А.И. Анциферова
главный хранитель музейного фонда  НП "Кенозерский"

ПОДПИСНЫЕ И ДАТИРОВАННЫЕ ИКОНЫ И РАСПИСНЫЕ "НЕБЕСА"
 из собрания  Кенозерского национального парка

Кенозерский национальный парк — единственный среди национальных парков России, имеющий в своем оперативном управлении значительное количество движимых памятников истории и культуры. Около 9500 предметов, представляющих собой великолепные образцы материальной и духовной культуры коренного населения, включены в его музейный фонд.

Особое место среди памятников Кенозерского национального парка занимает крупнейшая в России коллекция монументальной живописи, состоящая из 17 комплексов «небес» — потолочных перекрытий деревянных церквей и часовен, расписанных на библейские сюжеты. Большая часть «небес», созданных в Кенозерье в XVIII-XIX веках, из-за своих иконографических программ и живописных особенностей имеет статус уникальных памятников монументальной живописи.

В музейную коллекцию иконописи в настоящее время включено около 300 икон XVIII — начала XX века. Подписные иконы и расписные «небеса» представляют собой важную часть музейного собрания Кенозерского национального парка.

Сравнительный анализ выявленных текстов позволяет сделать выводы о том, что надписи неканонического характера несут следующую информацию:
-  определяют дату создания и авторство, содержат сведения биографического характера;
- определяют принадлежность иконы ее владельцу, свидетельствуют об обстоятельствах заказа и исполнения;
- оговаривают сюжет иконы, условия заказа, цену работы;
- указывают место, где жил заказчик иконы;
- несут вкладной или дарственный характер;
- содержат различные памятные записи.

Чаще всего надписи лаконичны, но встречаются и очень подробные, причем  как на лицевых сторонах икон и «небес», так и на оборотных.

Выявленные неканонические надписи условно систематизированы по трем группам. В первую группу входят те, в которых обозначено время, место создания или поновления иконы, имя иконописца и биографические сведения. Вторая группа надписей, содержащих информацию о покупках или дарениях, участии в крестном ходе, дает материал для изучения истории бытования икон. Третью группу составляют тексты на оборотах досок, фиксирующие заказ.

Целью данного исследования является выявление и изучение авторских подписей, сбор сведений биографического характера о кенозерских иконописцах, атрибутирование по стилистическим художественным особенностям иконописных памятников Кенозерья.

Первую и наибольшую группу из подписных кенозерских икон составляют святые образы, созданные местными иконописцами. Самый ранний из выявленных в Кенозерье текстов относится к 1778 году, самый поздний — к началу XX века. Приведем в хронологической последовательности имена выявленных на территории Кенозерья иконописцев с собранными в рамках данного исследования биографическими сведениями.

Подтверждением активной работы северных иконописцев в церквях и часовнях, расположенных в окрестностях Кенозера, является авторская датирующая подпись талантливого северного иконописца И.А. Богданова-Карбатовского, уроженца деревни Карбатовской Чекуевской волости Онежского уезда Архангельской губернии, на иконе «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня», 106,2x82,5 см, вывезенной из Почезерского храмового комплекса в 1971 году научными сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (г. Москва) И.А.Кочетковым и А.А.Салтыковым. По воспоминаниям И.А.Кочеткова, иконы находились в большой деревянной церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Почозера (сейчас село Филипповское). Церковь в то время стояла открытая, и ее свободно посещали все желающие. Сотрудники обнаружили, что иконы были сняты со своих мест, вынуты из иконостаса и стояли в храме около стен. И.А.Кочетков и А.А. Салтыков взяли все произведения, которые на их взгляд, представляли интерес для музея, их оказалось всего одиннадцать.

Авторская подпись иконописца и дата создания — 1778 год — были открыты во время реставрационных работ 2006 года на нижнем поле иконы. Иконописец использовал традиционную иконографическую схему данного сюжета: в верхней части находятся изображения трехфигурного ростового деисуса и творцов литургии, Василия Великого и Иоанна Златоуста, а внизу — целебного источника, около которого стоит ангел, утверждающий над ним крест, и двух больных, получающих исцеление...
И.А.Богданов-Карбатовский. Храмовая икона "Происхождение Честных Древ..." 1778 г. М.К.Сказываев. "Апостолы Иуда и Лука - рад. грань "неба" в д.Федоровская.
В 2014 году во время проведения реставрационных работ сотрудниками Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря была обнаружена подпись: «1863 Года роботалъ небеса коп-писецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ»  на радиальной грани «Апостолы Иуда и Лука» «неба» из молельного зала  церкви Георгия Победоносца деревни Федоровской на Порженском озере...
Авторская подпись Сказываева но нижнему краю грани "Апостолы Иуда и Лука".
В Государственном архиве Владимирской губернии в ревизских сказках 1834 и 1858 годов имеются сведения об иконописце Михаиле Кирикове Сказываеве — крепостном крестьянине князя Бориса Александровича Лобанова-Ростовского. Михайло Сказываев родился в 1816 году в деревне Сергеевской Палеховской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии. В статье «Владимирские иконописцы и Комитет попечительства о русской иконописи», опубликованной во «Владимирских епархиальных ведомостях» в 1905 году, сообщается: «Жители Палеха хотя и имеют землю, но обрабатывают ее чужими наемными руками и живут собственно не земледелием, а иконописными работами»

Михайло Кириков Сказываев оставил и другие свидетельства своего пребывания на территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии, в состав которого в XIX веке входила деревня Федоровская на Порженском озере. В книге Т.М.Кольцовой «Иконы Каргополя» приводится информация о том, что Михайло Кириков Сказываев написал «небо» для церкви Михаила Архангела села Архангело, а для Богоявленской церкви села Ошевенского им был написан образ «Святая Параскева в житии, о чем свидетельствует авторская датирующая подпись на обороте иконы: «Жертвованием крестьянина Ивана Александрова Власова в бытность старостою церковным 1858 году... сей святый образ Михайло Кириков Сказываев...».

Автором расписного «неба» в часовне Великомученицы Параскевы деревни Тырышкино, также входившей в XIX веке в состав Каргопольского уезда, является еще один крестьянин князя Б.А. Лобанова-Ростовского из «деревни Сергеевой Вязниковского уезда» — Стефан (Степан) Никитин Кознов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в XIX веке в Каргопольском уезде, частью которого являлось южное Кенозерье, наряду с северными иконописцами были востребованы владимирские иконописцы, составлявшие конкуренцию местным мастерам.

Следующая группа памятников иконописи и монументальной живописи, имеющих авторские датирующие подписи, относится к началу 1880-х годов и принадлежит кенозерскому иконописцу Федору Захарову Иоку (1864-1922). В 2008 году во время демонтажа расписного «неба» в часовне Николая Чудотворца деревни Усть-Почи на радиальной грани «Св. евангелист Иоанн» была обнаружена авторская датирующая подпись «Писаны сии небеса въ 1881 жи-вописцомъ Федоромъ Захаровымъ 1окомъ, урожденцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости [деревни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р.]».
Федор Иок. Расписное "небо" в Никольской часовне, д.Усть-Поча. Авторская подпись Федора .Иока на рад. грани "неба" в Никольской часовне, д.Усть-Поча.
Это «небо» одно из самых сложных и уникальных по иконографии «небес» Кенозерья. Роспись не имеет прототипов и единственна в своем роде. Основное поле каждой из 12 радиальных граней занято фигурой архангела или евангелиста. В центральном круге — Новозаветная Троица. На восточной грани вместо традиционного распятия изображен святитель Николай, которому посвящена часовня. Необычным является решение заказчика вынести на расписной свод не только фигуру святого, но и сцены из его жития...

Благодаря характерной манере художника удалось атрибутировать еще три комплекса кенозерских «небес» в часовнях Николая Чудотворца деревни Вершинино, Преподобного Пахомия Кенского деревни Карповой, Казанской иконы Божьей Матери деревни Мининой.

Своеобразная художественная манера, в которой писал Федор Захарович Иок, позволяет отнести его кисти целый ряд иконописных произведений на территории Кенозерья. При этом талантливый иконописец постоянно экспериментировал не только с красками, в различных пропорциях смешивая темперу и льняное масло, но и с материалами основы: помимо икон на деревянных досках им была написана и пятичастная икона на холсте, поступившая в музейный фонд парка из часовни Святого Иоанна Предтечи деревни Горбачихи.
Федор Иок. Пятичастная икона на холсте (в киоте).
Помимо четырех комплексов «небес» Федор Иок написал для кенозерских часовен и церквей несколько икон, которые удалось атрибутировать не только по художественной манере иконописца, но и по его надписям на иконах. На обороте иконы «Святой преподобный отец Макарий Унженский чудотворец» приводится подпись, аналогичная подписи на «небе» из Никольской часовни деревни Усть-Почи: «сiи иконы писалъ живописецъ 17 летъ от роду Федоръ Захаровичъ Iокъ писал 1881 года в октябре урожденецъ с Конева Олонецкой губернии Каргопольского уезда работа вся 80 р. сереб.»
Федор Иок. Иконы "Св. прп. отец Макарий Унженский чудотворец", "Б.м."Знамение", "огненное восхождение Ильи Пророка" из часовни в д.Федоровская. Авторская подпись Федора Иока на иконе "Св. прп. отец Макарий Унженский чудотворец".
Таким образом, данная подпись содержит информацию не только биографического характера, но и свидетельствует о 80 рублях серебром, полученных художником за 8 икон, написанных для иконостаса придела во имя Собора Пресвятой Богородицы церкви Георгия Победоносда на Порженском озере. В музейный фонд Кенозерского национального парка включены еще две иконы из данного иконостаса — икона Божией Матери «Знамение» и «Огненное восхождение Ильи Пророка».

Еще одна подпись кенозерского иконописца «Сiя икона поправлена в 1883 году по радению вдовы Варвары Губиной Федором Захаровым Iоком», обнаруженная на обороте иконы «Огненное восхождение Ильи Пророка» из часовни Казанской иконы Божией Матери деревни Мининой, свидетельствует о том, что брался иконописец и за «поновление» икон, имевших утраты красочного слоя.

Таким образом, в музейном собрании Кенозерского национального парка на ряде икон прослеживаются признаки поновления, выполненного северным иконописцем.

Сведения биографического характера северного иконописца Федора Захаровича Иока можно почерпнуть не только из авторских датирующих подписей, но и благодаря документам, получившим название «Управление Архангельского почтово-телеграфного округа. Личное дело на Федора Захаровича Иок», хранящимся в Государственном архиве Архангельской области.

Федор Иок родился 12 сентября (по старому стилю) 1864 года в семье рядового военно-лесной стражи второго Каргопольского лесничества Захара Григорьева Иока и его жены Екатерины Петровны Богдановой. В 1882 году Федор Иок женился на «мещанской девице» города Каргополя Марии Семеновой Макаровой и спустя год был записан в мещанское сословие города. В течение трех лет юный Федор Иок обучался живописи в художественной мастерской в городе Санкт-Петербурге. Данный факт биографии иконописца объясняет наличие в авторской подписи профессиональной характеристики «мастер», на которую имел право только иконописец, имевший художественное образование, официально зарегистрированный в ремесленном цехе и регулярно платящий налоги со своих доходов. Кенозерские «небеса», расписанные Иоком в примитивной художественной манере, были созданы предположительно в начале 1880-х годов. Его работа, скорее всего, оценивалась дешевле в сравнении с другими, что, несмотря на несомненное наличие таланта и профессионального художественного образования, вынудило Федора Иока искать более стабильный заработок.

В декабре 1885 года каргопольский мещанин Иок обращается к начальнику почтовой части Олонецкой губернии с прошением о принятии его на службу в почтовое ведомство на должность почтальона «...в виду моего невыгодного положения при производстве мною живописного мастерства...». 8 июля 1886 года последовало распоряжение Управляющего почтовой частью Олонецкой губернии об определении каргопольского мещанина Федор Захарова Иока почтальоном. Так началась тридцатишестилетняя карьера иконописца в почтовых ведомствах Олонецкой и Архангельской губерний. В течение 17 лет Федор Иок работал в Каргопольской почтово-телеграфной конторе, затем возглавлял почтовые отделения в различных населенных пунктах Архангельской губернии: в 1903-1907 годах — в селе Прилуки Онежского уезда, в 1907-1914 годах — в селе Нёнокса, в 1914-1916 годах — в селе Никифорово Шенкурского уезда, в 1916-1919 годах — в селе Холмогоры. Последнее место службы почтальона Иока — Пинежская почтово-телеграфная контора. В 1916 году в жизни Иока произошло важное событие: 30-летняя работа северного почтальона была оценена по достоинству. Высочайшим соизволением Государя Императора Николая II от 16 февраля 1916 года «Федор Захаров 1ок был пожалован серебряной медалью с надписью "за усердие" для ношения на груди». На последнем листе «Личного дела на Федора Захаровича Иок» в выписке из приказа Управления Северного округа народной связи от 29 декабря 1922 года приведены слова, подводящие итог жизни этого человека: «Исключается из списков квалифицированный почтово-телеграфный работник Пинегской почтово-телеграфной конторы Иок Федор за смертию с 25 ноября с.г.»

К концу XIX века относится еще один датирующий текст, обнаруженный на центральном медальоне «Нерукотворенный Образ Спаса» расписного восьмигранного «неба» из храма Пророка Божия Илии, переданного в 2011 году на хранение в Кенозерский национальный парк жителями деревни Задняя Дуброва (Часовенская) Плесецкого района Архангельской области. В нижней части медальона приведен кириллический текст «1880 г.». Можно предположить, что данный текст свидетельствует либо о создании «неба» в 1880-х годах, либо о его поновлении в это время, т.к. и на центральном медальоне и на радиальных гранях имеются признаки поздней записи.

Последний авторский текст, выявленный на территории Кенозерского национального парка, относится к концу XIX — началу XX века, когда в моду входят штампы, выжженные или отпечатанные краской на оборотной стороне иконной доски, с указанием фамилии владельца мастерской, его адреса.
Ф.С.Боровский. Икона "Влм. Пантелеймон" из часовни в д.Поромское. Оттиск авторского штампа Ф.С.Боровского на иконе "Влм. Пантелеймон".
На обороте иконы «Великомученик Пантелеймон», поступившей в музейный фонд из часовни преподобного Антония Сийского деревни Поромское, обнаружен синий оттиск штампа иконописца: «Иконописец Ф.С. Боровский Ошевенск Каргопольскаго уезда». Иконостас вышеуказанной часовни, состоявший из 10 икон, был двухъярусным: в местном чине располагались иконы «Преподобный Антоний Великий и Пахомий Кенский», «Богоматерь Троеручица», «Воскресение Христово», «Преподобный Антоний Сийский и Святитель Николай Чудотворец», «Великомученик Пантелеймон»; во втором ряду располагались иконы деисусного чина.

Об ошевенском иконописце Ф.С.Боровском впервые сведения были получены в 1950 году во время Каргопольской экспедиции Государственного исторического музея. Участники экспедиции Н.Р.Левинсон и Н.А.Маясова в статье «Материальная культура Русского Севера в конце XIX — начале XX века (Каргопольская экспедиция 1950 года)» приводят следующие сведения:

Прялка, расписанная Ф.С.Боровским. Конец XIX-начало XX в.
«Такие живописцы, как Новожилов, наряду с росписью домов, расписывали прялки. Тем более понятной становится общность мотивов этих росписей. Другой ошевенский живописец, Ф.С.Боровский, писал, кроме того, иконы; он работал в 90-900-х годах (конец XIX — начало XX в. — А.А.).... Таким образом, можно установить, что на месте образовалась группа профессиональных мастеров — маляров и живописцев, работавших не только у себя на дому, но и ходивших по соседним деревням».

В книге Статистического бюро Олонецкого губернского земства «Крестьянские промыслы Каргопольского уезда Олонецкой губернии» в 1902 году в Каргопольской уезде числилось семь живописцев.  Так, в деревне Олеховской жил П.И.Черепанов, который расписывал ставни, прялки, шкафы. В Ошевенской слободе трудились Новожилов и Ф.С.Боровский (последний писал также иконы)...

Вторая группа надписей, содержащих информацию о покупках или дарениях, участии в крестном ходе, дает материал для изучения истории бытования икон. Так, в 2014 году в музейный фонд из деревни Морщихинской — административного центра Каргопольского сектора парка — поступила икона «Трехфигурный Деисус: Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча». По свидетельству сдатчицы, данная икона в 1940-1950-х годах была «откуда-то привезена отцом — партийный был». Подтвердить принадлежность иконы Лекшмозерскому приходу (церковь Апостолов Петра и Павла деревни Морщихинской), а также определить имя заказчика и иконописца удалось благодаря надписи, обнаруженной после демонтажа самодельного киота. По нижнему краю иконы читается следующий текст: «...сына его Димитргя Малинина по желашю его и... его С. Гурьев». Из-за значительных осыпей красочного слоя не представляется возможным более точно воспроизвести данную подпись, но имя заказчика — Дмитрия Малинина, священника Лекшмозерского прихода, и иконописца — С. Гурьева сохранились.

В «Ведомости о церкви Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла Каргопольского уезда Лекшмозерского погоста за 1839 год» в разделе «О причте» приводятся сведения биографического характера: «Священник Димитрий Петров Малинин. Из духовных. Учился в Новгородской семинарии...». В 1827 году по указу Новгородской духовной консистории Дмитрий Малинин был назначен для надзора и распоряжения строящейся каменной церкви Апостолов Петра и Павла, а с 1828 года — в Лекшмозерский погост священником... Священник Дмитрий Малинин, начавший службу в Лекшмозерском приходе в 1827 году, упоминается в документах данной церкви и спустя почти 60 лет... Архивные материалы дают полное представление о заказчике данной иконы, а сведения биографического характера об иконописце еще только предстоит выявлять.

Икона "Введение Богородицы во храм" из часовни в д.Рыжково.

Еще один текст «На Кеноозеро Иоанну Худякову» на обороте иконы «Введение, Богородицы во храм»  из часовни Введения Богородицы во храм и Рождества Иоанна Предтечи деревни Рыжково содержит информацию о заказчике иконы и сведения топонимического характера. Одна из задач нашего исследования заключалась в установлении биографических данных о предполагаемом заказчике иконы. В справке Государственного архива Архангельской области № 06-21/1017 от 16 апреля 2014 года указано, что «в метрических книгах Кенозерского прихода Пудожского уезда за 1863-1911 гг. имеются следующие записи: "запись № 23 о бракосочетании 30 января 1863 года государственного крестья­нина дер. Рыжковой Ивана Петровича Худякова (19 лет), православного, первым браком и крестьянской девицы дер. Роймовой Пелагеи Федоровны Фофановой (22 лет), православной"». Далее приводятся сведения о рождении у них детей. Затем...И.П.Худяков вдовец; жена его умерла в 1926 году; перед тем умерла его мать. Кормят И.П.Худякова односельчане. В 70-х гг. прошлого века.... Также в архивной справке ГААО указаны Иван Андреевич Худяков (в 1872 г. у него родился сын Алексей) и Иван Федорович Худяков (умер 20 апреля 1883 г. в возрасте 72 лет), проживавшие в дер. Рыжково. Необходимо выяснить, кто из них являлся заказчиком иконы.

Икона Божией Матери "Троеручица" из   часовни д.Зихнова.

Вкладная надпись, выявленная на иконе Божией Матери «Троеручица», дает сведения о заказчике — жительнице деревни Зехновой Анне Васильевне Заечинниковой, заказавшей икону неизвестному иконописцу для часовни Апостола Иоанна Богослова деревни Зехновой: «Написа сей святой образ по обещанию в часовню Иоанна Богослова девицей Анной Васильевой Заечинниковой.»

Три иконы, поступившие в музейный фонд национального парка из церкви Апостола Андрея Первозванного деревни Ведягино, свидетельствуют о различных событиях, происходивших в этом храме. На двухсторонней выносной иконе Богоматери «Знамение», «Николай Чудотворец»  имеется надпись: «Дар бр. Мартыновых 20 июля 1912 года». Можно предположить, что данная вкладная икона была подарена церкви, построенной в 1898-1899 годах на средства уроженца деревни Ведягино санкт-петербургского купца 2-й гильдии и Личного Почетного гражданина Козьмы Ивановича Мартынова — ее основным опекуном и жертвователем. Обороты икон «Богоматерь Казанская» и «Вседержитель» содержат сведения о крестном ходе в память об одном из самых почитаемых в Кенозерье святых — преподобном Макарии Желтоводском и Унженском: В память начала крестного хода Преподобного отца Макария 1905 года июля 25 дня».

Третью группу составляют тексты на оборотах досок, фиксирующие заказ. Для рассмотрения данной группы текстов обратимся к иконам, которые создавались в XIX — начале XX века для местного населения. При получении заказа на оборотах иконных досок выполнялись надписи — памятки, в которых указывались требования и пожелания заказчика. Эти тексты, нанесенные графитным карандашом или процарапанные в основе, возникли из практической необходимости и теряли свое прямое назначение после получения иконы заказчиком, и их, естественно, не берегли; поэтому читаются они с большим трудом. Часто на оборотах икон можно видеть зарубки и царапины, иногда встречаются перечеркнутые крестом круги. Все эти знаки являются определенной «нумерацией» досок или имеют цифровое значение. Тексты-памятки на оборотах досок имеются на большом количестве икон из музейного собрания Кенозерского национального парка.

Интересен в данном случае комплекс икон из церкви Преподобного Александра Свирского на Хижгоре (Каргопольский сектор парка), где на оборотах всех восьми сохранившихся икон (из 25) указаны святые образы, которые должны были быть написаны для трехъярусного иконостаса. По «Главной церковной и ризничной описи Олонецкой Епархии Каргопольского уезда Хижгорской Преподобного Александра Свирского церкви», хранящейся в Национальном архиве Республики Карелия, удалось установить точную дату создания данного иконостаса — 1872 год.

Таким образом, благодаря неканоническим текстам на иконах и «небесах» удалось ввести в научный оборот новые имена иконописцев, выявить биографические сведения, атрибутировать другие иконописные памятники по художественным особенностям, уточнить даты создания произведений, полнее представить историю бытования икон и расписных «небес», собрать сведения о некоторых заказчиках и владельцах, об отдельных событиях духовной истории Кенозерья.

Работа над данной темой далеко не завершена, т.к. собранный материал во многих случаях требует дополнений. Подобные неканонические надписи на иконах представляют особую культурную и историческую ценность, ведь каждое новое произведение или имя иконописца позволяет получить более целостную и полную картину многовекового развития художественной культуры Кенозерья.

Примечания:
1.  Из сборника "Кенозерские чтения - 2015". Архангельск, 2016 г.
С небольшими сокращениями.
2. Иллюстрации - из сборника.

3. Библиография опущена.
4. Другие материалы об иконописще  Федоре Иоке см. здесь.