Надежда Пиликина

ЖЕМЧУЖИНЫ СЕВЕРА
(из книги "Деревянное зодчество Севера")


Русский Север... Здесь много мест, далеких от торных дорог, и знают о них немногие. Храмы, жилые дома, часовни, амбары, бани, мельницы и мосты - это «исконные жители» здешних селений, раскинувшихся на огромной территории. Деревянное зодчество на северных землях - не изолированное явление в русской архитектуре. Определяющее значение для установления культурной и художественной, а также и архитектурно-строительной общности между всеми деревянными сооружениями в различных регионах страны имеет использование такого материала, как дерево, с его свойствами и возможностями обработки. Деревянное зодчество не только было широко распространено по всей территории Древней Руси, но на протяжении веков являлось, по существу, единственным видом строительства...

Еще в XI веке древние новгородцы начинают осваивать северные земли. Расселяясь прежде всего по берегам рек и озер, они обустраиваются и реализуют здесь свой житейский и строительный опыт. Суровая природа, холодный климат заставили поселенцев создавать надежное теплое жилище и хозяйственные постройки, используя при этом дерево как наиболее доступный материал здешних мест. Большинство исследователей свидетельствуют о том, что каждый новгородец в свое время отменно владел плотницким мастерством. В дальнейшем оно совершенствовалось на Севере столетиями и имело впечатляющий размах.

В наше время многое изменилось в первоначальном облике деревянных зданий и сооружений. А самое главное - изменилось наше человеческое их восприятие. Однако голос памяти отдается тихой грустью в минуты просветления. Память (памятники) - замечательное средство сохранения эстетических ценностей для людей на протяжении веков.


Пусть живет она в сердце, горюча,
Пусть стучит она в душу, горда...
Я ее сберегу не на случай,
Я ее сохраню навсегда.


Сохраню, чтоб воистину ведать,
Как по прошлому память трудна...
Чтоб грядущие боли и беды
По себе отмеряла она.

(Из стихотворения Дмитрия Ушакова)
 

Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать, и мачеха, мы находим в деревянном зодчестве, в тех его жемчужинках, что сохранились до настоящего времени. Деревянная архитектура Севера, несомненно, имела и свои особые, только ей одной свойственные черты. Памятники деревянной архитектуры здесь отличаются большим лаконизмом, строгостью, монументальностью и логикой форм. Им присуща даже некоторая суровость, соответствующая общему характеру, общему настроению северной природы. Вместе с тем они имеют особую живописность объемной структуры и общего композиционного строя.


Огромный простор моря и неба. Летний дневной свет и чистый воздух без конца и без края. Самое лучшее время, когда слияние двух зорь происходит. Тонкие и мелкие детали тают в полусвете, а крупные контуры четко определены. Северные зодчие умели соединить в одно нерасторжимое целое природу и архитектуру.

Необычайно живописны и разнообразны ландшафты островов: высокие холмы сменяются озерами, цветущие луга - обширными болотами. Соловецкие острова составляют уникальный архипелаг на просторах Белого моря. Шесть больших островов и множество мелких занимают территорию архипелага. Более 170 памятников истории и культуры входят в состав Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Здесь на протяжении двух тысячелетий люди создавали единство природного и рукотворного мира.

 

ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО НА СОЛОВКАХ

На Большом Заяцком острове в Белом море, среди просторов былинного Гандвика три века стоит эта небольшая церковь. Она поставлена на острове в 1702 году в память о пребывании здесь кораблей Петра Великого. Соловецкий монастырь вкладывал средства в строительство петровского флота. Отсюда Петр начал свой легендарный поход по «государевой дороге».

Церковь Андрея Первозванного своего рода знак освоенности данной территории. Основной ее объем - куб четких правильных очертаний. На крыше по центральной оси через небольшой барабан и шейку храм венчается красивым силуэтом главки, крытой лемехом. На фоне светлого моря и низкорослой стелющейся растительности острова церковь имеет очень выразительный, запоминающийся силуэт.

ДОМА В МАЛЫХ КОРЕЛАХ

 

Экспозицию музея деревянного зодчества под Архангельском составляют главным образом крестьянские дома второй половины XIX - начала XX века. Традиционный деревянный дом говорит нам сегодня языком символа о том, что же являлось наиболее важным и значимым в жизненных устоях крестьянского быта. Жилой дом зримо воплощает неотъемлемую принадлежность его окружающей среде. Поражают высота и просторность северных домов и то умение совладать с материалом, каким наделены северные плотники-столяры.
«Плотник - первый на селе работник» - так северная поговорка отражала истинное значение мастеров-древоделов. Они возводили постройки-комплексы больших размеров, что определялось необходимостью держать при доме домашний скот, хозяйственный инвентарь и продовольственные запасы.

НА БЕРГУ РЕЧКИ КОРЕЛКИ


При впадении речки Корелки в Северную Двину, на правом  берегу этой величавой северной реки, недалеко от областного центра расположен Архангельский музей деревянного зодчества. Это крупный и хорошо известный архитектурный музейный комплекс на Европейском Севере России. Своеобразие музею в Малых Корелах придают не только архитектурные памятники, но и его окрестности.

Специалистами воссоздана характерная архитектурно-пространственная среда традиционных северных селений. Своеобразие и характер модели каждого селения (музейного сектора) определяется его расположением, особенностями рельефа участка, планировкой и визуальными связями. Для того чтобы гармония рукотворной и природной красоты была наиболее полной, неустанно трудится коллектив научных сотрудников, архитекторов, реставраторов. Сюда перевезены 104 архитектурных памятника из различных уголков Архангельской области.


КРЫЛЬЦО КОЛОКОЛЬНИ В СЕЛЕ КУЛИГА ДРАКОВАНОВО

Древняя колокольня много повидала за свои четыре столетия. Суровый лаконизм ее бревенчатого сруба по контрасту подчеркивается узорной обработкой деталей: окаймления шатровой кровли, главки, крытой лемехом, и причелин на крыльце. Этот памятник архитектуры особо редкий и ценный на территории музея в Малых-Корелах. Строго вертикальный силуэт колокольни вбирает в себя своеобразие храмовой архитектуры Севера. Одновременно для нее в некоторой степени характерен облик древней сторожевой башни. В этом памятнике проявились черты как традиционного русского строительного опыта, так и местные архитектурные вкусы и предпочтения.
Древняя колокольня одна из первых перевезена на территорию музея деревянного зодчества, является его ярким, значительным символом.

ЦЫВОЗЕРО


Маленькая восьмигранная колокольня стоит в селе под названием Цывозеро, что в Красноборском районе Архангельской области. Место здесь широкое, ровное. Колокольня находится недалеко от жилья и видна со всех сторон. Формы ее просты, логичны, не тронуты никакими переделками. И от этого она приобретает особую убедительность. Уже более трех веков колокольня притягивает к себе взгляд своими пропорциями, своею древнею красотой, где нет и намека на легкую игривую красивость, а некоторые детали являются как бы древними архаичными отголосками современной технической эстетики. Колокольня гармонично включена в архитектурно-ландшафтный комплекс.  Стройная ее вертикаль противопоставлена горизонтали береговой линии реки.  

ЧАСОВНЯ В ДЕРЕВНЕ ВОЛКОСТРОВ

Карелия. Деревянное зодчество здесь отличается лирической неповторимостью образов. Деревня Волкостров раскинулась на берегу одного из многочисленных островов Онежского озера, в пяти километрах от Кижей. Архитектурный центр деревни составляет шатровая Петропавловская часовня. Шатровые сооружения появились в северном деревянном зодчестве с древних времен. До нас дошли только относительно поздние постройки этого типа. Часовни, как правило, рубились местными мастерами-плотниками и исключительно на средства крестьянских общин. Такая особенность обусловила большое влияние народной эстетики на архитектуру этих сооружений. Гармоничное расположение часовни в ландшафте, изумительные пропорции составляют ее отличие. Она вносит активное начало в пространственную организацию селения и хорошо видна с любой точки местности. Вечером темнеющее небо придает просторность и живописность всему окружающему пейзажу.

КИЖИ.
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС


Карелия - это край величественной природы, край больших и малых рек и озер, раздвинувших стены дремучих лесов. На этой заповедной земле Русского Севера прошлые поколения оставили удивительные памятники древней архитектуры.

История Кижей связана с историей Великого Новгорода, принесшего на Заонежье культуру земледелия, христианство, архитектуру и ремесла.

На месте сгоревших или разрушившихся от времени храмов строились новые. В XVIII веке на средства населения были построены два храмовых сооружения, а позднее и колокольня. Здесь талантливо использованы древние строительные традиции и более новые принципы деревянного зодчества.

З
наменитый Кижский погост раскинулся среди переливчатой глади озера. Издали кажется, что он плывет прямо по воде. И только приблизившись, можно увидеть низкий всхолмленный длинный остров.

В 1714 году был воздвигнут двадцатидвухглавый Преображенский собор, а рядом с ним в 1764 году выросла девятиглавая Покровская церковь. Высокая шатровая колокольня (1874 г.) завершает и уравновешивает весь ансамбль, который монолитно врос в незыблемую твердь острова и празднично вписался в небо Заонежья. Талантливые народные зодчие блестяще применили здесь законы единства архитектуры и природного окружения.


Когда вспыхнувшее вдруг солнце разливает свои лучи, четко обозначаются главки с тонкой вязью осиновых кровель. Громоздясь и обгоняя друг друга, срубы, крыши, главки, узорчатые подзоры, резные столбики создают причудливую картину. С колокольни Кижского комплекса открывается вид на фантастическое переплетение кривых лемеховых поверхностей главок и бревенчатых стен обоих храмов.


КЕНОЗЕРСКИЙ МОТИВ.
Деревня Зехнова

Памятники деревянного зодчества в своем подлинном окружении кажутся вросшими всеми корнями в родную землю, и люди испытывают на себе всю силу их эмоционального воздействия. Оно выражается в единстве двух начал: логики и красоты. Это правило распространяется на все постройки народа-зодчего, начиная от величественных храмов и кончая амбарами и банями. И если современный человек проявит пристрастность к этому правилу созидания и благоустройства, то оно очень многое может сказать ему.

Не велик сруб деревенской часовни, но ее расположение в пространстве, ажур галерейки-гульбища, резной контур звонницы и главки-«луковицы» придают ей особый парадный вид. Находясь возле нее, нельзя было сломать ветку у дерева, набрать хвороста или уж тем более развести костер.


АНСАМБЛЬ ИЗ СЕЛА КУШЕРЕКА

Северные храмы, поставленные, как правило, на возвышенном месте, имели гораздо большее значение, чем только церковные сооружения. Они отражали многообразие и необычайно высокую меру эстетики жизни людей в суровом северном краю. Сегодня, привыкнув к аскетической геометрии форм, трудно не удивиться, что с помощью топора северные плотники могли сделать стройный четырехстенный сруб с расширяющимися повалами и вверху венчать это сооружение, словно короной, кубоватой кровлей с пятью изящными главками. Каждая деталь выполняет свою отведенную ей роль, а свет и тень рисуют форму. Этот ансамбль сродни народной сказке. От него веет мощью, фантазией, дивной теремной русской красотой. Чувство радости и восхищения испытываешь, глядя на подобные ансамбли.

СЕЛО ЕДОМА НА РЕКЕ ПИНЕГЕ. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ СО СТОРОНЫ РЕКИ

По берегам реки Пинеги всюду высятся старинные жилые и хозяйственные постройки. Однако без храма пинежская деревня - не деревня. Подходишь к нему по дороге или плывешь час-другой по реке, все открывается он взору разными своими сторонами. Подобно маяку, он служит ориентиром в просторном окружении земли, реки, неба. В том, что расположен он на берегу реки, нет ничего удивительного. Ведь река на Севере зачастую была главной дорогой, а лодка - основным транспортным средством.

Три столетия назад рублен этот храм в пинежском селе Едома. Северные храмы очень естественно сочетаются с окружающей природой, и кажется, что они являются ее частью, настолько гармонично их силуэты вторят силуэтам величественных елей и лиственниц. Народные зодчие вкладывали в их постройку все свое умение, весь свой талант.


СЕЛО САУНИНО  НА РЕКЕ ОНЕГЕ

Деревянное зодчество в процессе своего развития отбирало все лучшее, наиболее жизнеспособное, шлифуя его в потоке времени. Таинственным образом энергия жизненной деятельности воплощалась в формах реальных сооружений, найденных и проверенных на прочность, устойчивость, равновесие. В практике и профессиональном опыте были закреплены секреты гармонии объема и пространства, декора и конструкции, утилитарного и эстетического, индивидуального и коллективного, а в целом секреты творческого мышления и действия. Простые и разумные формы и детали создавались в процессе длительного развития и постоянного совершенствования.

Островерхие шатры храмов всегда были неотъемлемой частью архитектурного облика северных селений. Число применяемых типов конструкций в деревянном зодчестве было не столь уж и велико, но мастера-плотники могли свободно варьировать и создавать из них большое разнообразие сооружений. Умение увидеть основу, поставить и обустроить деревянный дом или храм создает главное - прочные корни процесса созидания на родной земле.

КАРЕЛИЯ.
УСПЕНСКИЙ ХРАМ В СЕЛЕ КОНДОПОГА


Высоко и гордо взметнулся храм над водами Онежского озера. 42-метровой высотой выражает он свое величие. Чтобы еще сильнее подчеркнуть его высоту, зодчие используют давно известный прием доминирования вертикалей над горизонталями в членениях каждой части храма. Усиливается вертикаль храма еще и своим отражением в озерном зеркале воды. Кажется, что сама природа побеспокоилась о том, чтобы здесь стоял храм. Светлый, стройный и приветливый - есть главные качества этого шедевра деревянной архитектуры. Идею центра организованного пространства, высотности и устремленности вверх заключает он в своей форме. Одновременно с особым мастерством сопоставлены пропорции вертикального объема постройки и того участка земли, где расположен храм. Уровень такого мастерства удивляет.

СЕЛО ВЕРШИНИНО НА КЕНОЗЕРЬЕ

Многие сооружения деревянной архитектуры на Кенозерской заповедной территории так и просятся к изображению в графических работах. Стремясь к объективно верной передаче мира, художник или архитектор ищут красоту и все-таки что-то преувеличивают, оставаясь в границах истинности не только создаваемого образа, но и увиденного мотива. Такая особенность рисунков архитектуры делает их притягательными для восприятия. Солнце, небо, воздух, дорога, трава, движение ветра - все становится предметным и ощутимым. Все преображается в декоративной ритмике линий, точек, пятен. Прорвавшись сквозь облака, солнечный свет внезапно испустил поток сияния. Глубокими тенями подчеркнуты формы и линии объектов. Все становится интересным и запоминающимся.

ЧАСОВНЯ ИЗ ДЕРЕВНИ МАМОНОВ ОСТРОВ

В Музее деревянного зодчества "Малые Корелы" можно с удовольствием окунуться в мир народной культуры, почувствовать мудрость и красоту северных строительных традиций. Музей расположен в 28 километрах от Архангельска в красивейшем месте загородной зоны отдыха. Большая часть местности покрыта смешанными лесами, здесь растут сосна, ель, береза, осина, можжевельник, ива.  Музей представляет собой уникальное собрание самых различных типов сооружений деревянной архитектуры Русского Севера. Дорожки и узкие тропочки, бегущие средь деревьев, кустарников и холмов, ведут от памятника к памятнику, как бы соединяя прошлое и настоящее. Здесь царит дух незамутненных традиций. Здесь культивируются пути сохранения нашего богатого архитектурно-художественного наследия.          
         



Примечания:                         
1. Текст и рисунки из  книги Н.Пиликиной "Деревянное зодчество Севера. Особенности эстетики и технологии".  Архангельск, 2005.
2. Жемчужины из Кенозерья дополнительно  добавлены в раздел КЕНОЗЕРЬЕ.