М.П.Волкова,
канд. с./х. наук,  Санкт-Петербург

ВОСПОМИНАНИЯ О ЮРИИ СЕРГЕЕВИЧЕ УШАКОВЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА В 1960-1980-е ГОДЫ

"Я поведу Вас по России!"
Ю.С.Ушаков.

Мои воспоминания о Юрии Сергеевиче Ушакове посвящаются светлой памяти об этом замечательном человеке, знатоке и пропагандисте культуры Русского Севера через архитектуру, которую он считал русской национальной летописью, безоговорочно соглашаясь с афоризмом Н.В.Гоголя: «Архитектура та же летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания».

Встреча наша произошла в 1973 г. на  причале в Котласе, в очереди у кассы, где я со своей подругой-спутницей Зинаидой Семеновной Долговой стояла, чтобы попасть на пароход «Пушкин», ходивший тогда по Северной Двине. С З.С.Долговой мы познакомились в 1968 г. на теплоходе «Татария», впервые совершавшем туристический вояж по красотам Севера. В 1973 г.  было наше третье путешествие по районам Севера.

В человеке из очереди с рюкзаком и фотоаппаратом на шее мы сразу признали собрата в интересах к Северу. Провидение нас познакомило, чтобы последующие пятнадцать лет совместно пройти по землям приречий Северной Двины, Пинеги, Мезени, Онеги, Печоры, по Прионежью и Беломорью по маршрутам Юрия Сергеевича.

У него был профессиональный интерес в сборе материала для изучения народных традиций в организации жилой среды, для понимания принципов и приемов архитектурно-пространственной и ансамблевой организации селений в определенных природно-географических условиях.

Он считал, что нельзя оставлять в прошлом всё то полезное и ценное, что может пригодиться в настоящем и будущем. При этом он подчеркивал необходимость соблюдать национальные черты современной русской архитектуры с учетом ее региональных особенностей, понимая под этим не внешнее заимствование узнаваемых стилевых деталей, а глубокое воплощение всех принципиальных и непреходящих факторов, повлиявших на становление характерных черт архитектуры русского народа, как важнейшей части его культуры.

При осмыслении архитектурного наследия Юрий Сергеевич опирался на материалы тех немногочисленных исследователей, которые были продолжателями скромного начинания Льва Владимировича Даля заниматься изучением памятников деревянного зодчества в своем Отечестве. Среди них он вы­делял В.В.Суслова, Ф.Ф.Горностаева, Д.Д.Милкова, И.Э.Грабаря, М.В.Красовского и некоторых своих современников, которые создали классификацию сооружений деревянного зодчества по типовым признакам. Он в широком масштабе продолжил работу своих предшественников по изучению русского деревянного зодчества Севера, создав свою методику по реконструкции утерянных архитектурных и природных элементов. Это позволило ему восстанавливать графически не только отдельные строения, но целые селения, объединенные общественным духовным центром — погостом.

Большая трудность в его работе была связана с тем, что территория Севера до недавнего времени не находилась в центре внимания исследователей-архитекторов, и памятники архитектуры исчезали без обмеров и каких-либо фиксаций, исчезали и целые деревни, и села. Большой редкостью была панорамная фотосъемка селений, а архитектурно-пространственные группировки строений вообще не изучались и никак не фиксировались.

Требовались методы реконструкции утерянных элементов, и не только архитектурных, но и природных. Выручало то, что Юрий Сергеевич — большой знаток архитектуры и при этом тонкий художник. Это позволило ему графически реконструировать отдельные строения, целые селения и их гнезда в совокупности с природным окружением.

Ю.С.Ушаков в селе Ошевенском

Он прибегал к собственным способам исследования: к натурной шагомерной и инструментальной съемке — горизонтальной и вертикальной; фиксацией взаимного размещения объектов в природе; к обмеру фундаментов и следов сооружений с привязкой к существующему окружению; к зарисовкам и фотографированию панорамы селений с фиксацией основных направлений восприятия при движении по воде и по суше; использовал сведения местных жителей для уточнения местоположения несохранившихся сооружений и целых селений, а также транспортных связей, центров гнезд, торговых путей и т.д.

Конечно, использовались архивные и литературные источники, но главным оставалось натурное исследование.

Показательным примером работы Юрия Сергеевича по реконструкции большого объекта может служить гнездо селений бывшего Суландовского Троицкого погоста в Шенкурском районе Архангельской области.
-метровом выступе береговой гряды, близко подходящей к руслу Суланды, был выстроен ансамбль из Троицкого собора (1626 г.), Успенской церкви (1667 г.) и колокольни. Обе церкви и колокольня между ними поставлены друг за другом вдоль холма, в композиции между диагональной и треугольной, что позволяло видеть их от всех деревень, расположенных по обоим берегам реки.

Троицкая церковь и колокольня были разобраны в 1947-1949 гг., но оставалась Успенская церковь.

Ю.С.Ушаков на месте бывшего Суландовского Троицкого погоста. Фото М.П.Волковой. 1978 г.

В 1978 г. мы прибыли в Суландовский куст деревень с целью фиксации этого ценного памятника, нашли место, где стоял погост, но место было пусто. Как сообщили нам местные жители, Успенская церковь сгорела два года назад, т.е. в 1976 г. Юрий Сергеевич при нашем участии сделал обмеры, рисунки, фотографии, собрал материал по своему методу и сделал графическую реконструкцию всего куста селений, объединенных Суландовским Троицким погостом.

Этот материал представлен на страницах 145-148 в книге Ю.С.Ушакова «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера» (Ленинград, Стройиздат, 1982 г.), которую можно считать энциклопедией по вопросам пространственной организации и композиционным приемам в сохранении селений на Северо-Западе России.

Подобную работу Юрий Сергеевич выполнял на протяжении десятилетий, ежегодно в отпускное время отправляясь на Северо-Запад России. Он стремился успеть застать памятники деревянного зодчества, оставленные нам безвестными народными мастерами, считая, что они наиболее ярко воплощают характер русского человека, его могучий дух, его многогранный талант. По его мнению, народ испокон веков выражал неодолимую тягу к свободе, к мирному укладу благоустроенной жизни, в которой люди могут жить и трудиться по законам Добра и Красоты. И это устремление в сочетании с трудолюбием и мастерством воодушевляло строителей создавать такие храмы, часовни, жилые дома и хозяйственные постройки, которые мы именуем «памятниками русского деревянного зодчества». Эти строители в северных лесах сумели сохранить и представить нам элементы стилей деревянного зодчества более древних дохристианских времен.

Наш капитан! Медвежьегорск. 1986 г.

Юрий Сергеевич не переставал восхвалять народных умельцев, воссоздававших превосходные образцы деревянного зодчества, сохранившиеся частично до наших дней, и очень сокрушался, что мы не занимаемся сбережением его в должной мере. При подчеркивании общей типичности архитектуры Севера он отмечал региональные особенности строений, связанных с климатическими и социальными условиями, и предлагал территориальную классификацию северной архитектуры.

Путешествуя в обществе с Юрием Сергеевичем по обширной территории Северо-Запада России, я фотографировала его исподтишка, т. к. он очень редко соглашался позировать. И всё-таки у меня оказалось много его снимков-слайдов, часть из которых я прилагаю к этой статье, чтобы читатели могли с ним познакомиться в условиях экспедиций.

В.П.Орфинский и Ю.С.Ушаков в Петрозаводске

М.П.Волкова и Ю.С.Ушаков.

Собранные Юрием Сергеевичем материалы — обмерные чертежи, рисунки, фотографии, записи, а также изданные книги являются Завещанием для последователей поспешить с изучением архитектурного наследия безвестных мастеров — наших предков.


Примечания:
1. Из сборника "Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия".  С.-Петербург, Изд. дом "Коло", 2018.
2. Фотографии  Ю.С.Ушакова - из статьи.