По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

По реке КОЖЕ

1. УСТЬ-КОЖСКИЙ ПОГОСТ
(МАКАРЬИНО)

Г.П.Гунн:

Помню, как...вдруг, взойдя на лесной холм, вырос над деревьями огромный шатер, а потом, выйдя из леса, развернулся весь ансамбль, одаривая своей приветливой красотой, как одаривал он ею многих усталых путников... Я все еще не могу смириться, поверить, что его нет, как всегда трудно поверить в невозвратимую потерю, мне трудно произнести слово «был»…

Кожский погост находился не в самом селе Усть-Кожа на Онеге, а в трех километрах поодаль, у деревни Макарьинское. Здесь, на возвышенном берегу реки Кожи, было найдено наиболее удобное место в округе для постановки церквей. На открытом, голом берегу, поодаль от деревни, торжественным чином, в ряд стояли две церкви и колокольня.

Викимапия:

Усть-Кожа (Макарьино). Постоянное население деревни в 2009 г. 410 чел., пенсионеров 130..
Муниципальное образование "Порожское", Онежский район Архангельской области. 

Ю.С.Ушаков:

Селения б. Усть-Кожского погоста разместились вблизи впадения реки Кожи (левый приток) в Онегу. Место для центрального села погоста — Макарьино было выбрано на мысе, ограниченном с одной стороны рекой Кожей, а с другой — Кужручьем (рис. 12). Обе эти водные дороги на запад вели к озерам (Кожозеро и Кужозеро), а вблизи села в километре от Онеги сливались вместе.
Макарьино. План из книги Ю.С.Ушакова
На левом высоком (10 м) берегу Кожи размещен был центр погоста — пятиглавая церковь Климента (1695г.), шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769 г) и колокольня (ХVIII в.).

Г.Б.Дерягин:

Начало пути от Усть-Кожи к [Кожеезерскому] монастырю было отмечено замечательным ансамблем деревянного зодчества в селе Макарьинском, которое являлось центром Кожского прихода. Кожский приход имел 168 дворов, жителей там насчитывалось 959 человек на 8 деревень.
Макарьино. Фото с сайта Г.Б.Дерягина
В селе Макарьинском стоял классический онежский тройник: церковь Св. Климента, папы Римского, освященная в 1659 году, Крестовоздвиженская церковь поставленная в 1769 году. Между ними в XVII веке срубили колокольню.

Г.П.Гунн:

Макарьино. Храмовый анс.
План и западный фасад
Макарьино. Климентовская ц. Фотография начала XX в.
из книги А.Бодэ
Обозначения на рисунке:
А - церковь Климента, 1695 г.
Б - церковь Крестовоздвиженская, 1769 г.
В - колокольня, XVII - XVIII вв.

Старшей считалась Климентовская 1695 года, кубоватая, сравнительно небольших размеров. Узкий вытянутый четверик ее венчал куб красивого профиля, компактный в объеме, — боковые главки стояли в тесном единстве с центральной завершающей главой. Во всем — в конструкции и в отделке деталей: в соразмерности сруба четверика и оглавления, в мягких очертаниях куба и главок, в их отделке крупным и мелким лемехом, в декоративных теремках у основания шеек главок — во всем проявлялось особенное изящество стиля кубоватого зодчества, свойственного его цветущей поре.

Шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769) высотой своей и внушительностью превосходила более скромную кубоватую старушечку. К ней не пристраивалось трапезной и приделов, потому она воспринималась целостно, как столпное сооружение, как чистый тип шатрового храма (независимо от спорной даты постройки). Лишь невысокая крытая галерея обводила храм с западной и северной сторон. Из галереи внутрь храма вела двустворчатая дверь стрельчатой формы, расписанная цветами в народном стиле, что придавало внутреннему помещению праздничную нарядность.

Изящно, нарядно выглядела и колокольня (ХVII—ХVIII веков, перестроена в ХIХ веке), отмеченная рядом исследователей деревянного зодчества, начиная с В.Суслова и И.Грабаря. В сравнении с церквами она невелика, казалась почти игрушечной. Особенно оживляли ее резные полицы над повалом в виде ожерелья и на кровле звонницы и изящные теремки по углам четверика. Невеликое сооружение это тем не менее играло созидающую роль; именно она была звеном, связующим обе церкви в единый ансамбль.

Ни одно из этих замечательных сооружений не уцелело...

А.Б.Бодэ:

Погост в Усть-Коже. Из книги "Заповедный Север", 1987 г.
Слева: Климентовская ц., колокольня, Крестовоздвиженская ц.
Кубоватая Климентовская церковь 1695 года отличалась небольшими размерами и особым изяществом. Несомненно, это была одна из самых красивых кубоватых церквей. Высота четверика более, чем в два раза превышала его ширину – таким пропорциями не обладала ни одна известная кубоватая церковь. Крупная центральная луковица объединяла пятиглавие в компактную группу. В основании всех глав располагались декоративные кокошники. В XIX веке трапезная была увеличена, за счёт чего объём здания оказался несоразмерно растянутым.

 Точное время постройки Крестовоздвиженской церкви в Усть-Коже не известно. Предположительно её датируют 1769 годом. Это шатровый храм с основанием в виде восьмерика на четверике, пятигранным алтарём и асимметричной рубленой папертью. Над углами четверика располагались традиционные для нижней Онеги кокошники.

 Комплекс дополняла небольшая колокольня, датируемая началом XVIII века. Основание её состояло из восьмерика на высоком четверике с декоративными кокошниками над углами. Завершалась колокольня куполом со шпилем, устроенным, видимо, в середине XIX века. Основание купола немного заужено, так что самая широкая часть находилась выше. Купола подобных очертаний встречаются только на колокольнях нижней Онеги, где традиция строительства кубоватых церквей получила наибольшее развитие. В устройстве куполов с зауженным основанием видится стремление стилистически приобщить эту заимствованную из архитектуры Нового времени форму к традиционным для Поонежья типам завершений. На примере видоизменённых куполов  поонежских колоколен XIX века прослеживается тенденция к пластическому усложнению покрытий, свойственная деревянному зодчеству значительно более раннего времени.

Ансамбль погоста Усть-Кожа представляет наиболее распространённую на нижней Онеге композицию, в которой доминирует шатёр...

2. КОЖЕОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Г.П.Гунн:

С тяжелым чувством оставляем мы Усть-Кожу.
Остается сказать немного о Кожозере... Семьдесят шесть километров до него лесной безлюдной дорогой, а рекой вверх сто, но труднопроходима бурная, порожистая Кожа. Некогда на озере располагался Кожеозерский монастырь, упоминаемый в описании Турчасовского стана. И поныне стоят на озерном полуострове каменные монастырские постройки конца прошлого века, все более разрушающиеся.
Богоявленский Кожеозерский монастырь. Руины. сайт Гид
История Кожеозерской пустыни начинается с середины ХVI века и содержит немало интересных фактов. Самым известный - с 1643 по 1646 год здесь был игуменом будущий патриарх Никон...

Викитека:

Кожеозерский Богоявленский монастырь — в Онежском уезде Архангельской губернии. Основан в 1557 г. священноиноком Нифонтом и преподобными Серапионом, из татарских царевичей, и Авраамием. Полного благоустроения обитель достигла при игумене Никоне (1642—46), впоследствии патриархе всероссийском. Во время «соловецкого сиденья» она явилась противницей раскола и защитницей православия. С 1764 по 1853 гг. К. обитель была закрыта. В 1853 г. возобновлена и причислена ко II классу. Соединена с Онежским почтовым трактом прекрасной дорогой, на расстоянии 70 верст (ранее были одни болота и лес). К. монастырь имеет важное просветительно-культурное значение в Архангельском и Олонецком краях.

Г.Б.Дерягин:

Эта дорога и поныне заслуживает восхищения. Она экономно и расчетливо проложена по сухим лесным гривам вдаль высоких берегов порожистой Кожи, пересекает загаченные болота. Местами дорога идет прекрасной лесной просекой, прямой, как стрела. Дорога древняя, но мы видим ту, которая была построена в XIX веке игуменом Кожозерского монастыря Петеримом. До этого дорога славилась как плохо проходимая. По новой же дороге могли свободно разъехаться два колесных экипажа. По местной легенде, проверял качество дороги сам игумен, который во время поездки ставил в коляске перед собой посох. Там, где посох подскакивал, игумен останавливался, осматривал ухаб и велел его заделывать. До сих пор эта дорога проходима, по ней отгоняют стада на летние выпасы, по ней можно проехать на мотоцикле, хотя с  XIX века дорогу никогда не ремонтировали.

Г.Русский:

Путнику, одолевшему дальнюю дорогу, на подходе, в просветах деревьев и кустов, представал монастырь словно бы повисшим в воздухе над сверкающей полоской воды. Пройдя еще немного, можно было окинуть взором всю группу монастырских строений, отраженную в озере, полюбоваться их белизной и открывшейся озерной ширью. Некогда путника встречали стоящие по сторонам две церкви — Богоявленская и Благовещенская, обе деревянные. Богоявленская, одноименная обители, много раз горевшая и восстанавливаемая заново, была главной монастырской святыней — возле нее погребены были почитаемые монастырские угодники.

Каменное строительство, как говорилось, началось в восьмидесятые годы позапрошлого века и закончилось в десятые годы прошлого века.
Фото С.Чигалевского
Здания не одностильны, в частности въездные ворота отражают новые вкусы в церковной архитектуре, однако есть между ними всеми единство, они объединены общим принципом архитектурного решения. Здания спланированы невысокими, пожалуй, приземистыми и тяжеловесными, они свободно поставлены в пространстве...
Монастырь и поныне на удалении сохраняет впечатление ансамбля, вблизи же это ряд полуразрушенных построек среди буйно разросшихся трав.

Монастырь в плане имел вид прямоугольника, ориентированного по оси север—юг. По южной стороне располагались проездные двухарочные ворота с надвратной церковкой Иоанна Богослова. По восточной стороне — соборный Успенский храм, соединенный крытым переходом с Преображенским храмом с трапезной. По западной стороне — каменный настоятельский корпус. С северной стороны монастырский двор замыкался добротным деревянным зданием келарской палаты. По некоторым сведениям, монастырь был обнесен оградкой чугунного литья с позолотой.
Святые ворота.
Фото С.Чигалевского
Особняком среди поля стоят въездные Святые ворота. Ворота, которые никуда не ведут. Нет к ним дороги, и нет от них дороги. Насквозь просвечивают их открытые арки — самих врат и боковой калитки. Со стороны двора видно сквозь них давно заброшенное и непаханое поле, со стороны поля — монастырские здания, которые вернее назвать руинами.

Успенский собор, построенный в восьмидесятые годы [XIX в.] века, — крупное, грузное сооружение. Храм был пятикупольным, четыре мощных столпа поддерживали верхние своды, но барабаны и купола были деревянные. Причиной тому был не недостаток кирпича — предпринимая многолетнее строительство, монастырь первым делом построил кирпичный завод, — а, по-видимому, опасения мастеров: они не решились водрузить на своды огромную тяжесть световых барабанов. Собор поражает толщиной своих стен, добротностью кладки, подобной старым постройкам. Внутри он был светлым, благодаря широким и вьсоким оконным проемам, и вместительным. Помещение отапливалось, по углам было поставлено четыре печи. Сохранились фрагменты росписи стен.

Все уничтожено, все загажено, все осквернено.
Мерзость запустения воцарилась на месте святом.
 
Но осталось прекрасное озеро, прекрасная природа, осталась пустынность, осталось все почти так, как было здесь в первоначальные времена, когда зачиналась история Кожеозерской пустыни.

Г.Б.Дерягин:

В советское время на Кожозере возник рабочий поселок лесозаготовителей, который эксплуатировал старые монастырские здания. Он просуществовал до конца 1950-х годов. До последнего времени более там никто не жил, кроме наведывавшихся туда рыбаков.

Сайт argonavt.narod.ru :

Сейчас в здании бывшей монастырской гостиницы живут работники Кожеозерского заповедника (данные 8-10-летней давности).

сайт Диво:

В 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона началось очередное возрождение Кожозерской обители...

Историю Богоявленского Кожеозерского монастыря можно посмотреть - здесь и в книге Г.В.Алферовой.
----

С 2002 г. монастырь находился на территории Кожеозерского природного парка, существование которого в настоящее время установить не удалось. С 2004 г. существует Кожеозерский природный ландшафтный заказник, который, видимо, и заменил природный парк.

Проезд до монастыря:

сайт Диво:
Как добраться до обители? Непросто, но возможно. Если из Москвы, то удобнее всего ехать поездом до Вологды, далее пересесть на поезд «Вологда-Мурманск» и ехать до станции Нименга. От станции дойти до автобазы поселка Нименга (два километра). Оттуда рано утром попутный лесовоз или вахтовка лесорубов подбросит до тропы (около 80 километров), ведущей в монастырь. Идти по ней около 30 километров (и, чтобы не заблудиться, желательно в светлое время суток). В начале пути дорога будет проходить по болотистой местности, поэтому обязательно нужно иметь сапоги. На расстоянии восемь километров, как уже говорилось, стоит избушка, в которой можно переночевать. Еще через девять километров дорога выходит к большому Вингозеру, на котором тоже есть изба. Если созвониться заблаговременно, то вас встретят на лодке у второй избы и по озерам через протоку довезут до монастыря.

Доехать сюда можно только на вездеходе по старой монастырской дороге от поселка Усть-Кожа (70 км), так как с середины прошлого века дорогами никто не занимался. 

Примечания:
1. Использованные источники:
- Викимапия

- сайт
onegaonline.ru
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт.
Большая Онега.
-
сайт Архнадзор.
- cайт
argonavt.narod.ru
- сайт
Гид
- сайт Диво
- сайт
Викитека

- сайт
http://www.novate.ru
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.
Л., Стройиздат, 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Г.Русский. Клейма к иконам северорусских святых. 2002 г.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт
Открытый текст.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. М. Стройиздат, 1973.
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 аршина или 0,7 м
3. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
4. Архитектурные термины см.
здесь.