< Кенозерье

Ольга Севан (г. Москва)

ИССЛЕДОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ  (на примере деревень Зехнова и Семеново в Кенозерском национальном парке)

Территория Кенозерского национального парка является уникальной для Русского Севера. Имеющиеся здесь памятники архитектуры свидетельствуют о расцвете народного искусства на Русском Севере с XVIII по начало XX века. Очевидно, что сохранить, отреставрировать на местах многие сооружения только за счет средств государства представляется невозможным. Отдельные памятники, элементы интерьеров, предметы прикладного искусства уже были перевезены и демонстрируются в музеях нашей страны. Многие культовые сооружения на территории парка отреставрированы, приведены в порядок несколько жилых домов, используемых в выставочной и туристической деятельности. В связи с этим становится особенно актуальным и значимым продолжение работы не только по сохранению отдельных элементов наследия, но и пространственной среды исторических поселений, где проживают сельские жители и где необходимо разрабатывать программы их сохранения в рамках современного развития парка.

С этой целью во время обследования 2006 года для выполнения поставленных задач были изучены публикации и материалы по истории, экономике, ландшафтам Кенозерья, собраны необходимые сведения по архитектуре обследуемых деревень, проработаны списки архивных и поселковых документов. Проводилась также подробная фотофиксация ландшафтов, растительного и животного мира, разного типа построек (часовни, усадьбы, дома, малые формы). Всего сделано более 500 фотоснимков. В целом было схематически замерено 25 объектов (планы, фасады, частично усадьбы), т.е. фактически была проведена работа по составлению свода памятников основных гражданских сооружений д. Зехнова и части д. Семеново, с уточнением генпланов двух деревень.

Историко-культурное значение деревень Зехнова и Семеново
 
Настоящее исследование поселений охватывает период с конца XIX века до наших дней, т.к. источники, находившиеся в распоряжении специалистов, дают информацию о жизни деревни именно в этот отрезок времени.
Общий вид д.Зехнова с часовней Иоанна Богослова. Фото О.Севан, 2006 г.
Говоря об особенностях хозяйственной деятельности жителей д. Зехнова, следует сказать, что, как и в большинстве деревень Кенозерья, ее население издавна занималось охотой и рыболовством, выращиванием пшеницы, ржи, ячменя, овса, льна, а также овощей. Ю.М.Критский в своем исследовании подробно рассматривает развитие промыслов и сельского хозяйства в период с конца XIX столетия до середины 1930-х годов. Он указывает на то, что к началу XX века крестьянские промыслы, в т.ч. рыболовный, кузнечный, гончарный, пришли в упадок. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в деревнях для поддержки сельского хозяйства, в т.ч. огородничества, были созданы колхозы.

Важное место среди занятий жителей Зехнова занимало и занимает животноводство. В деревне в советское время был скотный двор, в семьях держали коров, лошадей, овец. Кур не разводили. Полученные молочные продукты продавали, как и излишки хлеба, на ярмарке в д.Погост (Вершинино). Важной статьей дохода жителей был и остается сбор ягод и грибов. Издревле пряли овечью шерсть, вязали половики, ткали дорожки. Нити, как шерстяные, так и льняные, предварительно красили покупными или природными красителями, например рыболовные сети красили корой ольхи. Некоторые жительницы Зехнова до сих пор вяжут лоскутные половики для своей семьи, однако в силу преклонного возраста, а также из-за необходимости постоянно заниматься подсобным хозяйством времени и сил на рукоделие у них не остается. Еще в советское время изготовляли деревянные ушаты, ведра, которые скупались у мастеров колхозом, плели берестяные «рубуши» (коробы под муку), занимались выделкой овчины, кожи, валяли валенки. Разумеется, на Кенозере с давних времен ставились рыболовные сети. Культура рыбной ловли предусматривает наличие мастеров шить лодки, которые имеются и сейчас, а плести разного типа сети умел каждый хозяин. Кроме того, гнали известь, деготь (ими, как и смолой, торговали на Погосте). Важное место в жизни зехновцев раньше занимала охота. Охотились на выдр, лосей, лис, медведей, зайцев и пр. Таким образом, эта небольшая деревня, как и другие, обеспечивала себя практически всем, что было необходимо для жизнедеятельности населения.

Этнографические и исторические данные позволяют нам представить строительные, хозяйственные, религиозные обряды, которыми были отмечены наиболее важные для крестьянина события на весь календарный год. Престольным и одновременно праздником деревни Зехнова был день Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября), отмечали Рождество, Масленицу, Пасху и пр.

 Общий вид д.Семеново. Фото О.Севан. 2006 г.
Хозяйственная деятельность жителей деревни Семеново не отличалась от занятий их соседей: занимались рыбной ловлей, охотой, сельским хозяйством (сеяли рожь, выращивали овощи, держали овец, коров), работали на лесозаго­товках. Также гнули дуги, полозья для саней, вязали дровни, делали кирпич для печей. В деревне была своя кузница. В советское время была построена котельная.

Праздник Флора и Лавра (31 августа) был престольным, поскольку здесь расположена часовня в их честь, в этот день приплывали гости из окрестных деревень, «все знали, кто у кого остановится, чаще же гости к ночи возвращались домой. Пекли рыбники, калитки, шаньги. Танцевали кадриль, "портянку", пели частушки. Играли на балалайке, гармони. Вина много не пили».

Пространственная среда деревень
Этот аспект заслуживает особенного рассмотрения в системе поселений не только Кенозерского парка, но всего Русского Севера.

Сегодня д. Зехнова представляет собой смешанную систему планировки, состоящей из нескольких частей, складывавшихся в разное время. Их народные названия: Край, Деревня, Буева Гора, Горюново, Заболотье. Каждая из них имеет в основном уличную планировку, где дома главными фасадами повернуты в сторону озера и на юг. Но это не относится к домам и усадьбам Края, где они поставлены по косогору параллельно улице. То же самое можно сказать и о не существующих уже постройках основной части Деревни. Сохранившиеся постройки стоят как и были на прежнем месте, в то время как исчезнувшие стояли попарно своими фасадами «лицом к лицу», а боковыми - были обращены к озеру. Крутой склон не позволяет представить, каким образом мог быть поставлен дом перпендикулярно склону и спуску к воде.

Анализ центральной части Деревни представляет особенности пространственного строя поселения и объясняет его уникальность.

Дома поставлены в «забежку», т.е. один дом выступал вперед по отношению к другому, огибая холм (Буева Гора), на котором стоит часовня Иоанна Богослова XVIII века  Только от срединного жилого сооружения начинается выравнивание построек в один ряд. Кроме того, анализ видовых точек и осей часовни - знакового культового сооружения - дает представление об ориентации домов и их порядке в системе поселения. Главные фасады ориентированы по осям часовни, а из окон большей части построек просматривается либо часовня на фоне озера и леса, либо окружающий ландшафт.

Семеново в пространственном отношении значительно меньше Зехнова. Эта деревня представляет собой архитектурно-пространственный комплекс, расположенный на мысу южной части Кенозера, имеет замкнутую форму планировки. Дома и усадьбы выстраиваются вокруг высокого холма, огибая его с двух сторон, на котором поставлена часовня Флора и Лавра. Планировка была подробно изучена архитектором Ю.С.Ушаковым, однако в его рисунках и панорамах нарушен масштаб и размеры улиц. Повидимому, это было сделано специально для демонстрации идей замкнутости пространства деревни. Реальная же высота холма, вокруг которого выстраиваются усадьбы, не позволяла архитектору продемонстрировать идею планировки поселения, поэтому холм как бы срезан, и на него поставлена часовня. По нашим данным, в д. Семеново в середине XX века было 14 крестьянских усадеб, двухэтажная школа (перевезена в д. Вершинино), гумно, кузница, колхозная конюшня (разобрана в 1980-е гг.), склад, магазин, т.е. деревня была самодостаточна в своем жизнеобеспечении, но, поскольку никакого развития не имела, то постепенно стала вымирать. В настоящее время здесь проживают два человека.

Памятники архитектуры
Крестьянские усадьбы в д. Зехнова, как правило, состоят из дома-двора прямоугольной формы или имеют в плане форму буквы «Т», что встречается в основном только в западных районах Архангельской области. Помимо дома-двора на усадьбах или в стороне от дома имеются бани, амбар, можно увидеть ледник и иногда колодец. Кроме того, встречаются качели, на берегу озера сараи для лодок, различные изгороди. Раньше д.Зехнова состояла из домов, имеющих рудные избы (отапливаемые «по-черному») с глинобитными печами, но на протяжении XX столетия они постепенно заменялись на печи для топки «по-белому». Печи клали сами жители из кирпича-сырца, который делали из местной глины в специальных формах и покрывали известью. Как правило, они стоят на земле, без отдельного фундамента. Печи, потолки и стены внутри изб протирали известью («шоркали»). Известь тоже гнали сами из белых камней в специальных ямах в лесу в двух километрах от Зехнова. Избы отапливают дровами, главным образом березой.

Жилая часть домов состоит, как правило, из четырехстенных срубов, где по диагонали от печи располагается красный угол (северо-восточная планировка), между основным помещением и кухней («бабий кут») имеется переборка - филенчатый шкаф с полками и с дверцами на две стороны. Порой он покрыт цветочной росписью. На некоторых домах можно увидеть ставни, другие детали (например, вертлюжки - детали, предотвращающие хлопанье ставен от ветра), простой резьбы консоли, поддерживающие свесы кровель на главном фасаде с надписью, указывающей время строительства или реконструкции постройки.

Жилые дома д. Зехнова относятся к концу XIX - первой половине XX века, но они перестроены или перевезены из других деревень. Сохранилась водяная мельница, отреставрированная сотрудниками Кенозерского национального парка и работающая для демонстрации ее туристам. Ранее в деревне имелись разные хозяйственные сооружения: ветряные мельницы, кузница, овин, гумна, колодцы-воротом или с черпаком. И по сей день здесь можно встретить различного типа изгороди, ворота, качели.
 Деревня Зехнова
Из имевшихся ранее 37 жилых домов на сегодня уцелело 20 построек разной степени сохранности. Два дома принадлежат парку, один из них используется сегодня для жилья, а в будущем может служить учебным и экспозиционным комплексом. В одном из домов возможна организация гостиницы или выставочного пространства.
 Часовня Иоанна Богослова в д.Зехнова
Часовня Иоанна Богослова XVIII века - это центр Зехнова, она пространственно организует деревню, являясь ее вертикальной доминантой. Это простое, но уникальное для данных мест сооружение клетского типа с высокой двухскатной кровлей, небольшой галереей, шатровой колокольней и крыльцом.

Интерьеры многих часовен, в том числе и этой, заслуживают специального рассмотрения. Особое место в них занимают «небеса». «Иконографическая структура "неба" обширна и многообразна. На территории Русского Севера распространены "небеса", в декорации которых ведущим является ангельский чин, как в часовне Иоанна Богослова XVIII в. (д. Зехнова)... Сложная живописная программа зехновской часовни позволяет назвать его уникальным» (Ю.С.Ушаков). В советское время часовня была закрыта, сейчас используется по праздникам как культовое сооружение и охраняется местными жителями.

 Обетный крест в д.Зихнова
В 1998-1999 годах обе часовни (в д. Зехнова и д. Семеново) были отреставрированы.

В деревне сохранился обетный крест, который поставлен около святой сосны в конце деревни - в Горюново. Ранее здесь был «крест-часовня».

Дома в Семеново более старые и имеют интересные элементы декора, конструкций и планировки. В 1905 году в деревне насчитывалось 17 домов, 18 семей, всего 132 жителя, там же было относительно крупное хозяйство: 34 лошади, 50 коров. В 1950-х годах в деревне было 22 хозяйства, а в 1971 году - 14 крестьянских усадеб. По словам местных жителей, часть домов была вывезена в другие селения, а часть разобрана за ветхостью. В настоящее время в деревне имеется 11 жилых построек, большая их часть пустует, некоторые находятся в аварийном состоянии. Постоянно здесь проживают две семьи, главы этих семей работают в парке и занимаются личным подсобным хозяйством.
Дома в д.Семеново.
Фото О.Севан, 2006 г.
Часовня свв. Флора и Лавра в д.Семеново.
Фото О.Севан, 2006 г. 
Часовня Флора и Лавра - это простое клетское сооружение XIX столетия с большим крыльцом, расположенное в центре д.Семеново на высоком холме. Она была и остается вертикальным ориентиром поселения, организуя вокруг себя весь его пространственный строй и композицию деревни. И не важно, смотрим ли мы на это небольшое сооружение с озера или изнутри деревни с разных точек, она неизменно вызывает ощущение покоя и вечности мира.

Природные и культурные ландшафты
Ландшафты Кенозерского национального парка были достаточно хорошо изучены как российскими, так и зарубежными исследователями. Подобные работы проводились в последнее десятилетие. Эти материалы опубликованы в России и Норвегии. В исследованиях подчеркивается, что это важный ресурс развития территории парка. Данные по изучавшимся в настоящей экспедиции ландшафтам д. Зехнова и д. Семеново представлены достаточно подробно в этих работах, но главным образом они касаются природных, географических особенностей территорий, биоразнообразия земель, не останавливаясь особо на архитектурных составляющих ландшафта. Уделено большое внимание хозяйственной деятельности населения как в прошлом, так и в настоящее время.

Традиционно на территории парка применялись подсечно-огневые приемы земледелия, что сказалось на структуре лесных массивов, на наличии многих видов растений. Хотя многие из этих приемов уже давно не практикуются, результат такой деятельности можно прочесть в видовых характеристиках ландшафта.  Ландшафтное разнообразие территорий с их памятниками народной архитектуры и немногочисленным населением, хранителем наследия, является достоянием Кенозерского парка.

Пространственные связи между деревнями являются важным аспектом социально-культурного и психологического самочувствия людей, проживающих в отдаленных местностях Русского Севера. Визуальные характеристики соседних поселений, их присутствие в открытом или в залесенном пространстве вызывают либо ощущение присутствия людей, либо чувство одиночества, оторванности от мира, от «большой земли». При периодичном характере коммуникаций, при их неустойчивости из-за непогоды или долгой зимы население специально поддерживало  визуальные контакты и взаимосвязи на расстоянии.

Вертикальные доминанты служили этим же целям в организации взаимосвязи не только внутри поселений, но и между ними. Как правило, такими доминантами становились культовые сооружения. Чаще всего именно часовни в удаленных деревнях были опорными осями поселений, а колокольни придавали активную вертикальную направленность сооружениям. С колоколен можно
было видеть окружающие ландшафты: поля, луга, озера, собственную деревню с ее постройками и усадьбами, а также наблюдать близлежащие деревни. С зехновской колокольни видна д.Спицына со своей часовней и колокольней, вдалеке - другая деревня. С холма в центре д.Семеново можно было видеть окрестные просторы и соседние поселения. Колокольный звон по праздникам и в воскресные дни также объединял поселения.

Все многообразие звуков, будь то стук топора, плеск весел на воде, шум моторной лодки, песня, разговор соседей или мычание коров, блеяние овец, лай собак, также являются элементами ландшафта. В разных деревнях, как и в разных местах одного и того же селения, можно слышать разных птиц, которых в Кенозерском парке насчитывается много  видов.

Цвет и запах становятся важными составляющими в изучении и восприятии ландшафтов. Сменяются времена года, изменяется колористка окружающих деревни полей, лугов, лесов и озера; все это отражается в огромном разнообразии пейзажей. Закаты, восходы, небесные всполохи, как и запахи воды, ветра, трав, животных, окружающих полей и лугов в разное время года составляют особую ценность исследуемых мест.

Народная деревянная архитектура одновременно становится ядром и обрамлением этого природного разнообразия. Выполненная в основном из естественного материала - дерева - она создает единый образ, объединяя природное и культурное (социальное, человеческое) начало, что выражено и в цветовой гамме и в графической системе исполнения объектов, будь то жилые, культовые или хозяйственные постройки.

Обе деревни - Семеново и Зехнова - отличаются уникальной объемно-пространственной композицией, ландшафтами, рядом интересных сохранившихся жилых сооружений. Каждая из деревень - это музей под открытым небом, который необходимо сохранить и придать ему особый статус в рамках национального парка «Кенозерский». При государственном подходе к национальному наследию, нацеленном на сохранение и развитие сельских поселений, эти деревни могут стать точками роста в рамках не только Кенозерского парка, но и Плесецкого района, и Архангельской области.

Социально-экономическое положение поселений на территории
Социально-экономическое положение муниципального объединения «Кенозерское» можно охарактеризовать как периферийная территория с сокращающей численностью населения и отсутствием производственных функций. Из-за оттока наиболее мобильных жителей в относительно крупные населенные пункты, в т.ч. с целью получения образования, оставшаяся часть населения исследуемых территорий имеет невысокий образовательный уровень. Кроме того, отсутствует сфера современного досуга, не развита инфраструктура территории. Рассчитанная в ходе исследования реальная структура занятости показывает высокий уровень безработицы, а также то, что основными работодателями на территории являются бюджетные организации и Кенозерский национальный парк.

Управление и самоуправление территорией
Кенозерский национальный парк привносит на земли Кенозерья идеи парковой культуры, мировой опыт сохранения уникальных природных, исторических, архитектурных объектов. Парк внесен в список биосферных резерватов ЮНЕСКО как мировое достояние.

Национальный парк, начавший свою работу на данной территории 25 лет назад, сделал очень много как для решения проблемы занятости населения, так и для охраны и поддержки архитектурных памятников, ландшафтов Кенозерья, местных промыслов. Он предоставляет возможность местным жителям продавать свои изделия на ежегодной Успенской ярмарке, в штате парка есть свои мастера, которые работают в Центре народных промыслов в д. Усть-Поча. Проводится комплектация музейного фонда и обустройство кордонов для туристов, осуществляются образовательные программы и многое другое, к чему активно привлекаются местные жители. Без их непосредственного участия вся деятельность национального парка носила бы экспозиционно-музейный характер.

Мы надеемся, что работа нашего коллектива, проведенная в 2006 году, будет способствовать сохранению и развитию ставших для нас родными  деревень. Это  возможно, если в них останутся местные жители, появятся заинтересованные энтузиасты и новые жители, способные освоить кенозерскую культуру и привлечь новые идеи, методы и механизмы ее развития уже сегодня, ориентируясь на будущие поколения.

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения-2016". Архангельск, 2017.
2. В статье приводятся результаты обследования деревень Зихнова и Семенова в 2006 г.
3. С небольшими сокращениями.
4. Ссылки на литературу опущены.
5. Фотографии О.Севан и из архива сайта.

Перейти на страницу СЕВАН.