Тихон,
е
пископ Архангелький и Холмогорский (г. Архангельск) 

ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ


Территория нынешнего Российского Севера стала осваиваться людьми с глубокой древности. Уральские, индоевропейские и другие народы оставили здесь многочисленные археологические памятники, по которым мы хотя бы в общих чертах можем судить об их духовной и материальной культуре.

Лабиринты Соловецких островов, карельские петроглифы, святилище острова Вайгач и могильники Перми вычегодской говорят о довольно сложной системы верований и представлений обитателей северных широт. В средние века на Север приходит православное христианство. Его утверждение здесь связано с такими именами подвижников нашей Церкви, как святитель Стефан Пермский, Прокопий Праведный, Христа ради юродивый, а позже - архимандрит Вениамин (Смирнов), просветитель ненцев.

Особенно хочется подчеркнуть, что православное христианство утверждалось на Севере преимущественно мирным путем. Учители православия, апостолы северных народов шли к новокрещаемым не «с огнем и мечом», как, например тевтонские рыцари шли к пруссам, но с кротостью, любовью и смирением.

Православие глубоко и прочно укореняется на землях современной Архангельской и Холмогорской епархии благодаря таким подвижникам, как Соловецкие святые Зосима, Герман и Савватий, преподобный Антоний, сийский чудотворец, Лонгин Коряжемский.

Своей высшей духовной чистоты православие достигло в мире северных островных монастырей. Это касается, прежде всего, Валаама и Соловков. В последнее время два этих великих монастыря снова стали едва ли не главными центрами духовного притяжения.

Последнее десятилетие особенно выразительно выявило тенденции глобализации. Наверное, они отражают, прежде всего, современные процессы экономического развития, которое не знает национальных, государственных и иных границ.

Вполне закономерно поэтому, что глобализация сопровождается культурной унификацией, внедрением усередненных международных стандартов в архитектуре, одежде, стереотипах поведения, кулинарии.

По воле Божьей все люди обладают неповторимой индивидуальностью. Согласно идеям православной антропологии, которые наиболее активно развивал Лев Платонович Карсавин, народы - это как бы личности высшего порядка. Современный богослов, архимандрит Иоанн Экономцев справедливо подчеркивает, что "этнос приобретает черты, свойственные отдельной человеческой лмчности и, прежде всего, неповторимость, уникальность".

По мнению известного этнолога Николая Михайловича Теребихина, опирающегося в своих исследованиях на глубокие прозрения Лосского и Карсавина, человечество живет и утверждается полнотой многообразия составляющих его народов и рас, религий и культур. Поэтому справедливым кажется вывод, согласно которому глобализация, стирающая различия и границы между народами и культурами, уничтожающая личностное начало бытия, представляет стратегическую опасность самим духовным основаниям существования человечества.

Вот почему чаемой и желаемой представляется сохранение национальных культурных традиций. (На Российском Севере представлены многие из них. По данным археологии и лингвистики, в древности здесь обитали преимущественно финно-угорские народы. Уже в средневековье начинается мирная славяно-русская колонизация Севера. В силу целого ряда исторических, географических, антропологических и иных факторов, славяно-финно-угорское взаимодействие не было окрашено вооруженными и иными острыми конфликтами и противоречиями).

На побережье Белого и отчасти Баренцева морей на протяжении столетий сложилась уникальная культура поморов. Вслед за наиболее авторитетными этнологами, мы склонны считать поморов и их культуру как особый и очень своеобразный вариант русского народа и русской культуры. Хотя отрицать влияние финно-угров на формирование поморов было бы, наверное, не вполне справедливо. Поморы раскрыли те потенции и смыслы русского народа и русского духа, которые тяготели к морской стихии. Уже в XVIII веке они обрели отчетливые контуры в корабельном созидании Петра Великого. Град Михаила Архангела, как мы знаем, сыграл в этом выдающуюся роль.

Вспомним и о том, что Архангельск изначально формировался и возрастал как порт международной торговли. Не случайно поэтому здесь, начиная с конца XVI - начала XVII века появляются представители тех европейских стран, которые вели наиболее активную морскую торговлю. Среди них - англичане, немцы, голландцы. В этом смысле Архангельск как бы предвосхищал появление северной столицы - Санкт-Петербурга.

В XIX веке в Архангельске были достаточно крупные общины татар, евреев, немцев. Чрезвычайно любопытно упомянуть в этой связи о том, что иудейская синагога находилась между тогдашними улицами Лопарской и Зырянской (лопари - это саамы, а зыряне, соответственно, - коми). Те материалы, которые обсуждают наши этнографы и краеведы, позволяют судить о том, что межнациональное общение в Архангельске, да и во всей губернии было мирным и созидательным.

XX век ознаменовался трагическими событиями. Примерно через десять лет после известных событий 1917 года в советской России возникает ГУЛАГ. Крупные лагеря возникают на Соловках, в Лявле и во многих других местах. Север обильно полит кровью новомучеников и исповедников.  К юбилею нашей епархии мы издали специальный альбом «За веру Христову», в котором рассказали о судьбах репрессированных епископов, духовенства и мирян.

В лагеря и спецпоселения соседней рекспублики Коми часто отправляли эшелоны, сформированные по "национальному признаку." Таким образом там оказались  поляки, евреи, литовцы. В Архангельской области острова  ГУЛАГа пополнялись преимущественно по социально критерию. «Социально чуждыми» новой власти священниками, бывшими белыми офицерами,  профессурой и «социально близкими» уголовниками. Но решающего изменения в национальном составе поэтому, как представляется, не произошло.

Уже в послевоенное время здесь постепенно появляются и расширяются армянская, азербайджанская, белорусская и другие диаспоры. Хотя насколько  они были структурированы в рамках общин и землячеств, мне доподлинно не известно. Формирование региональных национально-культурных автономий, обществ и землячеств активно происходит, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия. На сегодняшний день заметную роль в общественной культуатурной и спортивной жизни региона играют этнокультурные объединения поморов, татар, евреев, азербайджанцев, армян, украинцев, белорусов, немцев, чеченцев, грузин, а также землячество Ненецкого округа.

Мне, как епископу Архангельской земли, отрадно видеть совершающееся ныне духовное возрождение Русского Севера. Архангельская епархия объемлет два северных региона России - Архангельскую область и Ненецкий автономный округ. На всей этой обширной территории за последние годы идет активное возрождение Православия. Повсеместно восстанавливаются и строятся храмы, успешно осуществляется пастырское, просветительское, социальное служение Церкви, осуществляется душепопечительство среди военнослужащих. Активно возрождается духовная жизнь в Заполярье.

Духовная и светская власть нашего региона пытаются находить пути конструктивного сотрудничества, призванного к совместным трудам на благо людей  и Отечества. Однако путь этот далеко не так прост и легок, как может показаться со стороны. Остаются достаточно масштабные проблемы, которые могут быть решены только при условии «симфонии властей». Пока такое состояние представляется все же скорее чаемым идеалом.

Одним из важнейших духовно объединяющих начинаний является строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора в Архангельске. Для возведения кафедрального собора необходимы дружные усилия епархии, региональных и городских властей, бизнес-сообщества, жителей Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Только объединив старания и возможности всех, желающих воссоздать прежний лик нашего города, можно, с Божией помощью, совершить это благое дело. Нужен первый шаг. Он и будет решающим.  Когда этот шаг будет сделан, остальные промышленные группы, представители среднего и малого бизнеса, организации, учреждения, общественные объединения, да и просто многие наши земляки обязательно включатся в это благородное дело.

Стали традиционными Иоанновские образовательные чтения. Важнейшей целью этого церковно-общественного форума в современных условиях является консолидация усилий Церкви, государства и общества в деле возрождения Архангельской земли, духовного и нравственного просвещения северян.

В епархии активно ведется издательская деятельность. «Архангельский епархиальный вестник» - ежемесячное издание, повествующее о церковной жизни на Архангельском севере. Газета пользуется высоким вниманием как в нашей, так и в соседних епархиях. Антониево-Сийская обитель издает прекрасную газету «Духовный сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Выходит и ряд других интересных изданий.

Уделяется особое внимание организации и работе приходских воскресных школ, поскольку одной из важнейших задач является духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. В связи с этим знаменательным является открытие студенческого храма в Поморском Государственном университете. Он является вторым таким храмом после Санкт-Петербургского университета.

В первой половине XX в. наше государство пережило множество трагических событий. Минувшую эпоху тяжелых испытаний еще необходимо осмыслить нам и нашим потомкам. Поистине неоценим вклад священнослужителей и верующих в дело стояния за веру. Беспримерное мужество, исключительное терпение и верность Святому Православию стали залогом сохранения церковного единства и самой Церкви в годы испытаний и гонений. Наряду с православными  история хранит память о многочисленных страдальцах за веру иных религиозных традиций. Католики, протестанты, иудеи, мусульмане своим мученичеством и своей кровью явили истинный образец стояния в вере. Благодарная память заставляет нас преклониться пред верностью и подвигом всех этих мужественных людей, чтобы и нам не потерять своего достоинства, быть верными нашим идеалам правды и добра.

На сегодняшний день национальный состав Русского Севера, в частности Архангельской области, сравнительно однороден. Согласно статистическим данным более 90% жителей области - русские. Однако, в нашем регионе существуют этнокультурные объединения украинцев, белорусов, татар, евреев, немцев, азербайджанцев, армян, чеченцев, грузин, а также землячество Ненецкого округа. Сложившаяся в области межнациональная ситуация основанная на доброжелательности и мире, является добрым примером для многих. Во многом благодаря совместным усилиям Церкви, власти и общества в целом в регионе нет места национальной и религиозной розни.

И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ».

К сожалению, в 90-х годах двадцатого столетия  на фоне резкой смены мировоззренческих ориентиров и неосведомленности людей в элементарных духовных вопросах Россия стала объектом экспансии различных сект и деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций. Отсутствие внятной государственной политики и законодательной базы не позволило эффективно противостоять этому вторжению. Со временем пришло осознанное понимание того, что духовная безопасность граждан России - это забота не только Русской Православной Церкви и традиционных вероисповеданий, но и государства. Четко структурированные тоталитарные секты и деструктивные культы имеют своей целью не только порабощение личности своего адепта, но и вполне материальные, земные, чаще всего меркантильные интересы. Иногда эти интересы, как представляется, вступают в противоречие с национальной и государственной безопасностью.

Архангельскую область, к сожалению, не миновала эта серьезнейшая проблема современной России. Некоторые нетрадиционные религиозные организации уверенно привлекают северян в ряды своих адептов. Должен сказать, что своевременные антисектантские мероприятия, проводимые Архангельской епархией совместно с органами государственной власти и правоохранительными органами, приносят свои позитивные результаты. На территории области были предотвращены планировавшиеся форумы, сборы и другие мероприятия деструктивных культов. Начато подробное исследование деятельности данных религиозных организаций.


Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера". Поморский университет, Архангельск, 2009 г.
2. С небольшими сокращениями.