БРАТЬЯ Ю.М. и Б.М.СОКОЛОВЫ

Юрий Соколов
(1889 - 1941)
Борис Соколов
(1889 - 1930)

 Т.Г.Иванова,
доктор филологических наук, заведующая Рукописным отделом Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

БРАТЬЯ СОКОЛОВЫ
предисловие к сборнику «Сказки и песни Белозерского края»

Конец XIX — начало XX в. были необычайно счастливым временем в развитии отечественной фольклористики. Одно за другим свершаются экспедиционные открытия.
В 1898—1899 гг. московский студент Алексей Владимирович Марков едет на Зимний берег Белого моря и открывает для фольклористики здесь мощное гнездо былинной традиции. Уже в 1901 г. фундаментальный том «Беломорских былин, записанных А.Марковым» (М.,1901) вышел в свет.
В 1899—1901 гг. проходят три летних экспедиции Александра Дмитриевича Григорьева, также питомца Московского университета, побывавшего в Поморье, на северных реках Пинеге, Кулое и  Мезени. Результатом его поездок стало трехтомное собрание «Архангельские былины и исторические песни» (СПб., 1904. Т. 1; М., 1910, Т.З; Прага, 1939, Т. 2).
В 1901—1902 гг. бывший уральский фельдшер, а в начале XX века петербургский журналист, Николай Евгеньевич Ончуков совершает поездки на Печору, самую восточную из крупных северно-европейских рек. Его вкладом в былиноведение становится сборник «Печорские былины» (СПб.,1904). По результатам своих многочисленных экспедиций и по материалам, записанным другими собирателями, издает сборник «Северные сказки» Н.Е.Ончуков (СПб.,1908).
Молодой этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин выпускает в свет «Великорусские сказки Пермской губернии» (СПб.,1914) и «Великорусские сказки Вятской губернии» (СПб.,1915).
Чуть позднее Алексей Матвеевич Смирнов-Кутаческий вводит в науку обширные материалы из Русского географического общества — «Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества» (СПб.,1917, Вып. 1—2).
В этом же ряду следует назвать и «Сказки и песни Белозерского края» Б.М. и Ю.М.Соколовых (М.,1915).

Борис Матвеевич и  Юрий Матвеевич Соколовы,  братья-близнецы,  родились 7/19 апреля 1889 г. в Нежине, где их отец, Матвей Иванович Соколов, был профессором русской словесности в Нежинском историко-филологическом институте. В том же году М.И.Соколова пригласили в Московский университет. Так Москва стала родным городом для будущих фольклористов, а Московский университет их alma mater (1906—1911).

Б.М. и Ю.М.Соколовы приобщаются к серьезной научной работе очень рано. Летом 1908 г. после окончания второго курса университета, братья выехали в Белозерский уезд.

До братьев Соколовых все снаряжаемые различными организациями экспедиции ставили перед собой узкие задачи: запись былин (А.Ф.Гильфердинг, А.Д.Григорьев, А.В.Марков); собирание песенно-музыкального фольклора (Ф.М.Истомин, Г.О.Дютш, С.М.Ляпунов, Е.Э.Линева); фиксация сказочной традиции (Д.К.Зеленин). А.В.Марков в 1909 г. отправляется в  Пермский край специально для поисков былинного эпоса. Не найдя здесь эпической традиции, он, не заинтересованный в  исследовании общего состояния устно поэтического репертуара, круто меняет свой маршрут и  едет в Поморье, где перспективы записи старин были более обнадеживающими.

Б.М. и Ю.М.Соколовых же не смутили их  скромные  результаты в  собирании песенного эпоса. Малочисленность текстов одного жанра вполне с их точки зрения компенсировалась обилием другого материала. Понимание необходимости выявления всего фольклорного репертуара региона приносило экспедиционерам  то удовлетворение от своих трудов, которого был лишен А.В.Марков в Пермской губернии, не  оправдавшей его надежд на былины.

Уже в самом начале научной деятельности этих фольклористов подспудно вызревал знаменитый тезис, сформулированный позднее Ю.М.Соколовым, о  том, что фольклор — не только отзвук далекого прошлого, но и громкий голос современности. От древней былины до поздней песни литературного происхождения — вот диапазон интересов братьев Соколовых в области собирания фольклора. Древнее в современном и современное в древней традиции — таково их понимание народной словесности.

Новгородские экспедиции 1908 и 1909 гг. братьев Соколовых дали науке фундаментальный сборник «Сказки и песни Белозерского края». Самим же Борису и Юрию Соколовым эти поездки помогли не только определиться в будущей профессии и обратить на себя внимание ученого мира, но и обрести духовную опору, которая поможет им в кризисные моменты развития России не потерять себя.

В 1911 г. братья закончили Московский университет, и  оба были оставлены при филологическом факультете для подготовки к профессорскому званию. Одновременно Борис Соколов начинает читать курс русского языка и литературы в Московском учительском институте (1911—1917), причем привлекает многих из своих слушателей к собиранию фольклора. В течение 1913—1917 гг. он преподает в педагогических классах Женского Николаевского института. В 1916—1918 гг. выезжает в Нижний Новгород для чтения курсов истории русского языка и народной словесности в так называемом Народном университете. С 1916 г. Б.Соколов состоит преподавателем Московских высших женских курсов, где он руководит семинарием по русской народной словесности.
К 1917 г. Б.М.Соколов успел написать несколько фольклористических статей, благодаря которым он занял одно из ведущих мест в так называемой «исторической школе», изучавшей былины и исторические песни в сопоставлении с реальными историческими.

Юрий Соколов к кризисному 1917 г. прошел примерно тот же путь, что и его брат: Библиотекарь Исторического музея, учитель русского языка и литературы в одной из женских гимназий Москвы, преподаватель в консерватории (с 1913 г.), лектор курса народной словесности в Московском городском народном университете А.Л.Шанявского (с 1916 г.) и в  Нижегородском народном университете. Правда, в предреволюционные годы он, в отличие от брата, видел себя не фольклористом, а  исследователем русской литературы. В рамках работы над магистерской диссертацией Ю.Соколов опубликовал несколько статей по истории русской литературы тридцатых—сороковых годов XIX в.

В 1917 году, когда власть имущие и на власть претендующие поделили страну на «белых» и «красных», братья Соколовы выбрали правду «красных» — они остались в советской России. В 1919 г. Б.М.Соколов был избран профессором вновь созданного Саратовского университета. Поволжью посвятил он несколько лет своей жизни. Здесь развернулась его кипучая деятельность по созданию этнографического отдела при Саратовском обществе археологии и этнографии, Этнографического музея, по организации фольклорных экспедиций. В 1921—1922 гг. он принимает активное участие в борьбе с голодом, поразившим в эти годы Поволжье.

Юрий Соколов в это время начинает работать директором библиотеки Государственного исторического музея и одновременно преподает в московских вузах. В 1925 г. Б.Соколов возвращается в  Москву. А в летние месяцы 1926, 1927 и 1928 гг. под руководством братьев Соколовых проходит организованная Государственной Академией Художественных Наук знаменитая фольклорная экспедиция «По следам П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга» в Заонежье. Результатом этих поездок станет фундаментальный сборник «Онежские былины», подготовленный В.И.Чичеровым под руководством Ю.М.Соколова. Однако это собрание увидит свет лишь в 1948 г., когда ни Бориса, ни Юрия Соколова уже не будет в живых.

Не даровав долгой жизни, судьба дала Борису и Юрию Соколовым другую достойную награду за их труды: они видели результаты своей работы в виде опубликованных фольклорных сборников и научных статей. Наградой им были и их ученики-преемники. Судьба наградила братьев Соколовых тонким пониманием красоты нашего мира.

Примечания:
1. Сокращено. См. полностью текст предисловия.
2. Об Онежской экспедиции бр. Соколовых - статья Ю.И.Смирнова.