А.А. Иванова, Т.В. Гурина, М.В. Кондратьева
(г. Москва)

СВЯТЫЕ МЕСТА ДЕРЕВНИ ЗЕХНОВА В ФОЛЬКЛОРЕ И РИТУАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

Сакральная география - одна из приметных особенностей культурного ландшафта Кенозерья. Ее изучение предполагает выявление и описание совокупности разнообразных сакральных мест (святых и нечистых), их размещение на местности, а также механизм влияния на религиозную и культурную жизнь местного населения. Традиционно они делятся на природные (нерукотворные) и культурные (рукотворные). К первым относятся священные камни, деревья и рощи (последние заметно доминируют на Кенозере...).

Наделение рощ и деревьев сакральным статусом происходило на разных основаниях. Во-первых, в расчет принимались природные особенности деревьев, в частности большая высота и толщина ствола. Во-вторых, большое значение играло близкое расположение их к рукотворной святыне, которая освящала пространство вокруг себя. Таким образом происходило формирование сакральных комплексов, в состав которых входило сразу несколько культовых объектов. В-третьих, в ходе опроса местных жителей было установлено, что в прежние времена имел место обычай при захоронении не ставить на могиле крест, а сажать дерево. В результате, в местах массовых погребений со временем формировалась священная роща.

При разграничении сакральных объектов по признаку «официальный/неофициальный» деревья и рощи, не признаваемые церковью, попадают в разряд неофициальных культовых мест, посещение которых не приветствуется священнослужителями. Многие местные жители отдают себе отчет в том, что ритуальные практики, совершаемые ими в священных рощах, являются реликтом языческой обрядности: «Ну вот и говорят, что тут... пересечения языческой и православной веры тут у нас, на Кенозере. Сначала язычники были. вот эти поклонения нашим рощам, нашим деревьям, камням». К группе рукотворных официальных святынь относятся кресты, часовни, церкви и монастыри (перечислены нами в порядке повышения их     сакрального статуса).

Вышеназванные типы природных и культурных святых мест в разнообразных комбинациях представлены в большинстве деревень Кенозера. Показательна в этом отношении деревня Зехнова, в которой располагается несколько святынь, до сих пор почитаемых жителями селения: придорожный крест, возведенный рядом с остатками священной рощи, и часовня Иоанна Богослова (XVIII в.).

Описание каждого святого места проводилось участниками экспедиции МГУ с учетом его сложной морфологии (см. схему):
В морфологии святынь может быть выделено два слоя: материальный (включает природное место и возведенный в нем культовый объект) и духовный (формируется ритуальными практиками, топонимами и фольклорными текстами, по совокупности составляющими «устную агиографию» святого места). При этом каждый из фольклорных жанров решает свою задачу: в поверьях формулируются и передаются от поколения к поколению нормы поведения в святом месте и правила отправления ритуальных практик (подобные тексты фиксировались нами от информантов разного возраста вне зависимости от веры в сообщаемую информацию); в нарративных текстах (легендах, преданиях, быличках, бывальщинах) сообщаются конкретные примеры последствий соблюдения или нарушения запретов и предписаний (в наших полевых материалах преобладают легенды о Божьей каре за разрушение святыни); ритуальные тексты (заговоры, молитвы), являющиеся частью обрядовых практик, направлены на установление контакта человека с потусторонним миром.

Крест и священная роща. По признаку «официальный/неофициальный» рощи, деревья и поклонные кресты занимают низшие ступени в сакральной географии Кенозерья. Абсолютное большинство данных типов святынь имело окраинное положение относительно селения и обустраивалось у дорог и на перекрестках: «И на дорогах-то ходили - тоже кресты стояли. Как там они называются?; «у нас они как бы поклонные... у нас на росстанях. Где дороги расходятся, везде кресты были»; «...и там туда всегда весили заветы чё-то».

Подобные места в мифологической картине мира воспринимались как трансграничные, т.е. такие, где мир людей сходится с потусторонним миром. Установление крестов с целью нейтрализации опасности переходных мест и защиты от нежелательного вмешательства сил иной реальности определило их двойственный, амбивалентный характер.

К своему кресту  и сосне зехновцы ходят не только для того, чтобы пообщаться с Богом («Завет можно, там вот большая сосна есть, можете навязать <...> от души дают и всё... Говорят, надо вообще меньше у Бога просить. Просто надо ему больше говорить спасибо, благодарить»), но и с целью «поворожить», обратиться с просьбой о помощи к хозяину леса... «Реальные» истории о помощи лешего в деле отыскания пропавшего человека или скотины неоднократно фиксировались участниками экспедиции в разных кенозерских деревнях, но наиболее красочно и детально они были рассказаны жительницей Зехнова Анной Александровной Семеновой (1928 г. р.): «Чё-т нету парня-то у меня нету долго. Пошла я к поклонному кресту, у нас там есть под конец дороги... ест поклонный крест. Туда туристы ходят к нему <...> Ну, я и пошла. Взяла две палочки и надо сказать: «Хозяин <...> лесной, хозяйка лесная, я пришла к вам за помощью, я своего туриста в глаза не видала, а вот заблудился у нас московский художник... фотограф, нету двое суток. Что с ним в таком незнакомом лесу? может погибнуть. Помогите, отпустите нам его. Мы его не ругали, не проклинали, в общем, всё...<...> И вам не отдавали. Верните нам его Это всё прочитал постояла у поклонна креста <...> Постояла да пошла домой. Только чаю-то попили, нам вон звонят с Вершинино женщина, у которой у нее остановились-т говорит: `Нашелси, Анна Александровна, нашелси", - говорит <...>
Поклонный крест и остатки Святой рощи у д. Зихнова. Фото 2013 г.
С поклонными крестами исконно связывались и другие распространенные на Кенозере заветные ритуальные практики, построенные по модели обмена. И сегодня, попав в кризисную жизненную ситуацию (болезнь, пропажа и др.) зехновцы несут к кресту или в часовню "заветы" - платки, чулки,  платья, рубашки, полотенца и др...По неписанному закону, нельзя присваивать чужие заветы: в противном случае человек может жестоко поплатиться за содеянное...Суровая кара ждет и за разрушение святыни...

Окраинное положение поклонного креста (при входе в селение или выходе из него), по-видимому, определило обычай прощания с ним  в случае, если человек надолго  удалялся за пределы деревни: "Бывало всё оттуда и в армию <...> поклонятся, перекрестят", "А раньше на покосы ходили - молились"....

В настоящее время поклонный крест и сосна утратили свое былое высокое положение в системе местной сакральной географии, переадресовав ряд функций (в том числе обетных) часовне Иоанна Богослова. Главная причина этого кроется в том, что нынешний крест заменил прежний «намоленный» (хранится в музее «Рухлядный амбар» Кенозерского национального парка) и рассматривается как временный: «...тот поклонный крест был обшит, типа часовенки маленькой. Туда вешали платины всяки, у кого какой завет...". "Поклонный крест раньше был это семь с половиной метров от основания до верхов <...> три венца, сруб был на камнях, там камни остались, три венца... Потом стойки стояли, пол был, он посередине стоял, крыша была, потолок был, крыша была и еще... сверху еще крест стоял». 

Часовня Иоанна Богослова. Часовни по праву считаются «визитной карточкой» сакральной географии Кенозерья. Приходские церкви были немногочисленными и находились в отдалении от большинства кенозерских деревень, необходимость же в совершении христианских религиозных практик остро ощущалась местным населением. В итоге по численности и популярности церковные приходы уступили место часовенным.
Одна из самых красивых кенозерских часовен, украшенная «небесами», находится в деревне Зехнова и освящена в честь Иоанна Богослова (соответственно местные престольные праздники - весенний и осенний Богословы: 21 мая и 9 октября).

Она располагается на возвышенном месте и является культурной доминантой деревенского сакрального ландшафта. Согласно местной легенде, Иоанн Богослов был любимым учеником Иисуса Христа: «Сто три года жил. Всех эти... все апостолы, все погибли трагически все: кто вниз головой распят был, кто там, кто с колокольни сброшен. Его и жгли и в масле раскаленном. Он его любил, Иисус Христос, он был самым любимым у него, и он его... Он, ну, своей смертью умер»
Заветы в часовне  Иоанна Богослова. 2013 г.
Святой и освященная в его честь часовня считаются защитниками и покровителями селения, уберегающими его жителей от пожаров и прочих напастей: «Наверное, у нас он покровитель хороший. Все вот в деревнях-то горели, все де-ревни горели, одна Зихнова-то тута не горела никогда»; «Вот наша часовенка, сколько пожаров не было по всем деревням, она нас охраняет <...> Здесь бросали бомбы, в Спицыне две бомбы <...> упало во время войны <...> В деревню ни одна не попала. Говорят, там Иван Богослов охраняет».

По поверьям Иоанн Богослов является покровителем брака и семьи, поэтому после регистрации некоторые супружеские пары приезжают сюда, чтобы помолиться святому: «Свадьбу делали в Вершинино, играли, а приезжали, я окошко открыла, какой народ-то, в свадебных нарядах идет. Оказывается, теплоход привез свадьбу. Ну, что ж, пришлось по своей вере перекрестить да прочитать молитву. Говорит: Мы это с той идем сюда, что ваша часовенка Иван Богослов - покровитель семьи и брака. Вот нам рекомендовали сюда. Ну что, дак я чего только тут и не поделаю. Мне покою-то нет, девушки».

Из традиционных обрядовых практик, совершаемых в часовне, кроме заветных, следует отметить егорьевские и метеорологические: «А весной вот, около часовни, кропили коней и выгоняли в лес, на отдых до пашни» ; «Тут мы ходим с крестным ходом»; «Вот с таким крестом и ходили...Грозы отмести, грозы <...> Дак они какой-то год 21 мая ходили, я не ходила в прошлый, я только в этот <год>.  Вот раза три обойдем... Надо сначала помолиться там в часовне».

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2013", Архангельск, 2015.
2. Авторы:
- Иванова Анна Александровна - канд. филолог. наук, доцент, МГУ им. М.В.Ломоносова.
- Гурина Т.В. - студентка филфака МГУ.
- Кондратьева М.В,-  студентка филфака МГУ.

3. С небольшими сокращениями.
4. Текст, выделенный курсивом, - из материалов этнографических экспедиций МГУ в Кенозерье.
4. Библиография опущена.
5. Фотографии - из архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".