Т.М.Кольцова, М.Л.Рягузова

СВЯТЫЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ (живопись, графика)

На Русском Севере сложился свой круг наиболее почитаемых местных святых, подвизавшихся в монастырях, городах и весях нашего края в XV-XVI веках. В православной среде бережно сохранялась память о подвижниках благочестия, запечатленная в житиях и иконах. В коллекциях северных музеев есть иконописные изображения основателей знаменитого Соловецкого монастыря - Зосимы и Савватия, а также редко встречающиеся иконы преподобных Антония Сииского, Никодима Кожеозерского, Антония Сийского, праведников Артемия Веркольского и Прокопия Устьянского.

Большинство подвижников благочестия - это основатели прославленных северных обителей, известные своими духовными подвигами. Каждый северный монастырь в древности имел свои «раздаточные образа». На них изображались святые чудотворцы, чьи мощи хранились в обители. Такие иконы дарили, ими благословляли богомольцев. Так, в Соловецком монастыре иконописцы создавали образы Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В Антониево-Сийском монастыре писали «на раздачу» образы Антония Сийского, в Веркольском монастыре - праведного Артемия.

Северные иконы, обогащая нас духовно, содержат и немало ценных сведений по истории нашего края. На них можно встретить изображения городов и монастырей, поморских парусных морских судов, орудий труда северного крестьянства. Клейма жития на иконах рассказывают об активной строительной деятельности северных подвижников. Иконы с образами северных святых часто содержат изображения древних деревянных и каменных построек, не дошедших до наших дней.

Первые иконописные изображения северных святых часто создавались людьми, знавшими их, помнившими их облик. Так, образ Зосимы Соловецкого впервые был написан в XV веке игуменом Соловецкого монастыря Досифеем. Житие и образ преподобного Кирилла Челмогорского были созданы в XVII веке священником каргопольской деревни Лядины Иоанном. В 1652 году по заказу купца Ивана Ермолаева Онисим Карамзин написал икону Прокопия Устьянского.

Особую группу составляют святые подвижники благочестия, прославившиеся на землях Каргополья: знаменитые основатели монастырей Александр Ошевенский, Кирилл Челмогорский, Никодим Кожеозерский, Пахомий Кенский. Расскажем об этих святых, следуя хронологии их появления на Русском Севере.

Кирилл Челмогорский
О жизни святого Кирилла Челмогорского известно крайне мало. Он родился в конце XIII века,  принял монашеский постриг в новгородском монастыре святого Антония Римлянина. Долго странствовал, в том числе на Севере, пока не пришел в 1316 году на гору Челму. Житие святого Кирилла было составлено лишь в XVII веке священником каргопольского села Лядины Иоанном. Последний был родом из деревни Лекшмозерской, что на Каргополье, и именовал себя «иереем-изографом». Иоанном был написан и первый иконописный образ святого.

Повесть о жизни Кирилла начинается рассказом о его пришествии на гору Челму и основании им здесь Челшенской, или Челмогорской, пустыни, находившейся в 53 верстах от Каргополя. Здесь святой прожил в одиночестве 52 года. Преподобный Кирилл умер в пустыни 8 декабря 1368 года, над могилой святого была устроена гробница. Позже к этому глухому месту стали стекаться монахи, и здесь возник небольшой общежительный монастырь. Главный храм обители был посвящен Богоявлению Господню. У мощей преподобного стали совершаться многочисленные чудеса. Слава о чудотворце распространялась, увеличивалось число монахов в монастыре. Обитель пережила тяжелые времена в начале XVII века, когда была сожжена дотла польско-литовскими завоевателями, но возродилась вновь.

В 1764 году монастырь был упразднен, однако через сто лет вновь возрожден. А сейчас лишь фундаменты зданий да массивные ели указывают на место, где стоял Челмогорский монастырь - первый монастырь на Архангельском Севере. Иконописные подлинники предписывали изображать святого Кирилла так: «подобием надсед, власы не с ушей, брада доле Сергиевы, мантия краткая, ряса зеленая». Иконописные изображения святого крайне редки, а иконы в основном происходят из Каргополья, где он был наиболее известен и популярен.
Кирилл Челмогорский.
икона XIX в. с панорамой
Кирилло-Челмогорского
монастыря.
Из д.Заостровье Примор. р-на Арх. обл.
Арх. музей
изобразительного искусства
На одной из икон XIX века, изображающей святого в рост, запечатлен и Челмогорский монастырь: хорошо видны белые церкви с золотыми куполами и колокольня в окружении холмов, поросших деревьями и травами.

Александр Ошевенский
Примерно в одно время с преподобным Кириллом основал монастырь Александр Ошевенский - самый известный святой в Каргополье. Его житие, написанное в 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием, известный русский историк В.О.Ключевский назвал «превосходным по содержанию». Святой Александр (в миру - Алексей), родившийся в 1427 году, был младшим сыном в зажиточной и благочестивой семье земледельца Никифора Ошевни, жившей недалеко от города Белозерска. В 18 лет он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь и там был удостоен монашеского пострига. Преемственная историческая связь святого Александра с Кирилло-Белозерским монастырем отражена на иконах, изображающих святых Кирилла Белозерского и Александра Ошевенского вместе.
Кирилл Белозерский и Александр Ошевенский. Вторая полов. XVII в.
 Арх. музей
изобраз. искусства
Александр Ошевенский и Кирилл Белозерский. Кон. XVIII - нач. XIX в.
Артель Богданова-Карбатовского.
Каргоп. ист.-арх. и худож.
музей
В то время как Александр принял иночество в Кирилло-Белозерском монастыре, его родители, притесняемые землевладельцами, были вынуждены покинуть свое село и поселиться на реке Чурьеге, в 44 верстах от Каргополя. При содействии отца инок Александр в 1454 году выбрал место на реке Чурьеге и основал здесь Успенский Ошевенский монастырь. На пустынном месте среди лесов и болот инок построил церковь святителя Николая. Вскоре новая обитель прославилась и привлекла богомольцев и любителей иноческой жизни.

В подвижнических трудах Александр провел в своей обители 27 лет и мирно почил 20 апреля 1479 года. Его мощи были освидетельствованы и находились под спудом в каменной Успенской церкви Ошевенского монастыря, в особом приделе, освященном в 1712 году во имя преподобного Александра. Память святого Александра Ошевенского отмечается 20 апреля (3 мая).

Александро-Ошевенский монастырь был деревянным вплоть до начала XVIII века и неоднократно уничтожался пожарами. На его территории находились две церкви - Успенская и Никольская, колокольня, а также жилые и служебные постройки. Была у монастыря и деревянная ограда с башнями. В 1707 году на месте деревянной Успенской церкви был построен одноименный каменный собор, положивший начало постепенной замене деревянных построек монастыря на каменные. Братские каменные кельи возвели в 1752 году. В 1803 году была построена Никольская надвратная церковь. Видимо, одновременно строились настоятельский корпус и каменная ограда, имевшая форму четырехугольника с угловыми башнями. На месте древней деревянной колокольни в 1900 году была построена деревянная церковь Покрова Богородицы.

RU; mso-fareast-language: RU">В Сийском иконописном подлиннике есть указание, как писать образ святого: «подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерского, и власы главныя черныя, ризы преподооническия и в схиме». Известны гравюры веков с изображением Александра Ошевенского. Его образ часто включался в структуру северных иконостасов, обычно в составе деисусного чина. Иногда встречается изображение святого в числе предстоящих или припадающих к образу Спасителя.

На иконах святой Александр Ошевенский часто изображался с видом основанного им монастыря. Иконы с разной степенью точности запечатлели облик древней несохранившейся деревянной обители: деревянные шатровые храмы, колокольню, стены и башни, мост через реку Чурьегу. Иконописцы по образцам и гравюрам воспроизводили типичные северные деревянные храмы и их элементы XVII-XVIII веков. Древние иконописные образцы были столь устойчивы, что даже на иконах XIX века мы видим старинные деревянные храмы Ошевенского монастыря, которые к тому времени уже не существовали.

Вероятно, что в самом монастыре или его окрестностях писали так называемые «раздаточные образа» с изображением преподобного Александра, которыми благословляли богомольцев, прибывавших в обитель. В собраниях музеев сохранилось несколько таких икон
XVII-XIX веков, происходящих из Каргополья и написанных в традициях северной иконописи. Среди них, несомненно, следует выделить две иконы XIX века из деревни Чаженьги Олонецкого уезда.
 Александр Ошевенский с монастырем. Первая полов. XIX в.
 Арх. обл. краевед. музей
Александр Ошевенский с монастырем.
Первая пол. XIX в.
Арх. обл. краевед. музей
Обе иконы имеют явные признаки старообрядческой культуры и скорее всего бытовалистароверов Каргополья. Деревня Чаженьга известна в истории русского раскола своей преемственностью по отношению к знаменитой старообрядческой пустыни на Выге в Поморье. Это говорит о том, что святой Александр Ошевенский почитался не только официальной церковью, но и старообрядцами Севера.

Крайне редко встречаются иконы святого Александра Ошевенского со сценами жития. Неудивительно, что одна из таких икон происходит из часовни д. Низ в Ошевенском. Икона написана в XIX веке в смешанной технике живописи: с использованием как традиционной темперы, так и масла. Она не отличается высоким художественным уровнем исполнения и, вероятно, создана местным каргопольским живописцем. Однако икона имеет большую историческую значимость, так как помогает восстановить облик знаменитого монастыря, каким он был в XIX веке. Иконописец хорошо знал постройки Ошевенской обители и запечатлел каменные стены, башни, Успенскую церковь. Икона состоит из средника, где изображен святой Александр Ошевенский с подробной панорамой монастыря, и целого ряда клеим жития святого, где также запечатлены различные строения обители.

Александро-Ошевенский монастырь просуществовал как действующая обитель до 1925 года. Еще несколько лет монахи продолжали службу в Успенском соборе и Покровской церкви, а позже их выселили за пределы обители. Большинство осталось доживать в деревне Погост в Ошевенском. До настоящего времени село Ошевенское и дороги к монастырю сохраняются как особое сакральное пространство, связанное в народной памяти с преподобным Александром Ошевенским.o:p>

Пахомий Кенский
Преподобный Пахомий Кенский был учеником святого Александра Ошевенского. Он стал основателем Кенского Спасо-Преображенского мужского монастыря (Пахомиевой пустыни), находившегося в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, недалеко от озера Кено, на берегу реки Кены. Сведения о преподобном Пахомии содержатся в житии известного северного подвижника Антония Сийского. который был пострижен в Пахомиевой пустыни в 1508 году и прожил там некоторое время. Скончался преподобный Пахомий в 1515 году.
Пахомий Кенский (фрагмент иконы).
Из часовни в д.Тамбич-лахта на Кенозере. Первая пол. XIX в. Арх. музей
изобраз. искусства
Пахомиева пустынь так никогда и не выросла в крупную обитель, хотя она имела земельные угодья, соляные варницы. Жизнь в этом монастыре была нелегкой. Историк С.В.Максимов в книге «Год на Севере» приводит слова Пахомия Кенского: «Скорбно место сие, братия непременно труждается: одни копают землю, другие секут лен, иные возделывают нивы, никто не остается  праздным». При Екатерине II монастырь постигла участь других небольших северных обителей: он был закрыт. А в 1800 году пожар уничтожил монастырь дотла.

На иконах образ святого Пахомия встречается крайне редко, обычно он изображается вместе с другими северными святыми. Одна из таких икон, восходящая к началу XIX века, происходит из окрестностей озера Кено, где святой был особенно популярен.

Никодим Кожеозерский и Кожеозерский мужской монастырь

Один из крупнейших северных монастырей - Кожеозерский мужской монастырь был основан в 1560 году на Лопском полуострове, омываемом водами озера Коже. Он был звеном единой разветвленной системы православных обителей Севера, его история тесно связана с историей других северных монастырей, с историей монастырской колонизации и освоения края.

Первым насельником этих мест был монах Нифонт, выходец из Каргопольского Александро-Ошевенского монастыря. Основание же Кожеозерского монастыря принято связывать с именем преподобного Серапиона (в миру известен как Сергий - бывший казанский царевич Турсас Ксангарович, умерший в 1611 году). Царь Федор Иоаннович пожаловал новой северной обители Лопский полуостров и земли вокруг него.

Первый храм монастыря был освящен в честь Богоявления Господня. Следом за ним построили Благовещенскую церковь с трапезной палатой. Монастырь окружала деревянная ограда со Святыми воротами. Первоначально постройки монастыря были деревянными и часто страдали от пожаров. Наибольший ущерб монастырю принесли пожары 1692 и 1730 годов.

С 1643 по 1646 год монастырь возглавлял игумен Никон, впоследствии — святейший патриарх Московский, известный преобразователь русской православной церкви. При Никоне монастырь расцветает, а число братии достигает 100 человек.

В 1764 году, после издания Екатериной II нового штата монастырей, Кожеозерский монастырь был закрыт и возобновлен только в 1851 году, чтобы противодействовать расколу на территориях, примыкающих к Поморью. Возрожденному монастырю были переданы сенокосы и пашни вокруг Кожозера и по реке Коже.

Период последнего расцвета монастыря связан с именем архимандрита Питирима (1885-1903). При нем была построена новая дорога, соединившая озеро Коже с Онежским трактом, благодаря чему открылась возможность для паломничества в монастырь, были возведеныкаменная и деревянная гостиницы для богомольцев и трудников. В монастыре работали онежские каменщики и плотники. Каменные постройки были сложены из местного белого камня (известняка) и кирпича, который обжигали тут же, в монастыре.

На рубеже веков завершается формирование архитектурного ансамбля Кожеозерского монастыря. Планировка его территории традиционна для застройки северных приречных и приозерных сел. В центральный монастырский комплекс были включены каменные Успенская церковь, Преображенская церковь с трапезной палатой, надвратная церковь Иоанна Предтечи, настоятельский и братские корпуса. Эти здания и составляли архитектурное ядро монастырского ансамбля. Многие из них сохранились до наших дней. Поскольку деятельность Кожеозерского монастыря была многопрофильной, большинство хозяйственных и жилых сооружений оставалось вне стен монастырской ограды. К югу от обители были построены каменные молочарня с ледником и овин, к северу - печи для обжига кирпича. Монастырь, закрытый в начале 1920-х годов, вновь был возрожден только в 1998 году. В настоящее время в монастыре постоянно проживают новые насельники.

Небесным покровителем монастыря считается Никодим Кожеозерский (или Хозъюгскии). скончавшийся в этой обители 3 июля 1639 г. Он был известным пустынножителем, который прославился многими чудесами и святостью своей жизни.

Преподобный Никодим (в миру -Никита) - уроженец Ростовского уезда, сын крестьянина, кузнец. Принял постриг в 1595 году в Чудовом монастыре. В 1602 году перешел на реку Онегу, в Кожеозерский монастырь. Прожив здесь полтора года, он уходит на речку Хозьюгу, что в пяти верстах от обители, и ставит келейку. В полном безмолвии, подражая великому пустынножителю Павлу Фивейскому, он прожил 35 лет. Немощным старцем представлен Никодим Кожеозерский на полотне XIX века, написанном неизвестным северным художником.
Портрет Никодима Кожеозерского.
XIX век. Арх. музей
изобраз. искусства
Когда же святой изнемог от старости, то игумен Иона убедил его перейти в обитель, где он и почил. В 1662 году Никодим Кожеозерский причислен к лику православных святых. Мощи его находились в монастырском храме Богоявления Господня и привлекали большое число верующих на поклонение. Преподобного Никодима почитали не только на Архангельском Севере, но и по всей России.

На территории Кожеозерского монастыря на протяжении ряда веков сформировался своеобразный ансамбль архитектурных памятников. Сохранившиеся постройки отражают строительнуюэпоху конца XIX-начала XX века. Среди них стоит выделить каменный храм в честь Успения Богоматери. Облик монастыря сохранил отпечаток многовековых строительных традиций Русского Севера.
Гравюра "Никодим Кожеозерский". 1854 г. Соловецкий музей-заповедник.
Гравюра 1854 года  зафиксировала уникальное состояние возобновленного в середине XIX века Кожеозерского монастыря. На ней изображены деревянные постройки, не сохранившиеся до наших дней. На гравюре представлен вид обители с высоты птичьего полета: монастырь, расположенный на полуострове, обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами и надвратнои церковью. В центре ансамбля - Богоявленская и Благовещенская церкви. Перед ними высокий деревянный поклонный крест. Все остальные строения монастыря размещены по периметру ансамбля и примыкают к деревянной ограде. Никодим Кожеозерский изображен в рост, слева от монастыря. Вверху, на облаках, ангелы поддерживают образ «Богоявление» - напоминание о главном празднике монастыря. В нижней части гравюры в два столбца написаны тропарь и кондак преподобному Никодиму.

Макарий Желтоводский и Унженский
Преподобный Макарий Желтоводский и Унженскии прославился в Центральной Руси своими подвигами в XV веке. Он прожил долгую жизнь - 95 лет, из них около 80 лет - в монашестве. Известен как основатель монастыря Святой Троицы около озера Желтоводского недалеко от Нижнего Новгорода. После разорения монастыря казанскими татарами и пленения Макарий ушел на реку Унжу, где и основал новую обитель, недалеко от города Макарьева. У стен Желтоводского монастыря первоначально собиралась знаменитая Макарьевская ярмарка, позже перенесенная в Нижний Новгород. Преподобный известен как великий просветитель народов: он проповедовал веру Христову мордве чувашам, татарам. Преставился 25 июля 1504 года.

Монахи Ошевенского монастыря в 1640 году основали на берегу лесного Хергозера небольшую пустынь, посвятив ее Макарию Желтоводскому и Унженскому. В монастыре хранилась чудотворная икона святого Макария, от которой было много чудес и исцелений. В июле, на Макарьев день, сюда стекались паломники со всей каргопольской округи. Монастырь был закрыт в 1764 году, а на его месте возник приход. До сих пор на полуострове, омываемом водами Хергозера, стоит каменный Троицкий храм, построенный в 1800 году.

Иконы с изображением Макария Желтоводского и Унженского часто встречаются в Каргополье. Они, видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни. Большинство известныхнам икон относится ко второй половине XVIII-началу XIX века. Особенно интересны житийные иконы святого Макария с врезными средниками.
Макарий Унженский с житием.
 Кон. XVIII-нач. XIX века.
 Артель Богданова-Карбатовского.
 Арх. музей
изобраз. искусства
Многие из них созданы иконописцами местной онежской иконописной артели, возглавляемой Иваном Богдановым-Карбатовским.

Русский богослов Георгий Федотов писал: «Мы должны чтить и уметь различать в иконописном житии живые лики русских святых, которые несут нам свои заветы, свое национальное понимание вечного христианства».


Примечания:
1. Текст из Каталога одноименной выставки в мае-сент. 2002 г. в Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее. Каргополь 2002.
2. Текст  сокращен за счет англоязычного варианта.