Расписное"НЕБО"
в часовне ИОАННА
БОГОСЛОВА
деревни ЗЕХНОВА
Справка:
12-гранное "небо" с изображением архангелов, евангелистов и композиции
"Распятие".
Сохранилось в полном составе.. Время создания - конец XVIII века.
"Небо" этой часовни - самое древнее в
Кенозерье. Время его создания можно отнести к последней трети-концу
XVIII века. Программа росписи - наиболее распространенная на реке Онеге -
включает "Распятие" (на восточной грани), евангелистов (на четырех гранях,
направленных к углам перекрываемого объема), и семь фигур архангелов.
Аналогичная композиция была написана во второй половине XVIII в. на потолках
каргопольских церквей в Саунине, Большой Шалге, Лядинах.
В основе
сюжета "Небесное воинство" лежит традиция изображать ангелов в виде
вестников Бога, через которых Он передает и возвещает свою волю.
Небесные силы, по Дионисию Ареопагиту, разделяются на девять чинов,
архангелы составляют восьмой, предпоследний, ангельский чин.
Начальником ангелов признан архистратиг Михаил, имя которого в
переводе с древнееврейского означает "Кто яко Бог".Он возглавил на
небе войну ангелов против дракона (дьявола), объединив высших ангелов:
архангелов Гавриила (благовестник Божий), Рафаила (врач Божий), Уриила
(огонь и свет Божий), Селафиила (молитвенник Божий), Иегудиила (хвала
Божия), Варахиила (благословение Божия). Приставка "архи" свидетельствует об
их особой миссии по сравнению с другими ангелами.
|
Развертка расписного "неба"
из часовни апостола Иоанна Богослова в д.Зехнова |
Аналогичная композиция во второй половине XVIII в. была
написана на "небесах" каргопольских церквей в Саунино, Большой Шалге,
Лядинах.
Церковь установила
праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 (21) ноября.
Композиция "неба" представляет собой иллюстрацию к величанию "Небесного
воинства" и других ангельских чинов. Ближе всего к Божественной
Троице в иерархии стоят серафимы ("пламенеющие"). В "небе" д.Зехнова
вокруг центрального медальона с изображением Вседержителя - круг из
двенадцати чередующихся шестикрылых серафимов и херувимов, охраняющих
Спасителя. Для создания образа "пламенеющего" кольца использована
яркая раскраска крыльев красным и синим цветом.
Иконография архангелов хорошо разработана в русском искусстве к XVIII веку. Особое
внимание уделено изображениям архангелов Михаила и Гавриила, так как
их образы обязательно включали в состав иконостасов.
Фрагменты "неба": Распятие и Архангел Михаил |
Схема расположения граней "неба".
|
1- Центральный медальон - "Вседержитель" 2- "Распятие
с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и
Лонгином Сотником"
3- "Архангел Гавриил" 4- "Евангелист Марк" 5- "Архангел Уриил" 6-
"Евангелист Лука" 7- "Архангел Иегудиил" 8- "Архангел Селафиил"
9- "Архангел Варахиил" 10- "Евангелист Иоанн Богослов" 11-
"Архангел Рафаил с Товией" 12- "Евангелист Матфей" 13- "Архангел Михаил"
14, 15, 16, 17 - на каждой грани "Серафим" |
Иконописец,
создавший "небо" в Зехновой, обладает характерной манерой живописи. К его
творчеству можно отнести "небеса" часовни Макария Желтоводского в
д.Федоровской, в алтаре Георгиевской церкви Порженского погоста, а также
деисусный чин в иконостасе деревни Семеново. Скорее всего, он был из
Олонецкой губернии.
Примечания:
1. Текст, схема граней и фотографии - из книги "Небеса
и окрестности Кенозерья", Программа "Первая публикация", 2009 г.
и из архива сайта.
2. Текст
с небольшими поправками.