Владимир Васев

[О КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКОЙ ПУСТЫНИ]
фрагмент из книги "Поонежье"

...Н.М.Карамзиным отмечалось, что на севере первые монастыри возникли уже в ХII веке, но время смыло в Поонежье их следы. Известно, что первой на Онежской земле возникла Кирилло-Челмогорская пустынь, вместе с тем, по некоторым источникам, Строкина пустынь близ города Каргополя не уступала ей в древности.

Отставляя в сторону религиозную поэтику и поучительность житий святых, выделим в них содержательную часть, которая может послужить историческим источником. Кирилл, постриженник новгородского Антониева монастыря, в котором провел 6 лет, в поисках уединения скитался 3 года, пока не нашел подходящего места для иноческой жизни. В 1316 году в устье реки Челмы на Лекшмозере он ставит келью для проживания и возводит часовню. В житии описываются трудности отшельнической жизни и утверждается, что пустынник занимался приобщением чудских племен к православию,  что вызывает возражения отдельных историков. Аргументы сводятся к тому, что уже к XIV веку Лекшмозерье было заселено русским населением и это, по их мнению, подтверждается топонимикой и наличи «сторон» (на Орловой стороне, на Труфановой стороне). Отношения  с крестьянством, между тем, складывались непросто. Жители окрест места сего «зли суть и немилостивы», но в то же время приходят к Кириллу «для пользы душевной и благословения для», в благодарность отдают ему часть рыбного улова.

После смерти Кирилла в 1368 году обнаружилось, что местность вокруг его обители имела какую-то чудодейственную силу, ауру, оздоровляющую душу и тело окружающих, которых привлекало сюда служение Господу. В 1429 году воздвигнут на месте сем Богоявленский храм, число братии возросло до 80 человек.

Кирилла за подвиги причислили к сонму святых русской церкви и в ХV веке написано его житие. Возвращаясь к ученым трудам, опубликованным в ХIХ и, большей частью, в ХХ веках, следовало, вероятно, отдавать предпочтение сведениям жития, принимая именно его за исторический источник. В то время еще существовали вещественные доказательства обитания в означенный период остатков финно-угорских народов, что и поныне отражается в названиях рек и озер. Со своих исконных поселений туземное население, действительно было отодвинуто, но оно пока никуда не девалось, а по параллели со  старообрядцами проживало в ближайших лесах и в глазах тогдашнего русского населения являлось такими же париями, как и сам Кирилл, у  которого они только по нужде искали и находили утешение. Никто же и подумать тогда не мог, что Кирилл - святой муж, а их потомки станут  ходить в будущий монастырь и поклоняться его мощам. Такова судьба всех подвижников в Древней Руси. Проблемы с местными крестьянами - отличительная черта появления и развития святых обителей.  Крестьяне считали, что монастыри отнимут у них ту землю, которую обрабатывали предки их в течение нескольких поколений.

Как показала последующая история, земледельцы оказались совершенно правы. В конце XVI века подавляющая часть онежского крестьянства попала в монастырское ведение.

Кирилло-Челмогорский монастырь активно развивался и приобрел почти все земли в округе, которые в 1764 году подверглись секуляризациии - отчуждению в пользу государства.

Сразу после 1917 года имущество пустыни реквизировано Советской властью. В 1919 году при монастыре открыта артель «Советское хозяйство», располагавшего 7 лошадьми и 19 коровами, а в начале 30-х годов пустынь ликвидируется и остается только выселок Чолма. «Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский являлись двумя из 13 святых Олонецкого патерика, которые являлись «светильниками» благочестия для русского народа и местных племен».

Давно угас светильник, но полезно помнить, что он горел веками и представлял из себя один из первых широко известных очагов православия не только в Поонежье, но и на Архангельском Севере.

Примечания:
1. Из книги Вл.Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.