Владимир Васев
[О КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКОЙ
ПУСТЫНИ]
фрагмент из книги "Поонежье"
...Н.М.Карамзиным отмечалось, что на севере первые монастыри возникли уже в
ХII веке, но время
смыло в Поонежье их следы. Известно, что первой на Онежской земле возникла
Кирилло-Челмогорская пустынь, вместе с тем, по некоторым источникам,
Строкина пустынь близ города Каргополя не уступала ей в древности.
Отставляя
в сторону религиозную поэтику и поучительность житий святых, выделим в них
содержательную часть, которая может послужить историческим источником.
Кирилл, постриженник новгородского Антониева монастыря, в котором провел 6
лет, в поисках уединения скитался 3 года, пока не нашел подходящего места
для иноческой жизни. В 1316 году в устье реки Челмы на Лекшмозере он ставит
келью для проживания и возводит часовню. В житии описываются трудности
отшельнической жизни и утверждается, что пустынник занимался приобщением
чудских племен к православию, что
вызывает возражения отдельных историков. Аргументы сводятся к тому, что уже
к XIV веку Лекшмозерье было заселено русским населением и это, по их мнению,
подтверждается топонимикой и наличи «сторон» (на Орловой стороне, на
Труфановой стороне). Отношения с
крестьянством, между тем, складывались непросто. Жители окрест места сего
«зли суть и немилостивы», но в то же время приходят к Кириллу «для пользы
душевной и благословения для», в благодарность отдают ему часть рыбного
улова.
После
смерти Кирилла в 1368 году обнаружилось, что местность вокруг его обители
имела какую-то чудодейственную силу, ауру, оздоровляющую душу и тело
окружающих, которых привлекало сюда служение Господу. В 1429 году воздвигнут
на месте сем Богоявленский храм, число братии возросло до 80 человек.
Кирилла
за подвиги причислили к сонму святых русской церкви и в ХV
веке написано его житие. Возвращаясь к ученым трудам, опубликованным в ХIХ
и, большей частью, в ХХ веках, следовало, вероятно, отдавать предпочтение
сведениям жития, принимая именно его за исторический источник. В то время
еще существовали вещественные доказательства обитания в означенный период
остатков финно-угорских народов, что и поныне отражается в названиях рек и
озер. Со своих исконных поселений туземное население, действительно было
отодвинуто, но оно пока никуда не девалось, а по параллели со
старообрядцами проживало в ближайших
лесах и в глазах тогдашнего русского населения являлось такими же париями,
как и сам Кирилл, у которого они
только по нужде искали и находили утешение. Никто же и подумать тогда не
мог, что Кирилл - святой муж, а их потомки станут
ходить в будущий монастырь и
поклоняться его мощам. Такова судьба всех подвижников в Древней Руси.
Проблемы с местными крестьянами - отличительная черта появления и развития
святых обителей. Крестьяне считали,
что монастыри отнимут у них ту землю, которую обрабатывали предки их в
течение нескольких поколений.
Как
показала последующая история, земледельцы оказались совершенно правы. В
конце XVI века подавляющая часть онежского крестьянства попала в
монастырское ведение.
Кирилло-Челмогорский монастырь активно
развивался и приобрел почти все земли в округе, которые в 1764 году
подверглись секуляризациии - отчуждению в пользу государства.
Сразу
после 1917 года имущество пустыни реквизировано Советской властью. В 1919
году при монастыре открыта артель «Советское хозяйство», располагавшего 7
лошадьми и 19 коровами, а в начале 30-х годов пустынь ликвидируется и
остается только выселок Чолма. «Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский
являлись двумя из 13 святых Олонецкого патерика, которые являлись
«светильниками» благочестия для русского народа и местных племен».