Л.Г.Шаповалова,
кандидат техн. наук

ВЛИЯНИЕ КАМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА УЕЗДНОГО КАРГОПОЛЯ
НА АРХИТЕКТУРУ  ОКРЕСТНОСТЕЙ (Макарий)

В центре северного Каргополья, примерно посередине между Лёкшмозером и Ошевенским монастырём, на берегу тихого лесного Хергозера в середине ХVII в. возник Макарьевский Хергозерский монастырь, или, по-местному, просто «Макарий». Во все времена своей истории он являлся географическим и духовным центром северного Каргополья, таковым остаётся и поныне. В данном случае мы будем рассматривать особенности монастырского храмового зодчества и искать истоки его самобытности.
Конечно, самые первые монастырские храмы были деревянными, и сведений о них практически не имеется. Лишь спустя полтора столетия после основания монастыря, в конце ХVIII в. (по разным источникам, в 1780 г. или 1790 г.), в Макарьевской обители был возведен первый каменный храм. Он назывался Никольско-Введенским, сохранив от предшественника - деревянного храма - два престола. Строение давно утрачено.
Вид на оба храма монастыря:
Троицкий - справа и Введенский.
Фото А.Б.Виноградова
Оба храма монастыря -
вид с запада.
Фото Н.Н.Померанцева. 1958
Храм был простого архитектурного решения, маленький (гораздо меньше, чем сохранившийся Троицкий), компактный, уютный, и состоял всего из двух объемов. Еще в 1960-х гг. оба храма на Макарье были в целости и сохранности. Тогда (в 1961—1962 гг.) были сделаны несколько фотоснимков погоста и деревни. Теперь эти снимки представляют исключительную историческую ценность. Макарьевские храмы и деревню запечатлел в исторической памяти страстный любитель «каргопольской старины»  Анатолий Борисович Виноградов. Низкий ему поклон за это.

В 1970-х гг. Никольско-Введенский храм был первый (и единственный) раз исследован специалистом —архитектором Г.В.Алфёровой (коротко об этом - в книге Г.В.Алферовой "Каргополь и Каргополье", упоминаемой и дальше - МЗ). К тому времени была полностью разрушена крыша здания, однако строение ещё  сохраняло общий архитектурный облик и специалисты смогли его обмерить и начертить план
Обмерный план монастыря по Г.В.Алферовой.
Справа - Троицкий собор, слева - Введенский.
Квадрат слева от Троицкого собора - колокольня.
Основное помещение храма (кафоликон) в плане имеет форму прямоугольника близкую к квадрату: около 8,25х10,0 м. Его площадь, таким  образом, составляла всего лишь около 80  кв.м. Небольшие размеры объяснялись тем, что храм был «зимний», отапливаемый (берегли тепло, экономили дрова) — в северо-западном углу была сделана большая, 2х2,5 м, печь. Лишь один ярус оконных проемов, расположенных невысоко от пола, прибавлял немного простора и света сумрачному интерьеру.
На плане главное помещение перекрещено по диагоналям пунктирными линиями, которые в центре сходятся к квадрату. Что это за линии и что это за квадрат? Без сомнения, так, условно, показано какое-то особенное перекрытие.

Необычное перекрытие маленького храма первая его архитектурная примечательность.

Как же оно было устроено? У автора теперь не узнать. Можно лишь высказать три предположения, но которое из них истинное, наверное, уже не определить.
«столп») квадратного сечения, шириной около 1,15 м, на которую опирались своды. Пролеты свода, таким образом, составляли всего лишь 4,4 и 3,6 м соответственно. Устройство сводчатого перекрытия с центральной опорой в таком маленьком помещении кажется совершенно нелогичным. Пролёт 8,25 м легко можно было перекрыть деревянными пластинами без промежуточной опоры.
В северо-русском каменном строительстве, начиная с ХV в., были широко распространены «одностолпные» помещения монастырских трапезных палат. На архангельской земле это самая знаменитая на Руси трапезная (1552—1557 гг.) Успенского собора Соловецкого монастыря, площадь которой составляет 475 кв.м.
А площадь Макарьевского храма всего лишь 80 кв.м. «Столп» шириной более метра здесь — явное излишество. Он слишком мощный для небольшого помещения кафоликона, затемняет его. Возможно, зодчие не обладали достаточной квалификацией и боялись выполнить своды большего пролета. другие каменные храмы с одностолпными кафоликонами на Каргополье не выявлены, ведь почти все северные (в т.ч. каргопольские) каменные храмы были четырёхколонными.
2. Почему же колонна эта на чертеже не заштрихована, ведь кладка стен зачернена? Возможно, у кафоликона было самое простое, выложенное из кирпичей, крестовое сводчатое перекрытие без распалубок. Судя по чертежу, в центре перекрытия рёбра сводов сходились к небольшой горизонтальной площадке, на которую опирался барабан главы. Таким образом, пунктиром показаны рёбра и площадка. Однако одна маленькая главка на тонкой шейке, венчающая храм, была сделана, конечно, из досок, а не из кирпичей, поэтому для главы не требовалось какое-либо специальное укрепление, упрочнение свода в виде распределительной площадки. Опять нелогично.
3. Искусствовед и знаток истории северного зодчества Е.Б.Заручевская высказала еще одно предположение. Возможно, помещение было действительно перекрыто крестовым сводом, но со стороны интерьера был устроен подшивной дощатый потолок в виде низкой четырехгранной пирамиды с горизонтальной площадкой на вершине пирамиды. Получалось что-то отдаленно напоминающее «небеса» в деревянных храмах. Подобные пирамидальные подшивные потолки можно было видеть, хотя нечасто, в северных кирпичных храмах. Может быть, этот потолок и показан пунктиром? А может быть, деревянное «небо» в кирпичном Никольско-Введенском храме тоже было с росписями, как «небеса» в деревянных храмах и часовнях? Ведь в истории северного каменного зодчества известен случай (вероятно, единственный), когда кирпичное перекрытие храма было выложено в виде невысокой пирамиды, а в интерьере с помощью лепного декора, тянутых профилей было разделено на двенадцать треугольных граней, сходящихся в вершине к лепному «замковому» кольцу. Правда, росписей на таком съимитированном «небе» не было. Это храм Вознесения Господня 1734—1751 гг. постройки на северо-западной окраине Каргополя.
На фотографиях А.В.Виноградова видно, что крыша этого Макарьевского храма была самая простая: четырехскатная малоуклонная «палатка», увенчанная одной главкой на тонкой шейке. Это соответствовало интерьеру. Кроме того, крыша сложной формы на таком маленьком строении была просто не нужна.
С востока к кубу храмовой части был пристроен двухчастный алтарь с двумя одинаковыми крупными полукруглыми апсидами: один престол был посвящен святителю Николаю, другой — празднику Введения Вогородицы во Храм. Пристройки алтаря и притвора, примерно одинаковые по ширине и высоте, уравновешивали куб храмовой части. Благодаря этому строение особенно эффектно смотрелось с юга, с озера.
В каждой из апсид были устроены по два больших оконных проема. В каждый алтарь из кафоликона вели Царские и пономарские врата.

Двухчастный (двойной) алтарь храма вторая его архитектурная особенность.

Издавна у русских каменных храмов алтарь устраивали трёхчастный, с тремя сочленёнными полуцилиндрическими пристройками (апсидами), одинаковыми в плане и часто по высоте. Таковы почти все каменвые храмы г. Каргополя. В ХIХ веке провинциальные кирпичные храмы, возводимые в стиле русского классицизма, стали устраивать с одной алтарной апсидой — таковы большей частью «поздние» кирпичные храмы каргопольской округи. У деревянных северных храмов — наоборот: древние постройки были возведены с одним алтарным прирубом, квадратным в плане. Лишь после указа патриарха Никона (серед. ХVII в.) и особенно после ужесточения требований Синода (ХIХ в.) алтарь стали делать «круглый тройной». Однако в северном деревянном зодчестве известны церкви с двухчастным алтарём. Значительная их часть была построена на Каргополье и в Поонежье. двухчастный алтарь имеет Никольская церковь в с. Бережная Дуброва (1678 г.). Таковы же были утраченные церковь Воздвижения Креста Господня (1708 г.) в с. Шилекса и очень похожая на неё в архитектурном решении церковь Входа Господня в Иерусалим (1753—1757 гг.) в с. Верхняя Мудьюга, Троицкая церковь в с. Елгомское (1714 г.) и Троицкая церковь в с. Пабережское, Преображенская церковь в Суденьге (1759 г.) и другие.
Известно, что в ХУIII в. и ранее храмы, в т.ч. кирпичные, строили «по образцам», существовавшим в натуре. Никольско-Введенский храм на Макарье был первым кирпичным храмом в Лёкшмозёрской округе, значит, искать его прообраз, предшественника нужно скорее всего в уездном Каргополе. Но в Каргополе нет и не было каменных храмов с двухчастным алтарём.

Завершение алтарной части храма третья его примечательность.

В русских каменных храмах полукруглые алтарные апсиды перекрывали двумя видами крыши: кирпичной конхой или малоуклонной многогранной крышей стропильной конструкции, подобно двускатным крышам деревянных жилых домов.
В русских деревянных храмах прямоугольный алтарный прируб чаще перекрывали обычной двускатной крышей, как и у деревенских жилых домов. И лишь на севере России часто использовали другую форму храмовых прирубов — «бочечную». На Каргополье, в Поонежье бочечные завершения прирубов деревянных храмов были распространены повсеместно. В ХIХ в., на закате народного зодчества, форма «бочки» иногда трансформировалась в откровенно декоративные формы, как, например, на приделах каргопольского храма Спаса на Валу.
Перекрытие апсид
в Введенском храме "бочками".
Фото из книги Г.В.Алферовой
Вот и здесь, на Макарии, у Никольско-Введенского храма было такое же завершение алтарей: поверх кирпичных стен были сделаны широкие полицы, а в центре — небольшая приземистая бревенчатая бочка.

Ранее мы упомянули о деревянных храмах с двухчастным алтарём.  Чем же перекрывали такие алтари? Да «бочками», конечно! И «бочками» разными: одиночными, двойными и тройными. Покрытие алтарных прирубов системой «бочек» — отличительная черта каргопольского зодчества ХУIII в. 
Наверное, проще всего было каждый алтарный прируб перекрыть своей «бочкой», увенчав её маленькой главкой. Таковы были храм в Чёлмохте на Двине, Ильинский храм в Юроме (1729 г.) и Троицкий в Лампожне (1781 г.) на Мезени и другие. 
Двухчастные алтари утраченных Троицких храмов в с. Елгомское (1717 г.) и Пабережское (перв. пол. ХУIII в.), как и сохравившегося в д. Бережная Дуброва (1678 г.), перекрыты одной общей крупной «бочкой». 

Двух- или трёхчастные алтари крупных деревянных храмов перекрывали комбинацией из трёх «бочек» — двух внизу и третьей, объединяющей их, наверху, получалась т.н. «трёхлопастная бочка». Таковы, например, упомянутый храм в Вазёнцах, храм Владимирской Богоматери (1757 г.) в с. Подпорожье, утраченный храм Входа Господня в Иерусалим (1753—57 г.) в с. Верхняя Мудьюга, Преображенский собор в Турчасово (1786 г.) и др. 

Двухчастный алтарь и бочечное завершение — элементы, издавна сложившиеся в традиционной северной деревянной архитектуре в ХVIII—ХIХ вв. — безвестные зодчие смело переносили на каргопольские каменные храмы, а на скромный храм в лесной обители — тем более. Однако элементы деревянных строений переносили на каменные не механически, они приобретали в новом материале особые, своеобразные черты. Кстати, криволинейную форму «бочки» выложить из кирпичей достаточно сложно, поэтому зодчие, не мудрствуя лукаво, применяли привычную им бревенчатую конструкцию бочки. Вот и на старом фотоснимке Макарьевского храма видно, что бочки были срублены «в реж», т.е. с прозорами между бревен, и, как и полицы, покрыты кровельной сталью и окрашены.

Какие же сооружения явились образцом для первого в Лёкшмозерье кирпичного храма? Были ли предшествующие ему кирпичные храмы с деревянными «бочками»? Да. Это известный храм Иоанна Предтечи, выстроенный ва Соборной площади уездного Каргополя в 1751 г. Его трехчастная алтарная пристройка завершена тремя деревянными «бочками», каждая из которых увенчана своей небольшой главкой. Эти «бочки» и главки придают крупному кубу сооружения особую выразительность, изящность, а ансамблю древних каменных храмов — примечательность, традиционно связывая его с деревянным зодчеством Каргополья. 
В Каргополе сохранился ещё один старый кирпичный храм с бочечным завершением алтарной части. Это храм Сошествия Святого духа, построенный рядом с упомянутым Вознесенским храмом и составляющий с ним архитектурный ансамбль. В Свято-Духовском храме имеются три алтарных помещения; средний алтарь дополнительно выявлен полукруглой невысокой апсидой. В экстерьере три алтаря также завершены тремя «бочками». Конструкция «бочек», естественно, деревянная, только их торцовые стенки, которые напрямую опираются на стены восточной пристройки (а не на чердачное перекрытие алтарей, как в Иоанно-Предтеченском), выложены из кирпичей. Храм сохранился в изувеченном виде, а «бочки» — в целости.

По архивным сведениям, возведение храма Сошествия Святого Духа начато, возможно, до большого пожара, который произошёл в Каргополе в 1765 г.; в 1785 г. по документам он значится как строящийся. Главный престол храма был освящен в 1797 г. Таким образом, к возведению Свято-Духовского храма приступили вскоре после «ввода в эксплуатацию» Иоанно-Предтеченского, строительство его затянулось на много лет, и освящён он был спустя более чем тридцать лет после заложения. 
Безусловно, храм Иоанна Предтечи в уездном Каргополе, построенный без малого за тридцать лет до освящения Никольско-Введенского на Макарье, был для него (и для Свято-Духовского, а может быть, и для других строений Каргопольской округи) образцом для подражания. 
А вот какой из храмов — Никольско-Введенский на Макарье или Свято-Духовский —был возведён ранее, а какой позднее — ещё вопрос. до сих пор точно не определено, когда было окончено возведение Макарьевского храма — в 1780 или 1790 г., а когда он был заложен? Ведь такое технологически сложное для того времени строение (возможно, первый сельский каменный храм на Каргополье), да ещё в такой глухомани, не одним годом строился! А Свято-Духовский? Если в 1785 он значился как «строящийся», то какая его часть была к тому времени построена? И когда, в каком году до крыши добра--лись — неизвестно. Так что маловероятно, что каргопольский Свято-Духовский храм стал образцом для Макарьевского Никольско-Введенского. Скорее всего, они были построены примерно в одно время. 

В Никольско-Введенском храме на  Макарии  мотив деревянной  килевидной алтарной «бочки» был поддержан в навершиях кирпичных наличников окон южного и северного фасадов, выступающих из плоскости стен и выложенных из фасонного кирпича. Мотив трехлопастной алтарной «бочки» деревянных церквей напрямую просматривается и в очелье наличников окон нижнего света южного фасада каменного Успенского собора (1707 г.)  Александро-Ошевенского монастыря, также выложенных из фигурного кирпича. Только здесь абрис не килевидных, а полукруглых «бочек». 

Таким образом, несохранившийся  Никольско-Введенский храм  Макарьевского  монастыря  был чрезвычайно интересен по своему архитектурному решению, совмещая в себе материал и формы каменного (кирпичного) и деревянного зодчества. В этом замечательном по замыслу строении проявились с особой полнотой художественные идеалы северных мастеров, воспитанных на высоких образцах каргопольского каменного и деревянного храмового зодчества. Целый ряд особенностей, присущих этому сооружению, выдвигает его в число уникальных, не имеющих себе подобных памятников русской провинциальной каменной архитектуры.

(из сборника "Уездные города России", Каргополь, 2009 г.)

Необязательное дополнение от ведущих сайта.

В книге Г.В.Алферовой при описании церквей Макарьевского монастыря сделано также предположение о завершении Введенского храма: "Он, видимо, имел деревянное завершение четверика, которое, однако, не удалось зафиксировать до его разрушения".и дан рисунок, показывающий, как мог выглядеть этот храм исходя из традиций северной деревянной архитектуры.

Перейти на страницу МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ.