Н.И.Решетников

ПУТЬ НА ОШЕВЕНСК
(фрагмент путеводителя)

Выезжая из Каргополя по Ошевенской дороге, на середине пути на реке Чурьеге мы встретим  село с необычным названием Река.
Село Река
и храм вмч Георгия.
Фото автора.
Знать, богатое в прошлом было село. Церковь-то во имя великомученика Георгия в XIX веке каменную построили. Правда, кровлю с пятиглавием и шатёр колокольни выполнили из дерева. И в этом её необычность и своеобразие. Каменный храм с деревянным завершением! Да вот пришла она в запустение за годы советской власти. Ныне силами местных жителей восстанавливается.

Здесь надо обязательно остановиться. Храм кругом обойти. По берегам реки побродить. Воздухом свежим подышать. Живописностью пространства полюбоваться. Отдохновение получить.

В двух километрах от села находятся Александровские роднички, рядом с которыми была часовня. И хотя часовня сгорела, память об этом святом месте не утеряна. Местные жители поставили поклонный крест. Здесь оставляют различные вещи и деньги, принесённые по завету. Есть там и Александровская тропа, по которой якобы ходил сам Александр Ошевенский.

Последуем и мы за ним к избранному им месту обитания. От села Река (бывш. Речно-Георгиевский приход) перед нами предстанет идеально прямая линия дороги, словно линейкой проведённая сквозь леса и болота. Издали видны маковки монастырских храмов. 

Александро-Ошевенский монастырь

Итак, мы преодолели 56 км пути от Каргополя и оказались перед воротами Александро-Ошевенского монастыря.
Никольская часовня (впереди) и Александро-Ошевенский монастырь. Фото М.И.Мильчика, 1973 г.
Основан монастырь преподобным Александром, который был сыном трудолюбивых землепашцев. Родился он 17/30 марта 1427 года в деревне Никифоровой Белозерского края (по другим источникам — в селе Вещеозерске, на берегу Вещозера, что находится на территории современной Вологодской области) в семье богатого и благочестивого крестьянина по имени Никифор Ошевень.

С малых лет Алексий (так звали его до пострижения) отличался кротостью и послушанием, соблюдал строгий пост, с прилежанием творил молитву. В молодых летах был пострижен в Белозерской Кирилловской обители.

Отец его с женой Фотинией и сыновьями переселился ближе к Каргополю на речку Чурьегу и основал слободу, которая и стала называться Ошевенской. Сюда и стал он звать сына с предложением основать обитель на другом берегу реки. По прибытии сюда Алесандру было видение. Услышал он как-то голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришёл сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся». И Александр дал обет основать здесь обитель.

Вернувшись в Белозерский монастырь, он продолжил смиренное служение. А когда игумен узнал о знамении, виденном Александром, то благословил его на подвиг и послал с ним опытного старца. Александр взял с собой две иконы: Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая.

По житийному описанию Александр был «лицем сух, образом умилён, ... власы русы, вполы сед».

Чтобы получить право на землю для обители, Александр, по житийному описанию в изложении К. А Докучаева-Баскова, «явился к «боярыне новгородской» (вероятно, вдовствующей жене того Иоанна, который выдал отцу его, Никифору, грамоту на заселение слободы Ошевенской) Анастасии и сыну ее Георгию, прося у них земли для обители, так как избранное им место находилось в их вотчине. Те с великою радостию предложили ему всю волость. Но смиренный Александр, чтобы не оскорбить родителей присвоением себе слободской земли, отказался от такого дара. Щедрая боярыня написала ему четыре грамоты на владение обширными землями и угодьями в области Каргопольской и одарила подарками».

Возник монастырь, по утверждению Г.В.Алферовой, в 1455 году, хотя благословение на учреждение монастыря было получено Александром от архиепископа Новгородского Ионы, который занимал кафедру в 1458-1470 годах. А вот священник Иоанн Бухарев сообщает, что Александр основал монастырь в 1452 году.

В разночтении дат основания монастыря не следует усматривать противоречия. Выбор места и первоначальное обоснование Александра на берегу Чурьеги, естественно, произошли ранее, чем было получено благословение на основание обители. Ясно одно, что свершилось это в середине XV века.

Об Александре Ошевенском и его чудотворных деяниях написано немало. В разных собраниях имеются списки его «Жития». Остановимся кратко лишь на некоторых событиях, связанных с историей этого благословенного места.

Слава о святой жизни Александра быстро распространялась в округе, и вскоре к нему стали отовсюду стекаться православные. При жизни преподобного была построена шатровая церковь во имя св. Николая. На пожертвования прихожан церковь была украшена и в ней построены кельи. Так в шестидесятые годы XV века возник монастырь, ставший позднее называться Александро-Ошевенским.

По смерти Александра в 1479 году его обитель, у которой не оказалось покровителей, была разорена. Тогда сельчане упросили юного дьяка Матфея, сына их приходского священника, стать игуменом. Матфей по причине своей юности не соглашался. Но когда приходской староста, уже глубокий старец, с именем Леонтий, вспомнил предсказание преподобного Александра и сказал Матфею, что он пострижётся, будет во всём ему помощником и они вместе спасут обитель. Матфей согласился и принял постриг с именем Максим. Он правил обителью сорок лет, возведя новую церковь Успения Богородицы (Успенскую). Деревянные храмы в XVI веке по ветхости были заменены новыми, однако вскоре они сгорели в жестоком пожаре.

Но на то оно и святое место, что на нём были вновь выстроены храмы. В 1706 году на обитель обрушился ещё один пожар, сильный и беспощадный. Сгорел почти весь монастырь. После этого начали возводить уже каменные постройки. В XIX веке ансамбль монастыря, окружённого каменной стеной, был завершён. В него вошли две церкви (Никольская и Успенская), колокольня, каменная ограда со Святыми воротами и кельи, расположенные по периметру ограды.
План монастыря XVIII-XIX вв.:
1-Успенский собор, 1707-58 гг.
2- колокольня, 1774 г.
3-Покровская ц., 1900 г.,
4-Святые ворота, 1830-36 гг....

Самая старая из сохранившихся построек — Успенский собор (1707). В нём — два этажа: на первом находится Сретенская церковь, на втором — Успенская. А рядом возвышается монастырская колокольня.

Обитель Александра Ошевенского имела большое значение для местного края. Из неё вышли известные подвижники: преподобный Пахомий Кенский, воспитавший преподобного Антония Сийского; преподобный Кириак, основавший Сырынскую обитель и др.

Стоит обитель напротив священной рощи. Местные жители покажут Вам священный камень, связанный, по преданию, с пребыванием здесь Александра Ошевенского.

Разные легенды здесь можно услышать. Одна из них гласит о том, что когда Александр проходил у деревни Халуй (в 3-4 верстах от Ошевенска), то попросил у селян воды, но они отказали ему. Тогда, изумленный людской скупостью, святой ударил посохом по земле и воскликнул: «Быть вам у воды и без воды». Не успел отзвучать его голос, как ушла вода из реки под землю. И в самом деле: есть такое место на Чурьеге, где речка течет под землей. Стоишь у сухого русла и удивляешься: уж не вправду ли чудотворец воду от скупых людей отвёл? Позднее там, где река выходит из-под земли, жители деревни поставили часовню в знак своего покаяния.

В своей обители Александр провел 27 подвижнических лет. Скончался в 1479 году. Святого Александра поминают 20 апреля/3 мая в день преставления и в третью неделю по Пятидесятнице в соборе Новгородских святых. По житийному описанию мощи его почивали под спудом в Успенской церкви. Однако, когда по постановлению Наркомата юстиции от 1/14 февраля 1919 года об организации вскры­тия мощей святых угодников 1 ноября 1928 года рака с мощами Александра Ошевенского была вскрыта, мощей там не оказалось.

Сегодня Александро-Ошевенский монастырь переживает своё возрождение.  Мучительно и долго, но восстаёт. Ещё в последние годы советской власти были попытки его реставрации. Работы по восстановлению монастыря периодически приостанавливались. Леса на храмах от времени чернели. Территория зарастала бурьяном. В кельях местная молодёжь разводила костры... Много обид претерпел монастырь.

И только сейчас можно надеяться на полное его восстановление. Во всяком случае, жизнь христианская туда вернулась, обычаи православные вновь своё место обрели. Многолюдными стали дни памяти Александра Ошевенского. Приезжают паломники из Москвы, Петербурга, Архангельска, Каргополя и других мест. Отремонтирован Никольский надвратный храм. 
Надвратный Никольский храм
В Свято-Никольском надвратном храме вновь ведется служба. Восстанавливаются и монашеские кельи. Монастырь оживает, поднимаясь из руин, храмы вновь начинают действовать.
Не спешите покидать Ошевенск после того, как побываете в монастыре. Здесь ещё много удивительного и примечательного.

В десяти верстах от Александро-Ошевенского монастыря некогда находилась приписанная к нему маленькая Спасо-Озерская пустынька, существовавшая с XVI века. А вокруг — святые места, связанные с именем преподобного. Это пять почитаемых камней, на которых остались следы пребывания святого. В сосновой роще, вблизи монастыря, вы увидите гранитный валун, на берегу Святого озера — четыре, а у сухого русла реки Халуй — три поклонных (обетных) креста.

Неподалёку от деревни Поздышево находятся святые роднички, над которыми возвышается крест. Александровский ручей, берущий здесь начало, впадает в Александровское озеро. По преданию, здесь останавливался Александр во время своих путешествий.

Ошевенск

Характерной особенностью Каргополья является расположение населённых пунктов как скопление нескольких поселений, составляющий единый куст деревень. Кусты эти, как правило, далеко друг от друга расположены. Зато в самом кусте они сливаются в одно поселение. Иногда приезжего вводят в заблуждение сами названия. Так, из Каргополя автобус идёт на Ошевенск, а при выезде из города стоит указатель на Ширяиху. На самом деле это одно и то же место.

Ошевенский куст деревень в прошлом состоял из несколько селений: Погост, Ширяиха, Михеева, Низ, Обресково, Борок, Малый Халуй, Большой Халуй, Подляжье, Петрова, Логачева, Гарь.
Карта Ошевенской слободы XVIII в.
(из книги Г.В.Алферовой)
Сегодня это, практически, одно поселение, именуемое Ошевенском, состоящее из четырёх деревень: Погост, Ширяиха, Халуй и Низ. Так и сформировались: с одной стороны реки — Александро-Ошевенский монастырь, с другой — куст деревень с сохранившимися деревянными храмами.

На территории села были выстроены церковь и три часовни, одна из которых разорена.  Кроме храмов имеется несколько народных святынь. Там, где Александр Ошевенский отправил воду реки под землю, стоят три обетных креста под навесом. На другом берегу реки расположен ещё один обетный крест. Несколько обетных крестов стоят под почитаемыми елями в поле за деревней Большой Халуй. Неподалёку от Ширяихи в местечке, называемом Валдово, в роще у маленького озерца стояла некогда часовня, а ныне — два обетных креста да камень-следовик, связанный с именем Александра Ошевенского.

Большая деревянная шатровая церковь Иоанна Богослова (1787) в деревне Погост удивляет своей стройностью: на приземистом, высоком восьмерике изящный шатёр, увенчанный главкой с крестом на её вершине. Рядом колокольня. На её низком основании возвышается высокий стройный восьмерик, на котором располагается звонница, окру­жённая по краям столбиками, а над нею виден шатёр купола и главка с крестом.
Когда любуешься этим храмовым комплексом, чувствуется какая-то отточенная изысканность русского зодчего. Обшитые тёсом с помощью кованых гвоздей, церковь и колокольня прекрасно смотрятся и летом в окружении зелени лиственниц и берёз, и осенью за желтизной листьев, и зимой с белоснежно-пушистыми еловыми ветвями.

Деревня Низ примечательна своей двухшатровой часовней, воздвигнутой во имя св. Георгия.
Построена она в XIX веке. Оригинальна в своём зодческом воплощении. Как и все часовни — это клетское сооружение. Но оригинальность ее состоит в том, что на крыше возвышаются сразу два шатра: часовенное завершение и колоколенка. При виде этой часовни вспоминаешь восклицание Г.П. Гунна: «Стоят себе два шатёрчика рядом, один побольше, второй поуже, с меньшей главкой — у колоколенки и радуют глаз своими стройными формами. Двухшатровый силуэт часовни красиво оживляет деревенскую околицу»

Действительно, оживляет. И она живописно смотрится с разных сторон. Идёшь по улице и, увидев часовню, невольно устремляешься к ней. Спустишься вниз по травянистой тропе вдоль деревенских бань, что чередой выстроились по берегу реки Чурьеги, окунёшься в её мягкие воды, поднимешь взор кверху, вновь увидишь часовню, но уже в ином свете. И снова она манит тебя зайти внутрь и поклониться её образам.

В своё время в деревне Малый Халуй была поставлена часовня во имя Ильи-пророка (Ильинская). Ныне она восстановлена и ею можно полюбоваться.

Памятников, связанных с именем св. Александра Ошевенского здесь много. Это — родники, рощи, камни-следовики, не зарастающая тропа, по которой ходил святой в поисках места для обители. Большая их часть расположена по пути из Каргополя в Ошевенск.

В былые времена по этому пути шёл крестный ход. Его участники делали остановки там, где святой отдыхал, пил воду. Тем самым как бы повторялся путь, по которому шёл Александр к месту основания обители.

Характерно, что не только монастырь, но и все другие памятные места (родники, камни, рощи, тропы) посещаемы. Здесь стоят памятные кресты, связывающие наше далёкое прошлое с днём сегодняшним.

Примечания:
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва, Демиург-Арт. 2009.

2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

4. Иллюстрации без автора - из архива сайта.
5. Еще об Ошевенске.