Малые формы в виде обетных крестов привлекали внимание многих исследователей народного деревянного
зодчества (М.В.Красовского, И.Э.Грабаря, И.В.Маковецкого и др.).
Подобные кресты встречаются во многих районах Севера: в Каргополье, на
Пинеге, Мезени, Вычегде, реже на Сухоне и Двине, а также в Карелии, в
Мурманской области.
Обетный крест в дер. Козьмогородская
на р.Мезени Рис. О.Севан. 1981 г.
Они рубились из дерева и часто покрывались резьбой.
Поставленные по обету (обещанию), они имели символическое значение, и их
можно подразделить на несколько типов:
а) поставленные в знак особо
памятных событий - войн, эпидемий, голода, болезней и т. д. В этом
случае постановка креста имела охранительное значение. Они ставились на
околицах селений, на открытых холмах или на основных улицах деревень.
На них набрасывались платы, шитые самодельные пелены, являющиеся
магическими охранительными знаками для местных жителей. Такие кресты
были декорированы рельефной резьбой, иногда расписывались; б) кресты, поставленные кем-то из жителей селения как
просьба об исполнении какого-либо желания - избавления от болезни,
возвращения с войны родных, рождение ребенка и т.д. Эти кресты могли
быть поставлены в любом месте усадьбы или напротив окон домов, на
улице. Они имеют резьбу (часто фигуру Христа); в) установленные на бывших местах отправления древних языческих культов (например, на
Пинеге): у истоков ручьев, на развилках дорог и на лесных полянах,
иногда по соседству с часовнями.
Обетный крест и его деталь. Дер. Едома, Лешуконский р-н Арх. обл. Фото О.Севан. 1975 г.
Помимо символического смысла обетные
кресты нередко несли иное назначение. Они служили ориентирами для
обозначения высот, особенностей течения реки, мелей, излучин и т. д.,
почему и ставились часто на крутых склонах рек и на песчаных отмелях (в
Поморье). Они лишены декора. Иногда постановка креста была связана с
основанием поселения. На них вырезались лишь начальные буквы молитв,
символов и т. д.
Воссоздан в МДЗ "Малые Корелы". Фото О.Севан. 1211 г.
В этой связи интересен столб с датой (год-М.З.) основания деревни Березник
на реке Мезени, форма которого имеет антропоморфные черты, нишу для
иконы и надпись: «Сия дере основан 1879 Ф А С». Он был обнаружен нашей
экспедицией в 1975 г., перевезен в музей «Малые Корелы», и позже его
копия восстановлена в Мезенском секторе.
Среди мезенского населения была довольно устойчива древнейшая традиция свободного
захоронения. Такое захоронение происходило по наказу умирающего
человека. Крестьян, умерших не своей смертью, хоронили таким же образом.
Местом такого захоронения являлась иногда крестьянская усадьба или
площадка при входе в дом. Ставившиеся над захоронениями
кресты порой украшались резьбой.
Аналогичные сооружения были и на
мезенских кладбищах. В других регионах Архангельской губернии кладбища
устраивались совершенно иначе - с деревянными срубами или гробницами на
могилах.
В
некоторых районах до сих пор сохранились старообрядческие кладбища с
характерными сооружениями - голубцами в виде столбика с миниатюрной
кровлей и резными причелинами.
Кроме того, «часовни-кресты» строились там, где могла бы быть срубная
часовня: в лесах, на дорогах, в полях - около них служили молебен во
время жатвы. Иногда кресты являлись одновременно и пограничными уездными
или губернскими столбами. Их могли заменять «голубцы». Как кресты, так и
голубцы нередко окружались оградой.
В заключение можно отметить, что
хозяйственные и инженерные сооружения, а также малые формы народной
архитектуры Русского Севера представляют самобытный комплекс явлений
традиционного строительного искусства. В своей основе оно отражает и
сохраняет общие тенденции развития русской многовековой культуры,
которая, к сожалению, утрачивается на наших глазах. Систематизация
таких построек, помимо исторического и научного значения, имеет и
практический смысл, как при реставрации подобных сооружений, так и в
современном строительстве в сельской местности. Многие из них уже
находятся в музее под открытым небом «Малые Корелы» под Архангельском
или восстанавливаются в музее деревянного зодчества Вологодской
области.
Примечания: 1. Из книги О.Севан. "Малые
Корелы. Архангельский музей деревянного зодчества'. Москва,
Прогресс-Традиция. 2012. 2. Фрагмент главы "Хозяйственные постройки и сооружения. Малые формы".
3. С небольшими сокращениями и изменениями.
4. Разбивка текста на смысловые отрезки - ведущего сайт.
5. Полный электронный вариант книги -
скачать.