Л.Попова,
сотрудник Каргопольского музея

КАРГОПОЛЬ - ОБЪЕКТ  НАСЛЕДИЯ

С 1970 года он носит статус малого исторического города России, что накладывает свой отпечаток на его развитие, на поиск путей выживания в современный период. В 1990 году решением правительства  статус Каргополя подтвержден.

В год своего 850-летнего юбилея, в 1996 году, Каргополь включен в группу 26 городов - объектов первоочередной реализации Федеральной целевой Программы "Возрождение, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".  "Комплексная региональная программа сохранения и использования историко- культурного и природного потенциала г.Каргополя и Каргопольского района" была подготовлена Российским НИИ культурного и природного наследия в 1997 г.

На основании поручения Президента РФ Б.Н.Ельцина от 04.07.1996 г. были выделены средства на разработку "Программы возрождения и комплексной реконструкции г.Каргополя". Работа выполнена Российским научным и проектным институтом реконструкции исторических городов (ИНРЕКОН) в 1998 г.

В этих документах отмечалась уникальность Каргополья как одного из самых известных в России и за ее пределами заповедных историко-культурных и природных комплексов. Для подобных территорий, экономический потенциал которых не получил достаточного развития, но которые обладают богатейшим потенциалом культурного и природного наследия, перспектива развития определялась как использование главного своего ресурса во взаимосвязи с другими отраслями хозяйственного комплекса.

На стыке ХХ и ХХ веков ситуация с историческими городами претерпела значительные изменения в связи с переменами в состоянии архитектурно- градостроительного наследия, а также в результате осуществления ряда законодательных и управленческих инициатив.

В 2002 году принимается Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". Нашло правовое признание понятия "историческое поселение", но вместе с тем актуализируется проблема объективной идентификации городских поселений в качестве исторических. В основе ее - необходимость комплексной оценки культурного наследия поселений, кардинальный пересмотр подхода к отбору исторических городов.

Госстрой России поручил, а ИНРЕКОН провел работу по научному обоснованию критериев отнесения городов и иных поселений к категории исторических по уровню ценности их историко-культурного наследия, которые предложены в качестве основы для подготовки проектов постановлений Правительства РФ об утверждении Положения об историческом городе и Перечня исторических поселений России.

К разработкам ИНРЕКОНа приложен предполагаемый список исторических городов федерального значения в количестве 50. Из городов Архангельской области упоминается только Каргополь в списке возможного дополнения.

Привлекает внимание и другая концепция, объединяющая два понятия: "историко-культурное наследие" и "туризм". С целью возрождения исторических городов Северо-Запада России в 2003 году НИИП градостроительства приступил к разработке концепции организации международной историко-рекреационной зоны "Серебряное кольцо". Перед авторами "Серебряного кольца" стояла задача определить и обосновать его границы, выделить историко-рекреационные зоны, отвечающие системе критериев международного масштаба, наметить туристические маршруты, учитывающие исторические пути и привлекательность объектов, разработать комплекс мероприятий по созданию условий для возрождения исторических городов.

В предполагаемую историко-рекреационную зону "Серебряное кольцо" включены "Малое кольцо" - территория, прилежащая к Санкт-Петербургу, и "Большое", сформированное на основе трех центров: Вологды, Архангельска, Петрозаводска. На карте, прилагаемой к данным исследованиям, как исторические или туристские центры, отмечены и многие города Архангельской области, в том числе Каргополь. Исследования продолжаются.

И опять возникает вопрос: будет ли наш город включен в территорию "Серебряного кольца" как историко-культурный и туристский центр Северо- Запада?

Почему нас волнует сохранение статуса исторического города? Назову, на мой взгляд, наиболее веские причины.

1) Район потерял и, вероятно, навсегда былой имидж крупного района области. Промышленность состоит из мелких и средних частных и акционерных предприятий лесозаготовительной и перерабатывающей промышленности, часто переживаемых стадию банкротства. Не имея ни природных ископаемых, ни крупной промышленности, но имея богатое историко-культурное наследие, город может претендовать только на статус историко-культурного и туристского центра Северо-Запада России.

Город "без лица" порождает в сообществе пессимизм, потерю перспективы, миграционные процессы и т.д. Статус города, его достойный имидж, дает ощущение собственной значимости, объединяет сообщество вокруг идеи, порождает инициативу, творчество, поиск путей выживания и действие.

2) Статус исторического города позволяет войти и получить значительную финансовую поддержку из федеральных целевых программ на сохранение и развитие историко-культурного наследия, что не по силам ни субъекту, ни тем более муниципальному образованию.

3) На основе сохранения, использования и развития историко-культурного наследия возможен один из путей выживания древнего города - развитие туризма. Безусловно, и наследие, и туризм должны рассматриваться в единстве с развитием всего социально-экономического комплекса территории.

Понимаем, что статус исторического города в настоящее время достаточно формален. Исторический город не рассматривается как развитие в целом уникальной территории. Нет финансовой, управленческой специфики, особого режима налогообложения. Нет поддержки развитию инфраструктуры города. Сохранение памятников истории и культуры само по себе, без решения задачи их использования и включения в единый хозяйственный механизм, не обеспечит экономического развития территории. В осуществлении региональной политики на современном этапе город рассматривается как один из многих, без учета его уникальности. Поэтому в основном проблемы выживания решаются на муниципальном уровне и тернистые пути их решения мало отличаются от других провинциальных городов России.

Несмотря на проблематичность, предпринимаются меры, которые могут быть учтены при обосновании (властями ли, сообществом ли) статуса исторического города и направлены на развитие территории.

С 2000 года возобновлено сотрудничество с Росcийским государственным НИПИ урбанистики Санкт-Петербурга по разработке нового Генерального плана г. Каргополя, составной частью которого должен также стать документ "О зонах охраны памятников истории и культуры г. Каргополя". Завершение работы ожидается в 2006 году. Кстати, 60 % малых и средних историче-ских городов в настоящее время документов по зонам охраны не имеют.

При поддержке Института Открытого Общества разработана "Стратегия развития МО "Каргопольский район", администрацией МО - уже вторая "Программа развития туризма", проведена работа с Геральдическим советом при Президенте РФ по официальному признанию исторического герба г. Каргополя, утвержденного решением Собрания депутатов МО и внесенного в Государственный геральдический регистр РФ (21.09.2004 г. за N1511) .

Разработана "Программа развития культуры" на территории района, подготовлены и включены предложения в проект Федеральной подпрограммы "Культура Русского Севера".

Таким образом, проведена значительная теоретическая, документальная работа.

В реализации же принятых программ и планов есть положительные результаты, есть проблемы и противоречия.

Одна из таких проблем - сохранение памятников и их исторической среды. В настоящее время историко-культурное наследие рассматривается как историко-культурная территория (памятники, окружающий ландшафт, сохранение традиционной застройки, традиционного расселения и природопользования и т.д.).

На поддержку отдельных памятников федерального значения (их в районе 28) поступают средства из федерального бюджета. В течение 2002-2004 гг. выделено 10,5 млн. руб., хотя этого недостаточно при большом скоплении памятников на территории района и при их современном состоянии.

Сложнее обстоят дела с памятниками регионального и местного значения, на сохранение которых средств не находится ни в бюджете субъекта, ни в муниципальном. Это прежде всего деревянная купеческая застройка центральной части города, которая не ремонтируется, ветшает, зачастую горит, и замещается новыми, иногда чужеродными, строениями, что приводит к разрушению городской исторической среды. Один из путей - привлечение инвесторов к разрешению этой проблемы, так в течение 2002-2004 гг. на реставрацию 6 памятников местного значения привлечено 2200 тыс. руб.

Обычно отделом архитектуры даются указания по пропорциям, внешнему облику реставрируемых или строящихся в исторической части города застроек, но принудить хозяев к выполнению требований архитектора достаточно трудно. У значительной части сообщества и власти бытует весьма устойчивое мнение о том, что незачем сохранять облик деревни в центре города, лучше новые дома построить, чем старые реставрировать. Понятно стремление жителей города к цивилизации, к использованию новых строительных материалов, современных проектов. Но кирпич, пластик, армянский стиль:Небрежное отношение к планировке и названию улиц: Или к наименованию пунктов питания и проживания: Зачем называть новую гостиницу "Каргополь", если у нас есть уже привычная "Каргополочка"? Что означает для каргопольцев название ресторана "Свобода"? Прекрасное имя "Шелковня" сменили на "Гранд", хотя и от Испании мы далеки, да и от сегодняшнего значения этого слова, глядя на обшарпанное здание или жуя "колбасу по-москов-ски". Все это ведет к разрушению традиционной среды, определенной, свойственной для Каргополя ауры, снижает ценность города как исторического.

Многого из этого, наверное, можно избежать, если бы патриотичнее и критичнее к заключению договоров с частниками (как правило, пришлыми) относились власти и руководители предприятий города и района.

Во всех научно-обоснованных концепциях отправными точками развития Каргополя называются возрождение и развитие традиционных промыслов и праздников, деятельность музея, Кенозерского национального парка.

Используя богатое историко-культурное и природное наследие с целью привлечения туристов на территорию Каргополья, важно повышать привлекательность данной территории не только совершенствованием предлагаемого турпродукта, но и развитием инфраструктуры туризма, благоустройством города и села, что на сегодня является болезненными и трудно решаемыми проблемами.

Сегодня, говоря о развитии туризма, есть возможность рассматривать его как отрасль, способствующую возрождению малых исторических городов России. Но этому мешает отсутствие на современном этапе государственной поддержки туризма. Закон о туризме сохраняет его как услугу, которая не может рассматриваться как градоформирующая функция, прямые доходы от этой услуги низки, следовательно главы администраций слабо заинтересованы в развитии туризма на своих территориях.

Россия стоит на последнем месте в мире по использованию историко- культурного наследия, которое должно рассматриваться совместно еще с двумя составляющими: бизнес и туризм. У нас же каждое из составляющих - само по себе, и на государственном, и на муниципальном.

Настораживает и реформа организации местного само-управления согласно Федерального Закона от 16.10.2003 г. 131. Каргопольский район раздробился на 6 муниципальных образований, из функций районной власти исключены управление культурой, туризмом, архитектурой, комитетом по имуществу. Учитывая уникальность города, возможно было бы сделать исключение из правил, т.е. в чем-то отступить от общей системы управления, сохранив на уровне МО района специфичные для исторического города функции.

Несмотря на тернистость пути, потенциал нашего города должен быть им использован для своего выживания и развития. Очень важно при этом понимание проблем исторического города как властью, так и сообществом. Очень важно вовремя принять меры для подтверждения статуса исторического поселения г. Каргополем. Важно не опоздать.

 

 Примечания:
1. Из районной газеты "Каргополье" от 7.06.2006.
2. С небольшими сокращениями.
3. Эта статья попалась нам 11    лет назад. Интересно, в какой степени эти решения выполнены?