В.А.Зайцев,
канд. философских наук, Архангельск

РАСКОЛ, НИКОН, АВВАКУМ
 
Середина XVII века в русском православии отмечена событием незаурядным. Имя ему - раскол.

Начало этому явлению положила церковная реформа, основой которой было исправление богослужебных книг. Дело в том, что русская православная церковь, формировавшаяся в период феодальной раздробленности Руси, хоть внешне и выглядела как нечто единое целое, на самом же деле была раздроблена на феодальные, по существу, самостоятельные владения епископов и митрополитов. Не было единообразия ни в культовой практике, ни в православном писании.

Церковные книги, главным образом богослужебные, переписывались от руки, в них допускались ошибки, неточности, разного рода отступления. Академик Б.А.Рыбаков в «Очерках русской культуры XIII-XV веков» пишет: «Переписчики книг нередко забывали об их богослужебном торжественном назначении и, нисколько не смущаясь религиозным содержанием текста, рисовали в качестве заглавных букв гусляров, охотников, человека в бане... На полях делались самые различные пометки. Например, «пойду поужинаю», «пойду в баню» и т. п.». Ошибки, допущенные в церковных книгах, вели к отклонениям в культовой и вероучительной практике.

По сути, каждый церковный приход, особенно сельский, представлял собой относительно самостоятельную церковную единицу, лишь формально подчинявшуюся епископу, а фактически зависимую от прихожан. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о церковном единообразии в культовой практике и толковании отдельных положений вероучения. Иначе говоря, у каждого попа был «свой устав».

А централизованному Русскому государству требовалась единая официальная идеология, способная оправдывать и защищать самодержавный строй, призванная учить народные массы смирению и долготерпению. Единой государственной религии должны были соответствовать и общие внешние формы культа.
Инициатором церковной реформы стал царь Алексей Михайлович, а исполнителем - патриарх Никон.

Никон (в миру Никита Минов) вышел из семьи мордовского крестьянина. Церковную карьеру начал с чтеца в деревенской церкви. Через год там же занял место священника. Вскоре по предложению столичных купцов переехал в Москву. Можно предположить, что сближение с московским купечеством помогло ему понять необходимость укрепления централизованного Русского государства, способствовавшего формированию русского общенационального рынка.

В 1635 году тридцатилетний Никита Минов решил принять монашество. С этой целью уехал на Соловки и там, в Анзерском ските, был пострижен с именем Никон. Через некоторое время стал монахом, а потом и игуменом Кожеозерского монастыря. За время игуменства, с 1642 по 1646 год, Никон приобрел известность в боярских кругах России. В 1646 году по нуждам монастыря Никон поехал в Москву, где был представлен семнадцатилетнему царю Алексею Михайловичу. Царь, несмотря на юный возраст, сумел почувствовать незаурядность этого человека и оставил его в Москве, назначив архимандритом Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. За годы пребывания в Москве Никон близко сошелся с царем, стал его «собинным другом», то есть доверенным лицом.

В начале 1649 года Никон был возведен в сан новгородского митрополита и начал вводить в церквах служебное единообразие, в частности, стал добиваться, чтобы всюду велось единообразное чтение и пение, боролся за ликвидацию обычая приносить в церкви свои иконы. Как видим, уже в начальный период своей деятельности в роли крупного церковного иерарха он начал осуществлять такие мероприятия, которые впоследствии, когда Никон в 1652 году стал патриархом, вылились в церковную реформу.
Суть ее состояла прежде всего в приведении богослужебных книг в соответствие с греческим печатным образцом, в устранении тех ошибок, что некогда были допущены переводчиками и переписчиками. Кроме того, предлагалось упорядочить и культовую практику, в частности, креститься не двумя, а тремя перстами, как крестятся греки, слово «аллилуйя» петь не два, а три раза и т. п. Этим Никон хотел приблизить русский православный культ к ортодоксальному православию.

Церковный собор, созванный в 1654 году под председательством царя Алексея Михайловича, в присутствии боярской думы утвердил проведение реформы. Но Русь встретила ее в штыки.

Среди противников нововведений были представители высшего и рядового духовенства, бояре и стрельцы, крестьяне и ремесленники. И все они находили причину для того, чтобы встать в лагерь оппозиции. Монастырская верхушка и сепаратистски настроенные архиереи почувствовали в реформе опасность для собственной самостоятельности, они поняли: желание царя - сделать церковь послушной его воле. Основная масса рядового духовенства и монашества боялась даже малейших изменений в культовых традициях, ибо уровень ее знаний и религиозных представлений ограничивался этими традициями. Большинству же верующих казалось, что нововведения подрывают саму веру, что Никон посягнул на «старину», которая была привычна и потому мила.
 
Среди противников церковной реформы оказались и ее бывшие сторонники. Более того, некоторые из них стали лидерами оппозиции. Это Аввакум Петров, Иван Неронов, Степан Вонифатьев, архимандрит Никанор. Что же привело бывших сторонников церковных преобразований в число их противников? Однозначного ответа на этот вопрос, видимо, не может быть. Одни из них, как, например, архимандрит Никанор, оказались в оп-позиции из-за своего честолюбия...Аввакум Петров, Иван Неронов и другие в числе противников реформы оказались по причине иной. Представители так называемого «белого» духовенства, они были сторонниками такой церковной реформы, которая бы касалась лишь организационной стороны. Они понимали необходимость усиления внутренней централизации церкви, стояли за подчинение церковной власти государственной. Но были против каких-либо нововведений в сложившуюся культовую практику, считая их нарушением традиционной русской православiiой веры. Они понимали, что любые нововведения в религиозный культ могут повлечь за собой недовольство со стороны большого числа духовенства и верующих, приведут к расколу в русском православии. Сами они, воспитанные на традициях сложившегося на Руси синкретического православия, видимо, искренне верили, что «старая» вера - истинная вера и любое вторжение в нее есть отход от православия.

Таким образом, церковная реформа встретила серьезное противодействие со стороны самых различных слоев русского общества. А царское правительство вместо того, чтобы проводить реформу постепенно, разъясняя духовенству и монашеству необходимость церковных нововведений, привлекая его на свою сторону и используя для влияния на прихожан, прибегло к силе административного воздействия на противников реформы. Сопротивлявшихся церковным нововведениям преследовали, подвергая самым жестоким наказаниям: заточали в тюрьмы, монастыри, отправляли в отдаленные ссылки. Были сосланы Аввакум Петров, Иван Неронов, архимандрит Никанор и другие руководители оппозиции.

Протопоп Аввакум подвергся правительственным гонениям в 1653 году: вместе с семьей он был отправлен в Сибирь. Десять лет продолжалась его первая ссылка. И все эти годы семья испытывала острую нужду и голод, терпела побои и издевательства. Но ничто не сломило могучий дух этого человека. Молва о его стойкости распространилась на Руси, дошла до Москвы. Когда Никон был отстранен от руководства церковью, царь, фактически возглавивший реформу, попытался склонить Аввакума на свою сторону, с этой целью проявил милосгь - вызволил его весной 1662 года из ссылки. Но и в Москве Аввакум Петров, несмотря на царскую благосклонность и боярскую лесть, продолжал выступать против церковных реформ. Он не только не менял своих убеждений, но и открыто проповедовал их, гневно выступал против заимствования «немецких поступков и обычаев», самовольно стал восстанавливать старые обряды. Потому и на свободе пробыл недолго, уже в 1664 году вновь был отправлен в ссылку, на сей раз в Мезень. Спустя полтора года, в марте 1666-го, Аввакума привезли в Москву, где заседал церковный собор с участием представителей восточной церкви. По решению собора Аввакум был расстрижен и посажен на цепь в Никольском монастыре на Угреше. С середины мая его перевозили из монастыря в монастырь, а архимандриты, архиепископы и патриархи продолжали уговаривать его покаяться и примириться с официальным курсом церкви, но вынуждены были признать, что «тщетен труд». 17 июля 1667 года был вынесен окончательный приговор собора, а месяцем позднее Аввакум и его сподвижники сосланы в Пустозерский острог, где должны были до смерти отбывать наказание в земляной тюрьме - сырой, холодной яме.

В жестоких условиях Пустозерского острога Аввакум не прекратил борьбы, лишь изменил ее форму. Не имея возможности проповедовать среди народа, он взялся за перо, а не случалось пера под рукой писал лучинкою. Из Пустозерского «рва», с берегов Печоры, пламенные послания Аввакума через верных друзей передавались в Москву и, переписанные «добрым письмом», распространялись по всей России. В своем знаменитом «Житии», в письмах к единомышленникам и челобитных царям он продолжал оставаться на позициях непримиримой борьбы против церковных нововведений. Обращаясь к самодержцам, он уже не столько уговаривал их, сколько угрожал. Его литературные труды приобретали все более выраженное политическое звучание, направленное на обличение социальной несправедливости.

Жизнь Аввакума и его ближайших сподвижников трагически оборвалась 14 апреля 1682 года: в этот день по царскому указу их заживо сожгли в Пустозерском остроге.

Репрессии царских властей по отношению к раскольникам не останавливали бунтарей, а лишь усиливали сопротивление верующих церковным нововведениям. В народе пошел слух о том, что в мир явился антихрист. Приход антихриста был «предсказан» задолго до начала реформы. С момента же ее осуществления это предсказание в народном сознании связалось с конкретным именем. Антихристом был назван патриарх Никон. Столкновение никониан и сторонников «старой веры»-староверов принимало все более резкие формы. Первые отстаивали новое, официальное, православие, защищавшее политику самодержавия, вторые по отношению к этой политике были настроены оппозиционно.

Именно политические противоречия и были основной причиной раскола.

Вспомним, что незадолго до начала реформы, в 1649 году, вышло Соборное уложение, установившее наследственность крепостного состояния и фактически завершившее процесс юридического оформления крепостного права на Руси. Кроме того, тяжким бременем на плечи трудового народа легли войны: русско-польская (1632-1634) и русско-польско-шведская (1654-1667). Не случайно в середине XVII века неоднократно вспыхивалиi народные волнения, крупнейшими из которых в период до крестьянской войны С.Т.Разина (1667-1671) были «соляной» (1648) и «медный» (1662) бунты. В 1648 году крупные выступления народных масс были и на Севере - в Каргополе, Великом Устюге и Соли Вычегогодской.
 
В расколе антифеодальная борьба крестьян нашла своеобразную религиозную оболочку: нововведения в сознании народа соединились с усилением крепостнических тягот, с утратой «святой старины». Мысли все настойчивее стали обращаться к прошлому, и это до фанатизма усугубляло противодействие народа реформе.

Бунтовал и посадский люд, недовольный все растущими поборами со стороны дворянского государства....

Еще одна не менее важная социально-политическая причина раскола - феодально-боярская оппозиция усиливавшемуся самодержавию. Вторую половину XVII века можно рассматривать как переходную от ограниченного боярской Думой царизма к абсолютизму, к самодержавию, опирающемуся на дворянство...Боярская оппозиция, яростно сопротивлявшаяся нововведениям, тоже ратовала за возврат к старине - к феодально-патриархальным порядкам, к натуральному хозяйству, к феодальной автономии.

К боярской оппозиции примкнула церковная, отстаивавшая свою феодальную самостоятельность.

Вся эта разнородная среда находила оформление своего враждебного отношения к сложившимся порядкам в представлении о том, что эти порядки нехристианские, неблагочестивые и неугодные богу, что царь и его окружение порвали с истинной верой и предались антихристу. Доказательства обнаруживались очень легко: все исконное православное богослужение до неузнаваемости извращено, даже крестное знамение превращено в подобие какого-то бесовского кукиша, не говоря о всем прочем.
Важен был повод, который мог 6ы объединить в антиправительственной и антицерковной борьбе широкие массы. Этим поводом и стала реформа Никона.

Преследуемая законом, старая вера становилась идеологическим знаменем этой борьбы.


Примечания:
1. Из книги В.А.Зайцева «Беломорский Север. Религия. Свободомыслие. Атеизм». Архангельск. Сев.-зап. книжное изд-во, 1983.
2. С небольшими сокращениями.
3. Деление на подразделы – ведущего сайта.
4. Библиография опущена.