Владимир Васёв

ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(фрагменты книги)

9. МОНАСТЫРИ В ПООНЕЖЬЕ с XII века до настоящего времени (обзор)

Перечень подразделов:
1. Кирилло-Челмогорская пустынь.
2. Строкина пустынь.
3. Спасо-Преображенский мужской монастырь.
4. Александро-Ошевенский монастырь.
5 Малоизвестные монастыри Каргополя (Спасо-озерская пустынь, Свято-Духовский, Крестовоздвиженский).
6. Кенская или Пахомиева пустынь.
7. Монастыри верхнего Поонежья (Кодлоозерский, Наглимозерская пустынь).
8. Хергозерская Макарьевская пустынь.
9. Монастырь на Колобовой горке (он же Успенский женский) в Каргополе.
10. Спасо-Преображенский мужской монастырь (или просто Спасский).
11. Еще три монастыря Каргополья (Шелексинско-Троицкая пустынь, Кодлозерский монастырь, Ямецкая Благовещенская пустынь)
.
12. Сырьинский монастырь.
13. Кожеозерский монастырь.
14. Юрьевогорская или Дамианова пустынь.
15. Крестный монастырь (Ставрос или Кийский)
.
16. Соловецкий монастырь.

Вл. Васёв:

Исторически сложилось, что в системе ценностей культурного наследия Поонежья церковная составляющая занимала ведущее место. Материальные свидетельства: храмы, книги, иконы, богослужебная утварь и внутреннее убранство церквей органично вписались в культуру Севера.

После крещения Руси в 998 году началось в государстве бурное строительство церквей и монастырей, и духовенство стало принимать все более активное участие в общественной жизни страны. Священники сопровождали княжеские дружины, вдохновляя ратников словом божьим, являлись духовными наставниками высших лиц государства, несли идеи православия в широкие массы народа. Массовое переселение крестьян на новые земли обусловило и приход духовенства.

Более освещена жизнь монашествующего духовенства, святых мужей и монастырей. Монашество выдвигало из своей среды наиболее ярких представителей веры, о подвигах и иноческой жизни которых писались жития, их служение и деятельность привлекали к себе внимание и почитание тогдашних и последующих поколений...

Г.В.Алферова:
Строительство монастырей в Каргополье началось в XIII-XIV вв. Монастырской колонизации края сопутствовала крестьянская. Тогда же началась широкая миссионерская деятельность монахов, сыгравшая большую положительную роль в освоении славянами нового края.

Вл. Васёв:
С онежской округой связаны имена Кирилла Челмогорского, Савватия, Зосимы и Германа Соловецких, Александра Ошевенского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, Кирилла Каргопольского или Сырьинского, Нифонта, Серапиона и Никодима Кожеозерских, Диодора Юрьегорского. Все они являлись основателями или благоустроителями монастырей и пустыней северной земли. Разной величины были эти монастыри и различный вклад внесли в их создание и развитие славные подвижники. Важно то, что сами преподобные являлись яркими личностями, все свои силы положили они на алтарь веры и отечества и память о подвигах их пережила века.

Г.В.Алферова:
В Каргополе на протяжении ряда столетий возникло четыре монастыря. Два из них, Святодуховский и Воскресенский, сложились внутри города, видимо, в конце XVI - начале XVII вв. Однако как монастыри они просуществовали недолго, и их храмы стали приходскими церквами.
Два другие загородные монастыри, Успенский женский и Спасо-Преображенский мужской, возникли на издревле обжитых местах.

Монастырь на Колобовой горке или Успенский женский в Каргополе

Вл. Васёв:
В древности на окраине Каргополя, кроме Строкинской пустыни, был образован еще один монастырь, на Колобовой горке... Время основания относят к XIV веку.

Дальнейшая судьба монастырька затерялась во тьме веков. Возможно, он положил начало Успенскому монастырю, который в 1615 году преобразован в женскую обитель...Пропитанием и жильем монахини должны были обеспечивать себя сами.

В Успенском монастыре имелось 2 каменные церкви: надвратная, Антония и Феодосия Киево-Печерских, с колокольней и соборная, Архангела Михаила...

Г.В.Алферова:
Успенский женский монастырь был построен в 1649 г...  До нас дошли каменные постройки XVIII и XIX вв. Первоначально монастырь был деревянным. В центре стоял двухэтажный собор с верхним Успенским престолом и нижним Михайлоским. В 1858 г. было построено два новых флигеля и каменная ограда вокруг монастыря. В этот же период была построена и колокольня.

Вл. Васёв:
В 1929 году монастырь закрыли, но его обитательницы еще ранее в 1925 году, в количестве более 100 человек, изгнаны из обители и отправлены по миру...В 1929 году церковные здания монастыря переданы совхозу, более 300 икон, жертвенников, крестов уничтожены за ненадобностью, в макулатуру сдано 600 килограмм книг, а колокола отправлены на металлолом.

Впоследствии на месте монастыря располагалось управление Каргопольлага, в конюшне - камеры смертников. В годы войны в зданиях бывшей обители дислоцировалось переведенное из Великого Устюга пехотное училище. Церкви окончательно разрушили в 1959 году.
---

Строкина пустынь

Вл. Васёв:
«Известно, что около XIV века на местах, окружающих Каргополь, были церкви и обители Челмогорская и древнейшая Строкинская». Строкинская пустынь, вероятно, находилась на расстоянии 200-300 метров от Спасского монастыря (нынешнего Спасо-Преображенского – М.З.)

Г.В.Алферова: 
На правом берегу Онеги, в 2 км от Колобовой горки новгородским миссионером Вассианом была основана "Строкина пустынь, что на козьем болоте", упоминаемая в документах XIII в.

Вл. Васёв:
Закрыт в 1919 году. После закрытия братия переселена в Александро-Ошевенский монастырь, а имущество передано заинтересованным лицам. Впоследствии в нем организовали учебный пункт военкомата.
---

Спасо-Преображенский мужской монастырь  (или просто Спасский)

Г.В.Алферова:
Монастырь возник на месте Вассиановой Строкиной пустыни, "что на Козьем болоте", основанной в XII веке Он располагался напротив восточной окраины города...

Монастырь сильно пострадал во время польско-литовского нашествия в 1612 г.

Каменный пятипрестольный Преображенский собор был построен в 1717 г. К этому же периоду относится и колокольня. Монастырь был обнесен пятигранной оградой. На углах стояли квадратные башенки с куполками. Внутри монастыря стояли жилые и хозяйственные  постройки ...
Спасский монастырь в конце XIX в.
Из книги Вл. Васёва (с рис. XIX в.)
---

Кирилло-Челмогорская пустынь

Вл. Васёв:
Известно, что первой на Онежской земле возникла Кирилло-Челмогорская пустынь, вместе с тем, по некоторым источникам, Строкина пустынь близ города Каргополя не уступала ей в древности.

Кирилл, постриженник новгородского Антониева монастыря, в котором провел 6 лет, в поисках уединения скитался 3 года, пока не нашел подходящего места для иноческой жизни. В 1316 году в устье реки Челмы на Лекшмозере он ставит келью для проживания и возводит часовню...

М.Н.Мелютина:
Монастырь располагался на святой горе Челме, омываемой озерами: с южной стороны — Монастырским, с северной — Лекшмозером, а с востока — водами реки Челмы.

Вл. Васёв:
Отношения с крестьянами между тем, складывались непросто. Жители окрест места сего «зли суть и немилостивы», но в то же время приходят к Кириллу «для пользы душевной и благословения для», в благодарность отдают ему часть рыбного улова.

После смерти Кирилла в 1368 году обнаружилось, что местность вокруг его обители имела какую-то чудодейственную силу, ауру, оздоровляющую душу и тело окружающих, которых привлекало сюда служение Господу.
В 1429 году воздвигнут на месте сем Богоявленский храм, число братии возросло до 80 человек.

Кирилла за подвиги причислили к сонму святых русской церкви и в ХV веке написано его житие.
"Святые ворота"
Кирилло-Челмогорского монастыря.
 Фото нач. ХХ в.

Кирилло-Челмогорский монастырь активно развивался и приобрел почти   все  земли в округе,  которые в 1764 году подверглись секуляризациии - отчуждению в пользу государства.

Сразу после 1917 года имущество пустыни реквизировано Советской властью. В 1919 году при монастыре открыта артель «Советское хозяйство», располагавшего 7 лошадьми и 19 коровами, а в начале 30-х годов пустынь ликвидируется и остается только выселок Чолма.

«Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский являлись двумя из 13 святых Олонецкого патерика, которые являлись «светильниками» благочестия для русского народа и местных племен».

М.Н.Мелютина:
Сегодня обитель находится в полнейшем запустении. От двух храмов остались только фундаменты, от ограды — груда кирпичей. Единственное, что напоминает здесь о бывшей пустыни, это ландшафт. По-прежнему чудесны озера, окружающие монастырь, только речка Челма почти заболочена. Возвышающиеся фундаменты Богоявленской церкви топографически точно определяют место ее бывшего расположения. Там, где были монастырские стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители.

Вл. Васёв:
Давно угас светильник, но полезно помнить, что он горел веками и представлял из себя один из первых широко известных очагов православия не только в Поонежье, но и на Архангельском Севере.
---
Еще о Кирилло-Челмогорской пустыни - см. здесь.
---

Александро-Ошевенский монастырь

Г.В.Алферова:
В середине ХV в. в 40 км от Каргополя возникает Ошевенский монастырь, основанный монахом Александром, принявшим пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. Ошевенский монастырь был для Каргополья тем, чем была Троице-Сергиевская лавра для средней Руси. Из него вышли основатели нескольких монастырей и пустыней в Каргополье: Пахомий Кенский, Антолий Сийский, Кирилл Сырьинский, Нифонт Кожеезерский, а также основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вознесенской, Макарьинской и Спасской пустыней.

Вл. Васёв:

С 50-х годов 15-го столетия центр монашеской жизни Каргополья перемещается в Александро-Ошевенский монастырь. Обитель превратилась в одну из самых влиятельных в Поонежье и послужила своего рода кузницей кадров духовенства. Ученики и воспитанники монастыря сыграли в дальнейшем огромную роль в развитии православия на Русском Севере. Как бы далеко не забросила их судьба служения, везде они назывались «каргопольскими святыми». Основатель обители Александр Ошевенский стал наиболее почитаемым святым на Каргополье.

Образование монастыря относится к 1452 году, и 27 лет неустанных трудов посвятил ему преподобный Александр, занимая должность игумена. В благом деле Александру оказал большую помощь его отец Никифор, который выпросил в ХV веке у одного новгородского боярина «слободскую грамоту»… Скончался преподобный в 1479 году в возрасте 50 лет.

Г.В.Алферова:
Ошевенский монастырь, построенный в 1455 г., благодаря славе, которой пользовался, часто изображался на иконах. Они донесли до нас архитектурный образ деревянного монастыря,  который совпадает с его документальными описаниями.
Ошевенский монастырь.
Икона ХVI в.
На иконе XVII в. изображен монастырь, имеющий в плане форму неправильного многоугольника, ворота его имеют бочкообразное покрытие, ограда имеет шатровые башни. Внутри ограды показаны рудные избы с резными дымарями; настоятельский корпус имеет высокое крыльцо.
В центре монастыря видим шатровую колокольню, слева от нее - Никольскую, а справа - Успенскую шатровые церкви...

Деревянный монастырь был постепенно заменен каменным. Самая древняя каменная церковь в Ошевенском монастыре - Успенская - была поставлена на месте деревянного шатрового храма и закончена в 1707 г. Это двухэтажное сооружение в плане выглядит обыкновенной четырехстолпной церковью, имеет колокольню с запада и три апсиды с востока. Окна богато декорированы только на южном фасаде. Они выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный зеленый луг, где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.
Успенская церковь с колокольней. 1707 г. Надвратная Никольская церковь. 1834 г.
С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, ведшее на второй этаж собора, куда входили, проходя под колокольней.

Исключительный интерес представляет верхняя церковь, стоящая на столбах и стенах нижней церкви, но имеющая более облегченные конструкции. Необычным является то, что на четырех столбах в центре, на арках, перекинутых с одного столба на другой, покоится квадратный четверик, вздымающийся над всем сооружением. В своих стенах этот четверик имеет окна. Выше окон четверик через паруса переходит в низкий цилиндр, завершенный куполом. Купол венчается пятью главами...

Надвратная Никольская церковь, также каменная, была построена в 1834 г. Она, судя по изображениям на иконах, была завершена круглым куполом. Интересен проезд ворот, где сочетаются полукруглые в плане арочные ниши с небольшими прямыми простенками.

Вл. Васёв:
После секуляризации земель в 1764 году монастырь не смог приспособиться к новым условиям и потерял свое экономическое значение в жизни Каргополья, но духовное влияние обители не  угасло...

По состоянию на 1858 год... в обители имелись каменные соборная Успенская с колокольней и надвратная Никольская церкви. К богатым монастырям Ошевенский на тот период не относился, но средств, получаемых от ведения хозяйства и пожертвований, хватало для содержания церковных зданий и самой братии...

Отмечается, что...к нему приписаны были две пустыни: Спасо-озерская с Преображенской церковью и Челмогорская, в которой на тот момент имелись каменная Богоявленская и деревянная Успенская церкви, в связи с отсутствием средств к их самостоятельному существованию.

Г.В.Алферова:
До сегодняшнего дня стоят братские каменные кельи, построенные в 1752 г. У них не сохранился второй деревянный этаж, в котором жили настоятели монастыря...
---

Малоизвестные монастыри Каргополя

Вл. Васёв:
Обращают на себя внимание редко упоминаемая Спасо-Озерская пустынь...  и два городских монастыря Каргополя:  женский Святого Духа и мужской - Крестовоздвиженский.

Спасо-Озерская пустынь

В.В.Зверинский
(с сайта "Православные приходы и монастыри Севера"):
...Пустынь находилась в 51 вер. к северу от Каргополя и в 12 вер. к востоку от Александро-Ошевенского монастыря (по современному - близ д.Озерки Каргопольского района - М.З.) среди безлюдных лесов.  Основана старцем Вассианом из Ошевенского монастыря в первой полловине XVII в. В 1721 г. Приписана к Спасовой Строкиной пустыни. Впоследствии - погост Спасо-Озерская пустынь Каргопольского   р-на Олонецкой губ.

Святодуховский монастырь

Г.В.Алферова:
На окраине города (Каргополя - М.З.) сложился ансамбль Святодуховского монастыря, который состоит из двух церквей и колокольни. В середине XVII в. его церкви сделались приходскими.
Вознесенская церковь.
Северный фасад сегодня.
.

Одна церковь - деревянная Вознесенская - за ветхостью была разобрана в 1751 г., и на ее месте построена каменная.  К четверику храма и его трапезной примыкают два придела, имевшие самостоятельные входы с улицы. Свод четверика получил форму "неба" деревянных церквей. Своды приделов - ассиметричны...
В XX в. церковь сильно пострадала, до войны была разрушена трапезная....В конце 70-х гг. церковь лишилась северного придела и всех глав.
Святодуховская
церковь сегодня

Церковь Сошествия святого Духа была построена на месте деревянной     в 1772-97 гг. Находится к северу от Вознесенского храма.  Это кораблеобразноее двухэтажное сооружение... Над алтарными апсидами      сохранились три деревянные с каменными торцевыми стенками бочки...В первом этаже - это шестистолпный храм, во втором этаже - четырехстолпный.
Закрыт не позже 30-х годов.
---

Г.В.Алферова упоминает  еще Воскресенский монастырь внутри города, сложившийся, видимо, в конце XVI - начале  XVII века, но никаких данных о нем мы пока не нашли (М.З.).

Вл. Васёв:
Возможно, за названными обителями стояло еще немало неизвестных пустынек и монастырьков, ничем себя не проявивших и канувших в лету безвестно. Вместе с тем, они выполнили свою роль в деле славянского освоения края, монахи, их населявшие, ушли в другие монастыри или двинулись дальше, рассматривая жизнь в малых пустынях, как время для подготовки души и тела к новым монашеским подвигам.
---

Кенская или Пахомиева пустынь
 
Вл. Васёв:
Видное место среди монастырей Каргополья занимала Кенская или Пахомиева пустынь. Следов существования монастыря ныне не сохранилось. Локализовать его можно в районе деревни Коровино на реке Кене. Так, в клировых ведомостях... говорится, что упраздненный Кенский монастырь находился в 17 верстах от приходских церквей, располагавшихся в д. Измайлово, что и составляет данное расстояние.
Пахомий Кенский.
 С иконы XIX в.

В конце ХV века Пахомием, одним из учеников Александра Ошевенского, в 4 верстах от [истока] реки Кены была основана пустынь. Сам Пахомий, родившийся в 1450 году, вышел из Ошевенского монастыря после с мерти его основателя. Умер Пахомий в 1525 году, впоследствии причислен к лику святых.

Кенская пустынь стала в 16-17 столетиях достаточно крупным землевладельцем, что неоднократно фиксировалось в царских грамотах. При благоволении власти монастырь окреп материально, что позволило построить три храма с колокольней и монастырские кельи.

Известно, что пустынь пострадала в лихолетье Смутного времени, когда погибла почти вся братия. Возрождение монастыря началось с царских грамот 1616 и 1621 годов. Но с утратой значения Кенского водного пути, монастырь стал приходить в упадок. В 1748 году он приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, а в 1764 упразднен, земли переданы в казну, а здания - местному приходу.

Пожаром 1800 года здания бывшего монастыря полностью уничтожены и на его месте усердием прихожан выстроены с сохранением прежних монастырских названий: в 1810 году – Никольская церковь, в 1841 году – церковь Рождества Богородицы, в 1843 году - Преображенская церковь, которые до нынешних дней не сохранились. В Преображенской церкви была установлена рака с мощами преподобного Пахомия.

М.Н.Мелютина:
Пятиглавый Спасо-Преображенский собор Кенского монастыря (Кенского прихода) был разрушен в 1949 году.

В Русском музее С.Петербурга хранится напрестольный крест из Кенского монастыря.
Напрестольный крест из Кенского мон-ря. 1682 г. ГРМ
Надпись на обр. стороне креста
Пустынь известна тем, что одним из учеников Пахомия был Антоний Сийский, который основал в 1513 году Шелецкую Николаевскую пустынь, а в 1520 году - один из самых влиятельных на Севере Антониево-Сийский монастырь....
---
Еще о Кенском монастыре см. здесь.
---

Монастыри верхнего Поонежья

Вл. Васёв:
В то время, как в центральной России монастырское движение стало спадать, в верхнем Поонежье оно набирало силу и в XVII веке. В первой половине столетия возникает несколько монастырей: в 1618 - Кодлозерская и в 1640-х годах - Наглимозерская и Хергозерская пустыни.

Кодлозерский монастырь

Вл. Васёв:
Основан иноком Полиевктом. Кто он и откуда - неизвестно. За время существования пустынь смогла получить несколько царских грамот на пожалование земель и деревень, но от податей не была освобождена и самостоятельностью пользовалась только до первой половины XVIII века, затем попала в ведение Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря. В 1764 году упразднена, имущество распродано за долги, а деревянные здания переданы приходу. В пустыни имелись две деревянных церкви: Богоявленская, 1618 года постройки, с колокольней и Успенская.

Наглимозерская пустынь

Вл. Васёв:
Пустынь образована иноком Ошевенского монастыря - Тимофеем. Местонахождение ее и поныне можно установить достаточно точно: на острове посреди Наглимозера. В царской грамоте 1649 года говорилось «в прошлых де годах построил он, инок Тимофей, ту пустынь, на том Аглине озере, на острову, на диком лесу, один собою». В 1642 году Тимофей получил разрешение на построение храма, а через 8 лет добился по грамоте царя Алексея Михайловича причисления к монастырю Наглимозера, с прилегающими к нему небольшими озерами, пашнями, лесами и сенокосами.

Следует отметить, что монастырь не был бедным, о чем свидетельствует то, что сооружения его сохранились до самой революции. В 1676 году на острове строится церковь Неопалимой Купины, а в 1811 году на ее месте воздвигнута каменная церковь Тихвинской Божией Матери с каменной колокольней. В церковных документах ХIХ века отмечается, что на острове находилась также деревянная церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста неизвестного года постройки, упраздненная в 1836 году за ветхостью.
Памятный крест
на месте монастыря

В 1721 году пустынь приписана к Спасскому монастырю города Каргополя, а в конце ХIХ века присоединена к Лекшмозерскому приходу. В 1930 году сооружения монастыря разрушены советской властью.

М.Н.Мелютина:
Информаторы свидетельствуют, что в 1930-е гг. два храма Наглимозерской пустыни были разрушены. Но территория обители, «где славили Бога иноки смиренные, служа обетам по мере сил своих», по-прежнему остается святым, притягательным местом. «Образ места» хранят устные истории об иноческой жизни, остатки монашеской кельи и деревянный крест, поставленный на фундаменте каменного храма. В музейном фонде Кенозерского национального парка хранится уникальный план пустыни, изготовленный с целью «межевания учиненнаго в 1783 г.»
Вл. Васёв:
Интересно отметить, что монастырь являлся единственным в Поонежье, который располагался на озерном острове и имел сходство с Валаамским монастырем на Ладожском озере. Разница в том, что Наглимозеро было небольшое: до 3 километров - в ширину, до 5 - в длину и ансамбль церквей оставался на виду отовсюду с берегов озера под разными углами, что вкупе с живописностью природы создавало неповторимо яркую и цельную картину.
---
Еще о Наглимозерской пустыни см. здесь.
---

Хергозерская Макарьевская пустынь

Вл. Васёв:
Хергозерская Макарьевская пустынь основана в 1640 году монахами Ошевенского монастыря на Хергозере в 16-18 км от д.Морщихинская.

Г.В.Алферова:
Монастырь был построен Сергием и Логином — двумя монахами Ошевенского монастыря, поселившимися здесь в 1636 г. и прожившими до 1648 г.

Вл. Васёв:
Макарий Желтоводский и Унженский, - основатель Унженского монастыря на Волге, - являлся одним из самых почитаемых святых на Каргополье. Преподобный неоднократно бывал на Севере. В пустыни еще в начале ХХ века хранились книги, принадлежавшие Макарию.

После секуляризации в 1764 году обитель преобразована в Хергозерский приход. Ранее монастырь был популярным местом паломничества и имел торжок на Пудожском тракте. Из Каргополя в день празднования памяти св. Макария 7 августа ежегодно организовывался в пустынь крестный ход с выносом  иконы Макария Унженского.

В начале ХХ века в пустыни имелось два храма каменных с таковою же колокольней: Святой Троицы 1873 года постройки и Введения Богородицы, возведенного в 1790 году.

Г.В.Алферова:
Троицкий храм был освящен в 1653 г. Вместо него в 1800 г. был построен каменный храм, в который перенесли иконостас и иконы деревянной церкви. Другой храм — двухпрестольный Введения Богородицы и Николая Чудотворца — был деревянным до 1798 г.
Макарьевский монастырь. 1958 г.
Фото Н.Н.Померанцева

М.Н.Мелютина:
На рубеже ХIХ—ХХ веков комплекс строений бывшей Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегам Хергозера. В центре архитектурного ансамбля располагался пятиглавый каменный собор во имя Святой Животворящей Троицы, освященный 25 июля 1872 года. Храм был трехпрестольный: главный престол освящен во имя Святой Животворящей Троицы, престол на правой стороне — во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба, левый престол — во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон.
Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная колокольня, высотой не более 8 сажен.
Рядом с ней располагался каменный пятиглавый теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери с приделом по левой стороне во имя святого Николая Чудотворца, построенный «обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от начальства».

Г.В.Алферова:
В отношении сочетания дерева с камнем исключительный интерес представлял Макарьевский Хергозерский монастырь, расположенный на полуострове. Два каменных храма и между ними колокольня, окруженные деревянными избами с великолепными резными крашеными наличниками, составляли основу этого монастыря. Троицкий каменный храм завершался пятью деревянными главами, обитыми железом. Второй храм, также каменный, имел два алтаря, завершавшихся деревянными бочками. Он, видимо, имел деревянное завершение четверика, которое, однако, не удалось зафиксировать до начала его разрушения.
---
Еще о Хергозерской Макариевой пустыни см. здесь.
---

Монастырь на Колобовой горке или Успенский женский в Каргополе

Вл. Васёв:
В древности на окраине Каргополя, кроме Строкинской пустыни, был образован еще один монастырь, на Колобовой горке... Время основания относят к XIV веку.

Дальнейшая судьба монастырька затерялась во тьме веков. Возможно, он положил начало Успенскому монастырю, который в 1615 году преобразован в женскую обитель...

Пропитанием и жильем монахини должны были обеспечивать себя сами. В конце ХIХ века на каждую полагалось в год 20 рублей ассигнациями или 5 рублей 71 коп. серебром, а послушницам денег не платили вовсе. ..

В Успенском монастыре имелось 2 каменные церкви: надвратная, Антония и Феодосия Киево-Печерских, с колокольней и соборная, Архангела Михаила...

Г.В.Алферова:
Успенский женский монастырь был построен в 1649 г...  До нас дошли каменные постройки XVIII и XIX вв. Первоначально монастырь был деревянным. В центре стоял двухэтажный собор с верхним Успенским престолом и нижним Михайлоским. В 1858 г. было построено два новых флигеля и каменная ограда вокруг монастыря. В этот же период была построена и колокольня.

Вл. Васёв:
В 1929 году монастырь закрыли, но его обитательницы еще ранее в 1925 году, в количестве более 100 человек, изгнаны из обители и отправлены по миру... В 1929 году церковные здания монастыря переданы совхозу, более 300 икон, жертвенников, крестов уничтожены за ненадобностью, в макулатуру сдано 600 килограмм книг, а колокола отправлены на металлолом.

Впоследствии на месте монастыря располагалось управление Каргопольлага, в конюшне - камеры смертников. В годы войны в зданиях бывшей обители дислоцировалось переведенное из Великого Устюга пехотное училище. Церкви окончательно разрушили в 1959 году.
---
 
И еще о каргопольских монастырях

Вл. Васёв:
Каргопольщина оставалась в дореволюционный период одним из центров монашеской жизни на Севере. Куст каргопольских монастырей включал в себя два монастыря в черте города, три обители - на территории, непосредственно прилегающих к Лекшмозеру и две пустыни - в бассейне реки Кены. Все они поддерживали между собой достаточно тесные связи, и хозяйственная деятельность не приводила к острым конфликтам между монастырями, по крайней мере, источников, прямо указывающих на конкурентную борьбу за привилегии, не отмечалось. Благосостояние монастырей зависело от настоятелей, способных обратить на себя царские милости, которые надо подтверждать всякий раз при восшествии на трон нового царя.

Наособицу стояли три монастыря, связывающие каргопольский куст монашеской жизни с нижнеонежским и северодвинским: Кодлозерская, Ямецкая и Шелексинская пустыни. Эти обители имели разную судьбу, но ни одна из них не оказала существенного влияния как на мирскую, так и монашескую жизнь Поонежья.

Наиболее короткий срок, с 1513 по 1520 годы, отведен Шелексинско-Троицкой пустыни. Основал ее Антоний Сийский, с ним шли по дороге монашеского служения иноки Пахомиевой пустыни Александр и Иоаким. Есть и другие сведения, указывающие на продолжение жизни пустыни в течение некоторого времени и после ухода Антония Сийского, но достоверными их назвать сложно.

Полтора века с 1618 года просуществовал Кодлозерский монастырь, но не получил самостоятельности, был приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, затем в 1764 году упразднен.

Ямецкая Благовещенская пустынь

Вл. Васёв:
Настолько далеко ушла история ее в древность, что дата образования обители неизвестна. Источники указывают на конец XIV века, но, возможно, связано ее основание с первыми новгородцами, проходившими по реке Емце. По отдельным сведениям, небольшой монастырь был создан в этой местности в ХII веке, но просуществовал только до 15-го столетия.

Сайт "Храм всех святых":
На низком берегу р. Онеги в 200 км выше  г. Онеги расположился поселок Пустынька с выбеленной церковью. На этом месте стояла некогда Благовещенская Емецкая, или Ямецкая, Турчасовская мужская пустынь. Основана она была в конце XIV века... Первое летописное упоминание о Благовещенской Емецкой пустыни относится к 1592 г.

А.Бодэ:
В древности здесь был волок с Онеги на реку Емцу, относящуюся к бассейну Северной Двины. Этим путем пользовались древние новгородцы, которые, как известно, уже в XI веке доходили до Печоры и предгорьев Урала...  После образования единого русского государства под властью Москвы направления основных торговых путей изменились, но древний емецкий волок еще долго сохранял местное значение.

Вл. Васёв:
Монастырь...значительного экономического развития не получил. Количество братии было небольшим, земли вокруг пустыни худые, а приписанные угодья находились на значительном удалении от монастыря...

Смутное время чуть совсем не поставило крест на ее существовании. Местные крестьяне обитель не жаловали, и конфликты из-за земли являлись постоянной составляющей их взаимоотношений.

Вл. Васёв:
В середине XVII века пустыни удалось удержаться на плаву и добиться устойчивого экономического положения, что позволило в 1719 году построить Благовещенскую церковь, сохранившуюся до наших дней и являющуюся памятником архитектуры.

Сайт "Храм всех святых":
Расцвет Ямецкой пустыни связан с именем иеромонаха Павла, управлявшего обителью 1718 - 1741 гг. Монастырь всегда был деревянным, старая церковь Благовещения  к тому времени обветшала, и на ее месте в 1719 г. была построена новая двупрестольная церковь. Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению, а верхний - Вознесению.

Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и достаточно редким для культового строения завершением - простой бочкой. Такая же бочка, только меньшего размера, завершает пятистенную апсиду. К четверику примыкает большая трапезная.

А.Бодэ:
Благовещенская церковь в Пустыньке уникальна и по своей архитектуре, и по исторической значимости места, где она находится, и что не менее важно – является памятью об одном из северорусских монастырей.

Вл. Васёв:
В 1764 году монастырь был упразднен и преобразован в Ямецкий приход.

В 1898 году в приходе организована Ямецкая женская община, преобразованная в 1910 году в женский монастырь. В январе 1919 года монастырь оказался разграблен партизанским отрядом красных... Окончательно закрыт советской властью в 1920 году.
---

Монастырь близ Турчасово

Вл. Васёв:
Различна судьба монастырей и нижней Онеги.
Не все их имена донесло до нас время. Известно, что близ села Турчасово существовала в XIV-XV веках пустынь, но она исчезла бесследно.
---

Cырьинский монастырь

Вл. Васёв:
Древнейшей из известных обителей в Онежском Поморье был Сырьинский монастырь, основанный в конце ХV в. (у Алферовой - в конце XIV в.) иноком Кириллом, принявшим постриг в Ошевенском монастыре. Но данное утверждение пока не является бесспорным фактом.

Г.В.Алферова:
В конце XIV в. в 9 км от правого берега р.Онеги, между ее притоками Мудьюгом и Кадьмою, Кириллом  (в миру -  Кириаком - М.З.), ум. в 1402 г., была основана Успенская Сырьинская  или Сыльинская пустынь. В XVII в. Сырьинскую пустынь именуют монастырем.

Вл. Васёв:
В житии отмечается: прп. Кирилл был сыном священника Чекуевского прихода Турчасовского стана... Основав близ Сырьей горы монастырь, преподобный стал его игуменом, где после многолетних трудов и умер. Кирилл был причислен к сонму святых русской православной церкви, и мощи его погребены под спудом в часовне около деревни Сырья, что в 80 км от города Онеги.

Сырьинский монастырь.  Никольский храм.
Сайт "Храм всех святых":
После смерти прп. Кирилла в пустыни был построен "теплый" Никольский храм, а над могилой прп. Кирилла построена часовня.
В 1658 г. Сырьинский монастырь был приписан к заложенному в 1657 г. патриархом Никоном Крестному монастырю...С 1764 г. Сырьинская пустынь была уже приписным приходом.
Сырьинский монастырь.
Часовня прп. Кирилла - слева от храма.
Никольскую церковь закрыли в начале 30-х годов. В настоящее время часовня прп. Кирилла Сырьинского (1883 г. постройки) является местом паломничества прихожан г. Онеги и др. мест. Никольский храм стоит в запустении и требует ремонта.
---

Кожеозерский монастырь

Вл. Васёв:
Дух подвижничества вынес из Кирилло-Сырьинcкoro монастыря инок Нифонт. В 50-х годах 16 столетия при Кожеозере в 110 верстах от нынешнего города Онеги, основал он пустынь, где вознамеривался вести отшельническую жизнь, собственноручно выстроив часовню. Прослышав о подвигах подвижничества, ориентировочно, в 1559 году, присоединился к нему Сергий, бывший татарский царевич, взявший имя после пострига Серапион.
Во время поездки в Москву по нуждам обители в 1564 году, Нифонт умер и погребен в одном из московских монастырей. Серапион после его смерти стал настоятелем монашеского убежища и посвятил себя подвигам благоустройства обители. Трудами преподобного монастырь получил быстрое развитие.

Г.В.Алферова:
Кожеезерский монастырь был основан в 100 км от г. Онеги в 1557 г. на Лопском острове на озере Кожа, воды которого порожистая река Кожа несет в Онегу. Основателем этого монастыря Серапионом построено два деревянных храма Богоявления и Благовещения с трапезной. Монастырь сгорел в 1632 г.

Вл. Васёв:
Продолжателем трудов Серапиона стал первый игумен монастыря Аврамий, перед кончиной принявший схиму под именем Антония. Его также отмечали одним из основателей пустыни...

Один за другим воздвигались храмы: Богоявленский -1589 год, Благовещенский - 1591, Никольский - 1594 год. Число братии достигло 40 человек. В какое время, точно неизвестно, была отсыпана дамба протяженностью до 400 метров, соединившая остров, на котором находилась часть зданий монастыря, с берегом.

Одним из основателей монастыря по праву считался Никодим - Хозьюгский пустынник.... Мощи его погребены в храме Богоявления. Причислен был к числу святых в 1662 году...

К началу XVII века обитель стала самой влиятельной на нижней Онеге, владения ее распространялись на юг до Усть-Моши и граничили с землями каргопольского Ошевенского монастыря. Духовное влияние Кожеозерской обители было господствующим на Онеге: из 12 упоминаемых в святцах каргопольских святых семеро - Кожеозерские подвижники.
 
...В 1634 году монастырь постигло несчастье, сгорели все храмы, достраивать которые довелось Никону, будущему патриарху Московскому.

Г.В.Алферова:
Оба храма были построены вновь будущим патриархом Никоном, бывшим настоятелем монастыря с 1643-1646 гг. В архангельских архивах сохранилось описание богато украшенного деревянного Богоявленского храма. Он был «на каменном фундаменте о пяти маковицах, крытых чешуею. Кресты были обиты белым железом. Окна были большие и малые. В них окончины слюдяные с белым железом». Он был построен в 1648 г. и заменен каменным в 1758 г.

Вл. Васёв:
Никон прибыл в монастырь в 1639 году, ревностным служением обрел уважение братии и в 1643 году назначен игуменом обители. При Никоне число братии достигло 100 душ, а через три года он был замечен царем и за усердие переведен из Кожеозерского настоятелем Новоспасского монастыря города Москвы.

Во второй половине XVII века влияние монастыря на нижней Онеге и количество его владений увеличивается.
...По состоянию на 1739 год за монастырем числилось 11 деревень, в каждой имелся монастырский двор.

Г.В.Алферова:
Монастырь выгорел дотла в 1692 и 1730 гг., а в 1764 г. был закрыт совсем. Попытки возродить его в 1850-х годах не увенчались успехом - монастырские постройки погорели вновь.

Вл. Васёв:
...После 1764 года монастырь упразднен...
...На месте обители образован приход. При разграничении губерний в 1784 году монастырь отнесен к Архангельской губернии. Местный приход в 1845 году оказался приписан к Прилукскому приходу.

Возрождение монастыря началось в 1849 году, когда там поселился на пустынножительство Митрофан. Инок своими руками отремонтировал старую церковь, но суждено ей простоять недолго. Через два года она сгорела. Таким образом, возрождение монастыря началось с чистого листа.

Г.В.Алферова:
Дошедший до нас монастырь был начат строительством в 1855 г. его настоятелем Питиримом и не закончен...

Вл. Васёв:
В 1851 году постановление Синода об открытии монастыря утверждает император Николай II...  Известно, что сгоревшая Богоявленская церковь восстановлена в 1853 году, а на гравюре 1854 года отражены Богоявленский, Благовещенский и надвратные храмы, окруженные деревянной оградой...К 1861 году построены церковь и часовня. Церковь сгорела в 1884 году. В 1883 году возводится каменная церковь Иоанна Крестителя, через 5 лет - деревянная Богоявленская, затем - величественный Успенский собор, освященный в 1901 году.

Г.В.Алферова:
Каменный холодный Успенский собор с росписями был построен в 1883 г. из местного кирпича. Собор имел пять деревянных глав. Над западным притвором была построена звонница.

Вл. Васёв:
По состоянию на 1891 год в Кожеозерском монастыре ... было уже три храма и колокольня с восемью колоколами, самый большой свыше 77 пудов и отдельно четырехпудовый колокол на трапезной. Кроме них в монастырских стенах располагались: настоятельский корпус, три братских здания, трапезная, просвирня, квасная, кузница, баня, хлебопекарня, кладовая, столярная, два корпуса для богомольцев, гостиница, конный двор, конюшня, скотный двор, гумно, ветряная мельница, здание для сушки сетей, смолокурня...

Г.В.Алферова:
Монастырь, несмотря на свое позднее происхождение, интересен теми древними традициями, которые он возродил в своих постройках. Получил монументальные росписи величественный четырехстолпный Успенский собор...
Художественный облик монастыря не несет в себе никакой эклектики. В нем, как и в древних сооружениях, все пропорционально. Здания великолепно распланированы на местности и увязаны с природой. Остров был связан с берегом искусственно насыпанным перешейком.

Вл. Васёв:
Показательно, что Кожеозерский монастырь был в то время одним из средних монастырей на Севере. В Поонежье примерно такой же был Александро-Ошевенский, чуть побогаче Спасский Каргопольский, остальные действующие обители были еще беднее, кроме, естественно, Соловецкого и, в некоторой мере, Крестного...

Почти за 70 лет существования возобновленного монастыря обитатели его показали пример хозяйствования на земле, экономические показатели росли из года в год, наращивался духовный потенциал. Главное богатство: это книги, в библиотеке насчитывалось около 623 томов, ризница и благолепие церквей. К сожалению, после разгрома монастыря в 1918 году сами раритеты и описи на них утрачены безвозвратно.
Богоявленский Кожеозерский монастырь. Руины. сайт Гид
После гражданской войны монастырь закрыли, на его землях организовано хозяйство «Луч света», которое вскоре благополучно развалилось.
---

Юрьевогорская или Дамианова пустынь

Вл. Васёв:
Наиболее отдаленной от реки Онеги монашеской обителью являлась Юрьевогорская или Дамианова пустынь. Располагалась она на границе с Карелией в 150 верстах от города Онеги на восточном склоне Юрьевой горы близ озера Монастырское.

Г.Гунн:
...На озере Монастырском, а прежде Юрьевом, через которое протекает река Илекса, прежде называвшаяся Верхней Водлой, и стоял Юрьегорский монастырь, и в самом деле «подле Каргопольского рубежа» там, где каргопольские земли граничили некогда с Обонежской пятиной, землями новгородскими.

Вл. Васёв:
Основан монастырь в 1626 году Диомидом, который родился в конце XVI века в деревне Матвеевка Городецкого прихода Турчасовского стана.

Г.Гунн:
Мирское имя богоданному отроку было Диомид; мать его — Мария, отец — Ерофей. Были у них и другие дети.

Вл. Васёв:
В возрасте 15 лет удалился он в Соловецкий монастырь и в 20 лет принял постриг под именем Дамиана. В 1605-1612 годах пожелал инок поселиться на пустынножительство в местности Почеозеро-Кенозеро, но не был призна местными жителями, удалился к горе Юрьевой. Там, близ озера, устроил себе келью и водрузил крест.

Подвиг отшельничества привлек к нему ревнителей иноческой жизни. Чтобы обеспечить прибывающую братию всем необходимым, Дамиан отправился в Москву. Старица Марфа Ивановна Романова откликается на просьбу монаха и хлопочет за него. Царь Михаил Федорович Романов, заинтересованный в укреплении границ государства, выделяет Дамиану нужные средства для церковного строительства. Митрополит новгородский Киприан жалует ему храмозданную грамоту.

Трудами Дамиана воздвигнуты две церкви: Троицкая - в 1628 году и Введенская с колокольней - в 1633 году. Отдаленная местность и отсутствие пожертвователей не позволили обители существовать самостоятельно, потому пустынь была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В 1633 году опальный монах Феодосий, направленный в пустынь для исправления патриархом Филаретом, до полусмерти избил Дамиана. Ограбив монастырь и забрав казну, он исчез в неизвестном направлении, уведя с собой 17 из 30 иноков. После случившегося игумен не оправился и в предчувствии близкой кончины принял схиму под именем Диодора. Скончался он в 1634 году и погребен под спудом в Троицкой церкви обители своим учеником Прохором.

Г.Гунн:
Несчастливая судьба выпала Дамианову начинанию, скорбен был его путь и внезапно оборвался. В 1634 году он прибыл по монастырским делам в Каргополь и там впал в телесный недуг и преставился ноября в 27-й день в возрасте между сорока и сорока семью годами. Перед кончиною принял схиму с именем Диодор (поэтому Дамианова пустынь называлась также Диодоровой Юрьегорской). Погребен был в Каргополе, но через два месяца тело его перевезено учеником Прохором на Юрьеву гору и погребено у церкви Троицы с полуденной стороны.

...В 1721 году пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, в 1727 году вновь обрела самостоятельность. Числилось за ней десять крестьянских дворов и сто три души.
 
Вл. Васёв:
В 1764 году пустынь упразднена, здания переданы Юрьевогорскому приходу.

Г.Гунн:
В 1764 году... проживало в ней пять монахов.

Вл. Васёв:
Пожаром 1790 года, возникшего от удара молнии, здания бывшей обители были уничтожены.

Г.Гунн:
Две клетские церкви (крытые на два ската), построенные Дамианом, сгорели в 1790 году от удара молнии (а возможно были подожжены грабителями).

 Вл. Васёв:
Восстановление церковных храмов проводилось силами и средствами прихожан. Во вновь отстроенной в 1792 году Свято-Троицкой семиглавой церкви установили раку, в которую поместили мощи преподобного Диодора, а впоследствии над ракой воздвигли часовню. На территории пустыни имелись еще две часовни, сооруженные в память о важных событиях. В 1813 году выстроена Никольская церковь, а в 1890 году в одной связи с Троицкой возведена колокольня.

А.Бодэ:
По сохранившемуся чертежу XIX в. можно представить состав и облик всех приходских построек.
В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли»... В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. Сама церковь изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с шатровым верхом...К востоку от Троицкой церкви показаны еще две постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя монастыря, другая – надкладезьная, расположенная на берегу озера.
Чертеж Троицкой церкви 1847 г.

На другом чертеже (1847 г.) мы видим отчетливо изображенный план Юрьегорской Троицкой церкви...Все указанные размеры совпадают с материалами обмеров с точностью до 0,2 м. По чертежу прочитывается внутренняя структура храма. В алтарном прирубе, разделенном продольной стеной на две части, было два престола – во имя Троицы и Введения. Еще один престол был выгорожен в юго-западном углу основного сруба с входом из трапезной. Церковь имела высокий подклет, где находилась усыпальница преп. Диодора.

Вл. Васёв:
При своем существовании монастырь являлся связующим звеном между монастырями Каргополья и нижней Онеги на западе нынешнего Архангельского Севера, что создавало своеобразный монастырский коридор. До 50-х годов 20-го столетия от Монастырского озера до Кожеозера существовала тропа, по которой еще ходили старики, ныне местность сия обрела первозданную дикость природы.

Г.Гунн:
На месте монастыря возникла деревня, одна из суземных деревушек, живущих вне времени, затерянно и убого. Потом пришла пора исчезнуть и деревеньке, заросли прежние дороги и волоки, лес покрыл росчисти и пожни, и стоит Юрьева гора над проточным светловодным озером...

Еще о Юрьевогорской пустыни и Диодоре см. здесь.
---

Крестный монастырь (Ставрос  или Кийский)

Вл. Васёв:
С начала 60-х годов XVII века основное влияние на мирскую и духовную жизнь онежского поморья стал оказывать Крестный монастырь. История и развитие обители тесно связаны с именем патриарха Никона.

Сын крестьянина, он родился в 1605 году, с 1617 по 1622 годы - послушник в Желтоводском Макарьевском монастыре на реке Унже, с 1635 года - инок Троицкого скита на Анзере-острове, с 1639 года - монах-отшельник, с 1643 по 1646 годы - игумен Кожеозерского монастыря. Далее он делает головокружительную церковную карьеру, став игуменом знаменитого московского Новоспасского монастыря, новгородским митрополитом, патриархом московским.

Крестный монастырь явился одним из важнейших звеньев в проведении никоновских церковных реформ.... Истоки его создания уходят корнями в 1639 год, когда во время плавания с Анзерского скита на Соловецких островах на реку Онегу судно, на котором был Никон, выбросило на песчаную часть острова. Известное предание повествует о том, что Никон спросил: Кий (или чей) это остров? Когда остров оказался без наименования, он произнес: пусть же будет он называться Кий. На место чудесного спасения будущий патриарх водрузил крест, поставил часовню и дал обет устроить на том острове монастырь...

По возвращению в Москву Никон избран патриархом и история русской православной церкви потекла по другому руслу. Анзерский скит Соловецкого монастыря, Белое море, Кий-остров и Кожеозерский монастырь превратили крестьянского сына, смиренного инока, ищущего уединения, в одну из самых ярких фигур церкви и государства, закалили его дух, укрепили волю и подвигли на великие свершения. В те годы именно на Онеге писалась церковная история России, во многом предопределившая общую историю Государства Российского второй половины XVII века...
Надпись об основании
монастыря

С основанием монастыря в вотчину его вошли почти все земли нижней Онеги. В 1657 году к Ставросу отошли Соловецкие вотчины: Кушерецкая и Турчасоская волости, Пияльское усолье с землей и людьми, доходные рыбные ловли на Поное и Лахте... По факту, с 1657 до 1764 года Крестный монастырь стал административным и хозяйственным центром нижнего Поонежья. Активные усилия Соловецкого монастыря изменить ситуацию в свою пользу результата не дали и после падения самого Никона...

Приезд и годичное пребывание в 1660-1661 годах Никона на острове резко ускорили темпы строительства монастыря. При нем построены в каменном исполнении и освящены Крестовоздвиженский собор, церковь Происхождения честных древ креста над колодцем, выкопанным его молитвами и трудами, с колокольней, а также деревянная церковь Всех святых.

Во время Крымской войны обитель в 1854 году была разорена, четыре пушки брошены в колодец, а в 1855 году сгорели все деревянные постройки. До секуляризации в монастыре постоянно проживали 80 монахов и не менее 200 трудников.
 
В 1762 году у обители отобрали вотчины, а через два года отошли в казну принадлежавшие ему земли.

В монастыре построены: Богородицкая церковь каменная в 1689 году, колокольня каменная, на которой установлены часы с боем, 1689 года, настоятельские покои, часовня, кельи братские двухэтажные, покои гостиничные... На колокольне установили 9 колоколов, самый большой весом в 130 пудов...

Монастырь имел подворья в Архангельске и Онеге. Последнее в 1886 году сгорело, но уже в следующем году выстроено новое...

В начале 20-х годов монастырь закрыли, имущество его реквизировали и, по преданию, последний монах в 1922 году добровольно передал ключи от монастыря советской власти. На острове организуется затем дом отдыха, который существует и поныне.

С 70-х годов началась реставрация собора, которая впоследствии охватила также другие здания монастыря...


Примечания:
1. Подборка сделана на базе книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее".Вельск, 2008;
2. Источники:
- Вл.Васёв "Поонежье: прошлое и настоящее" ;
- Г.В.Алферова "Каргополь и Каргополье", М. Стройиздат, 1973;
- cтатья
Г.Гунна "Царская пустынь...." (о Дамиане и Юрьевогорском монастыре);
-
М.Н.Мелютина, И.М.Теребихин "Сакральный ландшафт Кенозерья..."
- статья
М.Н.Мелютиной "Монастырский ландшафт Кенозерья..."
- статьи
А.Бодэ "Благовещенская церковь в деревне Пустынька" и "Троицкая церковь на Юрьевой Горе".
- сайт "Православные приходы и монастыри Севера".
3. В тексте о Хергозерской пустыни, взятом из книги Вл.Васёва, исправлена одна фактическая ошибка, касающаяся расположения монастыря.
4. Разбивка на подразделы - ведущего сайт.

5. Подбор иллюстраций - из книг Вл.Васёва, Г.В.Алферовой, архива сайта и интернета.
6
. Последние данные о состоянии монастырей - не позднее  2006 г.
7. Данные о Соловецком монастыре опущены.
8. Под Поонежьем подразумевается территория бассейна реки Онега, однако есть и исключения, допущенные Вл Васёвым: в обзор монастырей включены Соловецкий монастырь на Белом море, Дамианова пустынь на Юрьевой горе (бассейн Онежского озера), Крестный (или Кийский) монастырь.