О.Севан,
кандидат архитектуры
РОСПИСИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Исторически сложившиеся культурно-географические понятия – Поонежье и
Каргополье – относятся к землям вдоль реки Онеги и вокруг Онежского
озера, входившим некогда в зону торгово-промышленного и культурного
влияния г. Каргополя. Город, упоминавшийся в летописях начиная с
XII века, долгое время был важным экономическим, политическим и торговым
центром на северо-западе Поморья. Часть поселений, входящих в настоящее
время в соседние районы Архангельской области (Плесецкий, Няндомский,
часть Коношского, Онежский, а также часть Вологодской области и
Карелии), в прошлом веке входила в состав большого Каргопольского уезда.
В этих поселениях сохранились интересные приемы строительства культовой
и жилой деревянной архитектуры, свои обычаи и обряды, что
свидетельствует о существовании здесь самобытной народной культуры.
Из-за множества расположенных здесь озер и рек каргопольскую землю
называют «озёрным краем». Большая часть деревень расположена либо по
берегам многочисленных озер (Кенозеро, Лекшмозеро, Воеозеро, Ундозеро и
т.д.), либо вдоль Онеги. Географические и другие условия местности
повлияли на особенности планировки поселений. Здесь
значительно чаще, чем в других районах Русского Севера, встречаются
деревни со свободной или произвольной постановкой построек, встречаются
замкнутые формы деревень. Селения, расположенные вдоль дорог, имеют, как
правило, уличную планировку, а у реки - рядную. Почти в каждом селении
Поонежья и Каргополья имелись часовни, расположенные, казалось бы, в
самых неожиданных местах - в лесу, на берегах рек или озёр, в поле, на
околицах селений. Обилие часовен в этой части Севера объясняется,
по-видимому, преобладанием здесь в XVII - XIX веках старообрядческого
населения, а также специфическими ландшафтами, расстояниями между
поселениями.
Для этих мест также характерны большие погосты,
строившиеся, как правило, в селах и деревнях или рядом с ними и
состоящие обычно из двух храмов - шатрового и кубоватого - и колокольни.
|
Погост Лядины. Каргопольский р-н.
Ансамбль памятников XVIII в. Фото О.Севан, 2002 г.
|
Жилые дома Каргополья весьма разнообразны
по архитектуре. Пожалуй, только здесь можно встретить помимо
традиционного для Русского Севера дома-двора «брусом» ещё «Т-образные»
дома, дома-«глаголи» и дома-«кошели». Это можно объяснить наличием в
этих местах различных этнических групп населения: карелов, финнов,
вепсов, русских, имеющих собственные традиции и строительную культуру.
Жилая часть может быть одно- или двухэтажной и состоит, как правило, из
четырехстенной избы.
|
Дер. Труфаново
|
Для домов этого края характерны
высокие подклеты, крутые подъемы кровель, наличие ставен на окнах и
другие черты, сходные с крестьянской архитектурой соседних районов
Карелии и новгородских земель.
|
|
Деревня Видягино
(Видягина)
|
Дом в д.Будылгино
(Будылгина)
|
В этих районах получили
широкое бытование домовые росписи: до наших дней дошло много строений,
украшенных и фасадной и интерьерной росписью. В XVIII веке на северо-западе
России сложилось особое стилевое направление народных росписей.
Технической основой этих росписей является свободный кистевой мазок с
белильными оживками. Крайне непринужденная манера исполнения, особая
свобода композиции, яркость колорита, соединенные с виртуозной
техникой, составляют важные стилистические черты этого искусства. Особое
влияние на развитие этого крестьянского искусства оказали
художественные мастерские Выговской старообрядческой пустыни,
расположенной в 30 км от Повенца. Земли ее селений располагались в
основном в районе реки Выг, Выгозера, Водлозера, побережья реки Онеги и
Онежского озера, в округе Каргополя. В этих мастерских изготавливались
лицевые рукописи, иконы, расписная мебель и бытовая утварь, а также
рисованные картинки. Дошедшие до нас памятники
позволяют установить стилевую преемственность между живописной
школой XVIII - первой половины XIX века и народными домовыми росписями
во многих районах Русского Севера второй половины XIX - начала XX века.
Зачастую это влияние было самым непосредственным. Зафиксировано, что
житель Космозерского погоста в Заонежье Михей Абрамов учился живописи у
«даниловского старца» и передал затем свое умение сыну, Ивану Абрамову,
который с 12 лет начал работать вместе с отцом. Помимо бытовых
предметов и орудий труда отец и сын Абрамовы расписывали церкви
и часовни, писали иконы. Другие крестьянские мастера Обонежья также
украшали росписями прялки и туеса, дуги и сани, брались расписывать
дома. Повсеместно художники не только работали дома, но и ходили
по деревням в поисках заказов. Братья Таракановы и художники Семьины
из Малого Конева расписывали дома и прялки в Кенозерье и других местах.
Отец и сын Трухановы украшали росписями сельские храмы и крестьянские
избы в деревнях по реке Вожеге. Иван Щербаков из дер. Щербаково Плесецкого
района, близ села Конево, был таким же художником-«красильщиком».
Ряд расписных интерьеров небольших часовен (в частности, их «небо») были выполнены такими
местными мастерами. Они до сих пор сохранились по берегам озер и рек,
некоторые были перевезены в музей деревянного зодчества под открытым
небом близ г. Архангельска, в дер. Малые Карелы.
Росписи домов и бытовой утвари, исполнявшиеся одними и теми же
мастерами, отличались общностью приемов письма и характера
орнаментации, сходными колористическими решениями. Мастера Обонежья
любили писать по зеленоватым, голубовато-зеленым, коричнево-красным
фонам, используя чрезвычайно богатую цветовую гамму.
|
Село Конёво,
Плесецкий р-н. Фото О.Севан, 2005
|
Излюбленный орнаментальный мотив в росписях - букет в форме
куста, вытянутой или изогнутой ветви, вырастающий из
вазона (село Конево). Букеты составлялись из разных цветов:
лилий-тюльпанов, фронтально развернутых цветов - розеток, яблок-шаров и
цветов, напоминающих розы. Среди цветов и длинных изогнутых листьев
изображали птиц - белых, красных, черных и голубых. Розаны-яблочки,
розетки, напоминающие цветы шиповника, опутаны легким переплетением
веточек, усиков, завитков.
Аналогичные рисунки росписей встречаются на
бытовых предметах, на мебели XVIII века в европейских странах.
Особенно часто находятся следы домовых росписей в относительно
зажиточных «кустах» - группах деревень, являющихся своеобразными
крестьянскими ремесленными центрами в XIX-начале XX века. Жители таких
деревень занимались изготовлением на продажу на местных рынках
различной продукции, необходимой в крестьянском быту.
Одним из таких
ремесленных центров было село Ошевенское, расположенное к северо-западу
от Каргополя.
|
Дер. Ширяиха. Дом Ушакова
|
В дер. Ширяиха ещё в 60-х годах XX века стоял старый
«двужирный» (двухэтажный) дом Ушакова. Свес кровли этого дома был
расписан рядами белых кругов-розеток, расчлененных радиусами, а на зеленом фоне фронтона по сторонам розового куста
изображены были лев и барс.
Еще несколько лет
тому назад великолепные львы красовались по сторонам двери на балкончике
дома, стоящего в дер. Вершинино на берегу Кенозера. Росписи эти были
сняты и увезены несколько лет назад «приезжим человеком». От этой
великолепной декорации сохранились только расписная, сильно потертая
дверь, на которой причудливые цветы, бутоны, розетки расположены между
изгибающимися ветвями и листьями золотистого, охристого, коричневого
тонов. Своеобразный по стилистике орнамент подобного типа напоминает о
себе и в росписях других домов в этом районе.
|
|
Жилой дом со ставнями.
Село Вершинино, Плесецкий р-н. Фото О.Севан, 2006 г.
| Резной и расписной наличник и ставни окна. Село Вершинино, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2004 г.
|
Весьма разнообразен набор мотивов и композиций, использовавшихся
мастерами при росписи шкафов. Один из наиболее распространенных
датированных фрагментов интерьерных росписей XIX века находится в
Каргопольском музее. Верхняя часть боковины заполнена свободно
раскинувшейся цветочной ветвью. Четкость контуров и графичность
прорисовок, тонкие пробелы и кроющая заливка цветом - черты чрезвычайно
показательные для росписей этого района. Столь же характерен набор
мотивов. Однако их трактовка своеобразна, композиция полностью
подчинена конфигурации расписываемой поверхности, а традиционная
иконография - парность мотивов, заданность композиции - не доминируют в
художественном исполнении мастера этой же росписи.
Позже в оформлении шкафов появляются антропоморфные изображения -
рисунки хозяев. Модифицированный образ изображения в своих деталях и
трактовке выдвигает на первый план бытовое содержание, например,
шкаф-буфет - это вместилище дорогостоящих для сельского жителя,
«купленных за деньги продуктов и посуды». Он был своего рода
показателем благосостояния семьи и поэтому нуждался, как и другие особо
значимые предметы крестьянского быта, в специальной символике и защите.
Эта защита возлагалась часто и на изображение льва, нередко
встречающееся и на шкафах в интерьерах ряда крестьянских жилищ Русского
Севера. Лев всегда изображался в окружении растительных узоров - цветка,
деревца, кустика, букета в вазоне, то есть с мотивами, олицетворяющими
идею жизненной силы роста, источников плодородия, а следовательно,
богатства, благосостояния. Часто встречающиеся изображения льва с цепью
на шее можно рассматривать в качестве совмещения образа льва и
сторожевого пса. Это свидетельствует, на наш взгляд, что в сознании
крестьянских мастеров традиционная символическая и геральдическая
система образов народного искусства начинает постепенно
размываться и терять смысловую заданность. Стремясь возродить их,
наполнить конкретным содержанием, художники неизбежно обращались к
собственному жизненному опыту, к впечатлениям, почерпнутым из
крестьянского быта.
Шкафы-поставцы и некоторые другие памятники росписей
XVII—XVIII веков, хранящиеся во многих российских музеях, позволяют
прийти к выводу, что отдельные локальные художественные школы народной
росписи XIX века выросли из единого стилевого направления в русском
искусстве, созданного, по всей видимости, именно в XVII веке на основе
традиций древнерусской живописи и новых стилистических художественных
явлений, связанных с русским барокко и ампиром.
|
|
Жилой дом
В.В.Баженова. Дер.Семенова. Кенозерский национальный парк. Фото
О.Севан, 2006 г.
| Расписной
шкаф-переборка в доме В.В.Баженова. Фото О.Севан, 2006 г.
|
Родственные черты
локальных школ обусловлены единством их художественного наследия,
развивая которое каждый из крестьянских центров закреплял отдельные их
стороны как специфические черты, свойственные определённой
стилистической системе. Отбор художественных принципов и их целостная
интерпретация внутри каждого течения обусловили их отличие друг от
друга.
Большое количество расписных домов сохранилось в Плесецком районе
Архангельской области. В основном их росписи располагаются на главном
фасаде - фронтоне, свесах кровли. Реже они встречаются в интерьерах.
Фасадные росписи не только украшают отдельно взятое жилище, но и придают
особый колорит архитектурной застройке селения в целом.
|
|
Жилой дом в дер. Задняя Дуброва, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 1985 г.
| Причелины, полотенце, свесы кровли и фронтон дома в с. Конево, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2005 г.
|
Живописно село Задняя Дуброва: почти все
фасады домов, стоящих на дороге и у шатровой церкви XVII века,
украшены росписями. Эти дома представляют собой четырехстенные
избы, как правило, с четырьмя окнами на фасаде. Живописный декор
домов сочетается с резными причелинами и полотенцами. Причелины
имеют многорядные порезки - городковые или в виде сердечек и
кругов. Цветовая гамма росписей фронтонов перекликается с
раскраской прямоугольных и ромбовидных наличников или рядов угловых
досок подшивки. Наиболее простой тип окраски - продольное
расцвечивание досок в разные цвета. Окраска этого типа могла также
дополняться росписью в виде мелких цветочков на длинных стеблях,
идущих вдоль тесин, или в виде отдельных цветов, расположенных
небольшими букетами.
Однако наиболее распространенный вариант
украшения домов в Задней Дуброве - членение плоскости подшивки на
три или четыре части по длине с выделением самостоятельного поля
поперечными многорядными полосами, а углов поля - сегментами.
В двух центральных полях, как правило, размещались
различных видов и форм букеты цветов в вазонах, а в нижнем поле или
многоцветная шестилепестковая розетка, или те же цветы. Наиболее распространенная композиция - разделение плоскости
свесов кровель на три поля, в центре каждого - цветы.
Деталь расписных свесов. Дом Н.А.Седалина, с.Задняя Дуброва.
Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г.
| |
|
Расписные свесы дома М.Г.Харина, с.Задняя Дуброва.
Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г.
|
Общим для всех
домов, пожалуй, является завершение фронтонов на главном фасаде -
как бы своеобразная небольшая «бочка». Ее подшивка выкрашена чаще
всего в синий цвет с нанесенными поверх него различного рисунка
звездами - символ «звездного неба».
Все домовые росписи Задней Дубровы, по-видимому, исполнялись одной
группой художников, поскольку в рисунке, цвете, композициях все
росписи сходны между собой. Со слов местных жителей известно, что
здесь работала семья Семьиных (по-уличному Суковых) - Николая
Григорьевича с сыновьями - из села Конева этого же района.
В селе Коневе и его ближайшей округе до сих пор помнят художника
Н.Г.Семьина. Невестка Николая Григорьевича сообщила, что он погиб в 50-х
годах прошлого века в весьма преклонном возрасте. Он упал с лесов, когда
красил местную больницу. Сохранилась мраморная плита - «курант», на
которой он растирал краски. Николай Григорьевич был младшим из сыновей и
работать начал еще в конце XIX века. Во время Первой мировой войны попал
в плен и вернулся домой из Германии уже после Октябрьской революции.
Знакомство с художественным ремеслом Германии в некоторой степени
отразилось в его искусстве. Как и многие народные мастера, Семьины
расписывали и туеса, короба, прялки, сундучки. Кроме того, местные
жители сообщали нам, что Семьины занимались росписью деталей интерьера
церквей в селах Бережная Дуброва, Задняя Дуброва и др. К сожалению,
установить с точной достоверностью принадлежность сохранившихся
памятников работе Семьиных полностью не удается.
Расписные свесы дома Сметаниной. д.Карельская
Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г..
|
|
Расписные свесы дома М.И.Токарева, д.Тарасова.
Обмеры В. Муравлевой, И.Палторжицкого 1985 г.
| |
В других деревнях района, росписи подшивок
имеют аналогичную систему членения. Дома с такими росписями выглядят
очень декоративно. Хозяева (часто это новые владельцы) ценят эту
декоративность и при «поновлении» дома, окрашивая в разные цвета детали
резного убранства, стремятся не затрагивать росписи. Очертания вазонов,
разноцветные ромбы, композиции из букетов цветов, а порой и ягод,
незамысловатые по рисунку, радуют глаз ясной простотой линий и чистым
колоритом. Во многих случаях удивляет законченность композиции и то, как
естественно и органично сливается роспись с общим образом постройки.
Помимо свесов кровель и отдельных деталей декора в Плесецком районе
украшались росписями и фронтоны главных фасадов. Росписи эти
представляют собой цветочные композиции.
|
|
Жилой дом в дер. Першлахта
| Дер. Рыжково. Жилой дом.
|
Образы из звериного
пантеона народного искусства - львы, единороги - нами были
зафиксированы крайне редко (например, дом С.А.Поздяева в дер.
Пустошь Няндомского района). На одном из таких домов в дер. Иглин
Ручей замечательные фасадные росписи ярко демонстрируют чуткость
народного художника к веяниям господствующего «большого» стиля
эпохи, в данном случае стиля модерн, соответствующего рубежу
XIX - XX веков.
|
Росписной
фронтон и свесы кровли жилого дома. Дер. Иглин Ручей,
Плесецкий р-н. Фото О.Севан, 1985 г.
|
По сторонам центрального окна фронтона в арочных обрамлениях изображены фигуры
«хозяина» и «хозяйки». Плоскости подшивки свесов разделены на
отдельные поля, где по белому фону выписаны «заморские» фрукты -
ананас, персик, груша, гроздья винограда. Цветочный орнамент
состоит из роз в окружении васильков, колокольчиков и других
растений, напоминающих полевые цветы. Все орнаментальные композиции
обведены тонкими коричневыми линиями, заключающими их в изящные,
графически проработанные обрамления. Гамма росписей слагается из
нежных голубоватых, желтых, коричневых и красных тонов. Роспись
хорошо подчеркивает декоративность фронтонной части двухэтажного
дома.
Своеобразное устройство жилых изб, где обязательно стоит печь,
влияет и на особенности использования росписей в декоре интерьера.
Жилая изба чаще всего четырехстенная, разделенная на две половины -
избу и «прируб», а подклет - пятистенок. В перегородку и заднюю
торцовую стену врубается печной сруб из толстых брусьев. Перегородка
проходит за печью и состоит из закрытых шкафов, обращенных полками
внутрь прируба. В прируб из избы идет дверь, расположенная между
шкафом-перегородкой и печью. Устье печи размещается со стороны
продольной стены дома. По диагонали от печи -
красный угол. Такие перегородки и шкафы расписывались порой
различным образом. Следует отметить, что в целом здесь интерьерные
росписи однотипны. Это симметричной
формы цветы среди ягод и листьев, встречаются фигуры львов и
единорогов.
|
Входная дверь
дома Савиной. Дер. Гришинская. Няндомский р-н. Фото
В.Кузьмина, 1982 г.
|
Аналогичные
интерьерные росписи сохранились в доме Савиной в дер.
Гришинской на Воеозере. На входной двери, помимо цветочного орнамента на
нижних филенках, имеются фигуры единорога и льва, обращенные друг к
другу.
Фасадные росписи в здешних домах
весьма разнообразны, и можно выделить несколько их типов. Домовый
наружный декор, как правило, отличается большим стилистическим
единством. Наибольшее количество деталей декора - многорядные
резные причелины, резные полотенца в виде «солнца»
сосредотачиваются на фронтоне, у кровли. Подшивка свесов кровли
образует под щипцом крыши полукруглую арочку, украшенную резными
деталями. Окна главного фасада - резными наличниками имеют
декоративные двустворчатые ставни. Росписи если и встречаются,
то размещаются в полукруглой арочке фронтона и на подшивке
свесов кровли.
Что касается фасадных росписей Няндомского района, то они очень
напоминают расписные дома Плесецкого и Каргопольского районов - те же
цветочные композиции в «вазонах» на подшивке свесов кровель в
четырехчастных прямоугольных обрамлениях.
|
Расписные прялки. Няндомский р-н.
Фото О.Севан, 1985 г.
|
В деревнях Низ, Пустошь, Наволок и др. подшивки свесов кровель покрыты
декоративными графическими росписями, состоящими из переплетающихся,
чрезвычайно свободно расположенных многоцветных гирлянд цветов и
ветвей, что можно видеть и в росписях местных прялок.
Значительно реже здесь встречаются фигурные композиции.
На одном из фасадов дома в дер. Павловской на обшивке фронтона
по обе стороны окна светелки во весь рост написаны весьма условно
и довольно примитивно мужские фигуры в мундирах. В другом месте,
в дер. Пустошь, сохранился дом, на фронтоне которого нарисованы львы в
геральдической композиции. Они расположены под резным полотенцем
в виде лучистого солнца, а под декоративными многорядными разными
причелами и наличниками окон нарисованы львы в геральдической композиции.
Росписи жилых домов в Няндомском районе перекликаются с росписями
бытовой утвари, орудий труда и транспортных средств.
|
Расписные сани. Няндомский р-н.
Фото О.Севан, 1985 г.
|
Следует заметить, что росписи в интерьерах жилых домов Коношского
района встречаются главным образом на перегородках и на шкафах. Пол,
потолок, а также другие детали убранства (полки, воронцы, божницы)
красятся в один цвет, который является, как правило, фоном в
росписях перегородок и шкафов. Тем самым создается цветовое единство
всего интерьера.
В других случаях, например в доме М.А.Шебалиной в дер. Вельцы, росписи
опечья и перегородок, сохранившихся в правой половине дома, имеют иной
характер. Цветовая гамма - красные цветы с белыми оживками на голубом
фоне. Их рисунок имеет более свободную форму, чем в предыдущем
интерьере. Написаны цветы размашисто, легкими мазками. Однако роспись
подновлялась и вследствие этого потеряла первоначальную цельность.
Интересно, что в доме Шебалиной подобной росписью были украшены и
прялки.
Фасады домов в Коношском районе почти не украшались росписью. Один из
таких редких расписных фасадов встречаем на доме Н.Мартынова в дер.
Заволжье (1898), в котором они располагаются рядом с богатой резьбой,
украшающей не только фронтон, но и весь главный фасад.
|
Роспись на фронтоне дома Н.Мартынова 1898 г. Дер. Заволжье, Коношский р-н.
Фото Ф.Трупакова, 1974 г.
|
Роспись объединяет различные детали фронтона,
придавая законченность композиции фасада в целом. Цветом выделены
декоративные ромбовидные накладки и «сухарики» по карнизу дома. Их
цветовая перекличка с расписными ставнями, наличниками, деталями
крыльца подчеркивает конструктивную основу постройки. Роспись на
обшивке главного фасада интересна своей подчеркнутой декоративностью,
хотя и достаточно проста. Мастер как бы стремится покрыть весь фронтон
орнаментом из ветвей, листьев, мелких плодов дерева, растущего из
большого вазона, похожего на горшок. Стражи - львы, напоминающие собак,
изображены по двум сторонам «вазона». В верхней части композиции
нарисован охотник с ружьем, который целится в птицу. Композиция,
безусловно, связана с бытом крестьянства, с охотой как одним из видов
деятельности, но в то же время расположение росписи рядом с оконцем
светелки, где в летнее время жили незамужние дочери хозяина, придает и
иной смысл незамысловатому сюжету. Оконце как бы выглядывает в сад, где
растет «яблонья кудреватая с пруицём да и с листьицем, с мелконьким
отростельицем» (свадебная песня). В этой связи вспоминается, что в
народных песнях девушек олицетворяют с «сизыми голубушками», желая
подчеркнуть их достоинства, поют о «походке павиньей, речи лебединой».
В этом контексте и охотник, «стреливший серую утицу», возможно, не
просто охотник, а иносказательный образ жениха - пожелание счастливого
замужества.
Немало домовых росписей сохранилось в районах, расположенных южнее
Онежского озера. Эти росписи хронологически относятся ко второй половине
XIX - началу XX века. Фрагменты этих росписей найдены на территории Тимошенского, Шуйского и
Пяжозерского сельсоветов, на границе Бабаевского и Вытегорского районов
Вологодской области... Наиболее
распространенный интерьер местного жилища определяется устройством печи,
расположенной в центре избы. Вместе с примыкающими к ней дверьми,
заборкой и шкафом печь делит избу пополам. Поэтому не только двери,
но и шкафы здесь расписывали с обеих
сторон. Шкафы, таким образом, так же как и расписные двустворчатые
двери, голбец, залавошник, входная дверь, являются частями целостного
расписного интерьера. С обеих сторон двери, которая теперь находится в
Вологодском музее, имеются самостоятельные живописные композиции. Их
объединяет мотив пышной розы и изгибающихся ветвей и листьев. Роспись
выполнена свободным, довольно размашистым мазком с белильными
оживками, розовой, голубой и зеленой красками. На одной из филенок
изображен вазон в форме чаши, как бы наполненный мелкими круглыми
розанами-яблочками.
На расписной мебели XVIII века происходящей из Олонецкой губернии, в
составе которой находились ранее и эти земли, мотив чашечки цветка или
пары листьев, наполненных плодами, напоминающими виноградную гроздь,
являлся важным элементом орнаментации. Своеобразно измененный, этот
сюжет удержался в домовых росписях в XIX веке....
Примечания:
1. Из книги О.Севан "Росписи жилых домов Русского Севера". М.,
Прогресс-Традиция, 2007 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии
без указания автора - из интернета и архива сайта.
4. Полный текст
книги в электронном варианте -
здесь.