Д.В.Севастьянов, Л.О.Зелюткина, Е.М.Коростелев
(г.Санкт-Петербург)

КЕНСКИЙ ВОЛОК - ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО СЕВЕРА

От ведущего сайта:
Эта работа опубликована 5 лет назад (а написана еще раньше) и имела целью обратить внимание на туристические возможности тех районов Русского Севера, где были расположены волоки - участки купеческих маршрутов между бассейнами рек. К сожалению, с тех пор туристическая отрасль, скажем мягко, не развивалась, и высказанные здесь предложения не были услышаны или они были не под силу заинтересованным сторонам. Однако достаточно подробные сведения об освоении Севера остаются интересными, как нам кажется, для наших посетителей.

Изучение объектов природного и историко-культурного наследия нашей страны становится все более значимым в настоящее время в связи с расширением сферы их использования и вовлечением в область рекреации и туризма. Все более широкую известность приобретают туристские маршруты по Евразии, по древним сухопутным и водным путям, связывавшим Восток и Запад, Юг и Север. Становятся популярньгми путешествия по "Великому шелковому пути", по пути "из Варяг в Греки".

В значительно меньшей степени известны маршруты наших предков из Великого Новгорода на Русский Север по водно-волоковым путям к Студеному морю и на Соловецкие острова. История освоения новых земель и водных путей Поморья представляет собой крайне интересную страницу в летописи становления Российского государства и может составить научную основу развития экологического и историко-культурного туризма на Русском Севере. Разработка и популяризация этого туристского направления, которое связывает замечательные историко-культурные центры Новгородской, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей, имеет крайне важное образовательное, просветительское и рекреационное значение, Более того, при последовательном развитии информационного обеспечения этого направления оно, безусловно. будет иметь и экономическое значение.

Начало освоения Севера

Как известно, освоение просторов Русского Севера связано с древним Новгородом. С IX по ХVII в. этот лесной и поморский регион уже входил в состав обширной Земли Новгородской. Наиболее известный древний русский письменный источник «Повесть временных лет» указывал, что в IX в. русские купцы освоили морской путь вокруг Европы по Варяжскому и Северному морям, вдоль берегов Франции и Испании, по Эгейскому морю и вплоть до Царьграда (Новгородская летопись, 1894; Спиридонов, 1987).
Ф.Веселаго (1939) подчеркивал, что в IX—XII вв. русское мореходство, военное и торговое, на Русском (Черном), Варяжском (Балтийском), Студеном (Белом и Баренцевом), Хвалынском (Каспийском) морях и на внутренних водных путях по рекам и озерам было широко развито.

Расселение и продвижение русских на северо-восток и за Уральский камень в средние века было не случайным. Климат этого времени был более теплым и благоприятным для сельского хозяйства на севере Европы, чем в настоящее время: так среднегодовые температуры на 1,5-2 град. выше, что позволяло возделывать виноград в Южной Англии. В IX-XII вв. Северное, Норвежское и Баренцово моря летом были свободны ото льда и доступны для мореплавания. Известно, что мягкие климатические условия этого периода позволили викингам совершать плавания на запад в пределах 65—70° с.ш., организовать в конце IХ в. колонию на о-ве Исландия, а затем в Х—XI вв. открыть путь к Гренландии, и далее на запад к полуострову Лабрадор и острову Ньюфаундленд, в страну Винланд (Магидович, 1982).

Начало активного продвижения русских купцов на север и северо-восток, к берегам Балтийского и Белого морей, правомерно отнести к периоду ранее IX—Х вв., а появление их на берегах Белого моря — не позже конца Х в. По-видимому, уже в это время существовало такое понятие как «заволочье», т.е. территория за волоками из бассейна Варяжского моря в Студеное море. Природные условия в IX—ХII вв. были весьма благоприятными для экспансии русских на северо-восток Европы. Привлекательность лесных и озерно-болотных ландшафтов этого края заключалась, прежде всего, в их малой населенности, в обилии пушного зверя и рыбы, в перспективах развития торговли.

Одна из причин - потепление климата

Из историко-географических материалов, собранных А.В.Шнитниковым (1957) о состоянии ледовитости северных морей и ледников Исландии, Альп, Скандинавии и других горных регионов Евразии, известно, что «в VII—XI веках оледенение значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими веками».... Имеющиеся данные «с несомненностью свидетельствуют о том, что эпохе наступания ледников в XVII—ХIХ вв. предшествовала длительная эпоха со значительно меньшим оледенением..., начавшаяся не позднее V—VI вв. н.э., подобно тому, как это имело место в Альпах» (Шнитников А.В., с. 177).

Следовательно, наиболее активное заселение новгородцами северо-восточных лесных районов Европы и освоение водных путей Русского Севера происходило в эпоху значительного потепления климата и освобождения акваторий северных морей ото льда. Как отмечал А.В.Шнитников, «ледовитость Северной Атлантики в середине первого тысячелетии нашей эры и в начале второго была значительно меньшей, чем в последующую эпоху; в это время горные ледники имели меньшие размеры и располагались на больших высотах» (Шнитников А.В., с. 182).

Первые плавания

В условиях увеличения продолжительности теплого периода года могли совершаться длительные разведывательные и купеческие плавания по рекам и озерам региона, осуществлялись волоки через водораздел и налаживался выход в Белое и Баренцево моря. Известно, что одним из первых походов по морю на восток было плавание двинского посадника Улеба в пролив Карские Ворота (в древности его называли Железные Ворота), отмеченное в новгородской летописи под 1032 г. В «Повести временных лет» под 1096 г. указано, что новгородец Гюрята Рогович посылал своих людей на Печору к людям Югры, которые дают дань Новгороду (Новгородская летопись, 1841). На основании сведений, полученных от своих дружинников, Гюрята Рогович написал «Сказание об Югре» — первое достоверное сведение о Большеземельской тундре, о полярных районах, населенных племенами ханты и манси. От югров (угров) стало известно, что в горах — «им же высота аки до небес» (речь шла об Урале) — живет народ, который обменивает меха на железо.

Имелись сведения и о пути за «Уральский камень». Самый короткий путь из Югры к р.Обь пролегал через верховья р.Печоры и невысокий перевал на Северном Урале в р. Северную Сосьву — левый приток р. Оби. Он был продолжением системы волоков по речным системам Русского Севера (Магидович, 1986). О том, что руссы уже в ХI в. проникли за Урал и открыли пути в Западную Сибирь также упоминает и А.А.Чибилев (1987).

Для плаваний и захвата новых земель, лежавших на северо-востоке, а позднее с целью торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме, в Новгороде формировались вооружённые дружины ушкуйников (от древнерусского «ушкуй» - большая речная долблёная лодка). Они сыграли большую роль в освоении Севера и основали ряд крупных поселений— Орлец, Матигоры и Холмогоры на Северной Двине, Каргополь на Онеге, Шенкурск на Волге. В XII—XIII вв. новгородцы уже проложили и освоили также морские пути на запад и восток от Горла Белого моря вдоль побережья по морю и по суше, по рекам и озерам на Печору и за Урал, в северную Сибирь (Магидович, 1986).

Средства передвижения

Сложное смешанное плавание и необходимость перетаскивать суда через волоки требовало от них, кроме крепости, легкости, вместительности и безопасной удобной формы, пригодной для плавания как по мелководным рекам, так и по большим озёрам и морям. Для этого днища древних русских лодий вырубались из одного ствола липы, дуба или осины и перегонялись в Киев, Новгород и другие города. Если судно предназначалось для морского плавания, высоту борта увеличивали за счет досок. забитых внакрой, т.е. край на край, отчего и сами лодьи назывались набойными. Такие суда поднимали по 40—60 воинов с оружием и припасами. Как правило, лодьи ходили на веслах, но были оснащены мачтой с реей, и гiри попутных ветрах в море использовался парус. Для устойчивости на морской волне вокруг лодьи крепился толстый тростниковый пояс, служивший одновременно кранцем дня защиты бортов (Лупач, 1953).

Как отмечал историк А.П.Шершов (1940). в «Русской правде», уже впервой половине ХI в. упоминается о разнообразии видов судов, которые использовались на водных путях, о лодьях морских и набойных, о стругах и чёлнах.
Лодья IX - XVII вв. (Новгород) Ушкуй XIII - XVII вв. (Новгород)
Все они были без палубы. Крытые (палубные) суда были изобретены позже, во времена великого князя Изяслава Мстиславича. При отражении нападения на Киев князя Андрея Боголюбского в 1151 г. Изяслав с большим успехом применил лодьи с палубами, укрывавшими гребцов, и в то же время служившими помостами для воинов. Лодьи имели по одному рулевому веслу (потеси) на носу и на корме, так что могли двигаться вперёд и назад, не разворачиваясь в узостях и на крутых изгибах речных русел. Все это указывает на большую древность и развитость судостроения и морского дела в древней Руси.

Места расселения

В XIV в. морские плавания поморов от устья Северной Двины в Печорский край стали постоянными. Этому способствовало то, что с середины XIII в. на север двинулjсь большое количество беглых крестьян. Они расселялись вдоль главных северных рек — Северной Двины, Онеги, Пинеги и их притоков, основывая небольшие деревни. Главным занятием новопоселенцев стали рыбные, морские зверобойные и соляные промыслы, судостроение. Постепенно здесь развивалось содержание домашнего скота и землепашество. Поморы не знали крепостного права, сохранили самобытность своей древней культуры, особенности быта и хозяйства. Эти энергичные, смелые люди скоро вышли в Студеное море, их становища появились на берегах Белого и Баренцева морей, где они промышляли рыбу, тюленей и моржей. Здесь им пришлось столкнуться с проблемой плавания во льдах. Походы среди льдов Белого моря были трудным делом, но поморы научились умело водить суда в полыньях и разводьях от острова к острову, используя приливо-отливные течения. Районы поморских промысловых плаваний быстро расширялись и скоро вышли далеко за пределы Белого моря (Белов. 1956).

В низовьях Оби поморы обосновались к середине XIV в. в результате похода из Печерского края за Урал новгородских дружин во главе с воеводами Алексаyдром Абакумовичем и Степаном Ляпой. При этом одна часть рати пошла вверх по Оби. а другая спустилась вниз по реке. Об этом известно из «Новгородской IV летописи 1365 г.» (см. Магидович, 1986). По-видимому, они воспользовались упомянутым выше Печорско-Сосьвинским волоком через Урал.

Немалую роль в освоении края сыграли и северные монастыри. Первые из них появились здесь в конце ХIV — начале ХV в. Уже в ХV в. монахи богатого Соловецкого монастыря, расгiоложенного на островах, для плаваний между островами и в устье р. Двины строили и использовали «лодьицы» — небольшие парусные одномачтовые лодки, вмещавшие не более пяти человек. Затем стала использоваться русская поморская «лодья» — более вместительное судно, предназначенное для плавания на близкие расстояния, преимущественно вдоль берегов арктических морей. Помимо Соловецкого Монастыря, по данным Военно-статистического ведомства (1853 г.), в ХV—ХVI вв. суда строились в Архангельском, Холмогорском, Онежском, Кольском, Кемском, Шенкурском уездах... (Военно-стат. обозрение, 1853).

Виды лодок

Для прохождения по рекам употреблялись небольшие челноки ("струги» или "стружки») с плоским дном. Их сколачивали из досок, а иногда выдалбливали из бревна, добавляя нашивные борта. Таюке использовались «карбасы» — небольшие. легкие лодки, употребляемые по всей Архангельской губернии для прибрежных и речных плаваний. Их длина — от 18 до 25 футов и более, ширина — менее четверти длины; они сидели в воде больше фута, имели от 4 до 10 одноручных весел и два паруса. На веслах ходили легко, маневренно, но были валки. На Северной Двине строили несколько иной тип лодий — «двиняки», имевшие удлиненные обводы и лучшую остойчивость. По Двине и Мезени ходили также большие плоскодонные «карбасы» с прямой кормой. «Шняки» — открытые лодки, употребляемые на Белом море при тресковом промысле и для небольших грузов, строились из широких досок. В длину до 35, в ширину до 8 футов; дно довольно плоское; нос и корма острые, вздёрнутые; с грузом в воде сидели на 2,5 фута; поднимали до 500 пудов; имели одну мачту с прямым парусом, шесть и более весел; управлялись с ними обычно 4 человека. Название и форму постройки эти лодьи получили от нормандских судов «шнеке» - улитка. «Раншины», которые также назывались «шитиками» — небольшие лодьи или обыкновенные «шняки» с накладными фальшбортами (нашвами) и двумя мачтами. Преимущественно применялись для ранних плаваний при свежей погоде с грузом, от чего и полуили соответствующее название (Шершов, 1940).

Формирование Поморья как части Русского государства. Водные пути.

В конце ХУ в. Поморье полностью вошло в состав централизованного Русского государства с центром в Москве. Важным событием стало установление торговых отношений между западноевропейскими городами и Москвой через Холмогоры. Вследствие этого на архангельском рынке, кроме норвежцев, появились также англичане, голландцы, а позднее шведы. К началу ХVI в. вся территория от Тромсе на западе до Оби на востоке вошла в состав Русского государства. Вдоль морских берегов был проложен и детально изучен поколениями мореходов и гiромышленниiков морской нуть, связавший узья рек Кола, Онега, Северная Двина и Печора, а между реками Северная Двина и Печора установилось регулярное мореплавание (Белов, 1956).

Крупными торговыми центрами севсро-восточного региона становятся города Каргополь, Архангельск, Двинск, Холмогоры, Кунгур, Вологда, Вятка. Озерно-речная сеть Приладожья и Заонежья являлась оживленной транспортной системой, единственно возможной в этом таежном крае, по которой осуществлялся грузооборот не только между Москвой - Великим Новгородом и Архангельском, но и между ними и Западной Европой, Скандинавией. Главный поток грузов шел через систему волоков через водораздел Балтийского и Белого морей. Согласно мнению исследователей, изучивших результаты экспедиции Академии архитектуры СССР,. наиболее правильным следует считать такое расположение трассы Новгородского водного пути в Заволочье: оз. Ильмень—р. Волхов—Ладожское озеро—р. Свирь—Онежское озеро—р. Водла—ее приток р. Мышьи Черевы—волок (6 верст)—оз. Волоцкое—р.Волошева—Почозеро—р.Поча—Кенозеро—р.Кена - р.Онега —далее вниз к Онежской губе Белого моря и к Соловецким островам (Забелло и др.,1953). Путь на Архангельск шел через Емецкий волок у деревни Пустынка на р. Онеге, откуда перетаскивали суда на р. Емцу, по которой спускались вниз по течению в р. Северную Двину.

Вплоть до конца ХVII в. этот водный путь из Новгорода в Каргогiоль, Холмогоры и Архангельск продолжал использоваться в качестве важной транспорной магистрали и после присоединения Новгорода к Московскому государству. Но снаряжение дальних торговых походов было по карману лишь богагым новгородцам и монастырям, которые стали на Севере крупными землевладельцами. Известно. что в ХV в. Кенозеро входило в обширные владения новгородской боярыни Настасьи Ивановны, жены Григорьева. Усть-Моша оказалась в руках боярина Богдана Есипова. Отсюда и названия деревень Усть-Мошской волости - Боярская, Богдановская, а также «дер. Есиповская на реке на Ектышке» — в волости «Нижней Бор на Плесе по реке по Онеге». С ХV в. писцовые книги Обонежской пятины дают сведения о появлении крупных землевладельцсв, перечисляют, что во владении великой боярыни Настасьи Григорьевой насчитывалось свыше 350 дворов, а у боярыни Марфы Исаковой, вошедшей в историю как Марфа-Посадница, — более 100 дворов. В них имеется запись, подтверждающая существование волоков на Водлозерской земле и что в обязанности местных жителей входила работа на волоках.

Роль раскола

Отдаленные водлозерские и кенозерские земли оказались в ХVII—ХVIII вв. в эпицентре событий раскола Русской Православной церкви. Здесь, на Севере, в Кожозерском монастыре. долгое время жил будущий патриарх Никон — главное действующее лицо этой трагедии. Именно отсюда начался его путь к вершинам церковной власти в 1651 г., когда он становится Патриархом в Москве.

Известно, что в период раскола Русской Православной церкви, возникiiiего в результате церковной реформы патриарха Никона в 1653—1656 гг., большие группы приверженцев старообрядчества уходили от преследований в окраинные области государства Российского, в том числе и в Заонежье, в северные леса, на Урал, где в удалении от светской церкви закладывали скиты, сохраняли старую веру и вели хозяйство: ловили рыбу, разводили скот, сеяли хлеб и репу.

Первый массовый исход сторонников старой веры на север произошел во второй половине ХVII в., следующий - уже в Петровские времена, в начале ХVIII в. Пробираясь на север и северо-восток по рекам и озерам, через известные волоки, староверы оседали в дебрях Водлозерья и Кенозерья, Верхнего Выга и Поонежья. Тысячи приверженцев старой веры селились скитами по лесам, устраивая свою жизнь по старинным русским законам. Известно также упоминание о Водлозерском ските, местонахождение которого ныне неизвестно. Сейчас сохранились только остовы Пелозерского скита и таинственной Юрьевой пустыни на Монастырском озере. Лишь старообрядческие меднолитые складни и распятия в часовнях Водлозерья нагiомивают об этой эпохе (Островский, 1898)..

Однако нельзя не отметить, что в результате раскола произошло заселение необжитых территорий и оживление хозяйства и торговли в этих удаленных от центра России местах. Если Водлозерский край сгiециализировался в основном на рыбном и зверовом промыслах, то в Кенозерском крае и Обонежье больше развивалось земледелие. Здесь издавна выращивали хлеб и разводили крупный рогатый скот, добывали соль. Такая специализация хозяйства во многом определила взаимовыгодный товарообмен между этими краями. В целом Водлинский торговый путь из Великого Новгорода в «Заволочье» через Кенский волок во многом определил формирование культуры края.

Новое похолодание и создание кочей

Однако, в конце ХVII — начале ХVIII вв. климат на севере России начинает меняться в сторону похолодания. Становятся суровее и продолжительнее зимы. более длительным ледостав на реках в озерах. более мощными морские льды. По-видимому, вслед за этим изменяются и характер ведения хозяйства поморов, и конструкции плавательных средств. Полярным судостроением в допетровское время занимался простой люд. Нередко сами мореплаватели и зверобои, которые в результате обобщения опыта многих поколений, постегiенно вводили усовершенствования и приспособления в старинный тип русской лодьи, создавая новые типы судов. Усиление ледовой обстановки на Белом в Баренцевом морях требовали от них противостояния льдам и повышения внимания к мореходности судов (Шершов, 1940).

Главным достижением поморов в морском судостроении было создание «коча» (или «кочмары»). Эти суда были способны плавать среди льдов и не подвергаться «раздавливанию» в случаях смещения ледяных полей.
Такая модель с округлыми обводами бортов была известна и просуществовала более 500 лет с ХVI до ХХ в. В ХVI—ХVII вв. имелись большие и малые кочи. Иногда они использовались как военные корабли, для чего на палубе устанавливались пушки.

В первой половине ХVIII в., после того, как по новаторскому указу Петра 1 все старые русские суда были уничтожены, в Архангельске для одного из отрядов Великой Северной экспедиции были построены два коча. Их строители поморы при опросе заявили, что по обводам корпуса кочи значительно больше приспособлены для плавания во льдах, чем боты и дубель-шлюпки западноевропейского типа. Необходимо отметить. что, несмотря на строжайший запрет Петра строить «староманерные суда» (чем при всей своей гениалыности он оказал плохую услугу русскому судостроению). кочи существовали почти 500 лет и помогли русским землепроходцам-промышленникам и казакам открыть и изучить все полярное гiобережьс Евразии, дойти до Берингова пролива и Анадыря. а когда началось наибольшее похолодание климата («малый ледниковый период» ХVIII—ХIХ вв.), обеспечивать регулярные плавания вдоль этих берегов в летнее время. И в середине ХVIII в. можно было видеть те же поморские суда. правда, уже несколько видоизмененные под влиянием западных образцов, но применительно к местным условиям.

О размахе судостроения ХVII—ХVIII вв. на Русском Севере М.И.Белов (1956) писал следующее: «В 1710 г., например, из Архангельска вышло на морские промыслы 190 судов, из них 68 крытых больших карбасов, 87 лодей, 7 сойм, 22 швяки. 11 каюков. 1 яхта и 1 кочмара. В 1790 г. к Архангельску пришло 97 кочей, 124 лодки, 75 весновальных карбасов, 15 шняк...» (Белов М.И., с. 35).

Победа над Швецией и выход в Европу. Спад в торговле

Но развитие торговых путей через Русский Север постепенно приходит в упадок в ХVII—ХIХ вв. в связи с появлением «окна в Европу» на Балтике. В результате победы России в Северной войне со Швецией и подписания Ништадского мирного договора в 1721 г. Петр 1 сосредоточил экономические интересы государства на западном, балтийском направлении. В результате этого Каргополь. лежавший на пути в Архангельск, теряет свое важное экономическое значение.

Уже в Петровские времена этот северный край оказался в стороне от основных купеческих пУтей, рассчитанных на внешний рынок. Старые торговые пути через волоки Водлозерья оставались важными только для населения Водлозерья и Кенозерья и территорий Обонежья. Однако вплоть до начала ХХ в. старинный водно-волоковый путь от Водлозера через р. Водлу - р. Череву — р. Волошову на Кенозеро. где происходил обмен рыбы на хлеб, соль и промышленные товары, продолжал существовать. .По р. Илексе шел торговый путь к старообрядческому Юрьевогорскому монастырю и выше через волок в р. Нюхчу и Выгозеро, к Белому морю и Соловецкому монастырю. Другой путь — от Кенозера в Кожозерский монастырь и по р. Коже в р. Онегу и далее к Белому морю — тоже продолжал функционировать.

В ХVIII — начале ХIХ вв. продолжалось освоение лесных ресурсов и земель по долинам рек Северной Двины, Вычегды и Сухоны. Была построена Мариинская система каналов, соединивших Северную Двину с Балтийским морем и Волгой. Судоходство по ней было открыто 21 июля 1810 г. Древний водно-волоковый путь через р. Водлу в Кенозерье оказался в стороне от основных торговых путей. Однако упоминание о нем есть в Военно-статистическом обозрении Российской Империи 1853 г. (Военно-стат. обозрение, 1853). В нем отмечено, что древний торговый путь использовался Адмиралтейством для доставки снарядов и припасов в Архангельск. Кроме того, указано, что в прежнее время было составлено несколько проектов по улучшению судоходства по р. Водле и проведению двух каналов на месте древних волоков между р. Черевой и оз. Волоцким и между рекой Онегой и Емцой. Некоторые из порогов предполагалось обойти каналами, а реки Череву и Волошову в 13 местах вычистить. Но все эти проекты не были приняты, потому что доход от них не смог бы компенсировать затрат. Таким образом, древний волок постепенно стал забываться, а водные пути все больше использовались лишь для сплава леса (Островский, 1898).

Изучение края в советское время

Вновь интерес к природным богатствам Русского Севера возник в конце ХIХ начале ХХ вв. В 1918 г. в район Кенозерья отправилась комплексная Олонецкая научная экспедиция. Главной ее целью было исследование озёр Пудожского района, в том числе сбор лимнологических данных и топографическая съемка озер. Одной из задач Олонецкой научной экспедиции было изучение трассы для строительства возможного канала между Белым и Балтийским морями. В результате работы экспедиции в 1918—1922 гг. были собраны данные по некоторым озерам Пудожского района. в том числе озере Свином (плес Кенозера). Попутно проводились краеведческие и этнографические изыскания. Были найдены стоянки древних людей, древнерусских монет, кремневые наконечники и обломки стрел и копий, а также кремневые ножи с полировкой. Был собран богатый местный фольклор. В результате исследований бассейна оз. Кенозеро было установлено, что на рубеже ХVIII—ХIХ вв. на р. Кене у монастыря была построена плотина, которая поддерживала более высокий уровень Кенозера. возможно, для осуiцествления по реке сплава леса (Верещагин. 1921; Левченко, 1959).

Окончательное исчезновение волоков и потеря экономическоiо значения этого водного пути произошло в советское время в результате строительства Беломорско-Балтийского канала длиной 227 км, который был открыт в 1933 г и связал Белое море (у г. Беломорска) с Онежским озером (у г Повенец). С тех пор реки Поморья стали использоваться гiреимушественно для лесосплава и к концу ХХ в. потеряли свое транспортное значение.

Кенский волок в наше время

В настояiцее время часть древнего торгового пути проходит по территории национального парка «Кенозерский», административный пентр которого находится в дер. Вершинино на берегу оз. Кенозера. На этом пути до р. Водлы встречаются несколько деревень: в устье р Почи -- небольшая дер. Усть-ПIоча, выше по течению от которой в 2 км лежит дер. Поча. Далее, в среднем течении и у истока р. Волошовой, а также на южном берегу оз. Волоцкого стоят рыбацкие избы. На древнем волоке сохранились З старинных часовни (ХVII—ХVIII вв.). а на подходах к нему— два поклонных креста. На месте дер. Яблонь-горка остались лишь развалины изб, а на другом конце волока в дер. Заволочье стоят несколько закрьгтых на замок жилых изб, в которых нет постоянно живуiцих людей Эту деревню с дер. Поча соединяет старая лесовозная дорога, которая может использоваться для перемещения туристов.

Эксгiедиция сотрудников факультета географии и геоэкологии СПГУ и Института озероведения РАН, в состав которой входили авторы этого доклада, летом 2005 г. прошла по трассе старинного водного пути от Кенозера до р. Водлы и обследовала упомянутый древний волок, расположенный между территориями национальных парков «Кенозерский» и «Водлозерский» (на рис. часть маршрута и волок между Волоцким озером и р.Мышьи Черева. Полностью маршрут см. здесь - М.З.)
В результате изучения данной трассы разработан научный отчет, создан научно-популярный фильм и сделан вывод о целесообразности создания на основе этой трассы «экологического коридора» между упомянутыми ООПТ.

Практика создания «экологических коридоров», соединяющих ООПТ разных категорий, существует в Западной Европе, в США и Канаде. Однако, в основном, она направлена на поддержание возможных путей миграции диких животных.

Возможности...

В условиях Северо-Запада Европейской России целесообразно разработать экомаршруты («коридоры») для возможного перемещения туристских групп между ближайшими ООПТ. При относительно близком расположения НП «Водлозерский» и «Кенозерский» имеются благоприятные возможности разработки гiривлекателыгых водных и пешеходных маршрутов через Кенские волоки через водораздел между Балтийским и Белым морями, которые могут быть использованы любителями путешествий по таежным ландшафтам. Не менее интересный «коридор», насыщенный памятниками русской истории и культуры можно разработать и организовать между НП «Кенозерский» и НП «Русский Север», с последующим направлением туристов через водораздеп в бассейн Каспийского моря.

Таким образом, использование древних водно-волоковых путей как объектов историко-культурното наследия для целей развития познавательного туризма (экологического и историко-культурнсго направлений) может быть весьма перспективным при условии объединения усилий научных сотрудников Национальных парков и ВУЗов, занимающихся подготовкой кадров для сферы рекреации и туризма.

Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Русского Севера". Архангельск, Поморский университет. 2009 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из интернета и архива сайта.
4. Разбивка на главы - ведущего сайта.