Юлия Ратомская
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Интерес к деревянному зодчеству в российской
науке складывался постепенно. Первые исследования древнерусской
архитектуры относятся к концу XVIII века... Серьезные
исследования деревянной и каменной архитектуры Древней Руси начинаются
во второй половине XIX века, особенное развитие получая в среде
славянофилов — историков, литераторов, философов, рассуждавших о
самобытном, отличном от западного, историческом пути России. Особый
акцент на древнерусской архитектуре, на русском деревянном зодчестве был
обусловлен желанием отрешиться от западноевропейской по происхождению
архитектуры барокко и классицизма и обрести представление о подлинно
русском искусстве, определив "черты его самобытности".
Во второй половине XIX — начале XX века исследователи Л.В.Даль,
В.В.Суслов, И.Э.Грабарь и другие отправлялись в экспедиции к отдаленным
памятникам деревянного зодчества, собирая материалы для первых научных
работ.
|
В.В.Суслов |
В 1895-1901 годах
В.В.Суслов издает «Памятники древнего русского зодчества» в семи
выпусках, что свидетельствовало об особом внимании к этой теме
образованных читателей. Одной из задач исследователя стал сравнительный
анализ русских деревянных храмов и деревянных построек Норвегии. Изучив вновь
обнаруженные деревянные сооружения, сделав их
зарисовки, обмеры, фотографии, ученые пытались сформировать
терминологический ряд, определить особенности дерева как строительного
материала, делали первые шаги в определении типологических особенностей
русских деревянных храмов, выявляли основные типы построек.
Дополнительный интерес памятники деревянного
зодчества вызывали в связи с популярностью в научных кругах теории
одного из основателей Исторического музея в Москве историка
И.Е.Забелина.
|
И.Е.Забелин |
Согласно его концепции ряд форм русских каменных храмов
был обязан своим происхождением древним русским деревянным образцам. По
мнению И.Е.Забелина, итальянские архитекторы времени Василия III лишь
пытались «увековечить в кирпиче... старозаветные формы чисто русских
сооружений».
Первая «История русского искусства» под редакцией
И.Э.Грабаря продолжала устоявшиеся тенденции исследования деревянной
архитектуры. Подчеркивая недостаточность знаний, характерных для начального
периода изучения древнерусского зодчества, И.Э.Грабарь в 1909 году в
|
И.Э.Грабарь |
предисловии к первому тому писал: "Приходилось думать не столько о синтезе,
о выводах из добытого ранее материала, сколько о самом добывании этого
материала". Начиная разговор о русском деревянном храмовом зодчестве с
договора князя Игоря с греками 954 года, И.Э.Грабарь вслед за рядом
предшественников делает акцент на северных деревянных храмах. Опираясь на
существовавшие в тот период представления, исследователь полагал, что "на
юге плотницкое дело было не в почете, и с появлением каменных храмов
деревянные рубились только там, где нельзя было построить каменного."
|
М.В.Красовский |
В вышедшем в период Первой мировой войны двухтомном труде
М.В.Красовского «Курс истории русской архитектуры» деревянному зодчеству был
посвящен отдельный том, в котором исследователь не только останавливался на
истоках русской деревянной архитектуры, терминах, типах сооружений, но также
пытался выстроить историческую эволюцию форм деревянных построек.
В исследованиях послереволюционного периода русское деревянное зодчество
преподносилось как народное искусство, что помогало избегать сложностей в
периоды антирелигиозной пропаганды. Экспедиции 1920-1930-х годов,
организованные И.Э.Грабарем и другими, собрали богатейший материал, который
позволил продолжить изучение региональных особенностей русской деревянной
архитектуры.
Опубликованные в 1942 году монографии С.Я.Забелло, В.Н.Иванова,
П.Н.Максимова «Русское деревянное зодчество», а также в ряде статей вновь
собранные материалы были поданы в виде текста, обмеров и фотографий. Все эти
исследования позволили не только продолжить изучение русского деревянного
зодчества, но и зафиксировать многие исчезнувшие впоследствии постройки, а
также подготовить источниковедческую базу для формирования в послевоенный
период планов экспедиций и программ реставрационных работ. Сведения,
собранные исследователями во второй половине XIX — XX веках, легли в основу
концепций музеев деревянного зодчества, получивших широкое распространение в
1960-е годы.
|
А.В.Ополовников |
Историк архитектуры П.Н.Максимов стал автором специальных разделов,
посвященных русскому деревянному зодчеству, в
вышедших в 1950-е годы «Истории русского искусства» и «Истории русской
архитектуры».
И.В.Маковецкий, Е.А.Ащепков, А.В.Ополовников внесли
неоценимый вклад в изучение русского деревянного зодчества в 1950-1970-е
годы, внимательно исследуя памятники деревянной архитектуры отдельных
регионов.
|
Ю.С.Ушаков |
Этапным в обучении архитекторов-реставраторов и архитектуроведов стал
написанный Ю.С.Ушаковым раздел о деревянной архитектуре в учебнике «История
русской архитектуры», впервые выпущенном в 1984 году
В 2000-е годы труды В.П.Орфинского, И.Е.Гришиной, И.Н.Шургина, А.Б.Бодэ
и многих других исследователей позволили расширить представление о
памятниках русской деревянной архитектуры, а также констатировать
многочисленные трагические утраты уникальных построек разных веков, погибших
в результате ветхости, пожаров, равнодушия местных властей, а также
отсутствия реальных возможностей для спасения обветшавших шедевров у
заинтересованных специалистов и реставраторов.
Примечания:
1. Из
книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV-XIX вв."
М. Кучково поле. 2015.
2. С
небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.