Владимир Васёв

ОНЕГА - ГЛАВНАЯ ВОДНАЯ АРТЕРИЯ ПООНЕЖЬЯ
(конспект книги)

Река Онега была, есть и будет связующим звеном и украшением всего края. История ее насчитывает несколько тысячелетий и происходит из последнего оледенения. При исследовательских бурениях в бассейне Онеги отмечены моренные следы трех оледенений: днепровского, московского и валдайского. Только после ухода последнего ледника сформировалась река в нынешнем русле.

С незапамятных времен селились люди по онежским берегам еще до  прихода славян. В начальный период новгородской цивилизации Онега являлась главной дорогой для продвижения княжеских дружин и появления первых постоянных поселенцев из Новгорода.

Каждая река имеет свои отличительные черты, и Онега не является исключением.  В Архангельской области - это одна из трех крупных рек, впадающих в море, а по всему северу России таких рек насчитывается не более десяти. Ранее река имела важное хозяйственное значение и являлась второй по важности водной артерией Севера, ныне возможности Онеги не используются ни в каком качестве...

Несколько слов об общей характеристике реки: длина - 428 км, ширина в верхнем течении - 200-300 м, в районе города Каргополя - 400 м, в устье -1500 м,  в Онегу впадает 3588 рек и ручьев, бесчисленное количество ключей. Самые крупные притоки: Волошка длиной 213 км, Кена - 38, Моша-128, Икса - 95, рукав Онеги (Малая Онега) - 22, Кодема (Кодина)-159, Кожа -95 км... Украшением Онеги являются пороги, состоящие из нескольких гряд: верхние - Надпорожские (388-370 км от устья), средние - Бирючевские (212-190) и нижние - Кокоринские или Грибановские (25-18). Последняя гряда включает в себя 26 перекатов, самый большой под названием «Великая голова» находится недалеко от деревни Порог. Общее падение на 8 км - 9,5 м. Наиболее опасные пороги - Бирючевские. Высота берегов в районе порогов достигает 30 м, именно эта гряда, как естественная плотина, несколько тысячелетий удерживала реку, создав огромное водохранилище глубиной до 100 м...

Верхняя и средняя части Онеги характеризуются значительным количеством родников, которые обеспечивают до 40 % питания реки. Сам Каргополь считается городом родников и до Бирючевских порогов таковых насчитывается огромное количество...

 Местность в верховьях изобилует различного рода провалами, ямами, трещинами земной поверхности, есть и пещеры. Например, в среднем течении реки в отдельных местах на 1 км приходится 100-200 воронок и котловин, в верхней - до 500.... В Плесецком районе на площади 800 кв. км нет ни одной реки. Известное название «Каргопольская сушь» свидетельствует о том, что на данной площади количество воды на поверхности существенно ниже, чем на сопоставимых местностях бассейнов Ваги и Северной Двины. Природа сотворила распределение общей водной системы верхней Онеги на несколько этажей. Значительная часть воды с поверхности через провалы и трещины, а также рыхлость известняков проникает на нижние горизонты и создает на них отдельные системы. Если бы удалось заглянуть на несколько десятков метров под землю, то  стало бы возможным увидеть карту подземных рек, ручьев и озер, появляющихся и исчезающих по своим законам.

Озеро Лаче представляет из себя водоем длиной до 34 км и шириной до 15 км. Любопытно также название озера, которое вызывает споры ученых. Из всех имеющихся версий наиболее обоснована точка зрения местного краеведа К.П.Вольского: это озеро Сухой Возвышенности, берущее начало из древнего языка финнов-пермов. Такая возвышенность размерами 1,5 на 2 км располагается на берегу озера Лаче,  и на ней размещается единственное достаточно близко примыкающее к озеру село Нокола.

Максимальные глубины достигают 4,5 м

В советское время верхние пороги в нескольких местах были взорваны для улучшения судоходства по Онеге, но сквозного движения по озеру данная операция не обеспечила.

Судоходство на Онеге имеет давние корни и  восходит к началу славянского освоения Севера. Первыми судами на Онеге являлись насады, струги, челны, учаны, ушкуи и т.п. Все они были лодками-однодеревками. Из соответствующего дерева выдалбливалась внутренняя часть в виде корыта, а затем на него набивались доски. В самом Новгороде в 1947 году при раскопках была найдена носовая часть деревянного древнерусского корабля XII-XIII вв., по  которой были восстановлены очертания корпуса  и сделаны выводы о состоянии судостроения в древней Руси.

В конце XIX века по Онеге курсировали 123 судна 5 типов, в основном, карбасы и более крупные расшивы. Общее количество судов на Онеге в XX веке стало сокращаться и к 1909 году их насчитывалось только 68 единиц.

С 30-х годов значение речного судоходства стало падать, а перевозки грузов стремительно сокращаться, пока не прекратились совсем. В послевоенный период речные суда на Онеге использовались только для пассажирских рейсов и для обеспечения лесосплава. В Каргополе несколько судов использовались в туристических целях для поездок по озеру.


Примечания:
1. Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.
2. С большими  сокращениями.