ЧАСОВНЯ В ЗЕХНОВЕ
Часовня в Зехнове является выдающимся памятником деревянной архитектуры.
Часовня построена в конце XVIII в. и освящена во имя апостола Иоанна Богослова.
Поставленная свободно на возвышении, она прекрасно смотрится на фоне и близкого
и далекого леса, над маленьким внутренним озерцом. Сруб часовни поднят на подклет, выпуски которого служат опорой крытой галереи, окружающей
часовню с трех сторон.
Двухскатная кровля опирается на резные столбики галереи, между которыми было
когда-то глухое перильное ограждение.
Rровля опирается на курицы (еловые стволы с корнем), а свесы кровли закрыты
резными подзорами - полотенцами.
На первом плане -
"курица", за ней - полотенце |
|
|
Луковка врезана в конек кровли. Над входом – восьмигранная звонница с узким шатром
и крестом на конце, пристроенная к часовне лишь в XIX веке. Без звонницы часовня не имела бы такого очарования.
Стоит часовня на валунах с берестяной прослойкой, защищающей нижний венец сруба от влаги.
При реставрации 1999 года произведена частичная переборка венцов, часовню подняли на два венца, позднюю кровлю заменили по образцам XVII - нач. XIX века. К паперти на западной стороне пристроили крытое навесом одномаршевое крыльцо.
Расписное "небо" часовни составлено из 12 граней и никого не может оставить равнодушным. Оно создано, как и часовня, в конце XVIII века. Святые и архангелы,
показанные на фоне звездного неба, окружают вас со всех сторон.
|
"Небо" из часовни Иоанна Богослова XVIII в. в д.Зехнова. |
Над ними в центральном медальоне - изображение Вседержителя (Отличия в цвете
фона - полиграфический брак источника - М.З.)
|
|
Иоанн Богослов-
покровитель часовни |
Вседержитель |
Вот что пишет о зехновском "небе" Т.М.Кольцова (книга "Небеса и окрестности Кенозерья"
2009 г.):
«Небо» этой часовни — самое древнее в Кенозерье. Время его создания можно отнести к
последней трети — концу ХVIII века. Здесь представлена наиболее распространённая на реке Онеге программа росписи,
включающая Распятие (на восточной грани)евангелистов (на четырёх гранях, направленных к углам перекрываемого объёма)
и семь фигур архангелов. Во второй половине ХVIII века аналогичная композиция была написана на потолках каргопольских
церквей в Саунине, Большой Шалге, Лядинах. Порядок расположения граней в Зехновой, скорее всего, был нарушен во время
одного из ремонтов часовни, в результате чего движение святых на «небе» направлено к западной стене,
а не к восточной, как положено.
В основе этого сюжета лежит древняя традиция изображать «Небесное воинство» в куполах каменных храмов.
Ангелы — духовные существа, вестники Божии, через которых Он передаёт и возвещает Свою волю. В сочинении «
О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, небесные силы разделяются на девять чинов, архангелы
составляют восьмой, предпоследний, ангельский чин. Начальником ангелов признан архистратиг Михаил, его имя в переводе
с древнееврейского языка означает: «Кто яко Бог». Он возглавил на небе войну ангелов против дракона (дьявола),
обольщающего мир. Объединил «Небесное воинство» в лице других высших ангелов, призванных быть благовестниками
воли Божией: архангелов Гавриила (благовестник Божий), Рафаила (врач Божий), Уриила (огонь и свет Божий), Селафиила
(молитвенник Божий), Иегудиила (хвала Божия), Нарахиила (благословение Божие). В Книге Товита (конец III века до н.э.)
сообщается, что Рафаил — один из семи ангелов, «которые возносят молитвы святых» перед Богом. Отсюда
мы узнаём о числе (семь) архангелов на небе. Приставка «архи» свидетельствует об их особой миссии по сравнению
с другими ангелами. Церковь установила праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 (21 по новому стилю)
ноября.
Композиция «неба» представляет собой иллюстрацию к величанию «Небесного воинства» и других ангельских
чинов....
Ближе всего к Божественной Троице в иерархии стоят серафимы (в переводе с древнееврейского — «пламенеющие»).
Ещё в тексте книги пророка Исайи говорилось: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них шесть крыл». Этот
образ получил непосредственное воплощение в программе «небес» Зехновой. Вокруг центрального медальона с
изображением Вседержителя — круг, составленный из двенадцати чередующихся шестикрылых серафимов и херувимов,
охраняющих Спасителя. Для создания образа «пламенеющего» кольца использована яркая раскраска крыльев красным
и синим цветом.
Иконография архангелов была хорошо разработана в русском искусстве... Композиция «Небесное воинство» из семи фигур архангелов создана под руководством художника А.Антропова в куполе Андреевской церкви в Киеве. Изображения
архангелов присутствуют в таких известных сюжетах, как «О тебе радуется», «Предста Царица», «
Страшный суд». Их образы можно увидеть в гравированных святцах и других печатных изданиях. В русской иконописи особое
внимание было уделено созданию изображений архангелов Михаила и Гавриила, так как их образы обязательно включали в состав
иконостасов: их писали для деисусного чина, а также иногда на северных и южных дверях иконостаса...
Иконописец, создавший «небо» в Зехновой, обладает характерной манерой
живописи. Благодаря этому к его творчеству можно отнести «небеса» часовни
Макария Желтоводского в д.Фёдоровской, иконы алтаря Георгиевской церкви в
деревне Фёдоровская на Порженском озере, а также деисусный чин в иконостасе
деревни Семёново. Несомненно, это был мастер, который мог часто приезжать в
Кенозерье, выполняя живописные заказы. Скорее всего, он был родом из
Олонецкой губернии».
(Еще о "небе" в Зехнове и других часовнях
см. "Небо").
Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ.