< Кенозерье

А.Пономарев, А.Бодэ

ОТ КАРГОПОЛЯ ВНИЗ ПО ОНЕГЕ

На Ошевенск

Путь от Каргополя на Ошевенск — одна из самых красивых дорог Каргополья. В деревне Поздышевская сохранились добротные крестьянские дома XIX столетия. К сожалению, многие из них уже давно нежилые. Если после Поздышевской свернуть направо, километра через три откроется широкое поле. Это урочище Грихневское — место бывшей деревни, от которой осталась только часовня.
Часовня XIX в. в урочище Грихневская. Фото А.Бодэ
Постройка относится к XIX веку, причем возводилась она в два этапа. Первоначально часовня представляла собой небольшой квадратный сруб с галерейкой, на месте которой позже были устроены сени, а над ними — шатровая звонница.
Ряжевый мост через р.Чурьегу в селе Ошевенское. Фото А.Пономарева
Дальше по дороге в деревне Река находится деревянный мост через Чурьюгу и несколько домов с расписными свесами кровель. Это еще одна характерная черта каргопольской крестьянской архитектуры.

На протяжении нескольких километров перед Александро-Ошевенским монастырем дорога становится прямой, словно стрела, и в створе виднеются памятники древней святыни.

Александро-Ошевенский монастырь был основан в 1453 году на левом берегу Чурьюги. Это единственный сохранившийся монастырь в Каргополье. В древности все постройки монастыря были деревянными, что подтверждается многочисленными изображениями архитектурного ансамбля на иконах преподобного Александра Ошевенского. К сожалению, ни одна из деревянных построек не сохранилась до нашего времени. Несколько лет назад безвозвратно погибла монастырская надкладезная часовня, имевшая форму четырехгранного шатра на четырех столбах.

К селу Ошевенскому от монастыря ведет деревянный рубленый мост. Село большое и включает в себя деревни Погост, Ширяиха, Низ, соединенные единой улицей, которая проходит вдоль реки. Большинство домов расположено вдоль главной улицы, на берегу Чурьюги уютно разместились небольшие баньки и амбары. Наряду с дорогами, Ошевенское обладает сохраняющимися до настоящего времени зрительными связями между главными объектами — монастырем, церквами и часовнями. Интересные виды открываются с главной улицы, от реки и с полей, окружающих село.

Совершим небольшое путешествие по селу. Название первой деревни, которая встречается нам на пути, — Погост. Здесь находится старинное кладбище, где в окружении лиственниц и берез стоит шатровая Богоявленская церковь (1787). Основа ее — мощный восьмерик, завершенный восьмигранным шатром с главкой на невысокой шее. Формы церкви, не характерные для конца XVIII столетия, свидетельствуют о том, что она повторяет постройку более раннего времени. С востока к церкви прирублен двухчастный алтарь, с прямоскатным покрытием и двумя главками. С запада устроена просторная трапезная. Вход в храм с северной стороны. Фасады церкви не повторяют друг друга. Разновеликие объемы, умело и живописно скомпонованные друг с другом, позволяют по-разному воспринимать памятник с различных ракурсов.
Богоявленская церковь 1787 г. в д.Погост. Фото А.Пономарева
Колокольня составляет единую композицию с храмом. Она поставлена на низком четверике, который переходит в восьмерик и через ярус звона венчается стройным шатром с изящной главкой. На старых фотографиях можно увидеть невысокую рубленую ограду с башенками, которая окружала ансамбль погоста. Особенно красиво храмовый ансамбль воспринимается с главной деревенской улицы и от реки Чурьюги.

Ошевенское богато интереснейшими памятниками гражданской архитектуры. Старые добротные крестьянские избы XIX столетия позволяют ему сохранять образ старинного северного села. До недавнего времени здесь еще сохранялись курные или рудные избы, топившиеся по черному. Изба Попова из деревни Погост была перевезена в Каргопольский сектор музея деревянного зодчества в Малых Корелах. Но гораздо интереснее смотреть на памятники архитектуры в их естественном окружении, ибо перевезенные на новое место, вырванные из естественной среды, они во многом теряют свою самобытность.
Село Ошевенское. Фото А.Пономарева
с.Ошевенское. Дом Ушакова. Фото А.Пономарева
Интересный памятник Ширяихи — изба Ушакова — большой двухэтажный деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам от слухового окна изображены лев и львица.

Георгиевская часовня XIX в.
в д.Низ. Фото А.Пономарева
В деревне Низ сохранилась своеобразная Георгиевская часовня, возведенная в XIX столетии. По своим формам она представляет прямоугольный сруб, увенчанный двумя шатрами, один из которых принадлежит собственно часовне, а второй — звоннице. У крыльца вместо порога лежит большая каменная плита. Стройный силуэт часовни особенно хорошо воспринимается с дороги и с берега Чурьюги.

Две подобные часовни существовали в расположенных рядом деревнях Большой и Малый Халуй, одна из них существует до сих пор, но с утраченным верхом. Интересные образцы традиционных крестьянских построек сохранились в деревне Гарь.

Селения Ошевенской волости составляют единый пространственный ансамбль, прекрасным дополнением которого является сама природа Каргополья.

В селе Волосово (Трофимовская) на левом берегу Онеги некогда возвышалась шатровая Никольская церковь. Она была построена в 1670 году. Первоначально к основному срубу примыкала галерея, следы от которой видны на южной стене. В 1765 году к церкви была пристроена трапезная. Сейчас от здания сохранился лишь главный сруб в виде восьмерика на четверике с прямоугольным алтарным прирубом, покрытым бочкой. Шатровый верх и трапезная разрушились. Над углами четверика, судя по зарубкам на бревнах, были декоративные кокошники. Внутри церкви сохранились остатки старинного иконостаса с расписными тяблами.
Село Волосово. Никольская церковь 1670 г.
Вид в 2012 г. Фото А.Бодэ
Церковь и колокольня в с.Волосово. Фото из архива Каргопольского музея
Временное консервационное покрытие основного сруба уже давно обветшало, над алтарем зияют дыры, внутри — запустение и сырость. Дойдет ли дело до реставрации одного из древних памятников Онеги или он обрушится раньше?

Обращает на себя внимание сходство архитектурного решения церквей в Саунино и Волосово, а также время их постройки — одна за другой. Может быть, над их созданием трудились одни и те же мастера.

От Архангело до Конева

 Километрах в пятидесяти от Каргополя, ниже по Онеге, расположено село Архангело. Здесь на левом берегу Онеги сохранился интересный ансамбль, включающий разновременные памятники.
Село Архангело. Рис. А.Бодэ
Церковь Михаила Архангела была срублена в 1715 году. Это единственный сохранившийся до нашего времени кубоватый храм в верховьях Онеги.

Церковь Михаила
Архангела
1715 г. Фото А.Бодэ
Основу памятника составляет мощный четверик, завершенный огромным приплюснутым кубом, вытягивающимся в центральную главу. По углам куба поставлено еще четыре главы. С востока к основному объему прирублен пятигранный алтарь, занимающий практически всю ширину четверика. Алтарь завершен высокой бочкой без главки. С запада к церкви прирублен небольшой притвор. Такая композиция подчеркивает пирамидальное и массивное по пропорциям построение храма. Возможно, строители Архангельской церкви находились под сильным влиянием каргопольской каменной архитектуры, создавая в дереве формы, образно сходные с каменными. В храме сохранилось живописное пятнадцатигранное небо, выполненное в XIX столетии в технике масляной живописи. Как отмечает Т.М.Кольцова, оно отличается особой парадностью и торжественностью образов.

Сретенская церковь была построена в XIX столетии. По своему типу она принадлежит к ярусным храмам. В ее основе — мощный четверик, над ним — чуть меньший по размерам четверик в несколько венцов, от которого осуществлен переход к венчающему храм восьмерику с куполом-шлемом, увенчанным миниатюрной главкой. Исследователь Каргополья Г.П.Гунн считал, что первоначальное завершение храма было иным. С востока к церкви прирублен пятигранный алтарь, покрытый пятискатной кровлей.

Следует отметить, что, несмотря на разновременность построек, они составляют единый и цельный в архитектурно-художественном отношении ансамбль. Когда-то памятники были окружены оградой из дикого камня, которая в некоторых местах сохранилась до нашего времени.

Вниз по течению Онеги от Архангело до Конева сохранилось несколько интересных памятников деревянного зодчества. Они находятся на разных берегах реки и сейчас труднодоступны. В силу того, что они малоизвестны, некоторые из них требуют особого внимания.

На левом берегу Онеги сохранились часовни в деревнях Преслениха и Быковская.
д.Быковская. Часовня XIX в.
Вид в 2012 г. Фото А.Бодэ
д.Преслениха. Часовня XIX в.
Фото А.Бодэ
Обе возведены в XIX столетии. Интерес представляет часовня в Пресленихе, стоящая на кладбище. Ее четверик перекрыт четырехскатным покрытием и увенчан небольшой главкой. В конце XIX века к четверику пристроили пятистенный алтарь, и часовня была переосвящена в церковь. Часовня в Быковской состоит из сруба молитвенного помещения и сеней под общей двухскатной крышей, над которой возвышается главка.

По правому берегу Онеги в деревне Никольской до недавнего времени стояла церковь-часовня Архистратига Михаила, возвышавшаяся над крутым склоном к воде. Удачно поставленная на самой высокой точке она удивительно гармонично дополняла своим стройным шатром окружающий пейзаж, отовсюду привлекая к себе внимание. По своим формам церковь, срубленная в конце XVIII столетия, проста и выразительна. На невысокий четверик был поставлен крупный восьмерик с крутым повалом, увенчанный стройным шатром. Живописность памятнику придавала четырехгранная колокольня-звонница с невысоким шатром, прирубленная к основному объему с запада. Уникальной особенностью памятника является высокое крыльцо, сложенное из обработанных известняковых плит. Интересно отметить, что в XIX столетии церковь Архистратига Михаила была обращена в часовню. К сожалению, памятник, будучи в свое время отреставрированным, до нашего времени не сохранился.

Клетская часовня Зосимы и Савватия в деревне Варварская датируется XIX веком. Основной объем памятника завершен клинчатой кровлей с широкими полицами. Часовня увенчана изящной главкой на невысокой шейке. С запада поставлена невысокая четырехгранная колокольня, завершенная крестом на шпиле. Крытое крыльцо примыкает к колокольне с севера.

Еще сохранилась часовня в деревне Волово, правда, она находится в сильно перестроенном и обветшавшем состоянии.

Поселок Конево на несколько километров вытянулся вдоль правого берега Онеги. Его главная достопримечательность — часовня святого Алексанлра Невского XVIII столетия.

с.Конево.
Часовня XVIII в.
Фото А.Пономарева
В основе своей это клетская постройка, завершенная клинчатой кровлей с полицами. Конек кровли прорезан небольшим четвериком, несущим изящную чешуйчатую главку. Стройность часовне, поставленной среди сельской застройки, придает высокая кровля, сильно превосходящая по высоте основной четверик. С запада пристроен небольшой притвор с шестигранной звонницей, воссозданной в 1990-х годах. В часовне Александра Невского сохранились шестнадцатигранные «небеса» XIX века, отличающиеся лубочным цветосочетанием и пестротой. Т.М.Кольцова отмечает, что небеса часовни в Конево — самобытный образец народного примитива в росписях Севера.

В Конево сохранились добротные крестьянские дома XIX — начала XX столетия. Некоторые из них отличаются традиционными для Каргополья обшитыми снизу и расписанными свесами кровли.

На противоположном от Конево левом берегу Онеги, в деревне Авдотьино, стоит часовня, срубленная в XIX веке. Она представляет собой постройку клетского типа, ее основной четверик завершен двускатной кровлей с широкими полицами, которые, словно крылья, простираются над галереей-гульбищем. Галерея, устроенная на выпускных бревнах нижней части сруба, окружает часовню с трех сторон. Кровлю поддерживают резные столбы. Памятник был отреставрирован в начале 1990-х годов.
д.Авдотьино.
Часовня
Макария Унженского и Желтоводского.
Фото uchazdneg, сайт sobory.ru
Часовня
в д.Аверкиево.
 Фото А.Пономарева
От Конево через переправу дорога ведет на Кенозеро. Среди интересных традиционных построек, сохранившихся вдоль дороги, стоит отметить часовню XIX столетия в деревне Аверкиево около моста через реку Большая Сондала. Это постройка клетского типа, завершенная двускатной кровлей с луковичной главкой на невысоком барабане. Ее основной сруб с двух сторон — запада и юга — окружен галереей. Нынешнее состояние памятника крайне плачевно.

В деревне Кенорецкой (Из­майловской), на месте которой в древности существовал Кенорецкий Пахомиев монастырь, сохранилось уникальное сооружение — деревянный мост на «городнях» через Кену.
Ряжевый мост через р.Кену в д.Измайловская. Фото А.Афанасьева
Длина моста 126 метров! Быки, поддерживающие длинные пролеты, в плане напоминают лодки.


Примечания:
1. Фрагмент главы "Верхнее Поонежье" из книги "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традици" Москва, Сев. паломник, 2012 г.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Иллюстрации - из статьи.