Г.П.Гунн:
За Чекуевом Онега разделяется на два русла, образуя остров длиной в двадцать и шириной в десять километров... К обычному луговому берегу со стогами мы и пристанем у устья речки Мудьюги.
Путь наш вначале — по луговой тропинке вдоль берега этой речки. Через три километра будет село Нижняя Мудьюга...Нам идти дальше — в верховье. Это еще четыре километра...
Широко расстилается луговая ровень, уставленная бессчетными стогами, впереди, километрах в двух-трех, виднеются селение и вознесенный над всей местностью шатер.
В нашем путешествии мы повидали немало прекрасных шатровых церквей и каждый раз не перестаем удивляться этим феноменальным сооружениям. Нет ни одной из них, повторяющей другую, несмотря на общий принцип архитектурного решения. Каждая поставлена настолько по-своему, настолько неповторима в своем облике, что красота ее затмевает красоту предыдущей.
В центре села, у реки, на старом погосте, среди старых елей и лиственниц, стоит замечательный архитектурный ансамбль, ради которого стоило бы проделать и более сложный путь. Здесь мы въяве встречаем классический онежский «тройник»: шатровая и кубоватая церкви и колокольня.
Г.Б.Дерягин:
В верхнем течении реки Мудьюга, совсем близко от Сырьи был Верхнемудьюжский приход. Состоял он из двух деревень – Ряхковская и Митинская (село Верховье, или Верхняя Мудьюга).
Ю.С.Ушаков:
Характерная особенность селений при малых реках — размещение деревень, составляющих единую группу, на обоих берегах. Село Верховье состоит из трех деревень. Две из них— наиболее древние: Ряхковская — на левом берегу, носящая следы свободной планировки (здесь зафиксированы наиболее старые дома и амбары), и Митинская с прибрежнорядовой формой планировки — на правом берегу.
Позднее вдоль дороги на Нижний Мудьюг сложилась деревня Шутова уже с уличной планировкой. К концу XIX века село насчитывало 128 дворов с населением 778 жителей.
Село Верховье (В. Мудьюг). из книги Ю.С.Ушакова |
Село Верховье (В. Мудьюг). Панорама из книги Ю.С.Ушакова |
Г.П.Гунн:
Фото К.Яночкина, 1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
Тихвинская церковь, 1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
А.Б.Бодэ:
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
Традиционное для нижней Онеги сочетание шатровых и кубоватых форм представлено в архитектурно-пространственном решении храмового комплекса в Верховье, полностью сгоревшего в 1997 году. Шатровая Входоиерусалимская церковь обычно датируется 1754 годом. Первоначально это была постройка, основание которой состояло из восьмерика на четверике с пятистенным алтарным прирубом и галереей. Во второй половине XVIII века к церкви был пристроен северный придел в виде прямоугольного объёма, покрытого бочкой, ориентированной поперёк здания. В данном решении послеживается отголосок крещатой структуры. Алтарные прирубы придела и основного храма образовали два одинаковых смежных объёма, покрытие которых было выполнено трёхлопастной бочкой. Таким образом, архитектурное решение Входоиерусалимской церкви при господствующей роли шатра получилось достаточно насыщенным криволинейными формами.
Другой церковью в Верховье была кубоватая Тихвинская. Ее датируют 1675 годом. Известно, что церковь перестраивалась в 1783 и 1865 годах. Однако по особенностям архитектурного решения она близка к постройкам конца XVIII века.
Постройка колокольни относится к 1787 году. Она представляла собой восьмерик на высоком четверике с декоративными кокошниками и позднейшим купольным завершением. Форма купола отличалась не только зауженным основанием, но и вытянутой наподобие луковицы верхней частью.
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
Г.Б.Дерягин:
Памятник прекрасно и живописно смотрится с разных сторон. Он стоит на берегу реки Мудьюга, которую можно перейти по висячему мосту, и охватить тройник взором целиком с противоположного берега.
Поистине замечательна шатровая Входоиерусалимская церковь, освященная 15 апреля 1658 года, с приделом Трех святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Последний придел освящен в 1754 году. Поражает стройный, изящно прочерченный силуэт церкви
(внизу- фотографии Г.Б.Дерягина, 1988 г.).
Входоиерусалимская церковь |
Тихвинская церковь |
sobory.ru:
Сегодня в Верховье (Митинская) стоит только деревянная часовня. Освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Год постройки: между приблизительно 1875 и 1900 гг.
(На заднем плане фотографии - еще существовавший "тройник" - М.З.)
1995 г. сайт http://kirill-anya.ru/ |
Примечания:
1. Использованные источники:
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.
Л., Стройиздат, 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт Открытый текст.
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт. Большая Онега.
- сайт http://kirill-anya.ru/ - едва ли не единственный сайт, где сохранились фотографии ансамбля в Верховье.
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 сажени или 0,7 м
3. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
4. Дер. Ряхковская в некоторых источниках называется Ряховская. Не знаем, какое название наиболее правильно.
5. Архитектурные термины см. здесь.