Из пресс-релиза КНП:
"В конце сентября в
Кенозерском национальном парке состоялась вторая в этом году
аэрофотоэкспедиция, организованная фотоагентством «ГеоФото» совместно со
студией "TVS.aero".
Замечательный пилот Владимир
Филиппов из
компании совершил
700-километровый перелет из подмосковного Дмитрова в деревню Вершинино
Плесецкого сектора Парка за два дня. Сотрудники лесной охраны парка
заранее подготовили взлетно-посадочную полосу для самолета".
Вадим ШТРИК,
руководитель Национального Фотоархива ГеоФото
АЭРОПЕЙЗАЖИ КЕНОЗЕРЬЯ:
«осенняя музыка земли, которую мы
фотографировали с воздуха»
Лучшие мысли
приходят в самые невероятные моменты времени.
Ричард Бах, "Мост через вечность"
Самым невероятным моментом этой осени стало время полетов над Кенозерским
нацпарком. А мысли, которые приходили, были как титры к фильму с
постепенным усложнением сюжета. Сначала был момент потрясения и довольно
простые мысли: «(Вау!) Красота-то какая внизу!!!»; «Как может быть
одновременно столько реалистичных деталей и столько абстракции в одном
пейзаже?»; «Как передать фотографией ощущение полета так, чтобы заразить
зрителей этой энергетикой?», «Как одновременно сделать интересные по
композиции и по содержанию кадры?». Ну и фоном - совсем простые мысли –
типа: «Где же тут садиться в тайге и болотах, если что??» Но эти,
последние, долго не задерживались, я передавал их «в работу» - Владимиру
Филиппову – мастеру пилотирования аэрофотосамолетов в условиях тайги, гор,
равнин и пустынь. (Именно благодаря его чувству света и композиции, и
умению позиционировать воздушное судно в нужной точке пространства и
появились многие выразительные фотографии этого проекта)..
Вообще же, аэрофотография – это коллективное творчество фотографа и пилота.
Подготовка к съемке начинается задолго до вылета, полетное задание (список
необходимых сюжетов и ракурсов) продумывается заранее на земле, многие -
еще в Москве. Затем составляются оптимальные маршруты с учетом состояния
погоды и условий освещения. При этом мы учитывали и нашу вторую "земную"
цель: искать гнезда орланов и скоп. Так как малая авиация в Кенозерье
привлечена нами впервые, мы предложили решить с ее помощью сразу две
задачи: сделать художественную аэрофотосъемку ландшафтов для будущей книги
и начать работу по учету гнезд хищных птиц на территории (для этого в
составе экспедиции был профессиональный орнитолог – Александр Ладыгин). И
хотя договор с парком – только про фотосъемку, поиск птиц для нас не менее
важная задача, ведь национальный парк – это «гармония дуализма», связь
природного и культурного наследия на одной территории, а это - в два раза
больше аэроработы. Так что, как только над центральной Россией установился
более-менее устойчивый осенний антициклон, мы оставили все московские дела,
спланировали маршрут и промежуточные посадки, прыгнули в самолет и полетели
на север.
Почему Кенозеро особенное, в чем привлекательность аэропейзажей именно
кенозерской тайги? Казалось бы, везде тайга одинаковая. Но пролетев на
самолете от Москвы до Вершинино через Московскую, Тверскую, Владимирскую,
Ярославскую, и Вологодскую области, (мы перелетали Волгу, Рыбинское
водохранилище, Шексну, Белое озеро), поняли - есть отличия. Если говорить
образами (это уже следующий виток «мыслей во время полета»), то осеннее
Кенозерье - это палитра, на которую художник выдавил из тюбиков свежие
мазки ярких красок для работы, и только некоторые из них успел перемешать:
красную с желтой (чтобы начать рисовать острова осин) и коричневый с желтым
- чтобы прописать фактуру болот, и еще - на черную краску (озер) случайно с
кисточки попали брызги желтого (листья на воде). Потом замечаешь, что мазки
на палитре не хаотичны – они расположены взвешенно, гармонично переплетены
и имеют плавные переходы друг в друга. А кое где – это линии идеальной
кривизны. Из силуэтов рек, впадающих в Кенозеро, и причудливых берегов озер
получился бы великолепный по изяществу графический орнамент в стиле
«Графика первозданной природы»!
Мы пролетели около тысячи километров над Кенозером и окрестностями, отсняли
ландшафты всех частей парка, почти все объекты деревянного зодчества,
большинство деревень, и знаковых мест - бесконечный поток аэроландшафтов и
абстрактных композиций! И вот постепенно родилась главная мысль: «Все что
под крылом - это же музыка! Это музыка, которую нам нужно перенести на
фотографии!» Действительно, у Кенозерсркого пейзажа есть свой особенный
ритм - это постоянное чередование озер, болот, островов, линий, пятен,
штрихов стоящих и поваленных деревьев. У кенозерского пейзажа есть целая
палитра тональностей - от мажорных видов холмистых берегов обжитых озер
Лекшмозера и Кенозера, которые «звучат» радостно (Gioioso)
до минорных пространств болот, топей и марей, которые «звучат»
удручённо и подавленно
(Аbbandono).
И еще множество «вариантов исполнения». Каждый
новый сюжет - это свое настроение: тихий закатный вид березовых перелесков
звучит
очень мягко, очень нежно (Dolcissimo),
яркий всплеск осиновых островов «проигрываются» с жаром (Con brio),
эпические ветровые полосы на темной осенненй воде – выразительно
(Espressivo),
задумчивые просторы бескрайних еловых лесов.
– мрачно
(Lugubre).…
Так же, как в классической музыке, у кенозерских аэропейзажей есть главная
тема - это тема большой воды и большой тайги и многочисленные вариации на
эту тему - это причудливые старицы таежных речек, их бесчисленные меандры,
маленькие таежные озера, корыте почти скрылись в покрывала болот, и топи,
которые испещрены морщинами моховых гряд и подтеками между ними. А еще глаз
выхватывает деревушки, церквушки, избушки, тропы и дороги в тайге, лодочку
на озере - все это и на земле-то воспринимаешь как часть таежного пейзажа,
а сверху они кажутся просто умело расставленными акцентами: где-то очень
эпическими, «звучащими» «Forte»
- как церковь на Хиж-Горе, где-то лирическими, «Piano»
– одинокая часовня напротив Вершинино в деревне Немята. А
вот – рядом с Порженским погостом в аэропейзаж «синкопами» вписывается пара
белоснежных лебедей на сине-черной воде озера, просто чтобы глаз чуть-чуть
отдохнул от бескрайнего повторения таежных текстур.
И
так же как в музыке, тема осени предстала перед нами в развитии: сначала
кульминация красок, их увядание (это разработка темы) и, наконец, развязка
– Большой Северный ветер, который в один день смел почти всю оставшуюся
листву с деревьев, расчертил черную воду Кенозера белыми полосами пены и
заставил гусиные клинья непрерывно, и днем и ночью, проноситься над
Вершинино к югу. У гусей - своя «музыка», в форме плаксивого речитатива. Ее
хорошо слышно с земли. Слова не разобрать, но общее настроение понятно:
осень, пора на юг. И мы тоже полетели на юг, обгоняя стаи перелетных гусей,
пролетая сквозь солнце и дождевые заряды над тайгой, палитра которой за
неделю сильно потускнела, над озерами и реками с пока еще черной водой
(через месяц они станут белыми пятнами и нитями среди черно-белой тайги).
Потом поднялись до 1500 метров, выше облаков. И тут уже гусиный стай не
было – им, наверное, нужно все время видеть землю во время полета.
Возвращаясь к Ричарду Баху: "Полет мысли и полет ветра и крыльев - явления
в равной степени материальные." А значит реальна и музыка осеннего
Кенозерья, которую мы фотографировали, реальна палитра с красками, не
менее, чем реальны гуси, и реальны архивы удивительных по разнообразию
тональностей фотографий.
АЭРОГРАФИКА КЕНОЗЕРЬЯ
РАЗНОЕ
Подробнее об экспедиции - здесь.
Фотографии из архива АЭРОФОТОЭКСПЕДИЦИИ ГЕОФОТО &
TVS.AERO в Кенозерском Нацпарке
осенью 2015 г