Т.М.Кольцова
ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА НИКОДИМА КОЖЕОЗЕРСКОГО
В Северном Поонежье сформировались культы нескольких православных
святых: Кирилла Сырьинского, Диодора Юрьегорского и Никодима
Кожеозерского. Иконы с изображениями первых двух святых известны по
упоминаниям в письменных источниках. Образ святого Никодима
Кожеозерского был более распространен, особенно в вотчинных землях,
усольях Кожеозерского монастыря на реке Онеге и в Каргополье.
Один
из крупнейших северных монастырей — Кожеозерский мужской монастырь —
был основан в 1560 г. на Лопском полуострове, омываемом водами озера
Коже. Его история тесно связана с другими северными монастырями, с
монастырской колонизацией и освоением Северного края.
Первым
насельником этих мест был монах Нифонт, выходец из Каргопольского
Александро-Ошевенского монастыря. Основание же Кожеозерского монастыря
принято связывать с именем преподобного Серапиона (в миру известен как
Сергий — бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, умерший в 1611
г.). Царь Федор Иоаннович пожаловал новой северной обители Лопский
полуостров и земли вокруг него.
Первый храм монастыря был
освящен в честь Богоявления Господня. Следом за ним построили
Благовещенскую церковь с трапезной палатой. Монастырь окружала
деревянная ограда со Святыми воротами. Первоначально постройки монастыря
были деревянными и часто страдали от пожаров. Наибольший ущерб монастырю
принесли пожары 1692 г. и 1730 г.
С 1643 по 1646 г. монастырь возглавлял игумен Никон, впоследствии —
святейший патриарх Московский, известный преобразователь Русской
православной церкви. При Никоне монастырь расцветает, а число братии
достигает 100 человек.
В 1764 г., после издания Екатериной II нового штата монастырей,
Кожеозерский монастырь был закрыт и возобновлен только в 1851 г., чтобы
противодействовать расколу на территориях, примыкающих к Поморью.
Возрожденному монастырю были переданы сенокосы и пашни вокруг Кожозера
и по реке Коже.
Состояние возобновленного в середине XIX в. Кожеозерского монастыря зафиксировала
гравюра 1854 г. На ней изображены деревянные постройки, не
сохранившиеся до наших дней.
|
Гравюра
"Никодим Кожеозерский". 1854 г. Соловецкий музей-заповедник. |
На гравюре представлен вид обители с высоты
птичьего полета: монастырь, расположенный на полуострове, обнесен деревянной
оградой с двумя въездными воротами и надвратной церковью. В центре ансамбля
— Богоявленская и Благовещенская церкви. Перед ними — высокий деревянный
поклонный крест. Все остальные строения монастыря размещены по периметру
ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Никодим Кожеозерский представлен в
рост, слева от монастыря. Вверху, на облаках, ангелы поддерживают образ
«Богоявление» — напоминание о главном празднике и главном храме монастыря.
В нижней части гравюры в два столбца написаны тропарь и кондак преподобному
Никодиму.
Период последнего расцвета монастыря связан с именем архимандрита Питирима
(1885-1903). При нем была построена новая дорога, соединившая озеро Коже с
Онежским трактом, благодаря чему открылась возможность для паломничества в
монастырь, были возведены каменная и деревянная гостиницы для богомольцев и
трудников. В монастыре работали онежские каменщики и плотники. Каменные
постройки были сложены из местного белого камня (известняка) и кирпича,
который обжигали тут же, в монастыре.
На рубеже XIX-XX вв.
завершается формирование архитектурного ансамбля Кожеозерского
монастыря. Своеобразие планировки его территории определили близость озера,
особенности рельефа и островное положение. В центральный монастырский
комплекс были включены каменные Успенская церковь, Преображенская церковь с
трапезной палатой, надвратная церковь Иоанна Предтечи, настоятельский и
братские корпуса. Эти здания и составляли архитектурное ядро монастырского
ансамбля. Многие из них сохранились до наших дней.
Монастырь,
закрытый в начале 1920-х гг., вновь был возрожден только в 1998 г. В
настоящее время там постоянно проживают новые насельники.
Небесным
покровителем монастыря считается Никодим Кожеозерский (или Хозьюгский),
скончавшийся в этой обители 3 июля 1639 г. Он был известным
пустынножителем, который прославился многими чудесами и святостью своей
жизни.
Преподобный Никодим (в миру — Никита), уроженец Ростовского
уезда, сын крестьянина, кузнец. Принял постриг в 1595 г. в Чудовом
монастыре. В 1602 г. перешел на реку Онегу, в Кожеозерский монастырь. Прожив
здесь полтора года, он уходит на речку Хозьюгу, что в пяти верстах от
обители, и ставит келейку. В полном безмолвии, подражая великому
пустынножителю Павлу Фивейскому, он прожил 35 лет. Когда же святой изнемог
от старости, то игумен Иона убедил его перейти в обитель, где он и почил. В
1662 г. Никодим Кожеозерский причислен к лику православных святых. Мощи его
находились в монастырском храме Богоявления Господня и привлекали большое
число верующих на поклонение.
Первые образы Никодима Кожеозерского
были написаны для северных храмов уже во второй половине XVII в. В сводном
иконописном подлиннике его изображение рекомендуется писать следующим
образом: «Подобием надсед,
брада
черна, продолговата, не широка, ризы преподобнические и в схиме.
Образ святого дважды встречается на страницах Сийского иконописного подлинника.
На одном листе образца он представлен в рост, в развороте вправо, в паре со святым
Пахомием Кенским.
|
Преподобные Никодим Кожеозерский и Пахомий Кенский. Лист
из Сийского иконописного подлининика. РНБ. |
Одет в монашескую мантию с накинутым на
голову кукулем и в схиму. Борода небольшая, руки воздеты в молитвенном жесте. Около
изображения написаны пояснения: «Власы счерна русы, пустынник Хожуюгский
монастыря Кожеезерский, соборная церковь Богоявление Господне». Последнее указание
относится к названию главного соборного храма Кожеозерского
монастыря.
Существовала традиция писать образы преподобных в поклонении
главному празднику обители. Сийский иконописный подлинник собран архимандритом
этого монастыря Никодимом во второй половине XVII — начале XVIII в.
Архимандрит известен и как иконописец. Он родился в деревне
Шуреньге, расположенной в среднем течении реки Онеги, и начал работать как
иконописец в 1650 гг. В это же время на Онеге формировался культ Никодима Кожеозерского. Не
исключено, что будущий сийский архимандрит Никодим принимал участие в
создании иконописного образа святого Никодима Кожеозерского
Сийский иконописный подлинник закрепил композицию изображения святого в развороте, что
определило ее дальнейшее развитие как предстоятельной, или «в молении».
Никодим Кожеозерский. Икона
XVII в. Каргопольский ист.-арх. и худож. музей |
|
|
Никодим Кожеозерский. Икона начала XVIII в. Арх. музей ИЗО. |
Наиболее характерным примером является икона начала XVIII в., исходящая из
Преображенской церкви села Турчасово (правая икона). Икона находилась в составе местного ряда
иконостаса. Святой представлен в рост, в трехчетвертном развороте. Руки
подняты в жесте моления и обращены к образу Богоматери Одигитрии,
написанному в левом верхнем углу, на облаках. Святой облачен в
темно-коричневую мантию, темную схиму, желтый подризник. Кукуль надет на
голову, Икона создана иконописцем на реке Онеге. В это время иконография
святого Никодима воплощается в основном местными северными иконописцами.
Предстоятельная композиция определила включение образа преподобного в состав северных деисусных
чинов, начиная со второй половины XVII в. При этом парным к нему может быть
образ Антония Сийского или Кирилла Белозерского. Один из таких образов входил
в состав деисусного чина Никольской церкви (1659 г.) Павловского погоста.
На иконах Каргополья и Северного Поонежья Никодима Кожеозерского можно встретить
в составе групп, предстоящих тому или иному образу: «Вседержитель с
предстоящими святыми» 1728 г. из села Турчасово, «Зосима и Савватий
Соловецкие с избранными святыми» второй половины XVII в. из церкви
села Большая Шалга
.
Фронтальное изображение святого встретилось только на одной иконе XVIII в., которая
происходит из каргопольского села Астафьево
Композиция иконы повторяет фронтальный вариант образа Антония Сийского,
который зафиксирован в Сийском иконописном подлиннике.
..
С возрождением монастыря в середине XIX
в. активизируется паломничество к мощам святого Никодима. Монастырь
благословляет богомольцев образом святого. Но это было время тиражных
гравюр и дешевых раздаточных образов. Большинство северных монастырей целые
партии дешевых икон для раздачи богомольцам заказывали иконописцам
Владимирских сел.
Иконография
святого Никодима Кожеозерского разработана и воплощена на Севере.
Наибольшее число сохранившихся икон происходит из Поонежья, так как именно
здесь святой был особенно почитаем. Икон сохранилось немного, но в церковных
и монастырских описях образ Никодима Кожеозерского упоминается
неоднократно. Большинство икон с избражением святого отмечены
стилистическими особенностями этого региона.
Примечания:
1.
Из монографии Т.М.Кольцовой "Иконы Северного Поонежья", М., Сев.
паломник, 2005.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из книги и Каталога выставки "Святые каргопрольской земли".
4. Содержание частично совпадает с
текстом Т.М.Кольцовой о
Кожеозерском монастыре в Каталоге выставки "Святые каргопольской земли".