Оригинальный адрес документа: http://www.arhpress.ru/psz/2007/6/27/4.shtml

Правда Северо-Запада
27 июня 2007 (№ 25)

Игорь ВАСИЛЬЕВ
Тырышкино


Родина самой маленькой часовни России

В прошлом номере мы рассказали об одной из красивейших деревень Кенозерского национального парка - Зехново. Сегодня продолжаем путешествие по старинным селениям края и поведаем ещё об одной древней деревушке - Тырышкино. Здесь сохранились две часовни, одна из которых - "Крест" - считается самой маленькой в России, и "святая" роща.

Тарышки

Деревня Тырышкино расположена на возвышенном месте, среди небольших, поросших лесом мысов, наволоков и островов. Здесь, как, впрочем, и в других селениях на Кенозере, сохранилась первоначальная планировка деревни. Избы выстроились в два ряда и глядят окнами на озеро.
Освоение прилегающей к деревне территории начато во второй половине III тысячелетия . По преданиям, нынешнее название деревни связано с первыми русскими поселенцами в крае. На Новгородчине и в заонежских погостах "тарышками" называли в XVI-XVII вв. служилых людей среднего достатка: среди них встречались стрельцы, крестьяне, ремесленники и писцы. Ими и было, видимо, основано Тырышкино.

"Святая" роща

За деревней, ближе к лесу, в "святой" роще находятся две часовни. "Крест Успение" - такое название носит самая маленькая часовня в России. Она находится при дороге поблизости от деревни Тырышкино. Человек может поместиться в ней, только преклонив колени. Но дорожного путника она встречает так же гордо, силуэт её креста на фоне темных еловых лап прям и строг.
На противоположной стороне рощи, на высоком берегу залива расположена часовня Параскевы Пятницы (нач. XIX века). Вековые деревья со всех сторон обступили и скрыли в хвойной глуши эту значительных размеров постройку. Внутри часовню украшают "небеса", которые были отреставрированы с помощью плесецких и московских благотворителей. Само здание часовни отремонтировано национальным парком.

27 октября в Тырышкино празднуют День Параскевы Пятницы. Кенозёры почитают ее как покровительницу женской работы, в особенности зимней. Женщины особо чтят эту святую угодницу и обращаются к ней с мольбами во всех тяжёлых случаях и неприятностях.
На Кенозерье Параскеву Пятницу почитают и как покровительницу скота. По словам местных жителей, часовню Святой Параскевы построили по обету, "в память преодоления с Божией помощью падежа скота".

Святая Параскева

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в древнеримском городе Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает "пятница". Юная Параскева дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки.
За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили её и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав её к дереву, мучители терзали её чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвлённую до костей, бросили в темницу.
Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил её истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Заветы

Внутреннее убранство часовни Параскевы Пятницы сохранилось частично. Иконы, украшавшие ранее иконостас, вывезены, а вот знаменитые "кенозерские небеса" до сих пор украшают потолок молельни. Часовня интересна тем, что в ней сохранилось множество заветов. На Кенозерье до сих пор считается, что "платяной завет лучше, чем свеча". Заветы понимаются местными жителями как воплощённая молитва: "Молимся, так вроде Богу жертва". Недаром заветом называют и само обещание (обет), и вещь, приносимую в его исполнение.
Смысл завета объясняют так: "Господь проверял нашу совесть - выполнишь или нет". Одна из местных жительниц так рассказывает о тканых привесах: "Вот, например, у меня болит голова, и я заветила: дай, Господи, моей головушке здоровья, я платок повешу в церкву. Вот хожу и молюся, чтобы Бог дал здоровья, и повешу".
Нередко приносили особую пелену - плат или кусок ткани с нашитым крестом. О пеленах Пелагея Николаевна Ножкина поясняет: "Платок ко всему: то ли спина болит, то ли ноги болят, то ли чтоб скотинка держалась по-настоящему - можно для скотинки завет нести. Все носят, дак я-то слышу, стары люди говорят, кресты нашивать принято. Таки мануфактуры, в серёдке крёст вышьют. Который молодой народ, дак тот ничего не знат. А который старый народ, дак тот и делат кресты".

Как правило, из часовни ничего нельзя брать; но пожертвованные предметы могли распродаваться: "что хорошее - продавали в пользу церкви". Людмила Васильевна Сидорова рассказывает, что из часовни можно было выкупить висевшую у иконы вещь: "Если у меня болеет ребенок, я могу купить, взять там полотенчико или что-нибудь ещё. Оставить деньги, а взять, чтоб мне утирать этим полотенцем своего ребенка. А лучше всего, когда ребенок заболеет, взять простынь, чтоб накрывать ребенка, или платок повязать на голову, или полотенчико". При этом сумма не назначалась, оставляли, сколько считали нужным и возможным.