Расписное"НЕБО"
в часовне ИОАННА БОГОСЛОВА
деревни ЗЕХНОВА


Справка:

12-гранное "небо" с изображением архангелов, евангелистов и композиции "Распятие".
Сохранилось в полном составе.. Время создания - конец XVIII века.

"Небо" этой     часовни - самое древнее в Кенозерье. Время его создания  можно отнести к последней трети-концу  XVIII века. Программа росписи - наиболее распространенная на реке Онеге - включает "Распятие" (на восточной грани), евангелистов (на четырех гранях, направленных к углам перекрываемого объема), и семь фигур архангелов. Аналогичная композиция была написана во второй половине XVIII в. на потолках каргопольских церквей в Саунине, Большой Шалге, Лядинах.

В основе сюжета "Небесное воинство" лежит традиция изображать ангелов в виде вестников Бога, через которых Он передает и возвещает свою волю.  Небесные силы, по Дионисию Ареопагиту, разделяются на девять чинов, архангелы составляют  восьмой, предпоследний, ангельский чин. Начальником ангелов  признан архистратиг Михаил, имя которого в переводе с древнееврейского  означает "Кто яко Бог".Он возглавил на небе войну ангелов против дракона (дьявола), объединив высших ангелов: архангелов Гавриила (благовестник Божий), Рафаила (врач Божий), Уриила (огонь и свет Божий), Селафиила (молитвенник Божий), Иегудиила (хвала Божия), Варахиила (благословение Божия). Приставка "архи" свидетельствует об  их особой миссии по сравнению с другими ангелами.
 Развертка расписного "неба" из часовни апостола Иоанна Богослова   в д.Зехнова
Аналогичная композиция во второй половине XVIII в. была написана на "небесах" каргопольских церквей в Саунино, Большой Шалге, Лядинах.

Церковь установила праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 (21) ноября.

Композиция "неба" представляет собой иллюстрацию к величанию "Небесного воинства" и  других ангельских чинов.  Ближе всего к Божественной Троице  в иерархии стоят серафимы ("пламенеющие"). В "небе" д.Зехнова вокруг центрального медальона с  изображением Вседержителя - круг из двенадцати чередующихся шестикрылых серафимов и херувимов, охраняющих Спасителя. Для создания образа "пламенеющего" кольца использована  яркая раскраска крыльев красным и синим цветом.

Иконография архангелов хорошо разработана в русском искусстве к XVIII веку. Особое внимание уделено  изображениям архангелов Михаила и Гавриила, так как их образы обязательно включали в состав иконостасов.
Фрагменты "неба": Распятие и Архангел Михаил
Схема расположения граней "неба".
   1- Центральный медальон - "Вседержитель"
2- "Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником"
3- "Архангел Гавриил"
4- "Евангелист Марк"
5- "Архангел Уриил"
6- "Евангелист Лука"
7- "Архангел Иегудиил"
8- "Архангел Селафиил"
9- "Архангел Варахиил"
10- "Евангелист Иоанн Богослов"
11- "Архангел Рафаил с Товией"
12- "Евангелист Матфей"
13- "Архангел Михаил"
14, 15, 16, 17 -  на каждой грани "Серафим"
Иконописец, создавший "небо" в Зехновой, обладает характерной манерой живописи. К его творчеству можно отнести "небеса" часовни Макария Желтоводского в д.Федоровской, в алтаре Георгиевской церкви Порженского погоста, а также деисусный чин в иконостасе деревни Семеново. Скорее всего, он был из Олонецкой губернии.



Примечания:
1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса и окрестности Кенозерья", Программа "Первая публикация", 2009 г. и из архива сайта.
2. Текст с небольшими поправками.