С.А.Согрина,
ст. научный сотр. МДЗ "Малые Корелы".
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КЕНОЗЕРЬЯ
В СОБРАНИИ МДЗ «МАЛЫЕ
КОРЕЛЫ»
(на примере отдельных коллекций)
Сохранение памятников истории и культуры является одной из основных
функций музейной работы.
Комплексный
архитектурно-этнографический подход при создании музея наложил свой
отпечаток на собирательскую работу при комплектовании коллекций.
Формирование
музейного собрания предметов движимого фонда началось в 1972 году.
Открытие музея состоялось в июне 1973 года, когда В.А.Лапин, директор
Архангельской специализированной научно-реставрационной
произвоственной мастерской (АСНРПМ) передал 13 памятников архитектуры
Архангельскому музею изобразительных искусств для организации приема
посетителей. Экспедиции и командировки в районы
Архангельской области явились основной формой комплектования.
Понятие «Кенозерье» у исследователей с некоторыми оговорками
рассматривается как общее наименование Кенозерья и Лекшмозерья. В данной
статье мы не будем ограничиваться собственно территорией Кенозерского
национального парка, а возьмем более широкие территориальные рамки
Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области, пограничных с
Кенозерьем. Основными источниками послужили экспедиционные отчеты,
архивные материалы и первичная учетная документация...
Основной целью начального этапа работы музея являлась работа с
памятниками северного деревянного зодчества на основе комплексного
архитектурно-этнографического подхода. Комплектование предметов
религиозного искусства, крестьянского обихода, бытовавших в этих
памятниках и на территории Архангельской области, шло параллельно...
Примечательно,
что первыми предметами движимого фонда стали иконы из Макарьевской
часовни XVIII века д. Фёдоровской (д.Овчинконец на Кене) Плесецкого района (часовня была
перевезена в музей в 1972 г.). В мае 1972 года из Архангельской
научно-реставрационной мастерской поступили 23 иконы деисусного
апостольского чина и местного ряда иконостаса этой часовни.
Икона "Апостол Павел" из Макарьевской часовни, д.Федоровская. Кон. XVIII-нач.XIX вв. |
|
|
Икона "Зосима
и Савватий Соловецкие с видом монастыря"
из Макарьевской часовни, д.Федоровская. Начало XIX в.
|
Большую роль в сохранении иконостаса сыграла Н.Вешнякова... В
составленном ею описании говорится: «В иконостасе деисус многофигурный. К
трем главным персонажам добавлены Петр, Павел, Андрей Первозванный, Симон
Зилот, Иаков Алферов, Филипп, Иоанн Богослов, Иаков Заведов, Фома и
евангелист Матфей. Эти святые изображены в молитвенных позах, как Богоматерь
и Иоанн Предтеча». Иконы «Сошествие святого духа», «Воскресение
с двенадцатью клеймами из земной жизни Христа», «Зосима и Савватий
Соловецкие, с видом монастыря» находились в местном ряду иконостаса.
О.Н.Вешнякова говорит о местном северном авторстве: «Деисусный
чин написан северным иконописцем. Иконы отличаются некоторой наивностьн
непритязательностью, красочностью. Эти черты характерны для всего народного
искусства. Иконы местного ряда написаны профессиональным иконописцем».
|
|
МДЗ "Малые Корелы". Макарьевская часовня из д.Федоровская. |
Макарьевская часовня
из д.Федоровская.
Иконостас и "небо". |
В мае 1972 года в музей поступило живописное «небо» из Макарьевской совни. «Небо»
Макарьевской часовни, принадлежность его типологических особенностей
непосредственно к территории Кенозерья было подробно описано исследователями.
Т.М.Кольцова относит время его создания к концу XVIII - нач XIX века.
Она считает, что «отличительной особенностью "неба" из деревни Федоровская
является отсутствие традиционного для "небесных" росписей круга серафимов».
По ее мнению, живопись иконостаса и «неба» принадлежит одному автору, более
того, это «редчайший образец сочетания "неба" и иконостаса в одном памятнике,
созданный одним живописцем»...
Всего из часовни поступило 40
предметов иконописи...
В сохранении музейных коллекций, в частности
предметов иконописи, огромную роль сыграл труд научных сотрудников музея,
которые, несмотря на все сложности собирательской работы, смогли найти и
сберечь памятники, имеющие огромное культурно-историческое значение для нашего
региона и страны в целом.
В июне 1972 года в ходе командировки
О.Н.Вешняковой в Каргопольский район был исследован иконостас в церкви
Макарьевской Хергозерской пустыни. «Примерно в 1967 году он был перевезен в д. Лекшмозеро
(д. Морщихинская -
С.С.)
и складирован в местной каменной церкви. Там было около 23 икон. Иконы XIX
века выполнены по западным образцам. При беглом осмотре икон видимых
повреждений красочного слоя не обнаружено, но живопись покрыта толстым
слоем пыли...
Коллекцию икон, поступивших из Плесецкого и Каргопольского районов
Архангельской области можно условно разделить на две группы: храмовые и
домовые. Домовые иконы интересны иконографией местных святых, традицией
иконописания, в историко-этнографическом плане - их ролью и степенью
почитаемости в крестьянской жизни.
Иконы, принадлежавшие одной семье, могут служить ценным источником для исследований
в области истории бытования и использования произведений религиозной
живописи в крестьянской среде, для изучения уровня культуры и образования
местного населения.
Подробная информация о
предметах исторического и этнографического характера сохранилась в
экспедиционных отчетах при вывозе того или иного архитектурного памятника
деревянного зодчества.
Дом Пухова был перевезен в музей в 1974 году из
д. Большой Халуй Ошевенского сельсовета Каргопольского района.
|
МДЗ "Малые Корелы". Дом Пухова. |
Научным сотрудником музея Н.Н.Власихиной собраны подробные сведения о владельцах
дома, их быте и традиционных занятиях. В музей поступила
большая коллекция предметов (104 ед. хр.) быта и охоты, орудий труда: котел
для приготовления пищи на костре, рукомойник, капканы, скобель, топор, пила
продольная, мотыга, ножницы для стрижки овец, безмен, серпы, самовары. Эта
коллекция приобретает особую ценность благодаря связи с одним домом и владельцами,
которая может дать информацию о нравах, обычаях, образе жизни
крестьянской семьи... В доме постоянно жили 5-6 мужчин,
все они славились как хорошие охотники... В избе найдено множество орудий
труда
зайцев, медведей, охотничий топор. На чердаке найден череп медведя».
При этом нельзя забывать о дальнейшем изучении предметов в плоскостях разных
научных дисциплин - этнографии, истории, краеведения (локальной истории),
искусствоведения. Икона «Александр Ошевенский, Макарий Желтоводский и Унженский» поступила в 1974
году из этого же дома. Икона покрыта сгорбившейся темной олифой, изображения
святых плохо различимы, поэтому она была записана под названием «Два
святых». Из д. Гарь Ошевенского сельсовета в коллекцию «Металл» поступило 3
предмета в 1974 году (Н.Н.Власихина) и 3 предмета в 1975 год (Г.Н.Петрова,
Е.Ш.Галимова). В результате последней экспедиции ее участниками записан
богатый этнографический материал по интерьеру рудных изб.
Экспедиция
художника-реставратора темперной живописи Е.И.Фокина в Плесецкий район в
1977 году территориально затронула районы, прилегающие к Кенозерскому
национальному парку. Из собранной коллекции отметим только некоторые
предметы, основываясь на классификации по материалу изготовления. Из д.
Коротаево Федовского сельсовета поступила книга кириллической печати
«Псалтирь» (XVIII в.). Поступления из д. Семёново от П.С.Демидовой интересны небольшой
коллекцией медной посуды, в которой оказались рукомойники открытые, кофейник
скандинавского типа, подсвечник. Эти вещи по своему
предметному ряду в какой-то степени характеризуют смешанный крестьянский быт
конца XIX - начала XX века, в традиционность которого благодаря отхожим промыслам
были привнесены городские черты...
В 1982 году
noступила подвеска для лампады из церкви д. Порженское Кенозерского сельсовет (собиратель
- А.Г.Кремлёв). В ходе этой
командировки было также собрано 8 предметов из д. Почи, Усть-Почи, Майлахты,
Порженское. Среди них - лодка-кенозерка от А.П.Калитина из д. Усть-Почи.
Экспедиция старшего научного сотрудника В.А. Шелега в 1986 году затронула территорию
Кенозерья, а именно д. Першлахту Кенорецкого сельсовета. Благодаря этому от
жителей приграничных с парком деревень Караник, Рудниковской, Аверкиевской
Кенорецкого сельсовета Плесецкого района в музейное собрание были
приобретены бытовые предметы, орудия труда и охоты, медная посуда. Учитывая
предметы других фондовых коллекций, в музей поступило 59 единиц хранения.
В
2001 - 2002 годах на территории Кенозерского национального парка проходила
экспедиция А.И.Ивановой с целью исследования среды бытования и интерьеров
часовен этого района.
Коллекция документов в фондах музея
деревянного зодчества, исходя из количества собранных материалов,
занимает вспомогательные позиции. При проведении собирательской работы,
выработке концептуальной стратегии комплектования фондов больше внимания
уделялось вещевым комплексам, которые благодаря своим аттрактивным
свойствам необходимы для создания полноценной экспозиции. Документальные
материалы играют главную роль прежде всего как исторические источники,
использующиеся в процессе изучения музейных предметов и
подготовительного этапа выставочной работы... Благодаря своей
информационной наполненности документальные памятники являются важным
источником, который при должной интерпретации и выявлении явной и
скрытой информации поможет создать полноценную картину крестьянского
быта и труда...
В
1989 году в музей поступили планшеты А.В.Ополовникова с обмерами 1946 года
(собиратель — А.Б.Пермиловская). «Никольская часовня XIX в. д. Горбачиха»
Плесецкого района, «Часовня Кирика и Иулиты у с. Почозеро» Плесецкого
района, XVIII века, и др.
|
Часовня Кирика и Улиты в д. Филипповская. Обмерный черт. А.В.Ополовникова.
|
Если сравнивать в количественном отношении, то предметов, поступивших с территории
Лекшмозерья, отложилось в собрании музея меньше, чем с территории, охватывающей район озера Кено.
Основной причиной тому является
территориальная направленность экспедиций на тот или иной район Архангельской
области без определенной нацеленности на Кенозерье. Обычно они захватывают
какой-либо район парка в ходе экспедиции в Каргопольский или Плесецкий район.
Коллекция
древнерусской живописи несет на себе отпечаток принадлежности к Каргополью в
целом и Кенозерью в частности благодаря самобытности природного и культурного
ландшафта территории Кенозерского национального парка.
Примечания:
1. Источник: сборник
материалов начно-практ. конф. "Кенозерские чтения - 2009", Архангельск,
2011.
2. С сокращениями.
3. Иллюстрации - из статьи, архива сайта
и сайта МДЗ "Малые Корелы".