А.В.Пигин,
доктор  филологических наук, профессор

МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ МАКАРЬЕВСКОЙ ХЕРГОЗЕРСКОЙ ПУСТЫНИ  в Каргопольском уезде

Макарьевская Хергозерская пустынь была основана в 1-й пол. XVII в. в Каргопольском уезде на озере Херго (или Макарье), в 80 верстах к северо-западу от Каргополя (в восточной части современного Кенозерского национального парка).
Монастырь просуществовал до 1764 г., когда обе его церкви - Троицкая и Введенская - были обращены в приход.
До нашего времени сохранился каменный Троицкий храм, построенный в XIX в.

Значение этого монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется прежде всего тем, что здесь хранилась почитаемая в Каргополье чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение - «Сказание о преславных чудесех чудотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающегося» (далее - «Сказание...»).

В начале XX в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода и в 1910 г. была подробно описана священником этого прихода А.Кипреевым: «Икона преподобного отца нашего Макария чудотворца имеет в высоту 1 аршин 6 вершков, а в ширину 1 аршин. Середина иконы, где изображен самый лик преподобного, снимается - высота ее 7 вершков, а ширина 6 вершков, она написана на доске. По краям иконы изображены (далее приводится описание 11 клейм - от рождения Макария до его преставления. - А.П.). В самой же средине иконы изображен преподобный Макарий. молящийся в храме о людях. Икона сия подлинная и считается чудотворною; на ней никакой надписи нет».

Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй пол. XVIII - ХIХ в., которые «видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни».

Чудотворная икона привлекала богомольцев «на Макарье», как именовали в Каргополье это место, и после закрытия монастыря. Ежегодно 24-25 июля (по старому стилю), на праздник Макария, сюда стекалось большое число людей. Из Каргополя устраивался крестный ход, который «шел по дороге на Челму (к Челмогорскому монастырю. - А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий».
Люди приходили сюда и из Ошевенска (за 30 км.), где располагался крупнейший в Каргополье Александро-Ошевенский монастырь. Хергозерский, Ошевенский и Челмогорский монастыри, соединенные тропами, по которым ходили богомольцы, воспринимались как центры единого сакрального пространства. Не случайно на некоторых каргопольских иконах Макарий Желтоводский, Александр Ошевенский и Кирилл Челмогорский изображены вместе. О почитании святого Макария в Каргопольском крае свидетельствуют также часовенные посвящения и культовые камни.

История Макарьевской пустыни и источники, ей посвященные, лишь однажды становились предметом специального монографического рассмотрения - в очерке известного каргопольского краеведа К.А.Докучаева-Баскова. Исследователь пользовался преимущественно документами, отложившимися в архиве Спасо-Каргопольского монастыря. Ему удалось ввести в научный оборот сведения об освящении церквей Макарьевского монастыря в XVII в., грамоту XVII в. новгородского митрополита Питирима о беглом макарьевском попе Мартине Никифорове и ряд других более поздних документов XVI11-XIX вв., воссоздать на их основе некоторые события из жизни пустыни. Заслуга К.А.Докучаева-Баскова особенно велика в том, что в 1902 г. он опубликовал рукописное «Сказание...», которое было известно ему в единственном списке 1839 г., хранившемся в Хергозерском монастыре.

По сведениям К.А.Докучаева-Баскова, «Сказание...» ежегодно «беспрерывно, громко и внятно» читали богомольцам, приходившим в монастырь на праздник святого Макария. В настоящее время местонахождение этой рукописи, как и других списков «Сказания...», неизвестно.

«Сказание...» начинается с рассказа об основании Хергозерского монастыря двумя монахами Сергием и Логгином в 1630-е гг. и о получении Сергием в Новгороде благословенной грамоты на строительство церкви во имя Макария. Далее следует описание 41 чуда, приуроченных к 1630-1660-м гг. В первом из них излагается история написания чудотворной иконы Макария: 25 сентября 1632 г. святой Александр Ошевенский явился в видении священнику каргопольской Троицкой церкви Герасиму Анфимову и повелел через него иконописцам написать эту икону, что и было исполнено. В остальных чудесах описаны главным образом исцеления от различных болезней, а также события, связанные с хозяйственными занятиями местных жителей. Многие чудеса представляют интерес для изучения народных верований: Макарий посылает дождь во время засухи, заповедует больным пить целебную воду из Хергозера, лечиться растущей по его берегам травой, воскрешает умершего теленка, посылает навстречу богомольцам лошадь (ср. с традиционным народным восприятием Макария как пастуха и покровителя животных) и т.п.

Подробно рассмотрев содержание «Сказания...», К.А.Докучаев-Басков не высказал однако никаких предположений о времени написания этого памятника и о его авторе. Как нам представляется, вероятным автором «Сказания...» является священник Покровской церкви в с. Лядины (между Хергозерским монастырем и Каргополем) Иоанн (2-я пол. XVII в.) - составитель Жития Кирилла Челмогорского и иконописец, написавший икону святого Кирилла.
Во-первых, должна быть отмечена территориальная близость Челмогорского и Хергозерского монастырей, их принадлежность одной культурной зоне.
Во-вторых, оба памятника были созданы примерно в одно время: самое позднее чудо Кирилла Челмогорского (об исцелении очей иеромонаха Макария) датируется 1674 г., а «Сказание...» было создано не ранее 1660 г., поскольку в нем упоминается каргопольский воевода Евстафий Зыбин, служивший воеводой в 1660-1661 гг.
В-третьих (и это главный аргумент в пользу предлагаемой атрибуции), в «Сказании...» многократно упоминается священник Троицкой церкви в Каргополе Герасим Анфимов.... Согласно Житию Кирилла Челмогорского, Герасим был «стрыем» (дядей по отцу) Иоанна и его собеседником. Герасим описал Иоанну облик Кирилла Челмогорского, который «образом яко Макарий Желтоводский».
В-четвертых, «Сказание...» и Житие имеют немало общего в содержании: так, оба святых обладают чудесной властью над животными. Если святой Макарий посылает навстречу уставшим богомольцам лошадь, то святой Кирилл приводит в монастырь потерявшегося («изгибшего») коня, а другого коня «исхите и спасе».
Наконец, Макарий Желтоводский является и персонажем одного из чудес в Житии Кирилла Челмогорского. Вряд ли все эти совпадения случайны, скорее всего они объясняются тем, что Житие Кирилла Челмогорского и «Сказание...» принадлежат перу одного человека.

Недавно нам стали известны еще два документа, связанные с Хергозерской пустынью и, как кажется, не привлекавшиеся ранее исследователями для изучения ее истории. Один из этих документов входит в подборку грамот Александро-Ошевенского монастыря за 1539-1656 гг. - это копия «памяти» Хергозерского монастыря, датированной 19 сентября 1641 г.. Ценность документа в том, что он связан с начальным периодом строительства пустыни. В частности, здесь несколько раз упомянут основатель пустыни старец Сергий. Из документа выясняется, что в 1640 г. старец Сергий «з братьею» били уже в кон. 1630-нач. 1640-х гг., т.е. в первые годы существования пустыни, здесь жили не только ее основатели, но и другие монахи и что монастырь довольно активно занимался хозяйственной деятельностью, вытесняя с земельных угодий местных крестьян.

Другой документ принадлежит времени закрытия Хергозерской пустыни: это подробная опись строений и имущества пустыни по состоянию на 1769 г. Опись входит в состав «Ведомости об упраздненных монастырях Олонецкой епархии, 1769 г.».... Согласно описи в монастыре были две деревянные церкви: Троицкая с приделом Макария Желтоводского и Введенская с нижним приделом Николая Чудотворца и двумя верхними приделами: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в честь Александра Свирского. Все монастырские строения, включая церкви, колокольню, кельи, находились в очень ветхом состоянии.
В Макарьевском приделе Троицкой церкви располагалась житийная икона Макария Желтоводского… - вероятно это и есть самый почитаемый чудотворный образ. Подробно описаны и другие иконы монастыря.
Особый интерес в описи представляет перечень монастырских книг. Следует отметить, что заботу о книгах пустыни проявлял, согласно» «Сказанию…» ее небесный покровитель Макарий.
К настоящему времени удалось установить местонахождение двух книг из Хергозерского монастыря. Одна из них - рукописный Пролог на сентябрь-ноябрь, писанный каргопольским писцом Фаддеем в 1551 г.
Другая книга - список службы и жития Александра Свирского… Рукопись на 156 листах написана в Александро-Свирском монастыре в 1630-е годы.

Сама рукопись "Сказания..." в 1660 г. оказалась в Хергозерской пустыни. Затем она была передана в Спасо-Каргопольский монастыь, где ее видел К.А.Докучаев-Басков (известный каргопольский краевед). В 1902 г. ее держал в руках В.И.Срезневский, сотрудник библиотеки Академии наук. В 1965 г. рукопись была куплена у каргопольских крестьян и находится в составе Каргопольского собрания Библиотеки АН.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем будут найдены новые источники по истории Макарьевской Хергозерской пустыни и других монастырей Каргополья.

(Кенозерские чтения. Архангельск, 2004 г. – с некоторыми сокращениями)