О.Севан,
кандидат архитектуры
ТИПЫ
И ПЛАНИРОВКА
ПОСЕЛЕНИЙ
Сельские поселения классифицируются по типам селений и расселений, а также
типам планировок. Типами селений на Русском Севере являлись: починки,
выселки, погосты («место» и «округ»), околы, деревни, села, слободы, хутора.
Основной тип расселения в этих землях - гнездовое расположение селений,
объединяющих несколько деревень и образующих группу (гнездо).
Основную роль в их формировании играли социально-экономические причины:
хозяйственная дифференциация регионов, характер их заселения, устройство
северной сельской общины и пр. В объемно-планировочной структуре поселений
учитывались как функциональные, так и художественные стороны их организаций.
Немаловажное значение уделялось живописности местности, подсказывавшей
композиционные приемы планировок селений и места размещения культовых
сооружений.
Известные этнографы считают свободную или беспорядочную
структуру селений на Русском Севере наиболее древней, связывая ее
возникновение с первоначальным захватным землевладением и
однодворным или малодворным (до десяти дворов) характером поселения (вплоть
до XVII в.). В процессе эволюции однодворные деревни сменились
многодворными. По мере развития экономических отношений и торговли возросло
значение рек как основных транспортных «магистралей» Севера. Они-то и
определили рядный характер поселений. В XVIII - начале XIX в. повсеместно
возникают поселения уличного характера, которые к концу XIX в. стали их
основными формообразующими элементами. Эти поселения получили большое
распространение на водораздельных территориях...
Типы планировок
-
Свободная или беспорядочная
планировка, характеризуется отсутствием регулярности в постановке жилых
домов и хозяйственных построек и в их ориентации. Чаще главные фасады
ориентированы к солнцу. Такие поселения распространены в местах, удаленных
от рек, - на водоразделах.
|
Свободная планировка
селения. Дер.Никитинская, Усть-Выя, Верховье р.Пинега. Рис.О.Севан, 1980.
|
Поселения беспорядочного плана характерны для
районов с населением из карелов и финнов, а также в Каргопольском районе
Архангельской области, в бассейне р. Онеги и на территории Коми. Они
сохранились в старообрядческих районах верховья Пинеги и на р. Вые.
-
Замкнутая
форма характеризуется обособлением
селений от окружающей среды путем постановки жилых домов вокруг какого-либо
центра - площади, церкви, часовни. (Подобные типы планировок распространены
на водоразделах.) В Каргополье такая система
планировки, пришедшая из Новгорода, называется «кончанской». И так же, как
вокруг центра Новгорода - «Детинца», размещались «концы» (районы), так и в
этой планировке вокруг центра деревни размещаются «концы» с их улицами
(деревни М. Халуй, Гарь; частично встречаются на
Двине, Ваге, Сухоне).
-
Рядная
планировка характеризуется линейной композицией селений, рисунок
которой определяется особенностями рельефа местности. Ориентация главных
фасадов, как правило, на юг (рядовая «на лето»), на реку или озеро
(прибрежно-рядовая). Вариантность планировок может быть определена одно-,
двух- или многорядными селениями (прибрежно-рядовые и сележно-рядовые). Эту
планировку на Севере связывают со временем славянского расселения, и больше
всего она распространена в местах новгородской колонизации, т.е. в бассейне
р. Онеги, в Каргополье и низовьях и в среднем течении Двины, частично на
Сухоне. Поскольку большинство рек Севера текут с юга на север, то иногда
ряды домов располагаются перпендикулярно реке, что связано с ориентацией
главных фасадов к солнцу.
|
|
Рядная планировка. Усть-Выя. Верховье р.Пинега. Рис. О.Севан, 1976 г. |
Уличная планировка. Дер. Сояла. Верховье р.Пинега.
Рис. О.Севан, 1979 г. |
-
Уличная планировка определяется расположением застройки домов вдоль
улицы, на которую выходят их главные фасады. Улично-однорядные селения
внешне похожи на рядные, отличаясь различной ориентацией домов. Для всех
селений с уличной планировкой, исключая уличные с
односторонней планировкой, присуща определенная замкнутость
объемно-пространственной композиции.
-
Смешанная планировка объединяет в себе элементы
различных планировочных структур. Они образовались в процессе
разрастания деревень и распространились повсеместно, но в
основном на водоразделах.
Расслоение крестьянства в XIX в. сказалось на изменении планировок
поселений. Рядом с крестьянскими домами появились лавки, амбары, трактиры и
другие служебные постройки, принадлежавшие зажиточным крестьянам.
Дифференцировалось местоположение крестьянских усадеб: ближе к
общественному центру - торговой площади или церкви - ставились дома
зажиточных крестьян.
В большинстве крестьянских усадеб середины XIX в. имелась баня,
которая ставилась ближе к воде (реке, озеру) или в глубине
участка двора, за домом. Ледники размещались у входа
в дом. Колодцы, иногда обслуживавшие несколько хозяйств,
строились в различных местах поселений, чаще на дворовом участке.
Амбары располагались на усадьбах или напротив окон дома -
на улице, иногда группами в конце поселений. Овины и гумна
строились в разных зонах по-своему, в зависимости от пахотных
земель. В более урожайных местах они имелись почти в каждой
усадьбе. А в менее урожайных, на севере (например, в
Поморье), эти сооружения были редки, и тогда обслуживали
несколько семейств одновременно. В этом случае они размещались
в конце поселений. Мельницы строились вне поселений: ветряные -
на открытых лугах и полях, а водяные мельницы - на речках
или ручьях. Поварни, кузницы, смолокурни размещались на
краю села и деревни.
При перестройке поселений отводились места для
общественных зданий (церкви, волостные правления, школы). В тех поселениях,
которые получили значения ярмарочных, устанавливались торговые ряды.
Торговые лавки размещались и в оградах вокруг церквей и монастырей.
ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВОК ПОСЕЛЕНИЙ РУССКОГО СЕВЕРА
1. Дер. Гавриловская В.-Тоемского р-на
Архангельской обл. (рис. О.Севан).
2. Дер. Никитинская, верховье
р.Пинеги, Архангельская обл. (рис.О.Севан).
3. Село Сояла Пинежского
р-на Архангельской обл. (рис. О.Севан).
4. Дер. Шелоховская Вельского
р-на Архангельской обл.
5. Дер. Черная Слобода Вытегорского р-на
Вологодской обл.
6. Дер. Шаромская В.-Тоемского р-на Архангельской
обл.
7. Дер. Ежемская Вельского р-на Архангельской обл.
8. Дер.
Липовка Вельского р-на Архангельской обл.
9. Дер. Отлы
Княжпогостского р-на Коми АССР
10. Дер. Отлы Княжпогостского р-на
Коми АССР (рис. О.Севан, 1971 г.)
11. Дер. Королевская Кюксенского
р-на Вологодской обл.
12. Дер. Палкино Вельскеого р-на Архангельской
обл.
13. Дер. Симаково В.-Тоемского р-на Архангельской обл., река
Вия.
РАЗМЕЩЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Обычно культовые сооружения ставились на возвышенности
в самом селении или на некотором расстоянии от него и хорошо
просматривались отовсюду. Они доминировали над однообразной сельской
застройкой и играли существенную роль в объемно-пространственной композиции
поселений, обогащая ее силуэт. Именно разнообразные церкви,
погосты, часовни разных типов придавали сельским ландшафтам удивительное
очарование и красоту.
Приемы размещения культовых памятников в селах и
деревнях Русского Севера можно представить следующим образом:
1.
Расположение вне жилой застройки на погосте (кладбище), на краю обрыва реки или в поле.
В этих случаях площади вокруг сооружений остаются открытыми. Вариантом
размещения церквей и часовен является их постановка в лесу.
2.
Размещение в конце поселений объясняется развитием
поселений, увеличением количества дворов и их большой кучностью. В этом
случае улицы ориентированы на церкви или часовни, которые замыкают их
перспективу.
3.
Размещение в ряду жилой застройки или на
перекрестке улиц, но также в ряду жилых домов. Местоположение сооружений
выбиралось таким образом, чтобы они были доминирующими
постройками в объемно-пространственной и планировочной композиции поселений.
4.
Размещение на площадях, открытых лишь с одной стороны -
к природному ландшафту - и застроенных с других сторон, является наиболее
распространенной формой постановки культовых построек в поселениях Севера.
5.
На застроенных площадях - в центре или смещались от основного центра
площади с учетом возможного обозрения со стороны улиц, оставляя место для
жителей и установки торговых и административных построек.
В каждом отдельном случае сельские зодчие создавали
индивидуальный, неповторимый архитектурно-природный образ, где культовые
постройки неразрывно связаны ландшафтом, с крестьянскими усадьбами, образуя
живописную панораму селений.
Примечания:
1. Текст из книги "Малые Корелы. Архангельский музей деревянного
зодчества". М., "Прогресс-Традиция", 2012.
2. Текст сокращен, разбивка
текста на разделы и названия их - от ведущего сайт.
3. Библиография
опущена.
4. Рисунки - из книги.
5. Электронный вариант книги -
здесь.