РУДНАЯ ИЗБА

(по книгам И.В.Маковецкого, В.П.Орфинского, Г.В.Алферовой, А.В.Ополовникова, Г.П.Гунна, А.Б.Пермиловской, Краткому путеводителю по КНП)

Небольшое предисловие

Рудная или курная изба практически исчезла в современной северной деревне.
Увидеть ее теперь можно лишь в музеях деревянного зодчества.
Тем не менее, мне кажется, интересно узнать о ней поподробнее,
ведь раньше и в России и в северных, по крайней мере, странах
такие избы были основным типом жилища.
Небольшой рассказ о рудных избах составлен
из фрагментов книг известных архитекторов и реставраторов,
немало способствоваших изучению и сохранению древней русской культуры.
Отбор материалов ограничился, в основном, районом Каргополья и Поонежья,
хотя есть упоминания и других северных районов России.
Наверное, мы не все стоящие литературные источники использовали
и в дальнейшем постараемся этот пробел исправить.
Фотографии в текст вставлены из тех же книг или из фототеки нашего сайта

М.Зак

Из многочисленных словарей:

ИЗБА - термин И. происходит от древнеславянского "истьба". "Истьбою, "истопкою" в летописи назывался отапливаемый жилой сруб в отличие от клети - неотапливаемого. Древнейшие И. были курные (топившиеся "по черному") с очагом, позже - с печью каменной или глинобитной без дымохода (дым выходил в отверстие в потолке или в стене и в окна). Дымоход, по археологическим данным, известен с XII в. С тех пор И. топилась "по белому".

ИЗБА РУДНАЯ, она же курная, черная - изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу. Рудный - в прошлом - замаранный, затемненный, таким был потолок этих изб. Их также называли курниками, курными.

А.В.Ополовников:

 ...С давних времен и вплоть до XIX века на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы, в которых топили «по-черному». Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник....

 Г.В.Алферова:

 ...Основными жилыми постройками Каргополья были рудные избы, топившиеся «по-черному» и имевшие в своем составе еще одну или две белые избы.
Ошевенская слобода. Д.Малый Халуй. Рудная изба Черепановых. Ошевенская слобода. Д.Малый Халуй. Рудная изба М.Ф.Третьякова
Переделывать рудные избы на «белые» в Каргополье начали только в XIX и XX вв. Причинами долгого бытования этого типа жилья были климатические условия: большая влажность края, изобиловавшего озерами. При топке «по-черному» дым и огонь попадают в избу. Она освобождается от дыма при помощи дымарей; шесток печи так же имеет открытый огонь. Открытый огонь из печи прокопчивал и просушивал древесину срубов и позволял просушивать драгоценную одежду и обувь, хранившуюся в клетях....

А.Б.Пермиловская:

Курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Ошевенские крестьяне вспоминают: «в рудных избах было тепло, как в бане — зимой по полу босиком ходили». «Курная изба, да печь тепла» — гласит старинная поговорка. Черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитываясь дымом, служили в 5—6 раз дольше, чем сети, просушиваемые на воздухе.
Для крестьянина-кустаря, занимавшегося плотничьим, кожевенным и другими промыслами, такая изба помимо своего прямого назначения служила одновременно и мастерской, где он мог просушить необходимое сырье: дерево, кожу. А примитивное устройство глинобитной печи не требовало больших затрат на ее сооружение....

А.В.Ополовников:

...Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное — представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!
Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян. На столе — белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» — иконы в начищенных до зеркального блеска окладах. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.
Рудная печь. Над
 печью виден
уклон потолка.
Вид от печи
на комнату.
Ошевенская слобода. д.Малый Халуй.
Изба Е.А.Третьяковой
Вся система вентиляции и дымоотвода продумана здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции,— опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах лишь одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы», которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха....

Г.В.Алферова:

Верх рудной избы до уровня "воронцов" примерно на полметра выше человеческого роста, от копоти открытого очага черный. Нижняя часть стен избы, пол, откосы окон и подоконники - свкетложелтого цвета. Контраст между черным верхом и белым низом избы является одним из слагающих художественного облика интерьера, богато украшенного ткаными половиками, скатертями, пологами над кроватями, филенчатыми и расписными шкафами. Существенную часть интерьера составляли яркие по колориту иконы, стоявшие в треугольных киотах, заполнявших передний угол избы.

А.Б.Пермиловская:

....Но главная причина долгого бытования черных изб — удобная, совершенная система удаления дыма, устройство высокого (3—4 метра) трапециевидного потолка, который сводил до минимума неудобства курных изб. [В таких избах] полки-воронцы играли роль границы и предохраняли нижнюю часть избы от дыма и копоти, отсюда и название "воронец", вороной - черный.
Интерьер курной избы,
д.Гарь, Каргопольский район,
конец XIX в.
Описание среднерусских и северных курных изб XVII — начала XX в. свидетельствует, что потолок в подобных постройках, как правило, был низкий, дым стелился гораздо ниже полок-воронцов, затрудняя пребывание в избе и ведение хозяйства во время топки печи....
В устройстве высокого трапециевидного потолка прослеживается связь северного народного творчества со строительными традициями финно-угорских племен, ранее населявших эти места. Черные избы Карелии также имеют высокий трапециевидный потолок....

Р.М.Габе:

И если ... финские черные избы пребывают «в черной копоти», то в советской Карелии черные избы, как и белые, производят своей чистотой очень приятное впечатление. И черный потолок вовсе не имеет того угрожающего вида, какой существует в представлении людей, не видавших черных изб, будто с него сыплется или вот-вот посыплется сажа и копоть на головы присутствующих. Напротив, кажется, что он не закопчен, а умышленно покрашен в маслянисто-черный цвет. А так как многие курные избы Карелии имеют большую высоту (3,85—4,20 м), то сочетание черного потолка и таких же стен в верхней их половине со светлыми бревенчатыми поверхностями нижней части стен, с чисто вымытым желтоватого оттенка полом и с белой печью создает очень живописный и оригинальный вид. Этому еще способствует тот мягкий и равномерно распределенный свет, который как в черных, так и в белых избах пропускается через несколько окон небольшого размера.

В.П.Орфинский:

...В Сортавальском городском парке стоит западнокарельская курная изба, перевезенная сюда на рубеже XIX—XX вв. из деревни Петроваара, что близ Тохмоярви... Изба могла быть построена во второй половине XVIII или начале XIX вв. Рубленная из мощных, диаметром до 60 см, окантованных бревен, древняя постройка производит внушительное впечатление. Потолок трапециевидной формы по матицам. Дымоволок — потолочный.
Судя по постройкам с сохранившимися черными печами, а также по отдельным следам в домах, где черные печи в свое время были заменены белыми, можно заключить, что для курных изб карел характерны потолочный дымоволок, круглая дымница (выполненная из дуплистого дерева или, реже, набранная из отдельных дощечек), печь, направленная устьем к боковой стене избы. Интересно, что курные избы верхневолжских карел имели такую же систему дымоудаления.

В курных избах Финляндии дым также выпускался через отверстие в потолке...

В пограничном с Карелией Каргопольском районе Архангельской области... в 1953 г., сохранялось значительное количество курных изб. В ряде случаев один дом имел две избы — курную и белую. Причем часто они строились одновременно, а иногда курная изба пристраивалась даже позднее. Такая устойчивость курных изб, вероятно, объясняется тем, что беструбная печь давала больше тепла и требовала меньше топлива. Кроме того, в таких избах просушивались сети, что, по утверждению местных жителей, удлиняло срок службы сетей в 5—6 раз.
Для всех обследованных курных изб Каргопольского района характерны стенной дымоволок и устанавливаемая в сенях прямоугольная дощатая дымница, украшенная порезкой в верхней своей части и перекрытая двускатной кровелькой. В большинстве случаев печь ориентирована устьем в сторону лицевой стены избы. ...

А.Б.Пермиловская:

...Высота и трапециевидный потолок роднят каргопольские избы (особенно Ошевенскую слободу) конца XIX—начала XX в. с курными избами древнего Новгорода X—XIII вв., которые имели такое же устройство....

Г.В.Алферова:

...Рудные избы деревень Ошевенской слободы представляют большой историко-архитектурный интерес. Это монументальные, лаконичные сооружения, подобно деревянным церквам, лишенные пышной резьбы обонежских построек; они не имеют наружных крылец и с фасада очень просты.
Ошевенская слобода. Д.Большой Халуй.
Рудные дома на берегу реки
Там же. Д. Погост.
 Рудная изба Попова.
Похоже, что это та же рудная изба Попова,
но после перевозки в музей "Малые Корелы" и восстановления.
Рудная изба Попова на Ошевенском погосте, окруженная в недавнем прошлом такими же рудными избами, составляла вместе с ними величественный ансамбль. Рудная изба размещается в торце здания во втором этаже, печь примыкает к внутренней стене, в которой расположена дверь…К рудной избе примыкают сени, в которых расположена лестница, ведущая во второй этаж. К сеням с противоположной стороны от рудной избы примыкают также двухэтажные помещения: наверху горенка, под нею теплая избенка, рядом с ними амбары. Здесь хорошо сохранился резной дымарь, выводящий дым из избы....

Г.П.Гунн:

...В таком большом старом северном селе, как Ошевенское, всегда можно найти немало интересных изб, и на этой стороне деревянного зодчества надо остановиться. Обратимся к одному из гражданских памятников — специально сохраненной в деревне Погост курной избе.

Изба эта постройки, предположительно, начала прошлого века. По внешнему виду она почти ничем не отличается от общего типа четырехстенка, распространенного в здешних местах и по всей верхней Онеге. Дом стоит на высоком подклете с четырьмя окнами по фасаду, только вместо кирпичной трубы здесь дощатый дымник.
Дымари рудных изб в Ошевенской слободе.
Дымники обычно украшались резьбой. Они всегда крупнее и выше обычной печной трубы, и по ним еще издали можно отличить курную избу.

Примечания:
1. В нашей странице использованы книги:

Р.М.Габе Карельское деревянное зодчество. М., ИАА. 1941.
 
И.В.Маковецкий. Памятники народного зодчества Русского Севера. Изд-во АН СССР, 1955
.
В.П.Орфинский Деревянное зодчество Карелии. Стройиздат, 1972

Г.В.Алферова Каргополь и Каргополье, Стройиздат, 1973

А.В.Ополовников Русский Север. Стройиздат, 1977.
Г.П.Гунн Каргополье-Онега. Искусство, 1979

А.Ополовников, Г.Островский. Русь деревянная. Детская литература, 1981.
Г.П.Гунн Каргопольский озерный край. Искусство, 1984
 А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова. Дерево и гармония. Ополо, 1998.
Кенозерский национальный парк.
Краткий путеводитель. Архангельск, 2004.

А.Б.Пермиловская Крестьянский дом в культуре Русского Севера. Архангельск, 2005.
2. 
Еще одна статья на эту же тему: избы Ошевенска.
3. Фотографии и рисунки взяты из книг тех авторов, отрывки из которых предшествуют рисунку или фотографии.