А.А. Иванова, Т.В. Гурина, М.В.
Кондратьева
(г.
Москва)
СВЯТЫЕ МЕСТА ДЕРЕВНИ ЗЕХНОВА В ФОЛЬКЛОРЕ И РИТУАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ
Сакральная география - одна из приметных особенностей культурного ландшафта Кенозерья. Ее изучение предполагает выявление и описание совокупности разнообразных сакральных мест (святых и нечистых), их размещение на местности, а также механизм влияния на религиозную и культурную жизнь местного населения. Традиционно они делятся на природные (нерукотворные) и культурные (рукотворные). К первым относятся священные камни, деревья и рощи (последние заметно доминируют на Кенозере...).
Наделение рощ и деревьев сакральным статусом происходило на разных основаниях. Во-первых, в расчет принимались природные особенности деревьев, в частности большая высота и толщина ствола. Во-вторых, большое значение играло близкое расположение их к рукотворной святыне, которая освящала пространство вокруг себя. Таким образом происходило формирование сакральных комплексов, в состав которых входило сразу несколько культовых объектов. В-третьих, в ходе опроса местных жителей было установлено, что в прежние времена имел место обычай при захоронении не ставить на могиле крест, а сажать дерево. В результате, в местах массовых погребений со временем формировалась священная роща.
При
разграничении сакральных объектов по признаку «официальный/неофициальный»
деревья и рощи, не признаваемые церковью, попадают в разряд неофициальных
культовых мест, посещение которых не приветствуется священнослужителями.
Многие местные жители отдают себе отчет в том, что ритуальные практики,
совершаемые ими в священных рощах, являются реликтом языческой обрядности: «Ну
вот и говорят, что тут... пересечения языческой и православной веры тут у
нас, на Кенозере. Сначала язычники были. вот эти поклонения нашим рощам,
нашим деревьям, камням». К группе рукотворных официальных святынь
относятся кресты, часовни, церкви и монастыри (перечислены нами в порядке
повышения их сакрального статуса).
Вышеназванные типы природных и культурных святых мест в разнообразных
комбинациях представлены в большинстве деревень Кенозера. Показательна в
этом отношении деревня Зехнова, в которой располагается несколько святынь, до
сих пор почитаемых жителями селения: придорожный крест, возведенный рядом с
остатками священной рощи, и часовня Иоанна Богослова
Описание каждого святого места проводилось участниками экспедиции МГУ с
учетом его сложной морфологии (см. схему):
Крест и священная роща. По признаку «официальный/неофициальный» рощи, деревья и поклонные кресты занимают низшие ступени в сакральной географии Кенозерья. Абсолютное большинство данных типов святынь имело окраинное положение относительно селения и обустраивалось у дорог и на перекрестках: «И на дорогах-то ходили - тоже кресты стояли. Как там они называются?; «у нас они как бы поклонные... у нас на росстанях. Где дороги расходятся, везде кресты были»; «...и там туда всегда весили заветы чё-то».
Подобные
места в мифологической картине мира воспринимались как трансграничные, т.е.
такие, где мир людей сходится с потусторонним миром. Установление крестов с
целью нейтрализации опасности переходных мест и защиты от нежелательного
вмешательства сил иной реальности определило их двойственный, амбивалентный
характер.
К своему кресту и сосне зехновцы ходят не только для того,
чтобы пообщаться с Богом («Завет можно, там вот большая сосна есть,
можете навязать <...> от души дают и всё... Говорят, надо вообще меньше у
Бога просить. Просто надо ему больше говорить спасибо, благодарить»),
но и с целью «поворожить», обратиться с просьбой о помощи к хозяину леса...
«Реальные» истории о помощи лешего в деле отыскания пропавшего человека или
скотины неоднократно фиксировались участниками экспедиции в разных
кенозерских деревнях, но наиболее красочно и детально они были рассказаны
жительницей Зехнова Анной Александровной Семеновой (1928 г. р.): «Чё-т
нету парня-то у меня нету долго. Пошла я к поклонному кресту, у нас там есть
под конец дороги... ест поклонный крест. Туда туристы ходят к нему <...> Ну,
я и пошла. Взяла две палочки и надо сказать:
«Хозяин
<...> лесной, хозяйка лесная, я пришла к вам за помощью, я своего туриста в
глаза не видала, а вот заблудился у нас московский художник... фотограф,
нету двое суток. Что с ним в таком незнакомом лесу? может погибнуть.
Помогите, отпустите нам его. Мы его не ругали, не проклинали, в общем,
всё...<...> И вам не отдавали. Верните нам его
Это всё прочитал постояла у поклонна креста <...> Постояла да пошла домой.
Только чаю-то попили, нам вон звонят с Вершинино женщина, у которой у нее
остановились-т говорит: `Нашелси, Анна Александровна, нашелси", - говорит
<...>.
Поклонный крест и остатки Святой рощи у д. Зихнова. Фото 2013 г. |
Окраинное положение поклонного креста (при входе в селение или выходе из него), по-видимому, определило обычай прощания с ним в случае, если человек надолго удалялся за пределы деревни: "Бывало всё оттуда и в армию <...> поклонятся, перекрестят", "А раньше на покосы ходили - молились"....
В настоящее время поклонный крест и сосна утратили свое былое высокое положение в системе местной сакральной географии, переадресовав ряд функций (в том числе обетных) часовне Иоанна Богослова. Главная причина этого кроется в том, что нынешний крест заменил прежний «намоленный» (хранится в музее «Рухлядный амбар» Кенозерского национального парка) и рассматривается как временный: «...тот поклонный крест был обшит, типа часовенки маленькой. Туда вешали платины всяки, у кого какой завет...". "Поклонный крест раньше был это семь с половиной метров от основания до верхов <...> три венца, сруб был на камнях, там камни остались, три венца... Потом стойки стояли, пол был, он посередине стоял, крыша была, потолок был, крыша была и еще... сверху еще крест стоял».
Часовня Иоанна Богослова. Часовни по праву считаются
«визитной карточкой» сакральной географии Кенозерья. Приходские церкви были
немногочисленными и находились в отдалении от большинства кенозерских
деревень, необходимость же в совершении христианских религиозных практик
остро ощущалась местным населением. В итоге по численности и популярности
церковные приходы уступили место часовенным.
Одна из самых красивых
кенозерских часовен, украшенная «небесами», находится в деревне Зехнова и
освящена в честь Иоанна Богослова (соответственно местные престольные
праздники - весенний и осенний Богословы: 21 мая и 9 октября).
Она располагается на возвышенном месте и является культурной доминантой
деревенского сакрального ландшафта. Согласно местной легенде,
Иоанн Богослов был любимым учеником Иисуса Христа: «Сто три года жил.
Всех эти... все апостолы, все погибли трагически все: кто вниз головой
распят был, кто там, кто с колокольни сброшен. Его и жгли и в масле
раскаленном. Он его любил, Иисус Христос, он был самым любимым у него, и он
его... Он, ну, своей смертью умер»
Святой и
освященная в его честь часовня считаются защитниками и покровителями
селения, уберегающими его жителей от пожаров и прочих напастей:
«Наверное, у нас он покровитель хороший. Все вот в деревнях-то горели, все
де-ревни горели, одна Зихнова-то тута не горела никогда»; «Вот наша
часовенка, сколько пожаров не было по всем деревням, она нас охраняет <...>
Здесь бросали бомбы, в Спицыне две бомбы <...> упало во время войны <...> В
деревню ни одна не попала. Говорят, там Иван Богослов охраняет».
Заветы в часовне
Иоанна Богослова. 2013 г.
По поверьям Иоанн Богослов является покровителем брака и семьи, поэтому после регистрации некоторые супружеские пары приезжают сюда, чтобы помолиться святому: «Свадьбу делали в Вершинино, играли, а приезжали, я окошко открыла, какой народ-то, в свадебных нарядах идет. Оказывается, теплоход привез свадьбу. Ну, что ж, пришлось по своей вере перекрестить да прочитать молитву. Говорит: Мы это с той идем сюда, что ваша часовенка Иван Богослов - покровитель семьи и брака. Вот нам рекомендовали сюда. Ну что, дак я чего только тут и не поделаю. Мне покою-то нет, девушки».
Из
традиционных обрядовых практик, совершаемых в часовне, кроме заветных,
следует отметить егорьевские и метеорологические: «А весной вот, около
часовни, кропили коней и выгоняли в лес, на отдых до пашни» ; «Тут мы ходим
с крестным ходом»; «Вот с таким крестом и ходили...Грозы отмести, грозы
<...> Дак они какой-то год 21 мая ходили, я не ходила в прошлый, я только в
этот <год>. Вот раза три обойдем... Надо сначала помолиться там в
часовне».
Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2013", Архангельск, 2015.
2.
Авторы:
- Иванова Анна Александровна - канд. филолог. наук, доцент, МГУ
им. М.В.Ломоносова.
- Гурина Т.В. - студентка филфака МГУ.
-
Кондратьева М.В,- студентка филфака МГУ.
3. С небольшими сокращениями.
4. Текст, выделенный курсивом, - из материалов
этнографических экспедиций МГУ в Кенозерье.
4. Библиография опущена.
5. Фотографии - из архива сайта.
Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".