Правда Северо-Запада
30 мая 2007 (№ 21)

Дмитрий КИНГФИШЕР
Погост и Горы


В прошлом номере мы начали рассказ о старинной деревне Вершинино - административном центре Плесецкого сектора Кенозерского национального парка и поведали о Никольской часовне - символе возрождения Кенозерья. Сегодня мы расскажем вам о селениях Погост и Горы. Старинные названия стёрлись с географических карт, и деревни объединены общим названием - Вершинино. Однако местные жители упорно называют деревни своими названиями. Среди достопримечательностей Погоста - каменный храм Успения Пресвятой Богородицы и Поклонный крест, в Горах - "святая" роща, в Шишкино - часовня Иоанна Богослова.

Страницы истории

Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы появился в далёком 1875 году. В здании церкви сочетаются характерные для многих приходских храмов Севера объёмы и формы: прямоугольная трапезная, кубический храм, пятигранная апсида. До сегодняшнего дня храм сохранился частично - нет колокольни над притвором.
О прошлой жизни Кенозерского погоста рассказывают церковные книги. Так, согласно Ведомости о церкви 1890 года, хранящейся в Национальном архиве республики Карелия, прихожан означенной церкви было 3758 душ, в том числе мужчин - 1768, женщин - 1990. Проживали они в 45 деревнях, количество дворов было 510. Далее в Ведомости о церкви во имя Успения Божией Матери говорится следующее: "Зданием церковь каменная, с таковою же в связи колокольней и оградой, прочные. Престолов в ней два: 1-й тёплый во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, освящён в 1876 году, и 2-й - главный, холодный, во имя Успения Божией Матери, освящён в 1880 году. Утварью, книгами и ризницей достаточна. Часовен в ведении оной церкви 34, зданием все деревянные...". До революции 1917 года храм Успения Божией Матери бережно содержался прихожанами и Церковью. Это видно на фотографиях начала XX века. После революции весь уклад сельской жизни Кенозера и его православных традиций был нарушен.

Возрождение

23 августа 2005 года по благословлению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора Архангельска благочинный протоиерей Владимир Кузив сослужил чин освящения начала ремонтных работ в Успенской церкви. Затем в церкви был выполнен частичный ремонт кровли, закрыты оконные проёмы, сделаны новые полы в алтаре.

В 2004 году была зарегистрирована местная православная религиозная организация - приход храма Успения Божией Матери деревни Вершинино Плесецкого района Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви. Из святых икон уже появилась первая икона - Икона Александра Невского с мощами Святого Благоверного Великого князя. В 2004 году она написана в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге именно для укрепления Кенозерского прихода. В то же время икона посетила Кенозеро, Плесецк, Мирный, и многие жители Плесецкого района приложились к ней. Сейчас она находится в кафедральном Ильинском соборе в Архангельске, но, как только церковь Успения будет восстановлена до возможности богослужений, икона вернётся на Плесецкую землю - в Кенозеро. В 2007 году Кенозерский национальный парк приступил к проектным работам по восстановлению церкви Успения Божией Матери.

Поклонный крест


Традиция установки поклонных крестов в памятных местах до сих пор существует на Кенозерье и бережно хранится местными жителями. 20 августа 2003 года - в год десятилетнего юбилея Кенозерского национального парка - в деревне Погост был освящён Поклонный крест, который установлен на древнем погосте как напоминание о святости этого места. В создании Поклонного креста приняли участие искусствовед Татьяна Кольцова, автор проекта - архитектор Владимир Титов. Искусная резьба на кресте выполнена жителем деревни Вершинино Павлом Бахаревым. Сруб для креста сделан мастером Сергеем Аникиевым, в организации площадки и установке Поклонного креста принимали участие бригада плотников Парка. В год 50-летия Великой Победы здесь была посажена берёзовая роща, за её деревцами бережно ухаживают школьники.

"Святая" роща

Деревенька Горы уютно расположилась на побережье Кенозерского плеса. Столетние избы глядят окнами в бескрайние горизонты Кенозера, его многочисленные острова. На самом краю селения находится "святая" роща. Вершины столетних елей взметнулись к небу, словно свечи, в начале прошлого века свечи горели и в часовне Тихвинской иконы Божьей Матери, которая находилась в деревне. Икона Тихвинской Божьей Матери была широко почитаема, к "Тихвинской Матушке" - северной защитнице - приходили многие жители Кенозерья.
С этой иконой обходили горящие дома, совершали крестные ходы. О святости рощи говорит множество легенд и сказаний, которые бытуют в Вершинино. Так, Пелагея Николаевна Ножкина вспоминает об одной из женщин, ходящей по обету на место сгоревшей уж лет 40 назад часовни Тихвинской иконы Богоматери у д. Горы и оставляющей там деньги, как было принято оставлять в часовне на свечи: "А там есть овраг такой протянутый. Так она все туды деньги бросает - завет такой у ней, говорила".
Трагична история часовни Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей у озера примерно в середине вытянутой вдоль берега деревни Горы. Её сожгли в 1950-е годы; после этого она была возобновлена в ближней роще, но и там простояла недолго - её опять сожгли. Ныне на месте часовни стоят два заветных креста: один ветхий, уже упавший и прислонённый к дереву, другой поставлен недавно.

Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/psz/2007/5/30/8.shtml