Из пресс-релиза КНП:
"В конце сентября в Кенозерском национальном парке состоялась вторая в этом году аэрофотоэкспедиция, организованная  фотоагентством «ГеоФото» совместно  со студией "TVS.aero".
 Замечательный пилот Владимир Филиппов из компании совершил 700-километровый перелет из подмосковного Дмитрова в деревню Вершинино Плесецкого сектора Парка за два дня. Сотрудники лесной охраны парка заранее подготовили взлетно-посадочную полосу для самолета".

 

Вадим ШТРИК,
руководитель Национального Фотоархива ГеоФото


АЭРОПЕЙЗАЖИ  КЕНОЗЕРЬЯ: «осенняя музыка земли, которую мы фотографировали с воздуха»

Лучшие мысли приходят в самые невероятные моменты времени.
                                 Ричард Бах, "Мост через вечность"

Самым невероятным моментом этой осени стало время полетов над Кенозерским нацпарком. А мысли, которые приходили, были как титры к фильму с постепенным усложнением сюжета. Сначала был момент потрясения и довольно простые мысли: «(Вау!) Красота-то какая внизу!!!»; «Как может быть одновременно столько реалистичных деталей и столько абстракции в одном пейзаже?»; «Как передать фотографией ощущение полета так, чтобы заразить зрителей этой энергетикой?», «Как одновременно сделать интересные по композиции и по содержанию кадры?». Ну и фоном - совсем простые мысли – типа: «Где же тут садиться в тайге и болотах, если что??» Но эти, последние, долго не задерживались, я передавал их «в работу» - Владимиру Филиппову – мастеру пилотирования аэрофотосамолетов в условиях тайги, гор, равнин и пустынь. (Именно благодаря его чувству света и композиции, и умению позиционировать воздушное судно в нужной точке пространства и появились многие выразительные фотографии этого проекта)..

Вообще же, аэрофотография – это коллективное творчество фотографа и пилота. Подготовка к съемке начинается задолго до вылета, полетное задание (список необходимых сюжетов и ракурсов) продумывается заранее на земле, многие - еще в Москве. Затем составляются оптимальные маршруты с учетом состояния погоды и условий освещения. При этом мы учитывали и нашу вторую "земную" цель: искать гнезда орланов и скоп. Так как малая авиация в Кенозерье привлечена нами впервые, мы предложили решить с ее помощью сразу две задачи: сделать художественную аэрофотосъемку ландшафтов для будущей книги и начать работу по учету гнезд хищных птиц на территории (для этого в составе экспедиции был профессиональный орнитолог – Александр Ладыгин). И хотя договор с парком – только про фотосъемку, поиск птиц для нас не менее важная задача, ведь национальный парк – это «гармония дуализма», связь природного и культурного наследия на одной территории, а это - в два раза больше аэроработы. Так что, как только над центральной Россией установился более-менее устойчивый осенний антициклон, мы оставили все московские дела, спланировали маршрут и промежуточные посадки, прыгнули в самолет и полетели на север.

Почему Кенозеро особенное, в чем привлекательность аэропейзажей именно кенозерской тайги? Казалось бы, везде тайга одинаковая. Но пролетев на самолете от Москвы до Вершинино через Московскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, и Вологодскую области, (мы перелетали Волгу, Рыбинское водохранилище, Шексну, Белое озеро), поняли - есть отличия. Если говорить образами (это уже следующий виток «мыслей во время полета»), то осеннее Кенозерье - это палитра, на которую художник выдавил из тюбиков свежие мазки ярких красок для работы, и только некоторые из них успел перемешать: красную с желтой (чтобы начать рисовать острова осин) и коричневый с желтым - чтобы прописать фактуру болот, и еще - на черную краску (озер) случайно с кисточки попали брызги желтого (листья на воде). Потом замечаешь, что мазки на палитре не хаотичны – они расположены взвешенно, гармонично переплетены и имеют плавные переходы друг в друга. А кое где – это линии идеальной кривизны. Из силуэтов рек, впадающих в Кенозеро, и причудливых берегов озер получился бы великолепный по изяществу графический орнамент в стиле «Графика первозданной природы»!

Мы пролетели около тысячи километров над Кенозером и окрестностями, отсняли ландшафты всех частей парка, почти все объекты деревянного зодчества, большинство деревень, и знаковых мест - бесконечный поток аэроландшафтов и абстрактных композиций! И вот постепенно родилась главная мысль: «Все что под крылом - это же музыка! Это музыка, которую нам нужно перенести на фотографии!» Действительно, у Кенозерсркого пейзажа есть свой особенный ритм - это постоянное чередование озер, болот, островов, линий, пятен, штрихов стоящих и поваленных деревьев. У кенозерского пейзажа есть целая палитра тональностей - от мажорных видов холмистых берегов обжитых озер Лекшмозера и Кенозера, которые «звучат» радостно (Gioioso) до минорных пространств болот, топей и марей, которые «звучат» удручённо и подавленно (Аbbandono). И еще множество «вариантов исполнения». Каждый новый сюжет - это свое настроение: тихий закатный вид березовых перелесков звучит очень мягко, очень нежно (Dolcissimo), яркий всплеск осиновых островов «проигрываются» с жаром (Con brio), эпические ветровые полосы на темной осенненй воде – выразительно (Espressivo), задумчивые просторы бескрайних еловых лесов. – мрачно (Lugubre).…

Так же, как в классической музыке, у кенозерских аэропейзажей есть главная тема - это тема большой воды и большой тайги и многочисленные вариации на эту тему - это причудливые старицы таежных речек, их бесчисленные меандры, маленькие таежные озера, корыте почти скрылись в покрывала болот, и топи, которые испещрены морщинами моховых гряд и подтеками между ними. А еще глаз выхватывает деревушки, церквушки, избушки, тропы и дороги в тайге, лодочку на озере - все это и на земле-то воспринимаешь как часть таежного пейзажа, а сверху они кажутся просто умело расставленными акцентами: где-то очень эпическими, «звучащими» «Forte» - как церковь на Хиж-Горе, где-то лирическими, «Piano» – одинокая часовня напротив Вершинино в деревне Немята. А вот – рядом с Порженским погостом в аэропейзаж «синкопами» вписывается пара белоснежных лебедей на сине-черной воде озера, просто чтобы глаз чуть-чуть отдохнул от бескрайнего повторения таежных текстур.

 И так же как в музыке, тема осени предстала перед нами в развитии: сначала кульминация красок, их увядание (это разработка темы) и, наконец, развязка – Большой Северный ветер, который в один день смел почти всю оставшуюся листву с деревьев, расчертил черную воду Кенозера белыми полосами пены и заставил гусиные клинья непрерывно, и днем и ночью, проноситься над Вершинино к югу. У гусей - своя «музыка», в форме плаксивого речитатива. Ее хорошо слышно с земли. Слова не разобрать, но общее настроение понятно: осень, пора на юг. И мы тоже полетели на юг, обгоняя стаи перелетных гусей, пролетая сквозь солнце и дождевые заряды над тайгой, палитра которой за неделю сильно потускнела, над озерами и реками с пока еще черной водой (через месяц они станут белыми пятнами и нитями среди черно-белой тайги). Потом поднялись до 1500 метров, выше облаков. И тут уже гусиный стай не было – им, наверное, нужно все время видеть землю во время полета.

Возвращаясь к Ричарду Баху: "Полет мысли и полет ветра и крыльев - явления в равной степени материальные." А значит реальна и музыка осеннего Кенозерья, которую мы фотографировали, реальна палитра с красками, не менее, чем реальны гуси, и реальны архивы удивительных по разнообразию тональностей фотографий.

ПЛЕСЕЦКИЙ СЕКТОР

ВЕРШИНИНО
НЕМЯТА
ЗИХНОВО
КАЧИКОВА ГОРКА
ТАМБИЧ-ЛАХТА (внизу слева), КРИВЦОВО (справа)
БУХАЛОВО
ГОРОДСКОЕ
ГЛАЗОВО
СЕМЕНОВА
РЫЖКОВО (внизу в центре), ФЕДОСОВО
РЫЖКОВО
УСТЬ-ПОЧА (слева) и МЫЗА (справа), СВИНОЕ ОЗЕРО
МЫЗА (вид с востока)
ФИЛИППОВСКАЯ


КАРГОПОЛЬСКИЙ СЕКТОР

ХИЖГОРА (вдали поляна - МАСЕЛЬГА)
ХИЖГОРА. Церковь Александра Свирского
 МАСЕЛЬГА 
ГУЖОВСКАЯ ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
ПОРЖЕНСКОЕ
ХЕРГОЗЕРО, МАКАРЬЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ
КЕНСКИЙ ВОЛОК (р. ВОЛОШЕВА)

АЭРОГРАФИКА  КЕНОЗЕРЬЯ

ГУСИНЫЙ КЛИН
ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО (и два лебедя над водой)
"СЕРДЕЧКО"

РАЗНОЕ

ВСТРЕЧА
Вадим ШТРИК с местным пастухом
Благодарим В.Штрика за возможность показать кенозерские аэрофотоснимки любителям Русского Севера и нашим посетителям.

Подробнее об экспедиции - здесь.

Фотографии из архива АЭРОФОТОЭКСПЕДИЦИИ ГЕОФОТО & TVS.AERO в Кенозерском Нацпарке осенью 2015 г