, переправы. Дерево оставалось материалом, использованным для изготовления многих необходимых инструментов, а также было художественным материалом, используемым для оформления внешних обрамлений зданий и интерьеров, скульптурных и графических произведениях.

Научно - технический прогресс, рост городов и мегаполисов прошлого века привели к появлению и распространению бетона, стали, искусственных материалов и стекла. Использование новых материалов и технологий и вместе с тем хищническое потребление дерева, при одновременном его растущем дефиците, привели к тому, что использование дерева стало редким явлением. Другой причиной отказа от использования дерева стала его биодеградация и воспламеняемость, что принуждает обрабатывать его дорогостоящими пропиточными растворами с целью увеличения его противопожарных качеств.(1)

Созревание идеи охраны деревянных памятников
Понимание роли и значения памятников и собственной идентичности в гражданских обществах современной Европы и их стремление сохранить культуру и самобытность народа, как и политические соображения, привели к осознанию правил охраны и использования наследия. Идея сбережения этого особенного наследия прошедших веков для будущего и исторического просвещения подрастающих поколений народов Европы – особенно охраны наследия деревянной архитектуры – нашло свое отражение в организации музеев на отрытом воздухе – скансенов(2), особое развитие которых началось во второй половине 20 века. (3, 4)
Музеи под открытым небом имели разные основания в своей организации, в зависимости от места их размещения, возможностей их формирования и своих размеров. Наибольшее их количество имеется в Скандинавских странах, и здесь скансеном может стать как небольшой городок или деревня, так и отдельная усадьба – т.е.» минискансен», сооруженный из объектов на местах их создания – это музеи «in situ». В туристических путеводителях этих стран и на картах можно увидеть как большие комплексы объектов, так и их малые группы. Наличие настоящего исторического объекта, как правило, выполненного из дерева, является гордостью, особенно на местном уровне, что ведет к укреплению местного патриотизма.

Корни движения в организации музеев под открытым небом уходят к 18 столетию, когда богатые элиты начали интересоваться старинными вещами и собирать коллекции, создавая, в основном на территории своих усадьб, романтические сады с копиями, как классических зданий, так и деревянных крестьянских хат. Вследствие такого культурного и философского подхода были созданы, например, многоэтажные, террасные сады замка в Луневиль (Luneville, Лотарингия) – французской резиденции польского короля Станислава Лещинского.(5) Находясь в эмиграции во Франции, король реализовал свое видение садов, в которые были вписаны элементы архитектуры и ландшафт деревни – усадьбы, ветряные и водяные мельницы.(6).

Собирание европейского опыта
Одним из первых сознательно перенесенных архитектонических объектов был старый (1180 г.), деревянный костел из местности Ванг в Норвегии. (7) Он был куплен прусским королем и в конце концов попал в 1862 году в Карпач в Дольной Силезии. На новом месте он был снова сложен, были также восполнены и реконструированы потерянные элементы его деталей. Распространению идеи создания музеев под отрытым небом во многих странах предшествовало развитие науки этнографии, а также участие в Международной выставке в Вене в 1872 году. До начала Второй мировой войны, например в Польше, было создано только несколько музеев под отрытым небом или их концепций. Почти 40 следующих скансенов (разной величины) появилось в уже после 1960 года. (8)

Независимо от этого, вместе с начатыми в 1936 году исследованиями заложенного более 2700 лет назад оборонительного града в Бискупине, велись работы по созданию археологического заповедника и реконструкции фрагмента города. Называемый «польскими Помпеями», Бискупин стал «Меккой» для ученых и большой туристической достопримечательностью в нашей стране.

В России Октябрьская революция, «борьба классов», политический и культурный изоляционизм государства и его экономические проблемы не способствовали созданию музеев под открытым небом.(9) Только в подмосковном Коломенском в 1920х годах и после Второй мировой войны появился первый музей под открытым небом. В 50-60х годах произошло изменение взглядов на традиционное строительство, которое еще недавно называлось «территорией классовой борьбы и общественной эксплуатации дореволюционной деревни».(10) В этот период появляется несколько скансенов, так называемых, музеев-заповедников и музеев деревянного зодчества.

Возвращение к истокам
Перемены последних лет на политической и экономической карте Европы привели к тому, что охрана деревянного наследия получила новый импульс развития. Причиной этого является туризм в страны находящиеся еще до недавнего времени за «железным занавесом» и возможные, связанные с этим движением, экономические доходы. Оказалось, что местности и регионы имеющие, например, памятники народной архитектуры приобретают дополнительные достоинства, рекламируя свои туристические или агротуристические услуги. Создавая соответствующие программы развития, которые будут финансированы Европейским Союзом, и начиная поиски качественных системных решений надо будет создать конкретные туристические маршруты (например, «Дорога готической деревянной архитектуры»), необходимо организовать разные выездные мероприятия: фестивали и презентации (археологический фестиваль: «Викинги, славяне и балты - в раннем средневековье»). Похожие тенденции в популяризации «Культуры Дерева» можно наблюдать также в Словакии, Словении, Германии и в скандинавских государствах. В некоторых случаях (Словакия), предоставляется возможность провести отпуск в деревянных зданиях – памятниках архитектуры – приспособленных для потребностей туристов, которые не требуют больших удобств. Такие тенденции – это своеобразная релаксация, отход от проблем жизни нашего насыщенного информацией и техникой мира, который приносит так много стрессов, - урбанизированного мира, в котором все чаще и чаще люди чувствуют себя отчужденными и потерянными. Желая отдохнуть и получить спокойствие, убегая от цивилизации (от бетона, стекла, стали и искусственных материалов) мы возвращаемся к природе, «воплощением» которой являются известные достоинства деревянных построек. Оказывается, что не нужно здесь выдумывать ничего нового – достаточно использовать уже известные свойства деревянного материала и тысячелетний опыт, и мудрость многих поколений строителей и плотников.

Кенозеро – возвращение к прошлому для будущего
Кенозерский национальный парк – это одно из наиболее красивых мест Русского Севера, имеющий большие природные достоинства, прекрасные ландшафты, флору и фауну, а также реликты оригинальной и интересной деревянной архитектуры. Могло бы показаться, что здесь существуют идеальные условия для их умелого использования – увы, туристическое движение несколько лет имеет тенденцию к уменьшению. Невозможность получить работу и ничтожные перспективы развития ведут к оттоку здешней молодежи в большие города, а старшие поколения неминуемо «отходят», оставляя светящие пустыми проемами окон дома и разрушающиеся, обрастающие растениями лесные часовни и кладбища. Дирекция парка, осознающая падение, которое угрожает здешним памятникам архитектуры культуры дерева, хотя и предпринимает конкретные шаги, направленные на их спасение, однако их эффективность ограничена, главным образом в связи с недостаточным количеством финансовых средств и слабую сеть коммуникационных сетей на этой территории. Однако с другой стороны необходимо учесть, что значительная отдаленность от главных артерий на протяжении многих столетий оберегала эти территории от вмешательства политиков, а также от негативного влияния цивилизации.

Стремясь сберечь природу и памятники архитектуры этого региона, одновременно стараясь показать их большему количеству посетителей, которые ищут здесь возможности культурного просвещения и активного отдыха, по нашему мнению, необходимо начать следующие, проверенные в Европе и в мире, систематические действия:
- необходимо продолжить и расширить проводимые до этого времени документирование и реставрационные работы – особенно в случаях неиспользуемых памятников деревянной архитектуры;
- наиболее ценные эксплуатируемые объекты необходимо подвергнуть постоянному наблюдению и реставрационному мониторингу (попечительству);
- в обоснованных случаях стоило бы начать комплексное археологическое, социокультурное и этнографическое исследование с целью получения более полного образа истории этих земель и заселяющих их людей;
- необходимо рассмотреть потребность и масштаб введения разного типа форм и примеров действия скансенов; частичного создания так называемых «живых скансенов»; провести типизацию объектов, которые надо сохранить in situ как «минискасены»; перенести часть объектов на новые места (например, в новые созданные скансены и минискасены);
- создать постоянную экспозицию (возможно в специальном здании) истории и культуры региона – включая период советской власти;
- создать сеть подлинных и реконструированных объектов - туристическо-просветительскую базу для прибывающих в эти места отечественных и зарубежных гостей; им можно будет предложить разнообразные и интересные программы активного отдыха (охота, рыбалка, конные прогулки и т.д.) в разное время года;
- заботиться о сохранении традиций суровых и здоровых (и гигиенических…) условий жизни российского севера, как творческой альтернативы для комфортабельного отдыха на больших курортах;
- кроме сельских скансенов стоит создать скансен (может in situ для уменьшения расходов?) с фрагментами городского строительства (возможно в Каргополе или рядом);
- улучшить коммуникационную доступность этих территорий – например, путем строительства аэропорта (возможно в окрестностях Каргополя?), который будет иметь связи с большими городами России, а также ввести регулярные линии микроавтобусов и организовать паромные переправы;
- активно популяризовать и информировать в средствах массовой информации о памятниках и возможностях развлечений в регионе с интересными предложениями для разных форм отдыха и туризма.

Такая популяризация программы «Культура Дерева» поставит высокие требования перед местным обществом и властям разного уровня, а также активными проектировщиками и исследователями. Конечно же, главной проблемой будут, так как и всегда, деньги, которые надо будет искать также вне бюджета – среди потенциально заинтересованных международных инвесторов. Другой проблемой окажется – наличие и поиск активных личностей, лидеров реализации такой программы. Только комплексные действия дадут шанс второй молодости этому региону и его жителям – особенно молодежи – найти достойную работу и жизнь в этом замечательном уголке Русского Севера.

Примечания и литература:
1) Конечно же, в соответствующих условиях эксплуатации проблема биодеградации имеет меньшее значение, а например, использование клеёного дерева, значительно уменьшает риск пожара деревянных конструкций.
2) В странах бывшего Советского блока политические аспекты удачным образом поддержали естественные стремления музейных работников охраны культурного наследия отдельных стран и их регионов. В некоторых из них такие музей были созданы еще до начала Второй мировой войны (в Польше был открыт старинный град в Бискупине).
3) Раньше всего идея строительства таких музеев нашла понимание и приобрела реальные черты в Скандинавских странах, где появилось также общественное движение, которое исполняло обязанности несуществующих еще в то время квалифицированных музейных работников. Название: «музей под открытым небом» - это перевод, встречаемый в других языках, напр.: “open air museum”, “Freilichtmuseum”, “музей на открытом воздухе”.
4) Название «скансен», изначально принятое для шведского музея под отрытым небом в Стокгольме, со временем вошло в обиход для названия этого особого типа музеев, куда перевозились памятники из других мест региона, также в других странах.
5) Czajkowski J. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. // Rzesz?w – Sanok, 1984, s. 12.
6) После смерти короля замок, увы, был перестроен, причем были разобраны деревенские сады.
7) Деревня Ванг существует до сегодняшнего дня над озером с таким же названием – на месте старого костела, купленного в 1841 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV за 427 марок, был построен новый деревянный костел. Изначально король планировал возвести норвежский небольшой костел на острове Павлинов возле Берлина, где уже он собрал другие архитектурные памятники. В конце концов, он подарил его общине евангелистов в Верхнем Карпаче (нем. Br?ckenberg).
8) Дом в Вдзызах Кишевских (1906), а также скансен в Новогроде (1919) – творение Адама Хентника.// Czajkowski J., op. cit. s. 210.
9) 26 октября 1920 года Ленин подписал декрет «О продажи антикварных ценных предметов за границу», что показывает его отношения к культурным ценностям. Вместе с тем постоянно грабились дворцы и купеческие дома, сжигались деревни, которые не сдавали насильственные контингенты. // Bunicz I., Z?oto dla Partii – cz. I. Inwazja, Gutenberg Print, Warszawa 1996.
10) Ополовников А.В. Музей под открытым небом как форма сохранения наследия народного зодчества. // «Архитектура СССР», № 12, 1965 11) Примером может здесь послужить словацкая деревня Подбель.

Другие доклады на конференции "Кенозерские чтения-2005":