Л.Попова,
сотрудник Каргопольского музея
КАРГОПОЛЬ - ОБЪЕКТ
НАСЛЕДИЯ
С 1970 года он носит статус малого исторического города России, что
накладывает свой отпечаток на его развитие, на поиск путей выживания в
современный период. В 1990 году решением правительства статус
Каргополя подтвержден.
В год своего 850-летнего юбилея, в 1996 году, Каргополь включен в группу 26
городов - объектов первоочередной реализации Федеральной целевой Программы
"Возрождение, реконструкция и реставрация исторических малых и средних
городов России". "Комплексная региональная программа сохранения и
использования историко- культурного и природного потенциала г.Каргополя и
Каргопольского района" была подготовлена Российским НИИ культурного и
природного наследия в 1997 г.
На основании поручения Президента РФ Б.Н.Ельцина от 04.07.1996 г. были
выделены средства на разработку "Программы возрождения и комплексной
реконструкции г.Каргополя". Работа выполнена Российским научным и проектным
институтом реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН) в 1998 г.
В этих документах отмечалась уникальность Каргополья как одного из самых
известных в России и за ее пределами заповедных историко-культурных и
природных комплексов. Для подобных территорий, экономический потенциал
которых не получил достаточного развития, но которые обладают богатейшим
потенциалом культурного и природного наследия, перспектива развития
определялась как использование главного своего ресурса во взаимосвязи с
другими отраслями хозяйственного комплекса.
На стыке ХХ и ХХ веков ситуация с историческими городами претерпела значительные изменения в
связи с переменами в состоянии архитектурно- градостроительного наследия, а
также в результате осуществления ряда законодательных и управленческих
инициатив.
В 2002 году принимается Федеральный закон "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов РФ". Нашло правовое признание
понятия "историческое поселение", но вместе с тем актуализируется проблема
объективной идентификации городских поселений в качестве исторических. В
основе ее - необходимость комплексной оценки культурного наследия поселений,
кардинальный пересмотр подхода к отбору исторических городов.
Госстрой России поручил, а ИНРЕКОН провел работу по научному обоснованию
критериев отнесения городов и иных поселений к категории исторических по
уровню ценности их историко-культурного наследия, которые предложены в
качестве основы для подготовки проектов постановлений Правительства РФ об
утверждении Положения об историческом городе и Перечня исторических
поселений России.
К разработкам ИНРЕКОНа приложен предполагаемый список исторических городов
федерального значения в количестве 50. Из городов Архангельской области
упоминается только Каргополь в списке возможного дополнения.
Привлекает внимание и другая концепция, объединяющая два понятия:
"историко-культурное наследие" и "туризм". С целью возрождения исторических
городов Северо-Запада России в 2003 году НИИП градостроительства приступил к
разработке концепции организации международной историко-рекреационной зоны
"Серебряное кольцо". Перед авторами "Серебряного кольца" стояла задача
определить и обосновать его границы, выделить историко-рекреационные зоны,
отвечающие системе критериев международного масштаба, наметить туристические
маршруты, учитывающие исторические пути и привлекательность объектов,
разработать комплекс мероприятий по созданию условий для возрождения
исторических городов.
В предполагаемую историко-рекреационную зону "Серебряное кольцо" включены
"Малое кольцо" - территория, прилежащая к Санкт-Петербургу, и "Большое",
сформированное на основе трех центров: Вологды, Архангельска, Петрозаводска.
На карте, прилагаемой к данным исследованиям, как исторические или
туристские центры, отмечены и многие города Архангельской области, в том
числе Каргополь. Исследования продолжаются.
И опять возникает вопрос: будет ли наш город включен в территорию
"Серебряного кольца" как историко-культурный и туристский центр Северо-
Запада?
Почему нас волнует сохранение статуса исторического города? Назову, на мой
взгляд, наиболее веские причины.
1) Район потерял и, вероятно, навсегда былой имидж крупного
района области. Промышленность состоит из мелких и средних частных и
акционерных предприятий лесозаготовительной и перерабатывающей
промышленности, часто переживаемых стадию банкротства. Не имея ни природных
ископаемых, ни крупной промышленности, но имея богатое историко-культурное
наследие, город может претендовать только на статус историко-культурного и
туристского центра Северо-Запада России.
Город "без лица" порождает в сообществе пессимизм, потерю перспективы,
миграционные процессы и т.д. Статус города, его достойный имидж, дает
ощущение собственной значимости, объединяет сообщество вокруг идеи,
порождает инициативу, творчество, поиск путей выживания и действие.
2) Статус исторического города позволяет войти и получить значительную
финансовую поддержку из федеральных целевых программ на сохранение и
развитие историко-культурного наследия, что не по силам ни субъекту, ни тем
более муниципальному образованию.
3) На основе сохранения, использования и развития историко-культурного
наследия возможен один из путей выживания древнего города - развитие
туризма. Безусловно, и наследие, и туризм должны рассматриваться в единстве
с развитием всего социально-экономического комплекса территории.
Понимаем, что статус исторического города в настоящее время достаточно
формален. Исторический город не рассматривается как развитие в целом
уникальной территории. Нет финансовой, управленческой специфики, особого
режима налогообложения. Нет поддержки развитию инфраструктуры города.
Сохранение памятников истории и культуры само по себе, без решения задачи их
использования и включения в единый хозяйственный механизм, не обеспечит
экономического развития территории. В осуществлении региональной политики на
современном этапе город рассматривается как один из многих, без учета его
уникальности. Поэтому в основном проблемы выживания решаются на
муниципальном уровне и тернистые пути их решения мало отличаются от других
провинциальных городов России.
Несмотря на проблематичность, предпринимаются меры, которые могут быть
учтены при обосновании (властями ли, сообществом ли) статуса исторического
города и направлены на развитие территории.
С 2000 года возобновлено сотрудничество с Росcийским
государственным НИПИ урбанистики Санкт-Петербурга по разработке нового
Генерального плана г. Каргополя, составной частью которого должен также
стать документ "О зонах охраны памятников истории и культуры г. Каргополя".
Завершение работы ожидается в 2006 году. Кстати, 60 % малых и средних
историче-ских городов в настоящее время документов по зонам охраны не имеют.
При поддержке Института Открытого Общества разработана "Стратегия развития
МО "Каргопольский район", администрацией МО - уже вторая "Программа развития
туризма", проведена работа с Геральдическим советом при Президенте РФ по
официальному признанию исторического герба г. Каргополя, утвержденного
решением Собрания депутатов МО и внесенного в Государственный геральдический
регистр РФ (21.09.2004 г. за N1511) .
Разработана "Программа развития культуры" на территории района, подготовлены
и включены предложения в проект Федеральной подпрограммы "Культура Русского
Севера".
Таким образом, проведена значительная теоретическая, документальная работа.
В реализации же принятых программ и планов есть положительные результаты,
есть проблемы и противоречия.
Одна из таких проблем - сохранение памятников и их исторической среды. В
настоящее время историко-культурное наследие рассматривается как
историко-культурная территория (памятники, окружающий ландшафт, сохранение
традиционной застройки, традиционного расселения и природопользования и
т.д.).
На поддержку отдельных памятников федерального значения (их в районе 28)
поступают средства из федерального бюджета. В течение 2002-2004 гг. выделено
10,5 млн. руб., хотя этого недостаточно при большом скоплении памятников на
территории района и при их современном состоянии.
Сложнее обстоят дела с памятниками регионального и местного значения, на
сохранение которых средств не находится ни в бюджете субъекта, ни в
муниципальном. Это прежде всего деревянная купеческая застройка центральной
части города, которая не ремонтируется, ветшает, зачастую горит, и
замещается новыми, иногда чужеродными, строениями, что приводит к разрушению
городской исторической среды. Один из путей - привлечение инвесторов к
разрешению этой проблемы, так в течение 2002-2004 гг. на реставрацию 6
памятников местного значения привлечено 2200 тыс. руб.
Обычно отделом архитектуры даются указания по пропорциям, внешнему облику
реставрируемых или строящихся в исторической части города застроек, но
принудить хозяев к выполнению требований архитектора достаточно трудно. У
значительной части сообщества и власти бытует весьма устойчивое мнение о
том, что незачем сохранять облик деревни в центре города, лучше новые дома
построить, чем старые реставрировать. Понятно стремление жителей города к
цивилизации, к использованию новых строительных материалов, современных
проектов. Но кирпич, пластик, армянский стиль:Небрежное отношение к
планировке и названию улиц: Или к наименованию пунктов питания и проживания:
Зачем называть новую гостиницу "Каргополь", если у нас есть уже привычная
"Каргополочка"? Что означает для каргопольцев название ресторана "Свобода"?
Прекрасное имя "Шелковня" сменили на "Гранд", хотя и от Испании мы далеки,
да и от сегодняшнего значения этого слова, глядя на обшарпанное здание или
жуя "колбасу по-москов-ски". Все это ведет к разрушению традиционной среды,
определенной, свойственной для Каргополя ауры, снижает ценность города как
исторического.
Многого из этого, наверное, можно избежать, если бы патриотичнее и критичнее
к заключению договоров с частниками (как правило, пришлыми) относились
власти и руководители предприятий города и района.
Во всех научно-обоснованных концепциях отправными точками развития Каргополя
называются возрождение и развитие традиционных промыслов и праздников,
деятельность музея, Кенозерского национального парка.
Используя богатое историко-культурное и природное наследие с целью
привлечения туристов на территорию Каргополья, важно повышать
привлекательность данной территории не только совершенствованием
предлагаемого турпродукта, но и развитием инфраструктуры туризма,
благоустройством города и села, что на сегодня является болезненными и
трудно решаемыми проблемами.
Сегодня, говоря о развитии туризма, есть возможность рассматривать его как
отрасль, способствующую возрождению малых исторических городов России. Но
этому мешает отсутствие на современном этапе государственной поддержки
туризма. Закон о туризме сохраняет его как услугу, которая не может
рассматриваться как градоформирующая функция, прямые доходы от этой услуги
низки, следовательно главы администраций слабо заинтересованы в развитии
туризма на своих территориях.
Россия стоит на последнем месте в мире по использованию историко-
культурного наследия, которое должно рассматриваться совместно еще с двумя
составляющими: бизнес и туризм. У нас же каждое из составляющих - само по
себе, и на государственном, и на муниципальном.
Настораживает и реформа организации местного само-управления согласно
Федерального Закона от 16.10.2003 г.
131. Каргопольский район раздробился на 6 муниципальных образований, из
функций районной власти исключены управление культурой, туризмом,
архитектурой, комитетом по имуществу. Учитывая уникальность города, возможно
было бы сделать исключение из правил, т.е. в чем-то отступить от общей
системы управления, сохранив на уровне МО района специфичные для
исторического города функции.
Несмотря на тернистость пути, потенциал нашего города должен быть им
использован для своего выживания и развития. Очень важно при этом понимание
проблем исторического города как властью, так и сообществом. Очень важно
вовремя принять меры для подтверждения статуса исторического поселения г.
Каргополем. Важно не опоздать.
Примечания: