О.Севан,
кандидат архитектуры

РОСПИСИ ЖИЛЫХ ДОМОВ
 ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Исторически сложившиеся культурно-географические понятия – Поонежье и Каргополье – относятся к землям вдоль реки Онеги и вокруг Онежского озера, входившим некогда в зону торгово-промышленного и культурного влияния г. Каргополя. Город, упоминавшийся в летописях начиная с XII века, долгое время был важным экономическим, политическим и торговым центром на северо-западе Поморья. Часть поселений, входящих в настоящее время в соседние районы Архангельской области (Плесецкий, Няндомский, часть Коношского, Онежский, а также часть Вологодской области и Карелии), в прошлом веке входила в состав большого Каргопольского уезда. В этих поселениях сохранились интересные приемы строительства культовой и жилой деревянной архитектуры, свои обычаи и обряды, что свидетельствует о существовании здесь самобытной народной культуры.

Из-за множества расположенных здесь озер и рек каргопольскую землю называют «озёрным краем». Большая часть деревень расположена либо по берегам многочисленных озер (Кенозеро, Лекшмозеро, Воеозеро, Ундозеро и т.д.), либо вдоль Онеги. Географические и другие условия местности повлияли на особенности планировки поселений. Здесь значительно чаще, чем в других районах Русского Севера, встречаются деревни со свободной или произвольной постановкой построек, встречаются замкнутые формы деревень. Селения, расположенные вдоль дорог, имеют, как правило, уличную планировку, а у реки - рядную.  Почти в каждом селении Поонежья и Каргополья имелись часовни, расположенные, казалось бы, в самых неожиданных местах - в лесу, на берегах рек или озёр, в поле, на околицах селений. Обилие часовен в этой части Севера объясняется, по-видимому, преобладанием здесь в XVII - XIX веках старообрядческого населения, а также специфическими ландшафтами, расстояниями между поселениями.

Для этих мест также характерны большие погосты, строившиеся, как правило, в селах и деревнях или рядом с ними и состоящие обычно из двух храмов - шатрового и кубоватого - и колокольни.
 Погост Лядины. Каргопольский р-н.
Ансамбль памятников XVIII в. Фото О.Севан, 2002 г.
Жилые дома Каргополья весьма разнообразны по архитектуре. Пожалуй, только здесь можно встретить помимо традиционного для Русского Севера дома-двора «брусом» ещё «Т-образные» дома, дома-«глаголи» и дома-«кошели». Это можно объяснить наличием в этих местах различных этнических групп населения: карелов, финнов, вепсов, русских, имеющих собственные традиции и строительную культуру. Жилая часть может быть одно- или двухэтажной и состоит, как правило, из четырехстенной избы.
 Дер. Труфаново
Для домов этого края характерны высокие подклеты, крутые подъемы кровель, наличие ставен на окнах и другие черты, сходные с крестьянской архитектурой соседних районов Карелии и новгородских земель.
 Деревня Видягино (Видягина)
 Дом в д.Будылгино (Будылгина)
В этих районах получили широкое бытование домовые росписи: до наших дней дошло много строений, украшенных и фасадной и интерьерной росписью. В XVIII веке на северо-западе России сложилось особое стилевое направление народных росписей. Технической основой этих росписей является свободный кистевой мазок с белильными оживками. Крайне непринужденная манера исполнения, особая свобода композиции, яркость колорита, соединенные с виртуозной техникой, составляют важные стилистические черты этого искусства. Особое влияние на развитие этого крестьянского искусства оказали художественные мастерские Выговской старообрядческой пустыни, расположенной в 30 км от Повенца. Земли ее селений располагались в основном в районе реки Выг, Выгозера, Водлозера, побережья реки Онеги и Онежского озера, в округе Каргополя. В этих мастерских изготавливались лицевые рукописи, иконы, расписная мебель и бытовая утварь, а также рисованные картинки. Дошедшие до нас памятники позволяют установить стилевую преемственность между живописной школой XVIII - первой половины XIX века и народными домовыми росписями во многих районах Русского Севера второй половины XIX - начала XX века.

Зачастую это влияние было самым непосредственным. Зафиксировано, что житель Космозерского погоста в Заонежье Михей Абрамов учился живописи у «даниловского старца» и передал затем свое умение сыну, Ивану Абрамову, который с 12 лет начал работать вместе с отцом. Помимо бытовых предметов и орудий труда отец и сын Абрамовы расписывали церкви и часовни, писали иконы. Другие крестьянские мастера Обонежья также украшали росписями прялки и туеса, дуги и сани, брались расписывать дома. Повсеместно художники не только работали дома, но и ходили по деревням в поисках заказов. Братья Таракановы и художники Семьины из Малого Конева расписывали дома и прялки в Кенозерье и других местах. Отец и сын Трухановы украшали росписями сельские храмы и крестьянские избы в деревнях по реке Вожеге. Иван Щербаков из дер. Щербаково Плесецкого района, близ села Конево, был таким же художником-«красильщиком». Ряд расписных интерьеров небольших часовен (в частности, их «небо») были выполнены такими местными мастерами. Они до сих пор сохранились по берегам озер и рек, некоторые были перевезены в музей деревянного зодчества под открытым небом близ г. Архангельска, в дер. Малые Карелы.

Росписи домов и бытовой утвари, исполнявшиеся одними и теми же мастерами, отличались общностью приемов письма и характера орнаментации, сходными колористическими решениями. Мастера Обонежья любили писать по зеленоватым, голубовато-зеленым, коричнево-красным фонам, используя чрезвычайно богатую цветовую гамму.

 Село Конёво,
Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2005
Излюбленный орнаментальный мотив в росписях - букет в форме куста, вытянутой или изогнутой ветви, вырастающий из вазона (село  Конево). Букеты составлялись из разных цветов: лилий-тюльпанов, фронтально развернутых цветов - розеток, яблок-шаров и цветов, напоминающих розы. Среди цветов и длинных изогнутых листьев изображали птиц - белых, красных, черных и голубых. Розаны-яблочки, розетки, напоминающие цветы шиповника, опутаны легким переплетением веточек, усиков, завитков.

Аналогичные рисунки росписей встречаются на бытовых предметах, на мебели XVIII века в европейских странах.

Особенно часто находятся следы домовых росписей в относительно зажиточных «кустах» - группах деревень, являющихся своеобразными крестьянскими ремесленными центрами в XIX-начале XX века. Жители таких деревень занимались изготовлением на продажу на местных рынках различной продукции, необходимой в крестьянском быту.

Одним из таких ремесленных центров было село Ошевенское, расположенное к северо-западу от Каргополя.

 Дер. Ширяиха. Дом Ушакова
В дер. Ширяиха ещё в 60-х годах XX века стоял старый «двужирный» (двухэтажный) дом Ушакова. Свес  кровли этого дома  был расписан рядами белых кругов-розеток, расчлененных радиусами, а на зеленом фоне фронтона по сторонам розового куста изображены были лев и барс.

Еще несколько лет тому назад великолепные львы красовались по сторонам двери на балкончике дома, стоящего в дер. Вершинино на берегу Кенозера. Росписи эти были сняты и увезены несколько лет назад «приезжим человеком». От этой великолепной декорации сохранились только расписная, сильно потертая дверь, на которой причудливые цветы, бутоны, розетки расположены между изгибающимися ветвями и листьями золотистого, охристого, коричневого тонов. Своеобразный по стилистике орнамент подобного типа напоминает о себе и в росписях других домов в этом районе.
Жилой дом со ставнями.
Село Вершинино, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2006 г.
Резной и расписной наличник и ставни окна. Село Вершинино, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2004 г.
Весьма разнообразен набор мотивов и композиций, использовавшихся мастерами при росписи шкафов. Один из наиболее распространенных датированных фрагментов интерьерных росписей XIX века находится в Каргопольском музее. Верхняя часть боковины заполнена свободно раскинувшейся цветочной ветвью. Четкость контуров и графичность прорисовок, тонкие пробелы и кроющая заливка цветом - черты чрезвычайно показательные для росписей этого района. Столь же характерен набор мотивов. Однако их трактовка своеобразна, композиция полностью подчинена конфигурации расписываемой поверхности, а традиционная иконография - парность мотивов, заданность композиции - не доминируют в художественном исполнении мастера этой же росписи.

Позже в оформлении шкафов появляются антропоморфные изображения - рисунки хозяев. Модифицированный образ изображения в своих деталях и трактовке выдвигает на первый план бытовое содержание, например, шкаф-буфет - это вместилище дорогостоящих для сельского жителя, «купленных за деньги продуктов и посуды». Он был своего рода показателем благосостояния семьи и поэтому нуждался, как и другие особо значимые предметы крестьянского быта, в специальной символике и защите. Эта защита возлагалась часто и на изображение льва, нередко встречающееся и на шкафах в интерьерах ряда крестьянских жилищ Русского Севера. Лев всегда изображался в окружении растительных узоров - цветка, деревца, кустика, букета в вазоне, то есть с мотивами, олицетворяющими идею жизненной силы роста, источников плодородия, а следовательно, богатства, благосостояния. Часто встречающиеся изображения льва с цепью на шее можно рассматривать в качестве совмещения образа льва и сторожевого пса. Это свидетельствует, на наш взгляд, что в сознании крестьянских мастеров традиционная символическая и геральдическая система образов народного искусства начинает постепенно размываться и терять смысловую заданность. Стремясь возродить их, наполнить конкретным содержанием, художники неизбежно обращались к собственному жизненному опыту, к впечатлениям, почерпнутым из крестьянского быта.

Шкафы-поставцы и некоторые другие памятники росписей XVII—XVIII веков, хранящиеся во многих российских музеях, позволяют прийти к выводу, что отдельные локальные художественные школы народной росписи XIX века выросли из единого стилевого направления в русском искусстве, созданного, по всей видимости, именно в XVII веке на основе традиций древнерусской живописи и новых стилистических художественных явлений, связанных с русским барокко и ампиром.
Жилой дом В.В.Баженова.
Дер.Семенова. Кенозерский национальный парк.
Фото О.Севан, 2006 г.
Расписной шкаф-переборка в доме В.В.Баженова. Фото О.Севан, 2006 г.
Родственные черты локальных школ обусловлены единством их художественного наследия, развивая которое каждый из крестьянских центров закреплял отдельные их стороны как специфические черты, свойственные определённой стилистической системе. Отбор художественных принципов и их целостная интерпретация внутри каждого течения обусловили их отличие друг от друга.

Большое количество расписных домов сохранилось в Плесецком районе Архангельской области. В основном их росписи располагаются на главном фасаде - фронтоне, свесах кровли. Реже они встречаются в интерьерах. Фасадные росписи не только украшают отдельно взятое жилище, но и придают особый колорит архитектурной застройке селения в целом.
Жилой дом в дер. Задняя Дуброва, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 1985 г.
Причелины, полотенце, свесы кровли и фронтон дома в с. Конево, Плесецкий р-н.
Фото О.Севан, 2005 г.
Живописно село Задняя Дуброва: почти все фасады домов, стоящих на дороге и у шатровой церкви XVII века, украшены росписями. Эти дома представляют собой четырехстенные избы, как правило, с четырьмя окнами на фасаде. Живописный декор домов сочетается с резными причелинами и полотенцами. Причелины имеют многорядные порезки - городковые или в виде сердечек и кругов. Цветовая гамма росписей фронтонов перекликается с раскраской прямоугольных и ромбовидных наличников или рядов угловых досок подшивки. Наиболее простой тип окраски - продольное расцвечивание досок в разные цвета. Окраска этого типа могла также дополняться росписью в виде мелких цветочков на длинных стеблях, идущих вдоль тесин, или в виде отдельных цветов, расположенных небольшими букетами.

Однако наиболее распространенный вариант украшения домов в Задней Дуброве - членение плоскости подшивки на три или четыре части по длине с выделением самостоятельного поля поперечными многорядными полосами, а углов поля - сегментами. В двух центральных полях, как правило, размещались различных видов и форм букеты цветов в вазонах, а в нижнем поле или многоцветная шестилепестковая розетка, или те же цветы. Наиболее распространенная композиция - разделение плоскости свесов кровель на три поля, в центре каждого - цветы.
Деталь расписных свесов. Дом Н.А.Седалина, с.Задняя Дуброва.
Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г.
Расписные свесы дома М.Г.Харина, с.Задняя Дуброва. Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г.
Общим для всех домов, пожалуй, является завершение фронтонов на главном фасаде - как бы своеобразная небольшая «бочка». Ее подшивка выкрашена чаще всего в синий цвет с нанесенными поверх него различного рисунка звездами - символ «звездного неба».

Все домовые росписи Задней Дубровы, по-видимому, исполнялись одной группой художников, поскольку в рисунке, цвете, композициях все росписи сходны между собой. Со слов местных жителей известно, что здесь работала семья Семьиных (по-уличному Суковых) - Николая Григорьевича с сыновьями - из села Конева этого же района.

В селе Коневе и его ближайшей округе до сих пор помнят художника Н.Г.Семьина. Невестка Николая Григорьевича сообщила, что он погиб в 50-х годах прошлого века в весьма преклонном возрасте. Он упал с лесов, когда красил местную больницу. Сохранилась мраморная плита - «курант», на которой он растирал краски. Николай Григорьевич был младшим из сыновей и работать начал еще в конце XIX века. Во время Первой мировой войны попал в плен и вернулся домой из Германии уже после Октябрьской революции. Знакомство с художественным ремеслом Германии в некоторой степени отразилось в его искусстве. Как и многие народные мастера, Семьины расписывали и туеса, короба, прялки, сундучки. Кроме того, местные жители сообщали нам, что Семьины занимались росписью деталей интерьера церквей в селах Бережная Дуброва, Задняя Дуброва и др. К сожалению, установить с точной достоверностью принадлежность сохранившихся памятников работе Семьиных полностью не удается.
Расписные свесы дома Сметаниной. д.Карельская
Обмеры О.Севан, В. Муравлевой, 1985 г.
.
Расписные свесы дома М.И.Токарева, д.Тарасова. Обмеры  В. Муравлевой, И.Палторжицкого 1985 г.
В других деревнях района,  росписи подшивок имеют аналогичную систему членения. Дома с такими росписями выглядят очень декоративно. Хозяева (часто это новые владельцы) ценят эту декоративность и при «поновлении» дома, окрашивая в разные цвета детали резного убранства, стремятся не затрагивать росписи. Очертания вазонов, разноцветные ромбы, композиции из букетов цветов, а порой и ягод, незамысловатые по рисунку, радуют глаз ясной простотой линий и чистым колоритом. Во многих случаях удивляет законченность композиции и то, как естественно и органично сливается роспись с общим образом постройки.

Помимо свесов кровель и отдельных деталей декора в Плесецком районе украшались росписями и фронтоны главных фасадов. Росписи эти представляют собой цветочные композиции.
Жилой дом в дер. Першлахта
 Дер. Рыжково. Жилой дом.
Образы из звериного пантеона народного искусства - львы, единороги - нами были зафиксированы крайне редко (например, дом С.А.Поздяева в дер. Пустошь Няндомского района). На одном из таких домов в дер. Иглин Ручей замечательные фасадные росписи ярко демонстрируют чуткость народного художника к веяниям господствующего «большого» стиля эпохи, в данном случае стиля модерн, соответствующего рубежу XIX - XX веков.
 Росписной фронтон и свесы кровли жилого дома. Дер. Иглин Ручей, Плесецкий р-н. Фото О.Севан, 1985 г.
По сторонам центрального окна фронтона в арочных обрамлениях изображены фигуры «хозяина» и «хозяйки». Плоскости подшивки свесов разделены на отдельные поля, где по белому фону выписаны «заморские» фрукты - ананас, персик, груша, гроздья винограда. Цветочный орнамент состоит из роз в окружении васильков, колокольчиков и других растений, напоминающих полевые цветы. Все орнаментальные композиции обведены тонкими коричневыми линиями, заключающими их в изящные, графически проработанные обрамления. Гамма росписей слагается из нежных голубоватых, желтых, коричневых и красных тонов. Роспись хорошо подчеркивает декоративность фронтонной части двухэтажного дома.

Своеобразное устройство жилых изб, где обязательно стоит печь, влияет и на особенности использования росписей в декоре интерьера. Жилая изба чаще всего четырехстенная, разделенная на две половины - избу и «прируб», а подклет - пятистенок. В перегородку и заднюю торцовую стену врубается печной сруб из толстых брусьев. Перегородка проходит за печью и состоит из закрытых шкафов, обращенных полками внутрь прируба. В прируб из избы идет дверь, расположенная между шкафом-перегородкой и печью. Устье печи размещается со стороны продольной стены дома. По диагонали от печи - красный угол. Такие перегородки и шкафы расписывались порой различным образом. Следует отметить, что в целом здесь интерьерные росписи однотипны. Это симметричной формы цветы среди ягод и листьев, встречаются фигуры львов и единорогов.

 Входная дверь
дома Савиной.
Дер. Гришинская.
Няндомский р-н.
Фото В.Кузьмина,
1982 г.
Аналогичные интерьерные росписи  сохранились в  доме Савиной в дер. Гришинской на Воеозере. На входной двери, помимо цветочного орнамента на нижних филенках, имеются фигуры единорога и льва, обращенные друг к другу.

Фасадные росписи в здешних домах весьма разнообразны, и можно выделить несколько их типов. Домовый наружный декор, как правило, отличается большим стилистическим единством. Наибольшее количество деталей декора - многорядные резные причелины, резные полотенца в виде «солнца» сосредотачиваются на фронтоне, у кровли. Подшивка свесов кровли образует под щипцом крыши полукруглую арочку, украшенную резными деталями. Окна главного фасада - резными наличниками имеют декоративные двустворчатые ставни. Росписи если и встречаются, то размещаются в полукруглой арочке фронтона и на подшивке свесов кровли.

Что касается фасадных росписей Няндомского района, то они очень напоминают расписные дома Плесецкого и Каргопольского районов - те же цветочные композиции в «вазонах» на подшивке свесов кровель в четырехчастных прямоугольных обрамлениях.

Расписные прялки.
Няндомский р-н.
Фото О.Севан,
1985 г.
В деревнях Низ, Пустошь, Наволок и др. подшивки свесов кровель покрыты декоративными графическими росписями, состоящими из переплетающихся, чрезвычайно свободно расположенных многоцветных гирлянд цветов и ветвей, что можно видеть и в росписях местных прялок.

Значительно реже здесь встречаются фигурные композиции. На одном из фасадов дома в дер. Павловской на обшивке фронтона по обе стороны окна светелки во весь рост написаны весьма условно и довольно примитивно мужские фигуры в мундирах. В другом месте, в дер. Пустошь, сохранился дом, на фронтоне которого нарисованы львы в геральдической композиции. Они расположены под резным полотенцем в виде лучистого солнца, а под декоративными многорядными разными причелами и наличниками окон нарисованы львы в геральдической композиции.

Росписи жилых домов в Няндомском районе перекликаются с росписями бытовой утвари, орудий труда и транспортных средств.
Расписные сани.
Няндомский р-н.
Фото О.Севан, 1985 г.
Следует заметить, что росписи в интерьерах жилых домов Коношского района встречаются главным образом на перегородках и на шкафах. Пол, потолок, а также другие детали убранства (полки, воронцы, божницы) красятся в один цвет, который является, как правило, фоном в росписях перегородок и шкафов. Тем самым создается цветовое единство всего интерьера.

В других случаях, например в доме М.А.Шебалиной в дер. Вельцы, росписи опечья и перегородок, сохранившихся в правой половине дома, имеют иной характер. Цветовая гамма - красные цветы с белыми оживками на голубом фоне. Их рисунок имеет более свободную форму, чем в предыдущем интерьере. Написаны цветы размашисто, легкими мазками. Однако роспись подновлялась и вследствие этого потеряла первоначальную цельность. Интересно, что в доме Шебалиной подобной росписью были украшены и прялки.

Фасады домов в Коношском районе почти не украшались росписью. Один из таких редких расписных фасадов встречаем на доме Н.Мартынова в дер. Заволжье (1898), в котором они располагаются рядом с богатой резьбой, украшающей не только фронтон, но и весь главный фасад.
Роспись на фронтоне дома Н.Мартынова 1898 г. Дер. Заволжье, Коношский р-н. Фото Ф.Трупакова, 1974 г.
 
Роспись объединяет различные детали фронтона, придавая законченность композиции фасада в целом. Цветом выделены декоративные ромбовидные накладки и «сухарики» по карнизу дома. Их цветовая перекличка с расписными ставнями, наличниками, деталями крыльца подчеркивает конструктивную основу постройки. Роспись на обшивке главного фасада интересна своей подчеркнутой декоративностью, хотя и достаточно проста. Мастер как бы стремится покрыть весь фронтон орнаментом из ветвей, листьев, мелких плодов дерева, растущего из большого вазона, похожего на горшок. Стражи - львы, напоминающие собак, изображены по двум сторонам «вазона». В верхней части композиции нарисован охотник с ружьем, который целится в птицу. Композиция, безусловно, связана с бытом крестьянства, с охотой как одним из видов деятельности, но в то же время расположение росписи рядом с оконцем светелки, где в летнее время жили незамужние дочери хозяина, придает и иной смысл незамысловатому сюжету. Оконце как бы выглядывает в сад, где растет «яблонья кудреватая с пруицём да и с листьицем, с мелконьким отростельицем» (свадебная песня). В этой связи вспоминается, что в народных песнях девушек олицетворяют с «сизыми голубушками», желая подчеркнуть их достоинства, поют о «походке павиньей, речи лебединой». В этом контексте и охотник, «стреливший серую утицу», возможно, не просто охотник, а иносказательный образ жениха - пожелание счастливого замужества.

Немало домовых росписей сохранилось в районах, расположенных южнее Онежского озера. Эти росписи хронологически относятся ко второй половине XIX - началу XX века. Фрагменты этих росписей найдены на территории Тимошенского, Шуйского и Пяжозерского сельсоветов, на границе Бабаевского и Вытегорского районов Вологодской области... Наиболее распространенный интерьер местного жилища определяется устройством печи, расположенной в центре избы. Вместе с примыкающими к ней дверьми, заборкой и шкафом печь делит избу пополам. Поэтому не только двери, но и шкафы здесь расписывали с обеих сторон. Шкафы, таким образом, так же как и расписные двустворчатые двери, голбец, залавошник, входная дверь, являются частями целостного расписного интерьера. С обеих сторон двери, которая теперь находится в Вологодском музее, имеются самостоятельные живописные композиции. Их объединяет мотив пышной розы и изгибающихся ветвей и листьев. Роспись выполнена свободным, довольно размашистым мазком с белильными оживками, розовой, голубой и зеленой красками. На одной из филенок изображен вазон в форме чаши, как бы наполненный мелкими круглыми розанами-яблочками.

На расписной мебели XVIII века происходящей из Олонецкой губернии, в составе которой находились ранее и эти земли, мотив чашечки цветка или пары листьев, наполненных плодами, напоминающими виноградную гроздь, являлся важным элементом орнаментации. Своеобразно измененный, этот сюжет удержался в домовых росписях в XIX веке.... 

Примечания:
1. Из книги О.Севан "Росписи жилых домов Русского Севера". М., Прогресс-Традиция, 2007 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии без указания автора - из интернета  и архива сайта.
4. Полный текст книги в электронном варианте - здесь.