Ольга Севан,
кандидат архитектуры

МУЗЕИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История возникновения музеев деревянного зодчества

Считается, что история возникновения музеев под открытым небом началась в 1891 году - именно тогда шведский исследователь и этнограф Артур Хазелиус открыл доступ публики к объектам на острове Юргорден, который сегодня оказался практически в самом центре Стокгольма. Объекты—жилые дома и хозяйственные постройки были привезены на остров в 1885 году из селения Мора. Так появился музей-деревня, первый в мире музей под открытым небом.

Более чем столетний период развития европейских музеев под открытым небом специалисты разделяют на три основных этапа. Первый — от открытия стокгольмского скансена* до 1918 года, а точнее, до конца Первой мировой войны; второй этап охватывает время 1919 по 1958год; а третий с 1959 года по сегодняшний день (швед. скансен - укрепление - О.С.)

Первый российский опыт создания музея под открытым небом был продемонстрирован на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году. В рамках генерального плана выставки (архитектор И.В.Жолтовский) была создана небольшая улица из нескольких крестьянских усадеб, перевезенных из разных местностей страны. Позже, в 1927–1934 годы, в парке-музее подмосковного села Коломенское были размещены памятники деревянного зодчества XVII–XVIII веков. Так, можно сказать, в 1920–1930-е годы наша страна была в этой сфере культуры явно в «европейском тренде»: на всей территории Европы шла активная разработка проектов и создание музеев под открытым небом. Сегодня многие из них представляют жемчужины коллекционных собраний памятников народной архитектуры, ремесел, промыслов и всего того, что окружало сельского жителя в ландшафте.

Новая волна интереса в России к Скансенам возникает после большого перерыва: активное строоительство музеев деревянного зодчества или этнографических музеев под открытым небом началось только в 60-70 годы XX века.

В настоящее время на территории России открыто или находится в стадии проектирования около 30 подобных комплексов, но на начало 1990-х годов по сведениям польского исследователя Е.Чайковского их было 14 только в европейской части России (в Швеции, например, по данным того же автора, имеется 1162 музея под открытым небом, что говорит об отношении власти и населения к сохранению своей культуры, наследия и сельских традиций. В других публикациях сообщается о российских 100 музеях под открытым небом; здесь говорится о различных их типах:музеи-заповедники, музеи-усадьбы, археологические, военно-исторические и  другие музеи. Но это не совсем справедливо, ведь музеи под открытым небом имеют собственное определение и методические  основания организации.

Общие и особенные принципы и характеристики таких музеев представляют интерес не только для изучения истории культуры, но и для использования и осмысления традиционного зодчества, его характеристик, деталей, конструкций современными архитекторами, строителями, плотниками с целью сохранения идентичности сооружений и поселений страны.

Задачи музеев под открытым небом

В тот период, когда музеи под открытым небом только начинали складываться, основной их задачей считалось сохранение памятников народного зодчества, различных этнографических коллекций и демонстрация их в новых музейных условиях. Вставали вопросы охраны деревянных памятников на местах их строительства и возникали реальные примеры организации музеев на исторических  территориях (например, на острове Кижи).
Музей "Кижи", Карелия.
Храмовый комплекс. Фото 2010 г.
Музей "Кижи", Карелия.
Пудожский сектор. Фото 2010 г.
Достаточно профессионально изучалась методика реставрации и «условного» содержания памятников народной архитектуры в структуре поселения, но их реальная охрана практически отсутствовала. Проблемы же организации культурной среды поселений не были отработаны вовсе. Существовали  разнообразные публикации специалистов А.В.Ополовникова, Б.В.Гнедовского и др.) в сфере изучения отдельных сооружений по регионам страны и общие подходы к созданию подобных музеев. При этом звучали выступления очевидных противников организации музеев под открытым небом, которые аргументировали свои позиции необходимостью сохранения сооружений на местах строительства и обеднением сельской среды и ландшафтов при их отсутствии (М.И.Мильчик, Ю.С.Ушаков, А.В.Попов и др.). Однако с годами они изменили свое мнение, поскольку разрушения и потери уникальных памятников на местах их строительства стали невосполнимы.

Ученые, причастные к обследованию памятников архитектуры (архитекторы, историки, этнографы, искусствоведы и др.), постепенно овладели методами их выявления и анализа. Им постоянно приходилось решать вопросы дальнейшей судьбы деревянных сооружений: сохранять ли их на местах бытования (реставрировать, реконструировать или… вообще не трогать в силу их технического состояния) или спасать, перевозя в новые обжитые районы и территории, включая и музеи под открытым небом. Для этого требовалось: натурное обследование территорий и ландшафтов; изучение путей миграции населения в различные исторические периоды; изучение генеральных планов населенных мест, крестьянских и городских усадеб; разработка типологии сооружений культового и гражданского зодчества. Помимо этого, изучалась структура хозяйственной деятельности населения, выявлялись ее типы в разные исторические периоды, изучался социальный и национальный состав населения, нормы поведения и общения, ремесла, промыслы и пр. Все эти полевые материалы уточнялись и обобщались с привлечением библиографических и архивных данных и являлись в конечном счете основанием для проектирования генеральных планов музеев деревянного зодчества или музеев под открытым небом в различных регионах страны, а также использовались при реставрации и музеефикации сооружений.

Классификация музеев под открытым небом

В настоящее время нет единого мнения по поводу классификации музеев под открытым небом. Она достаточно запутана, но очевидно, что такие музеи могут иметь федеральный, региональный, зональный (или субрегиональный), локальный, а также национальный характер с учетом представления культур национальных республик или автономных образований. К региональным музеям относится наибольшее число существующих в Архангельской, Вологодской, Пермской, Иркутской и других областях. К субрегиональным – зональным, отражающим часть культуры регионов,  можно отнести музеи в Кижах, Суздале, Костроме, Братске. А к национальным музеям причисляются специфические комплексы в Марий Эл (Козьмодемьянск), в Мордовии (близ Саранска),в Пермском крае, так и не созданные музеи в Коми, Удмуртии и другие. Наиболее развитым в последнем перечне стал этнографический музей «Культура и быт народов Забайкалья» в Бурятии. Обобщая основные виды музеев под открытым небом, можно говорить о музеях, создающихся на новых территориях, типа «скансена» («Малые Корелы», «Витославлицы», Пермский музей и пр.); музеях, существующих на местах сохранения памятников (села Веркола и Кимжа Архангельской области); музеях, организованных вокруг сохраняемых и стоящих на своих местах памятниках, к которым переносятся другие объекты (Кижи, Козьмодемьянск и др.).

Музеи-комплексы:

Музей в селе Коломенское

Формирование музеев под открытым небом складывалось постепенно. Одним из первых был создан в конце 1920-х годов музей в селе Коломенское под Москвой, начавший серьезно работать только в послевоенные годы. Его организатором и директором был известный архитектор-реставратор П.Д.Барановский. На территорию парка и музея-заповедника, где располагались исторические каменные сооружения, перевозились деревянные постройки Русского Севера. Они ставились в свободном порядке, сохраняя идею наибольшего доступа посетителей. Изначальной целью музея стало сохранение памятников деревянной архитектуры, но впоследствии выдвигались и другие концепции развития этой территории. К примеру, предлагалась организация «этнографической деревни» и «города мастеров» с реконструкцией структур сельских усадеб, характерных для Центральной России, с ремесленными мастерскими, студиями, школами, магазинами и всей необходимой инфраструктурой.
Музей "Коломенское". Проездная башня Николо-Корельского монастыря. XVII в.
Фото 1995 г.
Музей "Коломенское". Моховая башня Сумского острога.
1680-е гг. Фото 2010 г.
Сегодня территория музея  «Коломенское» расширилась и достигает 390 гектар, в его состав вошло село Дьяково с историческими памятниками археологии и архитектуры. При этом перевезенные памятники оставались отдельно стоящими объектами показа, что можно видеть в этом «музее деревянного зодчества, расположенного в музее-заповеднике» и сейчас.

В
последние годы в «Коломенском» воссоздан деревянный дворец царя Алексея Михайловича,  который  вызывает много нареканий со стороны специалистов; восстановлена Георгиевская церковь XVII века, перевезенная с берегов Северной Двины.

Музей в Костроме

В России одним из первых в ряду  музеев под открытым небом, создаваемых в городских  парках, стал Костромской музей народной архитектуры и крестьянского быта. Он начал создаваться в 1955 году в связи с затоплением Костромской низины при подъеме воды в Волге плотиной Горьковской ГЭС. Так под угрозой уничтожения оказались многие исторические села и деревни. Их комплексное спасение не представлялось возможным, а сохранение путем переноса на новое место отдельных деревянных построек как этнографических и исторических источников было вполне реальным. Первым сооружением, установленным непосредственно на территории государственного музея в Ипатьевском монастыре, были уникальная Преображенская церковь 1628 года из села Спас-Вежи, а также баня из деревни Ведерки.

Костромской
музей-заповедник.
 Преображенская
церковь
из   села Спас-Вежи (утр.)
Из книги "Русский Север"
А.В.Ополовникова
В результате работы реставраторов были сохранены оба уникальных свайных памятника, характерных лишь для Костромской низины, ежегодно затопляемой весенними паводками. Однако хрестоматийный и единственный из сохранившихся клетских типов памятник русской архитектуры — клинчатая церковь из села Спас-Вежи — сгорела 4 сентября 2002 года по причинам, не установленным следствием. Пожар случился на территории Ипатьевского монастыря уже после его передачи Русской православной церкви.

В 1960-е годы был разработан новый генеральный план Костромского музея народной архитектуры и крестьянского быта. По мнению его авторов (архитекторы К.Г.Тороп и И.Ш.Шевелев), на территории музея должны были быть сосредоточены лучшие образцы народной архитектуры и прикладного искусства, что позволило бы не только наиболее полно и широко осветить вопросы истории и быта народа, но и сохранить дошедшие до наших дней материалы по истории русского искусства и культуры. Поэтому музей с самого начала ориентировался на коллекционировани лучших образцов народного зодчества, из чего можно сделать вывод, что исторический материал представлялся в музее в определенном, возможно, идеализированном по отношению к исторической реальности виде.

Территория, первоначально выбранная для музея, располагалась между Ипатьевским монастырем и старыми кварталами жилой застройки, прилегающей к стенам слободы с церковью Иоанна Богослова XVIII века,с выходом на набережную реки Костромы. Предполагались снос ветхого жилого фонда и размещение вновь перевозимых памятников на территорию будущего музея, равную 9 гектарам. Стены, башни монастыря и главы собора, деревянные церкви, мельницы, жилые дома музея вместе с пятиглавой приходской церковью должны были стать композиционным центром не только  заречной части Костромы, но и всего города.

После сноса нескольких строений, в соответствии с генеральным планом музея, среди зданий существующей старой застройки слободы  были установлены: церковь XVI века из села Холм, ветряная мельница, дом и овин. Организации музея деревянного зодчества помешало строительство транспортного моста через Волгу и не запланированный снос жилых домов вблизи заповедника, в результате чего отселение жителей с отведенной под музей территории было приостановлено, а все деревянные памятники до сих пор располагаются в предполагаемой к сносу застройке.

В 1966 году началась работа над новым вариантом генерального плана музея: теперь предполагалось разместить на землях (сегодня примыкающих к южной стене монастыря на стрелке при впадении реки Костромы в Волгу.
Комплектование музея происходило по принципу архитектурного комплекса, где основными критериями отбора являются архитектурно-художественные качества построек, их типичность для определенных культурных зон и уникальность конструктивных решений.
Костромской музей- заповедник.
Спасская церковь из
с.Фоминское. 1712 г.
Фото 2014 г.
Основной  осью планировки   Костромского музея  стало русло реки Игуменки, на  северном берегу которой  размещается основная часть  объектов музея, образуя улицу деревни. Жилые дома и хозяйственные постройки из разных культурных зон области расположены в виде крестьянских усадеб, воссоздаваемых по различным типологическим моделям. Однорядная планировка улицы организована так, что дома обращены главными фасадами к воде, а между усадьбами стоят малые формы архитектуры: колодцы, качели, лавочки и прочее; за жилой застройкой — амбары, овин и ток молотильного комплекса.

Сегодня в Костромском музее-заповеднике насчитывается более 30 объектов, среди которых уникальные деревянные церкви XVII–XVIII веков, клинчатые и ярусные. Основным принципом расстановки культовых сооружений стала свободная организация пространства с целью раскрытия наиболее интересных в художественном аспекте точек осмотра памятников и соседнего монастыря. Здесь была восстановлена идея синтетического, «обобщенного образа села», когда экспозиция представляет собой цепь логически обусловленных музейными требованиями композиционно связанных объектов.

Аналогичным образом разрабатывались генеральные планы ряда других музеев, среди которых, например, Новгородский музей деревянного зодчества «Витославлицы», Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» в Братске. Разработчиками проектов их создания и идеологами концепций развития выступали чаще всего архитекторы-реставраторы при явно недостаточном участии специалистов смежных наук: этнографов, историков или археологов.

Музеи региональные

Большая часть музеев под открытым небом складывалась по региональному принципу, в таких заповедниках формировались различные архитектурно-этнографические секторы. К этому типу относятся: музей «Малые Корелы» в Архангельске, Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», музей «Хохловка» около Перми, музей-заповедник «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде, Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ и другие.
Музей "Малые Корелы". Пинежский сектор. Поселение Хорнемское
Фото 2014 г.
Музей "Малые Корелы". Каргопольский сектор. Дом Кириллова. Кон. XIX в. Фото 2014 г.
Очевидно, цели музеев под открытым небом не ограничиваются демонстрацией памятников, этнографических коллекций, различных традиционных образцов культуры. В таких музеях проводятся различные годовые народные праздники, ярмарки ремесел, народных представлений, свадеб, пользующихся неизменным успехом у посетителей. Помимо этого, здесь крайне важна организация и функционирование различных производств, ремесленных мастерских и школ.

Вологодский музей "Семенково"

Такая задача весьма актуальна сегодня для многих музеев, как и для Музея деревянного зодчества Вологодской области. Но в 1974 году, когда разрабатывался генеральный, а затем тематико- экспозиционный план этого музея, такие цели перед проектировщиками и архитекторами не стояли. Именно поэтому первоначальный проект музея «Семенково» под Вологдой оказался близок плану музея «Малые Корелы» под Архангельском, в  создании которого автор принимала участие в предыдущие годы. Здесь оказалось возможным использовать практически те же методы проектирования ввиду схожести климатических и историко-культурных условий соседних территорий Архангельской и Вологодской областей в системе Русского Севера.

Музей деревянного зодчества Вологодской области расположен на берегу реки Вологда в деревне Семенково.  Его генеральный план был утвержден в 1985 году: территория музея площадью 92 гектара отстоит от города Вологды на 10 км в направлении к Кирилло-Белозерскому монастырю. Поскольку уже в предыдущие годы были уточнены историко-культурные зоны Архангельской и Вологодской областей, то с учетом предложенного зонирования определились основные сектора-деревни музея: Западный (с подсекторами), Верховажский, Среднесухонский, Центральный, Восточный (с подсекторами). Всего в музее предполагалось представить около 200 памятников, из них 10 культовых, 33 жилых дома, остальные — хозяйственные и инженерные сооружения. Помимо перечисленных секторов в целях сохранения и использования интересных образцов крестьянских построек конца XIX— начала XX века, в которых можно проследить влияние городской культуры, предлагалось создание посадского сектора, а для изучения и демонстрации развивающейся техники и технологий рубежа веков — промышленного. В сельскохозяйственном и рыбацком комплексах предлагалось отразить и освоить различные производства, а также восстановить работающие технологии промыслов и ремесел.

Таким образом, в отличие от Архангельского музея деревянного зодчества, в Вологодском музее, помимо региональнго и архитектурно-этнографического подхода к изучению народной культуры, предлагалась и тематическая структура демонстрации отдельных ее образцов. Появление специализированных промышленных секторов (солеваренного, металлургического, судостроительного) и сельскохозяйственного сектора, а также посадского сектора, показывающего весь комплекс городской культуры, дает возможность представить многообразное содержание различных социально-культурных связей и отдельных объектов на изучаемой территории. Сегодня в Вологодском музее организуется Среднесухонский сектор, куда перенесены часовня, жилые дома, амбары и другие постройки. Ожидающая своего восстановления, разобранная и перевезенная в трудные для культуры 1990-е годы Георгиевская церковь XVII века из села Усть-Поча сгнила. Она была восстановлена в музее из нового леса.

Пермский музей в деревне Хохловка

Одним из крупных музеев под открытым небом является Архитектурно-этнографический музей Хохловка Пермского края. Первый генеральный план этого музея был разработан на основе исто выполнены его варианты. Музей расположен в 30 км от Перми, к нему можно подъехать как шоссейным, так и водным путем по Камскому водохранилищу. Площадь его возвышенной территории составляет более 40 гектаров и имеет контрастный рельеф, что вызывает определенные трудности во время строительства, но вместе с тем придает музею собственный колорит и разнообразные ландшафтные и видовые характеристики.
Музей "Хохловка".
 Пермская обл.
Церковь из с.Тохтарево,1694 г.
Фото с сайта музея.
Музей "Хохловка".
 Пермская обл.
Колокольня
 из д.Сыра, 1781 г.
 Фото с сайта музея.
Методика проектирования генерального плана музея и отдельных его секторов была аналогична принципам, заложенным в Архангельском и Вологодском музеях деревянного зодчества. Принцип организации экспозиции, экспонатами которой являются памятники,— хронологический. Культовые постройки датируются XVII–XIX веками, а гражданские сооружения — XIX — XX века. Помимо региональной системы построения секторов и памятников, в них представлены национальные культуры разных регионов и тематические экспозиции. В ряду региональных секторов первым в системе петлеобразного туристского маршрута стоит коми-пермяцкое «поселение» смешанной планировки, представляющее различные типы национальных жилищ и культуру различных  этнических  групп. В условной форме предполагается демонстрировать различные виды планировок селений в разные исторические периоды жизнедеятельности коми и пермяков.

Сектор Северного Прикамья представляется двухрядной системой поселения русского населения региона. Композиционной доминантой сектора является уникальный для данной территории образец храма с крещатым завершением. В систему сектора входит охотничий комплекс, отстоящий на некотором расстоянии от основной экспозиции.

Вокруг культового ансамбля с площадью в  Центральном секторе Южного  Прикамья  предполагается веерная застройка жилых домов, отображающая жизнь и быт русского населения региона, а в северной части — культуры народов национальных меньшинств. В сельскохозяйственном секторе, как и в музее Вологодской области, планируется представить разнообразные сооружения, связанные с производством, хранением и переработкой зерна (конюшня, гумно, овины, рига, водяные и ветряные мельницы, магазея и амбары). Промышленный комплекс солеварения уже сформирован на берегу залива реки Камы. Здесь можно увидеть рассолоподъемную башню, варницу, соляной ларь и большой соляной амбар. Все эти постройки могут демонстрировать один из важных для Пермского края исторических этапов освоения промысла солеварения, являвшегося наиболее значимым в промышленном развитии региона. Как и в рассмотренных выше музейных комплексах, в Пермском архитектурно-этнографическом музее восстанавливаются ремесла, проводятся ярмарочные праздники, фольклорные и традиционные обряды.

Музей в Шушенском

В 1970 году в историческом селе Шушенское Красноярского края был открыт мемориальный музей-заповедник «Сибирская ссылка В.И.Ленина» (главный архитектор комплекса Б.В.Гнедовский, этнографы - специалисты Музея этнографии Г.Г.Бабанская и др.). В 1993 была принята новая концепция развития Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», и музей приобрел новое звучание и несколько изменил направление работы. Этот действительно уникальный музей (его можно отнести к музеям под открытым небом третьего типа) представляет историческую часть села (17 отреставрированных объектов, к которым были перевезены как из села, так и из района 12 шушенских построек. Всего около 200 объектов музея используются под мастерские, фонды, магазины, дают посетителям возможность почувствовать жизнь сибирского села (зажиточных семей, проживающих в Шушенском на рубеже XIX–XX веков, ремесленников, крестьян разного достатка).
Музей "Шушенское".
 Красноярский край.
Фото 2014 г.
В 2007–2011 годах в Шушенском на прилегающей к музею-заповеднику территории (более 3 га по решению администрации края в продолжение одной из улиц музея построены шесть крестьянских усадеб в стиле  памятников деревянного зодчества (предположительно ангарской деревни и староминусинского поселения). Эта «Новая деревня» используется в туристических целях: ее оборудованные с современным комфортом гостиничные номера представляют интерьеры по воссозданным историческим образцам.

Другие музеи

В конце 1980-х годов проектировались архитектурно-этнографические музеи в Коми АССР и Удмуртии — здесь были важны региональный и национальный принципы, ориентация на демонстрацию культур народов России, многие постройки которых сохранились лишь частично и практически не изучены. Музей в Коми остался лишь в проектах: его формирование так и не было начато, хотя идея строительства была и остается актуальной (здесь планировалось вычленить пять территориально-этнических зон, одна из которых русская). В музее Удмуртии предполагалось показать комплекс и взаимодействие культур на одной территории (здесь с древних времен проживают татары, марийцы, чуваши и  русские). Но сегодня особенности жилых и хозяйственных построек народов Удмуртии представляет только небольшая часть музея «Лудорвай».

Рассматривая некоторые музеи под открытым небом, можно сделать один важный вывод. Тем из них, что создавались в советское время, была обеспечена государственная поддержка: финансировались их проектирование и строительство. Это означает, что многие деревянные культовые и жилые памятники, хозяйственные постройки, малые архитектурные формы можно было обследовать, обмерить, выполнить проекты реставрации, а затем перевезти и установить их в соответствии с разработанным генпланом на определенное место на территории музея. Так спасались многие сооружения, которые ранее находились в отдаленных регионах, пустовали, а значит, ветшали и разрушались…

Наиболее ярким примером здесь является музей «Шушенское», создание которого было поддержано всеми государственными и партийными структурами советского времени. Он имеет не только завершенный вид, соответствующий задумкам проектировщиков, но и развивается в настоящее время.

Государственный музей «Малые Корелы» в основном завершил свое формирование еще в доперестроечное время. Сегодня на его территории размещено 120 памятников*, а объемно-пространственное и ландшафтное решение музея выглядит вполне законченным (* - см. книгу О.Севан. "Малые Корелы. Архангельский музей деревянного зодчества", М., Прогресс-Традиция. 2011 г. Прим. О.Севан).

Аналогичную ситуацию можно видеть и в Государственном музее-заповеднике «Кижи», где во многом завершены реставрационные работы по основным сооружениям, продолжается уникальная переборка сруба Преображенского собора XVII века.

Во многих других музеях деревянного зодчества, формирование которых началось значительно позже, проектирование, исследования и строительство были заморожены, что сказалось на сохранности памятников и незаконченной пространственной среде. И только в последние годы работа по дальнейшему развитию таких музеев была постепенно продолжена, но многие сооружения, оставшиеся в пустующих поселениях, увы, не дождались своего спасения.

Сегодня формирование музеев под открытым небом требует новых подходов. Помимо срочных и необходимых мер по обследованию регионов, выявлению памятников и уникальных строений, их изучению и перевозке, важно не потерять мастерство  проектировщиков и реставраторов, учиться внедрению новых технологий и знаний в сфере восстановления конструкций и деталей. Все это связано с проблемами образования как архитекторов, так и строителей и плотников, которых практически нигде не готовят. Здесь также важны вопросы современного управления и финансирования музеев как федерального, так и регионального подчинения, организации партнерств и поиска средств на дальнейшее развитие. Опыт и примеры функционирования европейских музеев дают основания к пониманию того, что такая ситуация решаема и является частью современных рыночных отношений в культуре.


Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV - XIX веков". М., Кучково поле. 2015.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии без указания автора - О.Г.Севан.


Перейти на страницу СЕВАН.