Т.М.Кольцова, М.Л.Рягузова
СВЯТЫЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ (живопись, графика)
На Русском Севере сложился свой круг наиболее почитаемых местных святых,
подвизавшихся в монастырях, городах и весях нашего края в
XV-XVI
веках. В православной среде бережно
сохранялась память о подвижниках благочестия, запечатленная в житиях и
иконах. В коллекциях северных музеев есть иконописные изображения
основателей знаменитого Соловецкого монастыря - Зосимы и Савватия, а также
редко встречающиеся иконы преподобных Антония Сииского, Никодима
Кожеозерского, Антония Сийского, праведников Артемия Веркольского и Прокопия
Устьянского.
Большинство подвижников благочестия - это основатели прославленных северных обителей,
известные своими духовными подвигами. Каждый северный монастырь в древности
имел свои «раздаточные образа». На них изображались святые чудотворцы, чьи
мощи хранились в обители. Такие иконы дарили, ими благословляли богомольцев.
Так, в Соловецком монастыре иконописцы создавали образы Зосимы, Савватия и
Германа Соловецких. В Антониево-Сийском монастыре писали «на раздачу» образы
Антония Сийского, в Веркольском монастыре - праведного Артемия.
Северные
иконы, обогащая нас духовно, содержат и немало ценных сведений по истории
нашего края. На них можно встретить изображения городов и монастырей,
поморских парусных морских судов, орудий труда северного крестьянства.
Клейма жития на иконах рассказывают об активной строительной деятельности
северных подвижников. Иконы с образами северных святых часто содержат
изображения древних деревянных и каменных построек, не дошедших до наших
дней.
Первые иконописные изображения северных святых часто
создавались людьми, знавшими их, помнившими их облик. Так, образ Зосимы
Соловецкого впервые был написан в XV веке игуменом Соловецкого монастыря
Досифеем. Житие и образ преподобного Кирилла Челмогорского были созданы в
XVII веке священником каргопольской деревни Лядины Иоанном. В 1652 году по
заказу купца Ивана Ермолаева Онисим Карамзин написал икону Прокопия
Устьянского.
Особую группу составляют святые подвижники
благочестия, прославившиеся на землях Каргополья: знаменитые основатели
монастырей Александр Ошевенский, Кирилл Челмогорский, Никодим Кожеозерский,
Пахомий Кенский. Расскажем об этих святых, следуя хронологии их появления на
Русском Севере.
Кирилл Челмогорский
О жизни святого Кирилла Челмогорского
известно крайне мало. Он родился в конце XIII века, принял монашеский постриг
в новгородском монастыре святого Антония Римлянина. Долго странствовал,
в том числе на Севере, пока не пришел в 1316 году на гору Челму.
Житие святого Кирилла было составлено лишь в XVII веке
священником каргопольского села Лядины Иоанном. Последний был родом из
деревни Лекшмозерской, что на Каргополье, и именовал себя
«иереем-изографом». Иоанном был написан и первый иконописный образ святого.
Повесть о жизни Кирилла начинается рассказом о его пришествии на гору Челму
и основании им здесь Челшенской, или Челмогорской, пустыни, находившейся в
53 верстах от Каргополя. Здесь святой прожил в одиночестве 52 года.
Преподобный Кирилл умер в пустыни 8 декабря 1368 года, над могилой святого
была устроена гробница. Позже к этому глухому месту стали стекаться монахи,
и здесь возник небольшой общежительный монастырь. Главный храм обители был
посвящен Богоявлению Господню. У мощей преподобного стали совершаться
многочисленные чудеса. Слава о чудотворце распространялась, увеличивалось
число монахов в монастыре. Обитель пережила тяжелые времена в начале XVII
века, когда была сожжена дотла польско-литовскими завоевателями, но
возродилась вновь.
В 1764 году монастырь был упразднен, однако через сто лет
вновь возрожден. А сейчас лишь фундаменты зданий да массивные ели указывают
на место, где стоял Челмогорский монастырь - первый монастырь на
Архангельском Севере.
Иконописные подлинники предписывали
изображать святого Кирилла так: «подобием надсед, власы не с ушей, брада
доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая». Иконописные изображения
святого крайне редки, а иконы в основном происходят из Каргополья, где он
был наиболее известен и популярен.
|
Кирилл Челмогорский.
икона XIX в. с панорамой Кирилло-Челмогорского монастыря. Из
д.Заостровье Примор. р-на Арх. обл. Арх. музей изобразительного искусства |
На одной из икон XIX века,
изображающей святого в рост, запечатлен и Челмогорский монастырь: хорошо
видны белые церкви с золотыми куполами и колокольня в окружении холмов,
поросших деревьями и травами.
Александр Ошевенский
Примерно в одно время с
преподобным Кириллом основал монастырь Александр Ошевенский - самый
известный святой в Каргополье. Его житие, написанное в 1567 году иеромонахом
Ошевенского монастыря Феодосием, известный русский историк В.О.Ключевский
назвал «превосходным по содержанию». Святой Александр (в миру - Алексей),
родившийся в 1427 году, был младшим сыном в зажиточной и благочестивой семье
земледельца Никифора Ошевни, жившей недалеко от города Белозерска. В 18 лет
он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь и там был удостоен монашеского
пострига. Преемственная историческая связь святого Александра с
Кирилло-Белозерским монастырем отражена на иконах, изображающих святых
Кирилла Белозерского и Александра Ошевенского вместе
.
Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Вторая полов. XVII в. Арх. музей изобраз. искусства
| |
|
Александр Ошевенский и Кирилл Белозерский. Кон. XVIII - нач. XIX в.
Артель Богданова-Карбатовского. Каргоп. ист.-арх. и худож. музей
|
В то время как Александр принял иночество в Кирилло-Белозерском монастыре, его
родители, притесняемые землевладельцами, были вынуждены покинуть свое село и
поселиться на реке Чурьеге, в 44 верстах от Каргополя. При содействии отца
инок Александр в 1454 году выбрал место на реке Чурьеге и основал здесь
Успенский Ошевенский монастырь. На пустынном месте среди лесов и болот инок
построил церковь святителя Николая. Вскоре новая обитель прославилась и
привлекла богомольцев и любителей иноческой жизни.
В
подвижнических трудах Александр провел в своей обители 27 лет и мирно почил
20 апреля 1479 года. Его мощи были освидетельствованы и находились под
спудом в каменной Успенской церкви Ошевенского монастыря, в особом приделе,
освященном в 1712 году во имя преподобного Александра. Память святого
Александра Ошевенского отмечается 20 апреля (3 мая).
Александро-Ошевенский
монастырь был деревянным вплоть до начала XVIII века и неоднократно
уничтожался пожарами. На его территории находились две церкви - Успенская и
Никольская, колокольня, а также жилые и служебные постройки. Была у
монастыря и деревянная ограда с башнями. В 1707 году на месте деревянной
Успенской церкви был построен одноименный каменный собор, положивший начало
постепенной замене деревянных построек монастыря на каменные. Братские
каменные кельи возвели в 1752 году. В 1803 году была построена Никольская
надвратная церковь. Видимо, одновременно строились настоятельский корпус и
каменная ограда, имевшая форму четырехугольника с угловыми башнями. На месте
древней деревянной колокольни в 1900 году была построена деревянная церковь
Покрова Богородицы.
RU; mso-fareast-language: RU">В
Сийском иконописном подлиннике есть указание, как писать образ святого:
«подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерского, и власы
главныя черныя, ризы преподооническия и в схиме». Известны гравюры
веков с изображением Александра
Ошевенского. Его образ часто включался в структуру северных иконостасов,
обычно в составе деисусного чина. Иногда встречается изображение святого в
числе предстоящих или припадающих к образу Спасителя.
На иконах святой Александр Ошевенский часто изображался с видом основанного им
монастыря. Иконы с разной степенью точности запечатлели облик древней
несохранившейся деревянной обители: деревянные шатровые храмы, колокольню,
стены и башни, мост через реку Чурьегу. Иконописцы по образцам и гравюрам
воспроизводили типичные северные деревянные храмы и их элементы XVII-XVIII
веков. Древние иконописные образцы были
столь устойчивы, что даже на иконах XIX века мы видим старинные деревянные
храмы Ошевенского монастыря, которые к тому времени уже не существовали.
Вероятно,
что в самом монастыре или его окрестностях писали так называемые
«раздаточные образа» с изображением преподобного Александра, которыми
благословляли богомольцев, прибывавших в обитель. В собраниях музеев
сохранилось несколько таких икон
XVII-XIX веков, происходящих из Каргополья и
написанных в традициях северной иконописи. Среди них, несомненно, следует
выделить две иконы XIX века из деревни Чаженьги Олонецкого уезда.
Александр Ошевенский с монастырем. Первая полов. XIX в. Арх. обл.
краевед. музей | |
|
Александр Ошевенский с монастырем. Первая пол. XIX в. Арх. обл. краевед. музей
|
Обе иконы имеют явные признаки старообрядческой культуры и
скорее всего бытовали
староверов Каргополья. Деревня Чаженьга известна в истории русского раскола
своей преемственностью по отношению к знаменитой старообрядческой пустыни на
Выге в Поморье. Это говорит о том, что святой Александр Ошевенский почитался
не только официальной церковью, но и старообрядцами Севера.
Крайне
редко встречаются иконы святого Александра Ошевенского со сценами жития. Неудивительно, что одна из таких икон происходит из часовни д.
Низ в Ошевенском. Икона написана в XIX веке в смешанной технике живописи: с
использованием как традиционной темперы, так и масла. Она не отличается
высоким художественным уровнем исполнения и, вероятно, создана местным
каргопольским живописцем. Однако икона имеет большую историческую
значимость, так как помогает восстановить облик знаменитого монастыря, каким
он был в XIX веке. Иконописец хорошо знал постройки Ошевенской обители и
запечатлел каменные стены, башни, Успенскую церковь. Икона состоит из
средника, где изображен святой Александр Ошевенский с подробной панорамой
монастыря, и целого ряда клеим жития святого, где также запечатлены
различные строения обители.
Александро-Ошевенский монастырь
просуществовал как действующая обитель до 1925 года. Еще несколько лет
монахи продолжали службу в Успенском соборе и Покровской церкви, а позже их
выселили за пределы обители. Большинство осталось доживать в деревне Погост
в Ошевенском. До настоящего времени село Ошевенское и дороги к монастырю
сохраняются как особое сакральное пространство, связанное в народной памяти
с преподобным Александром Ошевенским.o:p>
Пахомий КенскийПреподобный Пахомий Кенский
был учеником святого Александра Ошевенского. Он стал основателем Кенского
Спасо-Преображенского мужского монастыря (Пахомиевой пустыни), находившегося
в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, недалеко от озера Кено, на берегу
реки Кены. Сведения о преподобном Пахомии содержатся в житии известного
северного подвижника Антония Сийского. который был пострижен в Пахомиевой
пустыни в 1508 году и прожил там некоторое время. Скончался преподобный
Пахомий в 1515 году.
|
Пахомий
Кенский (фрагмент иконы). Из часовни в д.Тамбич-лахта на Кенозере.
Первая пол. XIX в. Арх. музей изобраз. искусства |
Пахомиева пустынь так никогда и не выросла в
крупную обитель, хотя она имела земельные угодья, соляные варницы. Жизнь в
этом монастыре была нелегкой. Историк С.В.Максимов в книге «Год на Севере»
приводит слова Пахомия Кенского: «Скорбно место сие, братия непременно
труждается: одни копают землю, другие секут лен, иные возделывают нивы,
никто не остается
праздным». При Екатерине
II монастырь постигла участь других небольших северных обителей: он был
закрыт. А в 1800 году пожар уничтожил монастырь дотла.
На
иконах образ святого Пахомия встречается крайне редко, обычно он
изображается вместе с другими северными святыми. Одна из таких икон,
восходящая к началу XIX века, происходит из окрестностей озера Кено, где
святой был особенно популярен
.
Никодим
Кожеозерский и Кожеозерский мужской монастырь
Один из крупнейших северных монастырей -
Кожеозерский мужской монастырь был основан в 1560 году на Лопском
полуострове, омываемом водами озера Коже. Он был звеном единой разветвленной
системы православных обителей Севера, его история тесно связана с историей
других северных монастырей, с историей монастырской колонизации и освоения
края.
Первым насельником этих мест был монах Нифонт, выходец из
Каргопольского Александро-Ошевенского монастыря. Основание же Кожеозерского
монастыря принято связывать с именем преподобного Серапиона (в миру известен
как Сергий - бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, умерший в 1611
году). Царь Федор Иоаннович пожаловал новой северной обители Лопский
полуостров и земли вокруг него.
Первый храм монастыря был освящен
в честь Богоявления Господня. Следом за ним построили Благовещенскую церковь
с трапезной палатой. Монастырь окружала деревянная ограда со Святыми
воротами. Первоначально постройки монастыря были деревянными и часто
страдали от пожаров. Наибольший ущерб монастырю принесли пожары 1692 и 1730
годов.
С 1643 по 1646 год монастырь возглавлял игумен Никон,
впоследствии — святейший патриарх Московский, известный преобразователь
русской православной церкви. При Никоне монастырь расцветает, а число братии
достигает 100 человек.
В 1764 году, после издания Екатериной II
нового штата монастырей, Кожеозерский монастырь был закрыт и возобновлен
только в 1851 году, чтобы противодействовать расколу на территориях,
примыкающих к Поморью. Возрожденному монастырю были переданы сенокосы и
пашни вокруг Кожозера и по реке Коже.
Период последнего расцвета
монастыря связан с именем архимандрита Питирима (1885-1903). При нем была
построена новая дорога, соединившая озеро Коже с Онежским трактом, благодаря
чему открылась возможность для паломничества в монастырь, были возведены
каменная
и деревянная гостиницы для богомольцев и трудников. В монастыре работали
онежские каменщики и плотники. Каменные постройки были сложены из местного
белого камня (известняка) и кирпича, который обжигали тут же, в монастыре.
На рубеже веков завершается формирование
архитектурного ансамбля Кожеозерского монастыря. Планировка его территории
традиционна для застройки северных приречных и приозерных сел. В центральный
монастырский комплекс были включены каменные Успенская церковь,
Преображенская церковь с трапезной палатой, надвратная церковь Иоанна
Предтечи, настоятельский и братские корпуса. Эти здания и составляли
архитектурное ядро монастырского ансамбля. Многие из них сохранились до
наших дней. Поскольку деятельность Кожеозерского монастыря была
многопрофильной, большинство хозяйственных и жилых сооружений оставалось вне
стен монастырской ограды. К югу от обители были построены каменные молочарня
с ледником и овин, к северу - печи для обжига кирпича.
Монастырь, закрытый в начале 1920-х годов, вновь был возрожден только в 1998 году. В
настоящее время в монастыре постоянно проживают новые насельники.
Небесным
покровителем монастыря считается Никодим Кожеозерский (или Хозъюгскии).
скончавшийся в этой обители 3 июля 1639 г. Он был известным пустынножителем,
который прославился многими чудесами и святостью своей жизни.
Преподобный
Никодим (в миру -Никита) - уроженец Ростовского уезда, сын крестьянина,
кузнец. Принял постриг в 1595 году в Чудовом монастыре. В 1602 году перешел
на реку Онегу, в Кожеозерский монастырь. Прожив здесь полтора года, он
уходит на речку Хозьюгу, что в пяти верстах от обители, и ставит келейку. В
полном безмолвии, подражая великому пустынножителю Павлу Фивейскому, он
прожил 35 лет. Немощным старцем представлен Никодим Кожеозерский на полотне
XIX века, написанном неизвестным северным художником.
|
Портрет Никодима Кожеозерского.
XIX век. Арх. музей изобраз. искусства |
Когда же святой изнемог от старости, то игумен Иона убедил его перейти в обитель, где
он и почил. В 1662 году Никодим Кожеозерский причислен к лику православных
святых. Мощи его находились в монастырском храме Богоявления Господня и
привлекали большое число верующих на поклонение. Преподобного Никодима
почитали не только на Архангельском Севере, но и по всей России.
На
территории Кожеозерского монастыря на протяжении ряда веков сформировался
своеобразный ансамбль архитектурных памятников. Сохранившиеся постройки
отражают строительную
эпоху
конца XIX-начала XX века. Среди них стоит выделить каменный
храм в честь Успения Богоматери. Облик монастыря сохранил отпечаток
многовековых строительных традиций Русского Севера.
|
Гравюра
"Никодим Кожеозерский". 1854 г. Соловецкий музей-заповедник. |
Гравюра 1854 года зафиксировала уникальное состояние возобновленного в
середине XIX века Кожеозерского монастыря. На ней изображены деревянные
постройки, не сохранившиеся до наших дней. На гравюре представлен вид
обители с высоты птичьего полета: монастырь, расположенный на полуострове,
обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами и надвратнои церковью.
В центре ансамбля - Богоявленская и Благовещенская церкви. Перед ними
высокий деревянный поклонный крест. Все остальные строения монастыря
размещены по периметру ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Никодим
Кожеозерский изображен в рост, слева от монастыря. Вверху, на облаках,
ангелы поддерживают образ «Богоявление» - напоминание о главном празднике
монастыря. В нижней части гравюры в два столбца написаны тропарь и кондак
преподобному Никодиму.
Макарий
Желтоводский и Унженский
Преподобный Макарий Желтоводский и
Унженскии прославился в Центральной Руси своими подвигами в XV веке. Он
прожил долгую жизнь - 95 лет, из них около 80 лет - в монашестве. Известен
как основатель монастыря Святой Троицы около озера Желтоводского недалеко от
Нижнего Новгорода. После разорения монастыря казанскими татарами и пленения
Макарий ушел на реку Унжу, где и основал новую обитель, недалеко от города
Макарьева. У стен Желтоводского монастыря первоначально собиралась
знаменитая Макарьевская ярмарка, позже перенесенная в Нижний Новгород.
Преподобный известен как великий просветитель народов: он проповедовал веру
Христову мордве чувашам, татарам. Преставился 25 июля 1504 года.
Монахи
Ошевенского монастыря в 1640 году основали на берегу лесного Хергозера
небольшую пустынь, посвятив ее Макарию Желтоводскому и Унженскому. В
монастыре хранилась чудотворная икона святого Макария, от которой было много
чудес и исцелений. В июле, на Макарьев день, сюда стекались паломники со
всей каргопольской округи. Монастырь был закрыт в 1764 году, а на его месте
возник приход. До сих пор на полуострове, омываемом водами Хергозера, стоит
каменный Троицкий храм, построенный в 1800 году.
Иконы с
изображением Макария Желтоводского и Унженского часто встречаются в
Каргополье. Они, видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился
в Макарьевской Хергозерской пустыни. Большинство известных
нам
икон относится ко второй половине XVIII-началу XIX века. Особенно интересны
житийные иконы святого Макария с врезными средниками.
|
Макарий Унженский с житием. Кон. XVIII-нач.
XIX века. Артель Богданова-Карбатовского. Арх. музей изобраз. искусства
|
Многие из них созданы иконописцами местной онежской иконописной артели,
возглавляемой Иваном Богдановым-Карбатовским.
Русский богослов
Георгий Федотов писал: «Мы должны чтить и уметь различать в иконописном
житии живые лики русских святых, которые несут нам свои заветы, свое
национальное понимание вечного христианства».
Примечания:
1. Текст из Каталога одноименной выставки в
мае-сент. 2002 г. в Каргопольском историко-архитектурном и художественном
музее. Каргополь 2002.
2. Текст
сокращен за счет англоязычного варианта.