Вера ОСТРОГОРСКАЯ

ЛЕТОМ НА МАСЕЛЬГСКОМ ОЗЕРЕ (2012 г..)

Кенозерский национальный парк. Леса, озера, заброшенные деревушки, деревянные церкви...

С прошлого лета, когда мы останавливались в Рыбацкой избе и ходили на интереснейшие экскурсии по парку, нам хотелось пожить в палатке на берегу озера на одной из «организованных стоянок».
Где мы только не путешествовали на надувных плотах или байдарках, где только не останавливались, но в последние годы огорчало невероятное количество всяческого мусора и грязи в большинстве мест, где можно поставить палатки и развести костер. Поэтому не столько навес, дрова и костровое место, а в особенности туалет и мусорный ящик на стоянке нас привлекали.

И вот наше место отдыха на озере Масельга. Поляна, на которой установлен арт-объект «Внутри Бога», деревянный навес, под ним стол со скамейками, туалет, ящик для мусора. Три жилые палатки мы ставим в лесу, одну «продуктовую» недалеко от костра.

Прекрасная погода. Мы собираем байдарку. На байдарке и резиновой лодке осваиваем озеро Масельга. Нашли на другом берегу озера большой черничник. В этом году много грибов. Сын и внук ловят рыбу, пожалуй, получается. Рыбу чистим на берегу до поздней ночи, а потом еще приходится ее жарить и есть!

Вечерний костер не обходится без песен под гитару.
Чем еще выгодно отличается наша стоянка от мест, где мы стояли раньше - здесь спокойно. Люди время от времени появляются. То егеря заедут по своим делам, то туристы на экскурсию мимо нас пройдут, или кто-то интересуется нашим арт-объектом. И это не мешает, а успокаивает. В совершенно диких местах бывает тревожно: случись что, откуда помощи ждать?

Симпатичная семья туристов из Питера собрала окола нашей стоянки байдарки и отправилась к своей стоянке на старой мельнице.

Нам нравится походное житье-бытье. Умеем легко и быстро готовить на костре, мыть посуду; учим внука разжигать костер, грести на байдарке и вообще приучаем к походной жизни.

Погода хорошая. Дни солнечные, вечера прохладные. Но вот, необычно теплый вечер. Даже не хочется ложиться спать. Укладываюсь в своей палатке, радуюсь, что время комаров и мошек прошло, и нас не донимают насекомые.
Мы еще вечером ходили в заброшенную деревню Гужово. Печальное зрелище – покинутая деревня. Дома, вросшие в землю, покосившиеся. Одичавшие малинники. В домах еще сохранилась мебель, утварь, даже фотографии владельцев на стенах.

Сладко засыпаю, но вот мне снится, что на меня с ужасным шумом мчится поезд. Открываю глаза, конечно, никакого поезда, но шум какой-то запредельный. Землетрясение? Нет, здесь такого не может быть. Сижу в палатке и прямо дрожу от страха. Потом зажигаю фонарь и вылезаю посмотреть, что происходит. Только очень сильный ветер, но такой, что легко может повалить деревья.
Вроде, особенно больших деревьев вокруг палатки нет. И хорошо, что мы не на поляне, а в лесу. Нашу палатку, конечно, сорвало бы на открытом месте.
Муж услышал, что я с фонарем вокруг палатки хожу, тоже вылез и пригласил, если мне страшно, лечь в палатке, где они с внуком еле помещаются. Я охотно согласилась. Если нас унесет этим ураганом, то хоть я буду не одна.

Ветер утих к 7 часам утра. Я вышла на поляну. Лодку нашу ветром унесло далеко по лугу. Продуктовую палатку повалило. Разбросало кружки и миски, которые остались с вечера на столе – они яркими разноцветными пятнами видны в траве. А внук спал, как убитый после рыбалки, ничего не слышал.

Утром приехали егеря, спросили, как мы пережили этот шторм, расчистили дорогу от поваленных деревьев.
И по этой расчищенной дороге к нам приехали пятеро наших друзей, которые предполагали пробыть с нами на этой стоянке два дня, а потом остаться еще на неделю после нашего отъезда.

А в середине дня вернулись с мельницы питерские туристы. У них ураган повалил большие деревья, а лодки перебросил через реку на другой берег. Они перебрались на другую стоянку, ближе к людям.
Итак, компания увеличилась до 9 человек. У нас уже две гитары, двое мальчишек, куча продуктов. Умеют наши друзья в поход собираться. Даже сыр «бри» привезли. И банку протертого лимона с сахаром. Еще бутылку рома. А чай с ромом и лимоном, как оказалось, в лесу очень хорошо идет!

Зато мы их удивили свежевыловленной рыбой и грибами. Они тоже привезли байдарку.

На следующий день мы двумя байдарками отправились через 5 озер на старую мельницу.
Путь лежал мимо деревни Гужово в красивейшую протоку, по берегам которой столько черники и голубики, что можно было ее поедать не вылезая из лодки.
Чтобы выйти в Вендозеро, нужно было сделать короткий перенос, это не так уж трудно без багажа.
А в Вендозере мы увидели группу туристов в ярких оранжевых спасательных жилетах, которые в деревянной лодке направлялись, конечно же, на ту же мельницу. Так что, нам легко было, следуя за ними, находить нужное направление. Наконец, мы их догнали, и почти одновременно прибыли на мельницу.

Мы помогли разжечь костер, чтобы вскипятить чайник, и починили замок на бане, а за это нас приняли в компанию – пригласили на экскурсию и напоили горячим чаем.
На обратном пути мы уже могли не беспокоиться, правильно ли выбрали направление, радостно фотографировали арт-объекты на озерах.

Наша прогулка продолжалась около 4-х часов. Я устала грести, а внук замерз, но мы все были очень довольны.

На следующий день мы собрались в путь домой. За нами пришла машина, и с короткой остановкой в приятнейшем придорожном кафе на обед мы, наконец, прибыли в Няндому. А там и вполне комфортабельный поезд в Москву забрал нас.
Жаль, в дороге не удалось купить черники в Москву, а на Масельге не до заготовок было. Значит, за черникой нам еще приезжать придется. Думаю, внук и сын охотно к нам присоединятся.

Рассказ автора о предыдущем пребывании в Кенозерском парке - здесь.

(компоновка страницы - авторская)