Владимир Васёв
ОНЕГА - ГЛАВНАЯ ВОДНАЯ
АРТЕРИЯ ПООНЕЖЬЯ
(конспект книги)
Река Онега была, есть и будет связующим звеном и
украшением всего края. История ее насчитывает несколько тысячелетий и
происходит из последнего оледенения. При исследовательских бурениях в
бассейне Онеги отмечены моренные следы трех оледенений: днепровского,
московского и валдайского. Только после ухода последнего ледника
сформировалась река в нынешнем русле.
С незапамятных времен селились люди по онежским
берегам еще до прихода славян. В начальный период новгородской
цивилизации Онега являлась главной дорогой для продвижения княжеских дружин
и появления первых постоянных поселенцев из Новгорода.
Каждая река имеет свои отличительные черты, и Онега не
является исключением. В Архангельской области - это одна из трех
крупных рек, впадающих в море, а по всему северу России таких рек
насчитывается не более десяти. Ранее река имела важное хозяйственное
значение и являлась второй по важности водной артерией Севера, ныне
возможности Онеги не используются ни в каком качестве...
Несколько слов об общей характеристике реки: длина -
428 км, ширина в верхнем течении - 200-300 м, в районе города Каргополя -
400 м, в устье -1500 м, в Онегу впадает 3588 рек и ручьев,
бесчисленное количество ключей. Самые крупные притоки: Волошка длиной 213
км, Кена - 38, Моша-128, Икса - 95, рукав Онеги (Малая Онега) - 22, Кодема
(Кодина)-159, Кожа -95 км... Украшением Онеги являются пороги, состоящие из
нескольких гряд: верхние - Надпорожские (388-370 км от устья), средние -
Бирючевские (212-190) и нижние - Кокоринские или Грибановские (25-18).
Последняя гряда включает в себя 26 перекатов, самый большой под названием
«Великая голова» находится недалеко от деревни Порог. Общее падение на 8 км
- 9,5 м. Наиболее опасные пороги - Бирючевские. Высота берегов в районе
порогов достигает 30 м, именно эта гряда, как естественная плотина,
несколько тысячелетий удерживала реку, создав огромное водохранилище
глубиной до 100 м...
Верхняя и средняя части Онеги характеризуются
значительным количеством родников, которые обеспечивают до 40 % питания
реки. Сам Каргополь считается городом родников и до Бирючевских порогов
таковых насчитывается огромное количество...
Местность в верховьях изобилует различного рода
провалами, ямами, трещинами земной поверхности, есть и пещеры. Например, в
среднем течении реки в отдельных местах на 1 км приходится 100-200 воронок и
котловин, в верхней - до 500.... В Плесецком районе на площади 800 кв. км нет
ни одной реки. Известное название «Каргопольская сушь» свидетельствует о
том, что на данной площади количество воды на поверхности существенно ниже,
чем на сопоставимых местностях бассейнов Ваги и Северной Двины. Природа
сотворила распределение общей водной системы верхней Онеги на несколько
этажей. Значительная часть воды с поверхности через провалы и трещины, а
также рыхлость известняков проникает на нижние горизонты и создает на них
отдельные системы. Если бы удалось заглянуть на несколько десятков метров
под землю, то стало бы возможным увидеть карту подземных рек, ручьев и
озер, появляющихся и исчезающих по своим законам.
Озеро Лаче
представляет из себя водоем длиной до 34 км и шириной до 15 км. Любопытно
также название озера, которое вызывает споры ученых. Из всех имеющихся
версий наиболее обоснована точка зрения местного краеведа К.П.Вольского: это
озеро Сухой Возвышенности, берущее начало из древнего языка финнов-пермов.
Такая возвышенность размерами 1,5 на 2 км располагается на берегу озера
Лаче, и на ней размещается единственное достаточно близко примыкающее
к озеру село Нокола.
Максимальные глубины достигают 4,5 м
В советское время верхние пороги в нескольких местах
были взорваны для улучшения судоходства по Онеге, но сквозного движения по
озеру данная операция не обеспечила.
Судоходство на Онеге имеет давние корни и
восходит к началу славянского освоения Севера. Первыми судами на Онеге
являлись насады, струги, челны, учаны, ушкуи и т.п. Все они были
лодками-однодеревками. Из соответствующего дерева выдалбливалась внутренняя
часть в виде корыта, а затем на него набивались доски. В самом Новгороде в
1947 году при раскопках была найдена носовая часть деревянного
древнерусского корабля XII-XIII вв., по которой были восстановлены
очертания корпуса и сделаны выводы о состоянии судостроения в древней
Руси.
В конце XIX века по Онеге курсировали 123 судна 5
типов, в основном, карбасы и более крупные расшивы. Общее количество судов
на Онеге в XX веке стало сокращаться и к 1909 году их насчитывалось только
68 единиц.
С 30-х годов значение речного судоходства стало
падать, а перевозки грузов стремительно сокращаться, пока не прекратились
совсем. В послевоенный период речные суда на Онеге использовались только для
пассажирских рейсов и для обеспечения лесосплава. В Каргополе несколько
судов использовались в туристических целях для поездок по озеру.
Примечания:
1.
Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.
2. С большими сокращениями.