Л.П.Тарасенко,
кандидат искусствоведения,
зав. отд. древнерусской живописи ГИМ, г.Москва.
К ИСТОРИИ ПОЧИТАНИЯ прп. МАКАРИЯ УНЖЕНСКОГО И
ЖЕЛТОВОДСКОГО в XV - нач. XVII в.
Как известно, немало подвижников благочестия почиталось задолго до
официальной канонизации. У каждого святого этот начальный этап почитания
имел свои отличительные особенности, но, выявить их не просто, так как
нередко о доканонизационном периоде нет достоверной информации,
сохранилось лишь благочестивое предание. Традиционно за причислением к
лику святых следует написание иконы, создание жития и службы.
Изображение подвижника на иконе с нимбом, как правило, интерпретируется
как созданное уже после канонизации. Но сохранившиеся литературные и
документальные источники, позволяющие реконструировать историю почитания
преп. Макария Желтоводского и Унженского, в период, предшествующий
причислению его к лику святых, показывают, что иконы, житие и служба
святому появились значительно раньше официальной канонизации, а
почитание еще в XVI веке вышло далеко за пределы Унженского монастыря.
Житие преподобного сохранилось в нескольких редакциях,
древнейшая из которых включает, помимо жития, десять чудес. Она
датируется исследователями серединой XVI века. Корпус сохранившихся
рукописей краткой редакции жития (в количестве не менее 25 списков)
датируется XVII-XVIII веками. Нам удалось выявить два
наиболее древних списка этой редакции, относящихся к последней трети XVI
века и к рубежу XVI и XVII веков, то есть к доканонизационному периоду
почитания...
Для истории почитания святого важно, что житие
позволяет говорить о том, что уже в первой половине XVI века в
костромской земле существовали его храмы и бытовали иконы.
Почти во всех чудесах жития упоминается гробница святого, к
которой припадают, жаждая исцеления, герои сюжетов. Это позволяет
утверждать, что гробница в середине XVI века была оформлена в
соответствии с традицией. Кстати, уже в первых чудесах отмечено и
почитание в Унженском монастыре воды из кладезя, ископанного руками
преп. Макария (об Иване Выродкове, о Марии из Чухломы).
Сведения, говорящие о создании Макарьевского храма до канонизации, есть
в документальных источниках. Согласно вкладной записи в Кормчей, эта
книга была вложена в 1571 году «в пресвятую обитель к святым
страстотерпцам Христовым Флору и Лавру и преподобному отцу Макарию
Унежскому и Желтоводскому чудотворцу. . .». Это говорит о том, что в
монастыре к 1571 году уже имелся Макарьевский престол.
Неопубликованная монастырская опись 1613 года дает представление об
убранстве Макарьевского храма в конце XVI - начале XVII века. Это был
«холодной», полуразрушенный шатровый храм, простоявший, видимо, уже
много десятилетий. В храме было скромное убранство. В описи указан один
местный образ «Макария з деяниями на золоте». Рака чудотворца, скорее
всего, стояла на южной стороне у алтаря, где было традиционное почетное
место погребения, но в описи это специально не оговорено. У гроба
чудотворца «образ местной» чудотворца «на празелени стоячей, венец
обложен серебром басмяна,...». Приклады указывают на почитание образа:
это единственная икона с крестами и цатами в Макарьевской церкви 1613
года. У гроба еще одна пядничная житийная икона чудотворца «на
празелени». Это говорит о развитой к началу XVII века иконографии
святого.
Гроб преподобного имел несколько покровов. В
их числе лицевой покров, возможно, произведение XVI века, так как
отмечено, что золотом и серебром шиты только нимб (венец) и тропарь на
кайме. Второй интересный покров - с вышитым крестом - это «данье
государево» (вклад царя Михаила Феодоровича. - Л.Т.). Согласно описи
1613 года, «у чудотворца на престоле» была «книга служба и житие
чудотворца Макария Желтовотцкаго». Кроме алтаря, закрытого небольшим
трехъярусным иконостасом, и раки преп. Макария в храме более ничего не
было. Небольшой деревянный храм представлял собой своего рода ковчег,
реликварий, служивший задаче хранения мощей подвижника.
Важный материал дает опись вкладов в монастырь, зафиксированных в 1613
году. Именитых благотворителей, судя по монастырским книгам и описям,
было не так много. Первый из них - царь Иван Грозный, который
пожертвовал бумажные ризы с «червчатым» бархатным оплечьем, к 1613 году
- ветхие. «Ризы полотенные камка червчата» были вложены Андреем
Клешниным, окольничим царя Феодора Иоанновича, приверженцем Бориса
Годунова, участником следствия по делу царевича Дмитрия в Угличе. В
конце XVI - начале XVII века среди дарителей есть посадские люди,
подьячие, представители духовенства из Унжи, Нижнего Новгорода и др.
При
получении жалованных грамот, поставлении игуменов, передаче царских
вкладов, иконы основателя монастыря должны были подноситься царю,
митрополиту, представителям церковных и светских властей. Как мы видим,
хотя он не был канонизирован на соборах середины XVI века, со второй
половины XVI века преп. Макарий и основанная им обитель хорошо известны
членам царской фамилии, боярам, высшему духовенству.
Подводя итоги распространения почитания святого до канонизации, укажем
на города и села, где к началу XVII века, помимо Унжи и Солигалича,
должны были быть макарьевские храмы. В древнем Галиче, бывшем наиболее
крупным центром этого региона, не могло не быть с давних времен
престола, посвященного преподобному. Этот город неоднократно упоминается
в службе Макарию («Днесь град твой Галич тобою хвалится...», тропарь),
да и сама служба святому, скорее всего, была написана именно здесь. В
главном храме Галича, Спасо-Преображенском соборе (1774 г.), основание
которого уходит в древнейшие времена, был придел, посвященный Макарию,
хотя время основания этого престола не ясно.
В 1609
году, жителями с. Немда Костромской губернии Макарьевского уезда
Коряковской волости был основан в благодарность за чудесное избавление
от поляков Макарьевский мужской монастырь.
В XVI - начале XVII века в Нижнем Новгороде, скорее всего, почитание
преп. Макария было сосредоточено в местах его рождения и начальных
монашеских подвигов. Древний Синодик Печерского монастыря, где святой
принял постриг, - «Синодик Трифона» (1595 год - до конца XVIII века)
содержит упоминание о Дионисии Суздальском и его учениках архимандрите
Евфимии и преп. Макарии. Возможно, в XVI веке в Печерском монастыре были
иконы Макария, но документальных сведений об этом не сохранилось. В
начале столетия в нижегородской Мироносицкой церкви, в приходе которой
Макарий родился, был Макарьевский придел, а, следовательно, и иконы
святого...
Издавна чтилась икона св. Макария в
Пурехе, о чем царю Михаилу Феодоровичу писал патриарх Филарет, узнавший
об этом от князя Дмитрия Михайловича Пожарского. От этой иконы преп.
Макария «в его князь Дмитриеве поместье в пурецкой волости чюдеса и
исцеления многие годы». Очевидно, что почитание святого было в этих
краях еще задолго до его канонизации. Кстати, предки Д.М.Пожарского
участвовали в Казанской компании Ивана Грозного и служили в Свияжске и
Казани в 1560-е годы.
Таким образом, для XVI века и самых первых лет XVII
века определяется несколько храмов, посвященных Макарию, довольно-таки
значительное число церквей, где, несомненно, были образы преподобного, а
также круг лиц, которые могли иметь его иконы. Безусловно, бытовали и
книги с Житием и Службой святому, хотя выявлены всего две рукописи
доканонизационного периода. Уже до общероссийского прославления
география почитания преподобного была широка, чему трудно найти
аналогии, хотя сам факт длительного существования местного культа
святого, как уже отмечалось, до официальной канонизации нередок.
К 1619 году закончилась Смута, к власти пришла новая царская династия.
Как это бывало и раньше, ключевые моменты Смутного времени были отражены
в посвящениях храмов, возводившихся вскоре после его окончания.
Нижегородско-костромской культ преп. Макария Желтоводского и
Унженского приобрел после Смуты исключительную важность. Из
местночтимого подвижника преп. Макарий стал одним из особо чтимых
Царской фамилией святых. Это была первая канонизация новой династии; был
создан еще один поистине царский культ, внимание к которому исходило,
прежде всего, от самого Патриарха.
Официальная канонизация святого в 1619 году стала мощным стимулом к дальнейшему
развитию его культа...
После посещения Унженского
монастыря царем Михаилом Феодоровичем положение монастыря меняется.
Неопубликованная опись 1624 года, содержащая исключительно интересную
информацию, позволяет реконструировать убранство храмов обители,
гробницы ее основателя, иконографию ранних икон преподобного через пять
лет после канонизации, а также увидеть разительные перемены в
благосостоянии монастыря, и, главное, явные знаки резко возросшей
популярности святого.
При игумене Зосиме в 1614 году над гробом чудотворца был построен
новый деревянный холодный храм с приделами во имя Благовещения и свв.
Бориса и Глеба. В новом Макарьевском храме икон преподобного стало
больше, чем в 1613 году, но указания на характер фона отсутствуют: все
иконы покрыты окладами. В храме в это время уже семь разнообразных по
композиции икон основателя. В местном ряду образ Макария со многими
прикладами, в том числе с двумя иконками под хрусталем. Такого рода
предметы, как правило, заказные и очень дорогие, появляются в XIV веке.
Если в описи 1613 года было указано, что местной иконой храма была
житийная, то эта опись заставляет предположить, что в это время местный
образ был без житийного цикла.
Главным сокровищем монастыря, его сакральным центром была цельбоносная рака
преп. Макария, изливающая «велия чудеса». К ней стекались паломники и приносились
благодарственные дары, около нее возносились молитвы жаждущих исцеления.
Устройству и украшению реликвий традиционно придавалось большое
значение. Новый храм игумена Зосимы соответствовал этим задачам.
У гроба в киоте помещены крупные («семи пядей») «местные»
образа. Среди них «Троица Живоначальная, а к ней молящеся пр(епо)добный
Макарий Желтоводцкий да пр(епо)добный Макарий Египтянин». Скорее всего,
на этой иконе были представлены двое соименных святых в молении «Троице
Ветхозаветной», помещенной над ними в небесном сегменте. Подобные
изображения нередки в патрональных образах, они характерны и для
надгробных икон. Известно, что 19 января, на день преп. Макария
Египетского, в Солигаличе проходили торжественные всенародные
празднования Макарию Унженскому в память чуда 1532 года, состоявшегося
19 января, а в одном из толковых иконописных подлинников даже память
преподобного указывается на 19 января, на день памяти Макария
Египетского, а не на 25 июля.
Эта икона обложена серебряной басмой, украшена семью венцами разного
размера, серебряной цатой. Часть прикладов (20 цат золоченых и 42
золотых) хранилась на подушечке около образа. Далее идет перечисление
огромного количества прикладов - крестов, в том числе с мощами, колец,
цат, монет. Денежные приклады - это 400 серебряных золоченых копейки,
пять московок серебряных золоченых и др. Позолоченные монеты традиционно
являлись предметом украшения икон. Многие из них попали к своим первым
владельцам как войсковые награды, а затем были вложены в монастырь.
Среди перечисленных в описи монет есть очень редкая - так называемый
«корабельный». Это английская золотая монета большого веса, на которой с
одной стороны изображен корабль. На Руси они нередко служили наградами
высшему командному составу за воинские победы, использовались в качестве
денежных даров. Отдельно описан значительно меньший приклад к образу
преп. Макария Египетского, изображенного на этой же иконе.
В описи упомянут один «старый образ» Макария с серебряным басменым
окладом, с серебряным резным золоченым венцом, с серебряной басменой
золоченой цатой, украшенной камнями...
В одном из приделов («у чудотворца Макария в пределах вверху») в деисусе,
перенесенном из старого храма в новый, есть новописанные иконы, среди
которых «Успение Богородицы с преп. Макарием» «на краске». Мы видим, что
после официальной канонизации, иконы Макария стали включаться в
деисусные чины. Это самое раннее упоминание деисусного образа святого в
источниках и свидетельство его высокого положения в местном пантеоне -
преподобный включается в один ряд с великими вселенскими святыми,
выступает как сугубый молитвенник за унженскую братию и за всех
обращающихся к нему.
В Троицком храме в 1624 году
сохраняется старый образ Макария, но к нему были сделаны новые приклады,
среди которых «цата серебряна резная золочена, а в ней два камени, на
средине Макарей чудотворецъ резной». Скорее всего, это образ,
выгравированный на серебряной цате. В монастыре имелись иконы с
изображением преподобного и в других храмах. Иконографический состав
этих икон отражал посвящение монастырских престолов.
В первые годы после канонизации по всей России начинают строиться храмы,
посвященные Макарию Желтоводскому и Унженскому. Уже в 1618-1619 годах в
самом центре Москвы в Чертолье возводится такой храм. В Ярославле в
1620-1621 годах строится первая посадская каменная церковь - храм Николы
Надеина с приделом преп. Макария Унженского. Примерно в это же время в
Костроме возводится церковь Успения близ Волги с приделом «Макарья
Желтовоцкого Унженского чудотворца». При поддержке Михаила Феодоровича
возобновляется Желтоводский монастырь (1620 год). В Пурехе князь Дмитрий
Пожарский строит монастырь, в соборе которого были приделы Макария
Желтоводского и Евфимия Суздальского.
Имя Макария Желтоводского было включено в Чиновник Московского
Успенского собора под 25 июля в числе небольшого числа наиболее чтимых
русских святых с указанием на торжественную службу...
В июльской Служебной минее, впервые изданной Московским Печатным Двором в 1629
году, уже есть Служба преп. Макарию, текст которой явно прошел
редактирование и отличается от древнего. Показательно, что в каноне
первоначальной службы преп. Макарий воспевается как «галичестей стране
похвала и утверждение», а в новой редакции святой становится защитником
«всей земли российской».
В 1630-е годы почитание преп. Макария распространяется в Каргополье,
где он никогда не был, но
становится одним из наиболее популярных местных святых. Центром
макарьевского культа на Севере была Хергозерская пустынь, основанная в
1630-е годы - период служения на новгородской кафедре митрополита Афонии
(1635-1648 гг.), давшего благословение на строительство. Пустынь стала
местом хранения чудотворной иконы преп. Макария, что и определило
характер местного почитания святого и жизнь обители на многие годы. В
данном случае именно образ, принесенный на Хергозеро и прославившийся
там как чудотворный, стал «субьектом» формирования культа, получавшего
от иконы импульсы к развитию. Несколько позднее это нашло свое отражение
в «Сказании о чудесехъ чудотворного образа преп. Макария Желтоводского и
Унженского чудотворца иже есть в Каргопольских пределех в Хергозерской
пустыни обретающихся», относящемся к 1660-м годам или несколько более
позднему времени и впервые опубликованном местным краеведом
К.А.Докучаевым-Басковым в 1902 году. Текст «Сказания» не совсем ясно
говорит о происхождении чудотворного образа. О создании некоего образа
преп. Макария рассказывается в первом чуде «Сказания» 1633 года. В
соответствии с ним священнику Троицкой Каргопольской церкви Герасиму
было «сонное видение», во время
которого ошевенский игумен благословил его на заказ иконы преп. Макария
для своего монастыря. Образ, написанный каргопольскими иконописцами,
перенесли в обитель, поставили в церковь преп. Александра Ошевенского,
где сразу от иконы начались чудеса. Дальнейший рассказ посвящен
хергозерской иконе. О чудотворной монастырской иконе в «Сказании» больше
не говорится. Отсюда напрашивается вывод, что отцы-основатели пришли на
Хергозеро из Ошевенского монастыря с ошевенской иконой святого, ставшей
со временем одной из наиболее чтимых местных святынь в Каргополье. Иная
интерпретация «Сказания» предложена А.В.Пигиным. Народные представления
отразились в версии о том, что икона была явлена.
Описание чудотворного образа в «Сказании» отсутствует, но благодаря
публикации священника Хергозерского прихода Алексея Кипреева,
посвященной иконе, мы можем отчасти реконструировать иконографию
каргопольской святыни. Икона имела размеры 97,4 х 71 см. Небольшой
средник, размером 30,8*26,4, вынимался (как пишет автор - «снимался»). В
среднике был изображен преп. Макарий в храме «в молении о народе». На
раме были клейма с житием преподобного: 1) «Рождество»; 2) «Обмен риз и
поступление в монастырь»; 3) «Обретение отцом Иоанном сына своего преп.
Макария в монастыре и целование его руки»; 4) «Уход на Желтое озеро и
созидание там церкви, собирание братии»; 5) «Нападение варваров на
Желтоводский монастырь и пленение преп. Макария»; 6) «Воевода варварский
отпускает преп. Макария, похороны убиенных»; 7) «Уход на Унжу, обретение
лося во время поста»; 8) «Обретение лося на день апостолов Петра и
Павла»; 9) «Преп. Макарий ставит крест на Унже-реке»; 10) «Преставление
преп. Макария»; 11) «Перенесение тела преподобного из г.Унжи в пустынь». Эта
икона находилась во Введенской церкви, а в Троицком храме была
аналогичная, но более поздняя, по мнению о. Алексия, чем во Введенском,
икона. На чудотворной иконе преп. Макарий, скорее всего, был представлен в молении,
возможно, «Троице Ветхозаветной», на фоне храма...
Исключительная популярность святого, а также житие
преп. Макария, не слишком богатое информацией, со временем вызвали к
жизни немало легенд, в XIX веке прочно вошедших в церковную и
краеведческую литературу...
Примечания:
1.
Из сборника материалов "Кенозерские чтения - 2011", Архангельск, 2012.
2. С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.