Юрий Соколов
(1889 - 1941) |
Борис Соколов (1889 - 1930) |
Конец XIX — начало XX в. были необычайно счастливым временем в развитии отечественной фольклористики. Одно за другим свершаются экспедиционные открытия.
В 1898—1899 гг. московский студент Алексей Владимирович Марков едет на Зимний берег Белого моря и открывает для фольклористики здесь мощное гнездо былинной традиции. Уже в 1901 г. фундаментальный том «Беломорских былин, записанных А.Марковым» (М.,1901) вышел в свет.
В 1899—1901 гг. проходят три летних экспедиции Александра Дмитриевича Григорьева, также питомца Московского университета, побывавшего в Поморье, на северных реках Пинеге, Кулое и Мезени. Результатом его поездок стало трехтомное собрание «Архангельские былины и исторические песни» (СПб., 1904. Т. 1; М., 1910, Т.З; Прага, 1939, Т. 2).
В 1901—1902 гг. бывший уральский фельдшер, а в начале XX века петербургский журналист, Николай Евгеньевич Ончуков совершает поездки на Печору, самую восточную из крупных северно-европейских рек. Его вкладом в былиноведение становится сборник «Печорские былины» (СПб.,1904). По результатам своих многочисленных экспедиций и по материалам, записанным другими собирателями, издает сборник «Северные сказки» Н.Е.Ончуков (СПб.,1908).
Молодой этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин выпускает в свет «Великорусские сказки Пермской губернии» (СПб.,1914) и «Великорусские сказки Вятской губернии» (СПб.,1915).
Чуть позднее Алексей Матвеевич Смирнов-Кутаческий вводит в науку обширные материалы из Русского географического общества — «Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества» (СПб.,1917, Вып. 1—2).
В этом же ряду следует назвать и «Сказки и песни Белозерского края» Б.М. и Ю.М.Соколовых (М.,1915).
Борис Матвеевич и Юрий Матвеевич Соколовы, братья-близнецы, родились 7/19 апреля 1889 г. в Нежине, где их отец, Матвей Иванович Соколов, был профессором русской словесности в Нежинском историко-филологическом институте. В том же году М.И.Соколова пригласили в Московский университет. Так Москва стала родным городом для будущих фольклористов, а Московский университет их alma mater (1906—1911).
Б.М. и Ю.М.Соколовы приобщаются к серьезной научной работе очень рано. Летом 1908 г. после окончания второго курса университета,
братья выехали в Белозерский уезд.
До братьев Соколовых все снаряжаемые различными организациями экспедиции ставили перед собой узкие задачи: запись былин (А.Ф.Гильфердинг, А.Д.Григорьев, А.В.Марков); собирание песенно-музыкального фольклора (Ф.М.Истомин, Г.О.Дютш, С.М.Ляпунов, Е.Э.Линева); фиксация сказочной традиции (Д.К.Зеленин). А.В.Марков в 1909 г. отправляется в Пермский край специально для поисков былинного эпоса. Не найдя здесь эпической традиции, он, не заинтересованный в исследовании общего состояния устно поэтического репертуара, круто меняет свой маршрут и едет в Поморье, где перспективы записи старин были более обнадеживающими.
Б.М. и Ю.М.Соколовых же не смутили их скромные результаты в собирании песенного эпоса. Малочисленность текстов одного жанра вполне с их точки зрения компенсировалась обилием другого материала. Понимание необходимости выявления всего фольклорного репертуара региона приносило экспедиционерам то удовлетворение от своих трудов, которого был лишен А.В.Марков в Пермской губернии, не оправдавшей его надежд на былины.
Уже в самом начале научной деятельности этих фольклористов подспудно вызревал знаменитый тезис, сформулированный позднее Ю.М.Соколовым, о том, что фольклор — не только отзвук далекого прошлого, но и громкий голос современности. От древней былины до поздней песни литературного происхождения — вот диапазон интересов братьев Соколовых в области собирания фольклора. Древнее в современном и современное в древней традиции — таково их понимание народной словесности.
Новгородские экспедиции 1908 и 1909 гг. братьев Соколовых дали науке фундаментальный сборник «Сказки и песни Белозерского края». Самим же Борису и Юрию Соколовым эти поездки помогли не только определиться в будущей профессии и обратить на себя внимание ученого мира, но и обрести духовную опору, которая поможет им в кризисные моменты развития России не потерять себя.
Из путеводителя "В Начале было Слово":
Экспедиция братьев Соколовых была выдающейся по масштабу. В 1926 году были
обследованы Пудожский берег
Онежского озера и остров Кижи. В 1927 г. во время работы в Кенозерье был
собран обширный эпический материал: 85 былин и 35 духовных стихов от 30
кенозерских сказителей. Уникальным результатом экспедиции 1927 года
считается эпическая песня "Авдотья Рязаночка", записанная в деревне
Першлахте. Экспедиция 1928 года обследовала восточное побережье Онежского
озера в районе Шалы и Пудожа, а затем район Водлозера и Рагнозера. Собранный
материал оказался огромен. Вплоть до нашего времени ииследователи
расшифровывают и публикуют собранные экспедицией записи.
Результатом этих поездок станет фундаментальный сборник «Онежские былины», подготовленный В.И.Чичеровым под руководством Ю.М.Соколова. Однако это собрание увидит свет лишь в 1948 г., когда ни Бориса, ни Юрия Соколова уже не будет в живых.
Не даровав долгой жизни, судьба дала Борису и Юрию Соколовым другую достойную награду за их труды: они видели результаты своей работы в виде опубликованных фольклорных сборников и научных статей. Наградой им были и их ученики-преемники. Судьба наградила братьев Соколовых тонким пониманием красоты нашего мира.
Примечания:
1.
Сокращено. См. полностью текст предисловия.
2. Об Онежской экспедиции бр. Соколовых - статья Ю.И.Смирнова.
3. Парнаяатьев - из Путеводителя по музею "В Начале было Слово".