О.Севан,
кандидат архитектуры

ТИПЫ И ПЛАНИРОВКА ПОСЕЛЕНИЙ

Сельские поселения классифицируются по типам селений и расселений, а также типам планировок. Типами селений на Русском Севере являлись: починки, выселки, погосты («место» и «округ»), околы, деревни, села, слободы, хутора. Основной тип расселения в этих землях - гнездовое расположение селений, объединяющих несколько деревень и образующих группу (гнездо). Основную роль в их формировании играли социально-экономические причины: хозяйственная дифференциация регионов, характер их заселения, устройство северной сельской общины и пр. В объемно-планировочной структуре поселений учитывались как функциональные, так и художественные стороны их организаций. Немаловажное значение уделялось живописности местности, подсказывавшей композиционные приемы планировок селений и места размещения культовых сооружений.

Известные этнографы считают свободную или беспорядочную структуру селений на Русском Севере наиболее древней, связывая ее возникновение с первоначальным захватным землевладением и однодворным или малодворным (до десяти дворов) характером поселения (вплоть до XVII в.). В процессе эволюции однодворные деревни сменились многодворными. По мере развития экономических отношений и торговли возросло значение рек как основных транспортных «магистралей» Севера. Они-то и определили рядный характер поселений. В XVIII - начале XIX в. повсеместно возникают поселения уличного характера, которые к концу XIX в. стали их основными формообразующими элементами. Эти поселения получили большое распространение на водораздельных территориях...

Типы планировок

 - Свободная или беспорядочная планировка, характеризуется отсутствием регулярности в постановке жилых домов и хозяйственных построек и в их ориентации. Чаще главные фасады ориентированы к солнцу. Такие поселения распространены в местах, удаленных от рек, - на водоразделах.
Свободная планировка селения. Дер.Никитинская, Усть-Выя,
Верховье р.Пинега. Рис.О.Севан, 1980.
Поселения беспорядочного плана характерны для районов с населением из карелов и финнов, а также в Каргопольском районе Архангельской области, в бассейне р. Онеги и на территории Коми.  Они сохранились в старообрядческих районах верховья Пинеги и на р. Вые.

- Замкнутая форма характеризуется обособлением селений от окружающей среды путем постановки жилых домов вокруг какого-либо центра - площади, церкви, часовни. (Подобные типы планировок распространены на водоразделах.) В Каргополье такая система планировки, пришедшая из Новгорода, называется «кончанской». И так же, как вокруг центра Новгорода - «Детинца», размещались «концы» (районы), так и в этой планировке вокруг центра деревни размещаются «концы» с их улицами (деревни М. Халуй,  Гарь; частично встречаются на Двине, Ваге, Сухоне).

- Рядная планировка характеризуется линейной композицией селений, рисунок которой определяется особенностями рельефа местности. Ориентация главных фасадов, как правило, на юг (рядовая «на лето»), на реку или озеро (прибрежно-рядовая). Вариантность планировок может быть определена одно-, двух- или многорядными селениями (прибрежно-рядовые и сележно-рядовые). Эту планировку на Севере связывают со временем славянского расселения, и больше всего она распространена в местах новгородской колонизации, т.е. в бассейне р. Онеги, в Каргополье и низовьях и в среднем течении Двины, частично на Сухоне. Поскольку большинство рек Севера текут с юга на север, то иногда ряды домов располагаются перпендикулярно реке, что связано с ориентацией главных фасадов к солнцу.

 Рядная планировка. Усть-Выя. Верховье р.Пинега.
 Рис. О.Севан, 1976 г.

Уличная планировка. Дер. Сояла. Верховье р.Пинега.  
Рис. О.Севан, 1979 г.

- Уличная планировка определяется расположением застройки домов вдоль улицы, на которую выходят их главные фасады. Улично-однорядные селения внешне похожи на рядные, отличаясь различной ориентацией домов. Для всех селений с уличной планировкой, исключая уличные с односторонней планировкой, присуща определенная замкнутость объемно-пространственной композиции.

- Смешанная планировка объединяет в себе элементы различных планировочных структур. Они образовались в процессе разрастания деревень и распространились повсеместно, но в основном на водоразделах.

Расслоение крестьянства в XIX в. сказалось на изменении планировок поселений. Рядом с крестьянскими домами появились лавки, амбары, трактиры и другие служебные постройки, принадлежавшие зажиточным крестьянам. Дифференцировалось местоположение крестьянских усадеб: ближе к общественному центру - торговой площади или церкви - ставились дома зажиточных крестьян.

В большинстве крестьянских усадеб середины XIX в. имелась баня, которая ставилась ближе к воде (реке, озеру) или в глубине участка двора, за домом. Ледники размещались у входа в дом. Колодцы, иногда обслуживавшие несколько хозяйств, строились в различных местах поселений, чаще на дворовом участке. Амбары располагались на усадьбах или напротив окон дома - на улице, иногда группами в конце поселений. Овины и гумна строились в разных зонах по-своему, в зависимости от пахотных земель. В более урожайных местах они имелись почти в каждой усадьбе. А в менее урожайных, на севере (например, в Поморье), эти сооружения были редки, и тогда обслуживали несколько семейств одновременно. В этом случае они размещались в конце поселений. Мельницы строились вне поселений: ветряные - на открытых лугах и полях, а водяные мельницы - на речках или ручьях. Поварни, кузницы, смолокурни размещались на краю села и деревни.  

При перестройке поселений отводились места для общественных зданий (церкви, волостные правления, школы). В тех поселениях, которые получили значения ярмарочных, устанавливались торговые ряды. Торговые лавки размещались и в оградах вокруг церквей и монастырей.

ПРИМЕРЫ ПЛАНИРОВОК ПОСЕЛЕНИЙ РУССКОГО СЕВЕРА

1. Дер. Гавриловская В.-Тоемского р-на Архангельской обл. (рис. О.Севан).
2. Дер. Никитинская, верховье р.Пинеги, Архангельская обл. (рис.О.Севан).
3. Село Сояла Пинежского р-на Архангельской обл. (рис. О.Севан).
4. Дер. Шелоховская Вельского р-на Архангельской обл.
5. Дер. Черная Слобода Вытегорского р-на Вологодской обл.
6. Дер. Шаромская В.-Тоемского р-на Архангельской обл.
7. Дер. Ежемская Вельского р-на Архангельской обл.
8. Дер. Липовка Вельского р-на Архангельской обл.
9. Дер. Отлы Княжпогостского р-на Коми АССР
10. Дер. Отлы Княжпогостского р-на Коми АССР (рис. О.Севан, 1971 г.)
11. Дер. Королевская Кюксенского р-на Вологодской обл.
12. Дер. Палкино Вельскеого р-на Архангельской обл.
13. Дер. Симаково В.-Тоемского р-на Архангельской обл., река Вия.

РАЗМЕЩЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Обычно культовые сооружения ставились на возвышенности в самом селении или на некотором расстоянии от него и хорошо просматривались отовсюду. Они доминировали над однообразной сельской застройкой и играли существенную роль в объемно-пространственной композиции поселений, обогащая ее силуэт. Именно разнообразные церкви, погосты, часовни разных типов придавали сельским ландшафтам удивительное очарование и красоту.

Приемы размещения культовых памятников в селах и деревнях Русского Севера можно представить следующим образом:

1. Расположение вне жилой застройки на погосте (кладбище), на краю обрыва реки или в поле. В этих случаях площади вокруг сооружений остаются открытыми. Вариантом размещения церквей и часовен является их постановка в лесу.

2. Размещение  в конце поселений объясняется развитием поселений, увеличением количества дворов и их большой кучностью. В этом случае улицы ориентированы на церкви или часовни, которые замыкают их перспективу.

3. Размещение в ряду жилой застройки или на перекрестке улиц, но также в ряду жилых домов. Местоположение сооружений выбиралось таким образом, чтобы они были доминирующими постройками в объемно-пространственной и планировочной композиции поселений.

4. Размещение на площадях, открытых лишь с одной стороны - к природному ландшафту - и застроенных с других сторон, является наиболее распространенной формой постановки культовых построек в поселениях Севера.

5. На застроенных площадях - в центре или смещались от основного центра площади с учетом возможного обозрения со стороны улиц, оставляя место для жителей и установки торговых и административных построек.

В каждом отдельном случае сельские зодчие создавали индивидуальный, неповторимый архитектурно-природный образ, где культовые постройки неразрывно связаны ландшафтом, с крестьянскими усадьбами, образуя живописную панораму селений.


Примечания:
1. Текст из книги "Малые Корелы. Архангельский музей деревянного зодчества". М., "Прогресс-Традиция", 2012.
2. Текст сокращен, разбивка текста на разделы и названия их - от ведущего сайт.
3. Библиография опущена.
4. Рисунки - из книги.
5. Электронный вариант книги - здесь.