Елена Шатковская,
директор Кенозерского
национального парка
КЕНОЗЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
Предистория, история создания и освоения
Введение
В России осталось исключительно мало территорий, где культурное и природное
наследие сохранилось бы наиболее полно и многогранно. В их числе Кенозерский
национальный парк - один из последних островков исконно русского жизненного
уклада, культуры, традиций, сохранивший богатство и чистоту своего
внутреннего мира, обращенного к истокам... И совсем не случайно идея
создания национального парка в районе Кенозера, выдвинутая еще в 1960-х гг.
историками, географами, искусствоведами, архитекторами, биологами,
лесоводами, лесоустроителями, благодаря активной поддержке общественности,
многочисленных почитателей культуры и природы Кенозерья обрела свое
воплощение.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации 28 декабря
1991 г. на площади 139 663 га был образован Кенозерский национальный парк.
Он расположен в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого
и Каргопольского административных районов, его западная граница проходит по
границе с Республикой Карелия. По конфигурации территория Парка - вытянутый
в меридиональном направлении многоугольник. Максимальное расстояние с юга
на север - 72 км, с запада на восток - 27 км.
Кенозерский национальный парк - особо охраняемая природная территория -
является эталонной системой исторической среды обитания человека, объектом,
сохранившим многовековую историю и культуру Русского Севера. Свидетельство
этому - природные комплексы и объекты, многочисленные памятники материальной и духовной
культуры, архитектуры, монументальной живописи, иконописи, археологии,
богатый этнографический материал.
Долгое время спасительная уединенность, мало зависящая от внешних факторов,
способствовала сохранению здесь древних черт в языке и культуре. Традиции,
закрепленные обычаями, до сих пор чтятся жителями кенозерских деревень,
а соблюдать обычаи - значит жить в согласии с окружающим и с самим собой.
Легенды освещают родные места, предания высвечивают историю деревни.
Рассказы придают особую значимость окружающему, наделяя все окрестности
именами, особыми историями.
Кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием; здесь
русскими и советскими учеными-фольклористами и этнографами было записано свыше 300
текстов былин, сказок и других произведений устного народного творчества. Историческая
память населения придает этим местам глубокое духовное содержание.
Парк привлекает людей результатами удивительного сотворчества человека и
природы. Качественный состав объектов культурного наследия не имеет
аналогов. Это территория, наиболее ярко сохранившая в памятниках и укладе
жизни населения органичное взаимодействие дохристианской и христианской
культур.
Именно здесь многовековые культурные традиции бережно хранятся местными
жителями, получая право на дальнейшую жизнь. Природно-культурный комплекс
Кенозерья существенно обогащает представление о культуре Русского Севера, является примером
сбалансированного и гармоничного сосуществования человека и природы, взаимовлияния и взаимопроникновения
природы и культуры, где просматриваются черты русского мироустройства
XVII-XIX вв. В 2004 г. Кенозерский национальный парк включен во Всемирную сеть биосферных
резерватов ЮНЕСКО.
Уникальное расположение Парка на границе Русской платформы и Балтийского
кристаллического щита, на водоразделе между бассейнами Белого и Балтийского
морей, а также природные характеристики
территории
обусловили разнообразие видового состава растений и животных. На его
территории обнаружено более 700 видов высших сосудистых растений, выявлены
322 вида наземных позвоночных, в том числе 50 видов млекопитающих, 263
вида птиц, 4 вида рептилий, 5 видов земноводных. В почти 300 озерах и реках
Парка обитают 28 видов рыб и 2 вида миног. 114 видов растений и животных
занесены в Красные книги России и Архангельской области. Кенозерье играет
важную роль в сохранении орнитофауны Северной Европы и поэтому внесено в
каталог «Ключевые орнитологические территории международного значения в
Европейской России (Important Bird Areas)» (2000).
Кенозерский национальный парк - выдающийся образец северо-европейского
культурного ландшафта, сохранившего на своей территории традиции и
реликтовые формы народного творчества, хозяйствования и природопользования.
В границах культурных ландшафтов продолжают жить люди - носители
традиционной культуры, потомки тех, кто когда-то создавал это природно-культурное разнообразие.
Историко-культурные элементы культурных ландшафтов Парка («святые» рощи,
часовни, поклонные кресты, жилые и хозяйственные постройки и т.д.) являются
объектами высокой ценности, своеобразной визитной карточкой Парка,
важнейшими составляющими образа территории. Высокая степень сохранности
культурных ландшафтов и концентрация их ценных элементов делает Кенозерский
национальный парк уникальным регионом, аналога которому нет на территории
России и других стран мира.
В отличие от многих других мест еще до организации национального парка Кенозерье
сохраняло значительную часть своего историко-культурного и природного наследия. Можно
предположить, что этому способствовала красота кенозерских мест и
следование традициям на глубинном, эмоциональном уровне, удержавшее людей
от непродуманных действий и решений. Жизнь по заветам предков была для этой
территории способом сохранения национального самосознания. Культурное и
природное наследие Кенозерья, пройдя многовековые исторические этапы
развития, избежало периодов глобального разрушения, сохранило историческую
основу, цельность, самобытность.
История создания
Более столетия назад культурная общественность России впервые услышала о
былинном, сказочном крае и познакомилась с этим удивительным миром.
Первооткрывателями его стали известные русские ученые П.Н.Рыбников и А.Ф.Гильфердинг,
собравшие в приозерных деревнях прекрасные образцы северорусского фольклора. Многие из
записанных А.Ф.Гильфердингом произведений устного народного творчества вошли в его
сборник «Онежские былины» (1873), который до сих пор является настольной
книгой каждого фольклориста.
Кенозерье второй половины XIX - начала XX в.
заинтересовывает не только собирателей фольклора, но и ученых,
исследователей других отраслей знаний. Известны работы А.Я. и П.С.Ефименко
(1877) в области народного права, И.С.Полякова - археологии (1872),
А.К.Гинтер - флоры и фауны (1880), В.В.Суслова и М.А.Ильина - архитектуры
(1889,1925).
М.А.Ильин рассматривал кенозерские избы как яркое
явление национальной культуры.
В 1887 г. этнографы брат и сестра Н.Н. и В.Н.Харузины провели обширные исследования
народных обычаев, изучили особенности дохристианских верований на Кенозере и формирование
сложного религиозного сознания кенозерского крестьянина. В 1853 г. по заданию
Российской Академии наук было начато изучение особенностей гидрологии
Кенозера и Лекшмозера, в конце 1850-х гг. оно заняло свое место в сводном
труде П.И.Кеппена «Озера и лиманы Российской империи». В 1870-х гг.
геология Кенозерья изучалась А.А.Иностранцевым, основателем школы карельских
геологов. В 1876 г. под руководством горного инженера С.Д.Мысловского
начались работы по включению Кенозерья в проект системы каналов Онежского
сообщения. С этой целью подробно обследованы Кенозеро
(от устья реки Тамбицы до Першлахты), реки Кена и Тамбица на всем
протяжении, озеро Долгое. Работы продолжались и в начале XX в. В 1918 г.
Ю.Верещагин по поручению Зоологического музея Российской Академии наук
подробно исследовал озеро Свиное. С 1890-х гг. велись топографические и
геологические съемки. В 1932 г. были составлены карты съемок Кенозера и реки
Кены. В 1903 г. художник И.Я. Билибин побывал на Кенозере с фотоаппаратом.
Сделанные им снимки кенозерских часовен, образцов резьбы по дереву и вышивок
проиллюстрировали его статью о Кенозерье в «Мире искусства», а затем и в
«Известиях Археологической комиссии». Опубликованный материал вызвал в
кругах общественности огромный интерес.
Качественно новым этапом в изучении памятников Кенозерья стал период с конца 1950-х до
середины 1980-х гг. В 1948 г. известный архитектор А.В.Ополовников
обследовал один из шедевров деревянного зодчества - храмовый ансамбль
Почозерского погоста и разработал проект его реставрации. В 1973 г.
архитектор Центрального научно-исследовательского института теории и истории
архитектуры Г.В.Алферова опубликовала результаты полевых исследований в
монографии «Каргополь и Каргополье». Возглавляемая ею группа специалистов
выявила в районе Кенозера более 70 объектов, в том числе целые деревни
представляющие собой историко-культурную ценность. В 1982 г. архитектор
Ю.С.Ушаков изложил новые взгляды на крестьянскую архитектуру, композиционные
особенности организации жизненной среды поселений
Кенозерья в монографии «Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера».
В 1974 г. московские ученые, архитекторы, художники, побывав в
этих местах, забили тревогу: гибнут памятники, вырубаются леса,
заболачиваются озера, и при этом никаких мер по охране территории не
принимается. О реальном положении дел на Кенозере были поставлены в
известность Министерство культуры РСФСР, Центральный совет Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры, Совет министров РСФСР, после
чего в Кенозерье были направлены представители этих ведомств, которые еще
раз подтвердили необходимость создания в районе Кенозера заповедника
культурно-ландшафтного профиля. 2 сентября 1975 г. Министерство культуры
РСФСР и ЦС ВООПИиК обратились в Архангельский облисполком с рекомендацией
организовать на Кенозере природный и архитектурный музей-заповедник.
Одновременно Совет министров РСФСР поручил Архангельскому облисполкому
совместно с Министерством культуры РСФСР рассмотреть вопрос о создании в
1978-1983 гг. на территории Кенозера природного и архитектурного
музея-заповедника. Началась кропотливая работа по детальному обследованию
Кенозерья и разработке всей необходимой для организации музея-заповедника
документации. Этой работой занялись десятки организаций при участии
археологов, архитекторов, реставраторов, музейных работников, биологов,
географов и т.д.
В 1977 г. известные специалисты в области
культуры и искусства, в том числе член Президиума ЦС ВООПИиК Б.А.Рыбаков,
секретарь правления Союза художников РСФСР академик А.А.Пластов, писатель О.В.Волков, кандидаты
архитектуры Г.В.Алферова и А.В.Ополовников, вновь побывавшие на берегах
Кенозера, обратились в Совет министров РСФСР с письмом о необходимости
принятия срочных мер по сохранению культурного наследия Русского Севера. В
письме говорилось и о необходимости организации на территориях, таких как
Кенозерье, новой для России и прогрессивной формы организации территорий -
национальных парков, в основе которых заложен принцип территориальной
охраны. Это письмо было зачитано и одобрено на состоявшемся в Суздале III
съезде ВООПИиК и опубликовано в ряде центральных газет. Проблема получила
огромный общественный резонанс. Начиная с 1980 г., о Кенозерье заговорили
уже как о будущем национальном парке. Продолжилась работа по обследованию
территории, в которой приняли участие специалисты многих музеев
Архангельской области (Архангельского областного краеведческого музея,
Архангельского музея изобразительных искусств, Соловецкого
историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Архангельского музея
деревянного зодчества «Малые Корелы»), преподаватели и студенты старших
курсов Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова,
специалисты из Москвы и Ленинграда.
Решением Архангельского облисполкома в 1989 г. образованы два ландшафтных заказника
(Кенозерский и Лекшмозерский), в декабре 1990 г. создана объединенная
дирекция
Кенозерского национального
парка. Последнюю точку в многолетней борьбе за сохранение Кенозерья поставил
П.Н.Балакшин, глава администрации Архангельской области в 1990-1996 гг. Без
преувеличения, это стало мужественным поступком, совершенным вопреки
противодействию лесопромышленного комплекса области и Министерства обороны в
связи с выведением из их ведения огромных запасов лесных ресурсов. А ровно
через год, в декабре 1991 г., вышло Постановление Правительства РФ №84 «О
создании государственного природного национального парка "Кенозерский"
Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР в Архангельской области»...
История освоения края уходит в глубокую древность. Результаты
археологических исследований 1860-1870 - начала 2000-х гг. (В.Ф.Миллер,
И.С.Поляков, К.В.Марков, М.Е.Фосс, А.А.Куратов, А.Я.Мартынов,
С.В.Ошибкина, B.Бузин, А.Г.Едовин и др.) свидетельствуют о том, что первые люди появились в
этих лесных местах в IV тысячелетии до н. э. Обнаруженные кремневые
стрелы и топоры, скребки для выделки шкур и другие орудия быта могли
принадлежать людям высокой материальной культуры.
Орудия труда древнего человека. Остров Медвежий. Находка М.Е.Фосс. 1930-е гг. ГИМ |
|
Наконечники стрел эпохи неолита. Находка В.Ф.Миллера. XIX в. ГИМ |
|
Керамика из д.Косицыно. Соловецкий музей-заповедник XIX в. ГИМ |
|
Топор из д.Бор, Кенозеро. Каргопольский музей |
|
Скорее всего, человек познакомился с этими местами значительно раньше, в эпоху мезолита, в
VII-VI тысячелетиях до н. э. Движение северной группы волго-окских племен в
«озерный край», где сформировались каргопольская, карельская и
беломорская культуры, продолжалось в течение II—I тысячелетий до н. э.
Набор найденных предметов характерен для племен ямочно-гребенчатой
керамики эпохи неолита, что, по мнению археологов, связано с появлением
здесь населения из Волго-Окского междуречья. Племена каргопольской
культуры - охотники и рыболовы - в еще большей степени, чем пришедшие им
на смену славяне, зависели от природных условий освоенного региона и
прежде всего от рек.
Основные занятия древнего населения - таежная охота, озерное и речное рыболовство. Основными
животными, на которых охотились жители каргопольских стоянок, были
бобер, мясо которого употребляли в пищу, лось, северный олень, медведь,
куница и выдра.
Для этого уровня развития характерна
«включенность» в природную среду и отсутствие тенденций к активному
изменению ландшафта.
В VI—VIII вв. заселявшие эти земли протосаамы
были вытеснены финно-угорскими племенами. Чудь - так называли
финно-угорские племена пришедшие позже славяне. До сих пор
финно-угорская речь слышна во многих названиях: Чаженьга,
Майлахта, Тамбич-Лахта, Челма. До сих пор здесь поминают
«чудские
ямы» и
«чудские могильники». Финно-угорские племена были
немногочисленны. Они не строили больших поселений, природопользование
ориентировалось на охоту, речное и озерное рыболовство.
Особый период в истории Русского Севера связан с включением в состав
Древнерусского государства в XI-XII вв. огромных северных территорий и первым славянским заселением. В
сложных процессах миграционного движения на Север из Новгородских земель
вместе со славянами участвовали неоднородные этнические группы -
славянизированные и аборигенные балтийские и финно-угорские группы.
Первоначально расселение, имевшее низкую плотность, было привязано к
основным гидрографическим сетям, поэтому на первом этапе закладывалась
сеть водно-волоковых путей, связывающая Новгород и Ростов Великий с
северной периферией Восточной Европы.
Местное финно-угорское население не истреблялось и не изгонялось -
происходил постепенный процесс ассимиляции. Финно-угорская и славянская
культуры в то время начали активно взаимодействовать. В целом на территории
Кенозерья в XI-XII вв. коренное население уже восприняло русский язык, культуру производства и
быта. В редких случаях оно отступало в глубинные районы, где сохраняло
дохристианский образ жизни. Состав русского населения, конечно же, менялся
неоднократно, и пока об этом приходится выдвигать одни предположения. Как бы
там ни было, но время появления русских на Кенозере не совпадает со временем
формирования там устойчивого населения. Только с устойчивостью населения
складываются местный говор и местная фольклорная традиция.
Поток славян направлялся со стороны Новгорода. Один путь шел по Водле,
Кенозеру, Кене, верхней Онеге, Емце; другой - по Вытегре, Важозеру,
Лачеозеру, верхней Онеге; третий - по северному побережью Онежского озера,
Выгу, Выгоозеру, Белому морю, Двине. Здесь новгородцы встретились с
колонизационным потоком других групп славянства, исходящим из Ростова,
Владимиро-Суздальской Руси и прилегающих к ней земель. Этот второй поток
поначалу был менее интенсивен, но со временем поставил преграду
новгородскому проникновению.
Новгородцам приходилось
волочь, т.е. тащить, деревянные суда, ушкуи,
на небольших участках водоразделов между озерами и реками. В лесу
прорубались просеки, под днища лодок укладывались деревянные лаги. Подобный
участок пути носит название
волоя.
Новгородцы, продвигаясь вглубь северных территорий, преследовали преимущественно
промысловые цели, ориентировались на внешнюю и внутренню» пушную торговлю. Поэтому
особое развитие получила охота на белку, куницу, выдру, бобра, норку, горностая,
рысь, росомаху. Начавшийся приход с юга славянских поселенцев («ростово-
суздальская колонизация»), владевшие ремеслами и техникой землепашества,
отличался по значению и смыслу от новгородского освоения. На берегам озер в
этот период появились селения с рублеными деревянными домами. Так постепенно
на побережьях Кенозера, Лекшмозера и других, меньших, озер формировалась
сеть поселений. Она была призвана обслуживать пути и будущие погосты.
Древние народы, приходившие и уходившие, оставляли после себя обряды,
традиции, ремесла, орудия труда и быта, а еще - названия озер, речек, ручьев,
островов. Происходило наслоение мировоззрений, обрядовой символики и еще
многих вещей, реальный смысл и назначение которых нам еще только предстоит
узнать... Безусловно, переход от язычества к Православию был далеко не
простым и не единовременным. Можно согласиться с Б.А.Рыбаковым, который
считал, что «эволюция религиозных представлений происходила не путем полной их смены, а
путем наслаивания нового на сохраняющееся старое».
На усиление миграционных процесов в ранней стадии могло повлиять крещение
языческой Руси и продолжительный период адаптации населения к новой
религии.
Огромную роль в средневековой коммуникации для
освоения Севера сыграл Кенский волок - первый волок на магистральном
пути из Новгорода в Поморье, соединивший речные системы бассейнов Белого и
Балтийского морей. Кенский волок - уникальный историко-археологический
памятник. Как магистральный путь колонизации русского Севера он заслуживает
особой охраны и включения в состав национального парка.
«Волочок Кенский», ведущий с Водлозера, впервые описан в XV в. в Писцовой книге
Обонежской пятины, хотя возник намного раньше...
Среди известных волоков Кенский выделяется исключительной сохранностью
исторического ландшафта. Старая волоковая дорога длиной 6 км от
д.Заволочье до д.Яблонь-Горка с тремя маркирующими волок часовнями
сохранилась до настоящего времени. Здесь зафиксированы селища XIII в., но
анализ находок XI-XII вв. на Водлозере и Мошинском озере в общем историко-археологическом
контексте говорит о более раннем использовании волока. Об этом пишет
Ю.И.Смирнов:
Общеизвестно упоминание Кенского волочка в уставной грамоте
князя Святослава Ольговича, отца князя Игоря, главного героя "Слова о полку
Игореве".
Он недолго княжил в Новгороде, но в числе прочих дел успел в 1137
г. подписать эту грамоту, где довольно бегло перечисляются места на
европейском севере, которые к тому времени освоили новгородцы. Неизвестно,
как долго новгородцы шли к тому, чтобы открыть Кенский волочок. Неизвестно
также, сколь долго новгородцы пользовались Кенским волочком, прежде чем
упоминание о нем попало в уставную грамоту...
В XIV-XVI вв. в связи с истреблением ценного пушного зверя охотничий промысел
переместился на Северо-Восток Европейского Севера и в Сибирь. Экономическая
роль местной охоты резко снизилась. Началось активное освоение Севера
новгородцами и «низовиками», которые шли главным образом через Белоозеро.
Среди причин, обусловивших этот процесс, были стремление уйти из мест,
захваченных монголо-татарами,
бегство от боярской неволи, рассказы бывалых людей о свободных землях к
востоку от Новгорода. Новгородского жителя, уроженца Северо-Запада, влекло к
лесу, реке и озеру. Привычка к лесному и рыболовному промыслам во многом
определяла выбор новых мест при организации постоянных поселений. Кенозерье
и Лекшмозерье с их озерными, речными и лесными богатствами не могли не
привлечь внимание новгородцев.
В это время освоение края направлялось вглубь территорий на водоразделы
и приобрело выраженный земледельческий характер. Среди леса расчищались
подсеки, со временем превращаясь в постоянно используемые пашни и выгоны для
скота. Через подсечное земледелие и пользование лесными ресурсами
значительно менялся ландшафт.
Закладывались основы земледельческого крестьянского хозяйства, начали активно развиваться
рыболовный и сельскохозяйственный промыслы, кузнечное, гончарное, плотницкое
и столярное ремесла, прядение и ткачество. Они были ориентированы
преимущественно на собственное потребление.
Укреплялось и распространялось новое мировоззрение - христианство, в «святых» рощах стали
появляться православные часовни и поклонные кресты. Этот период был важным
для становления традиций общинного природопользования. Тогда оформилась
сохранившаяся к настоящему времени система сельского расселения. Исходя из
многих финно-угорских топонимов, перешедших в названия населенных мест
Кенозерья, можно утверждать, что смена финно-угорского населения
славянским к XV-XVI вв. завершилась.
В 1478 г. Москва окончательно включила
северные новгородские земли в состав единого Русского государства и
экономическая ориентация для края изменилась. Возросло значение
Каргопольско-Онежского, а с XVI в. Сухоно-Двинского торговых путей.
Последующее развитие международного торга по царскому указу 1585 г. в
низовьях Северной Двины и основание Архангельска значительно понизили роль
Онежского пути, а в особенности Кенского волока. Изменение содействовало
консервации культуры отдаленного Кенозерья и его хозяйственного уклада. По
сути, на длительный период эта локальная территория в экономическом
отношении была предоставлена сама себе, край оказался в какой-то степени
изолированным, замкнутым.
Произошло формирование своеобразной культуры Русского Севера, самобытного
хозяйственно-культурного уклада жизни и этико-эстетической системы мировоззрения в результате
взаимодействия элементов финно-угорской культуры леса и славянской культуры
поля.
В наследии Кенозерского национального парка это своеобразие представлено
наиболее ярко. Часовни с заветами, «святые» рощи с поклонными креста» и
ансамбли погостов - примеры и по сей час живущих культурных традиций. В
хозяйственной организации территории и промыслово-хозяйственном
природопользовании четко прослеживается экологическое и рациональное
мышление населения. Бережное отношение к природе закреплялось и сохранялось
в обрядах, поверьях и других элементах культуры, берущих начало в
дохристианских языческих временах.
Археологические памятники древней
истории, и особенно Средневековья, на Кенозерье еще мало изучены, но
аккумулируют огромную историческую информацию и претендуют на важное место в общем контексте
культурного наследия Русского Севера.
Примечания:
1. Текст из
Каталога-альбома "Небеса ручной работы", Москва, 2010.
2. С
небольшими купюрами.
3. Иллюстрации - из Каталога-альбома "Небеса ручной
работы".