А.В. Пигин
доктор филологических наук, профессор

Св. прп. ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ

С 2007 г. в Национальном парке «Водлозерский» осуществляется работа по научно-исследовательскому проекту «Святые и святыни Русского Севера (Поонежье, Водлозерье, Каргополье, Заонежье)». Проект предусматривает изучение и издание ряда рукописных памятников XVI—XX вв., посвященных святым и святыням Русского Севера, а также устных преданий, истории монастырей и монастырских библиотек. Для изучения выбрана книжность исторически связанных регионов, культура которых в древнерусский период формировалась под влиянием двух центров — Великого Новгорода и Каргополя. На этой территории были основаны Палеостровский, Муромский, Клименецкий, Ошевенский, Юрьегорский, Челмогорский, Хергозерский, Кенский, Кожеозерский и многие другие монастыри, были созданы агиографические произведения, позволяющие говорить о местных литературных школах. Во второй половине XVII в. на Русском Севере укореняются старообрядцы, создавшие свои агиографические сочинения и новые редакции древнерусских житий. Проект объединил исследователей из Водлозерского парка, ПетрГУ и КГПА (В.М.Быкова, Ю.Н.Кожевникова, Ю.В.Линник, А.В.Пигин, Н.В.Червякова). Материалом для исследования служат главным образом рукописные источники, хранящиеся в музеях, библиотеках и архивах Москвы, С.-Петербурга, Великого Новгорода, Новосибирска, Киева, Вологды, Каргополя, Архангельска, Мурманска и Петрозаводска. В течение семи лет работы в научный оборот был введен целый ряд неизвестных и малоизвестных литературных памятников и исторических документов: круг сочинений о св. Пахомии Кенском; сказание о чудотворной иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре; выговский список молитв и стихир Корнилию Палеостровскому со знаменной нотацией; списки Жития Александра Ошевенского из библиотеки каргопольских купцов Поповых; материалы (исторические сочинения, грамоты, вкладные записи в книгах и т. д.), касающиеся истории Наглимозерской, Челмогорской, Пахомиевой Кенской, Елгомской пустыней, и разнообразный другой материал. В 2013 г., совместно с Петрозаводской и Карельской епархией, издан свод житий святых Олонецкого края. Особое внимание было уделено кругу источников, посвященных св. Диодору Юрьегорскому  и основанному им около 1626 г. к северу от Водлозера Троицкому монастырю, а также истории Юрьегорского прихода, образованного на месте упраздненного монастыря.

Основным источником сведений о святом является Житие Диодора Юрьегорского, написанное неизвестным автором в середине XVII в. В 1980-е гг. Житие, на материале 13 списков, изучалось Т.Ф.Волковой и ее ученицей Н.А.Голосковой, но так и не было опубликовано. В ходе археографических разысканий В.М.Быковой и А.В.Пигину удалось обнаружить еще восемь списков Жития, списки тропарей и кондаков (тропарь - краткое молитв. песнопение перед осн. службой; кондак - сихотворная проповедь к церк. празднику - М.З.)

Не касаясь сейчас вопроса о начальном этапе в литературной истории Жития, отметим только, что это    список краткой его редакции,..  Это предельно краткое, конспективное изложение Жития содержит тем не менее любопытную географическую подробность — указание на место подвигов преподобного после его ухода из Соловецкого монастыря: «И достиже устья реки Онеги, и оттуду поиде по Онеги, ища места, идеже бы вселитися. И обрете место, не дошед Кенозера и Почезера, в пустом лесу у озер Вонанских. И сотвори молитву, и крест святый постави, и келию согради, и труды ко трудом прилагая, и молитву воссылая Богу, яко кадило благовонно...» В ранних редакциях Жития нет упоминания «озер Вонанских» и «веси Кончанской», но оно содержится также в поздней «выписке» из Жития, сохранившейся в материалах Е.В.Барсова (изв. русский фольклорист, этнограф - М.З.) Причем в «барсовской» рукописи, в примечании к этой «выписке», дается следующее уточнение: «Озера Вонанские находятся в Пудожском уезде. Ныне тут поселились жители, которые принадлежат к Почезерскому приходу, от коего отстоят в 50 верстах, а от Янгорскаго Погоста в 40 верстах. Весь Кончанская принадлежит также Почезерскому приходу, в 10 вер[стах] от Погоста. При это[й] деревне поставлена часовня во имя Диодора Юрьегорскаго по тому случаю, что спустя немало времени после того, как прогнали от озер Вонанских, зделался скотской падеж в селе Кончанском, и жители онаго, сознавая свой грех, построили часовню во имя Диодора и начали праздновать, но с коего именно [года, неи]звестно за давностию времени».

В этом тексте зафиксирован широко распространенный в фольклоре мотив: святой наказывает изгнавших его поселян каким-либо бедствием и лишением (ср., например, с легендами об Александре Ошевенском, по повелению которого под землю ушла река — так были наказаны жители деревни Халуй, изгнавшие святого). По предположению А.В.Дементьева, упомянутая в записи весь Кончанская — это деревня Кузьминка (Кузьминская, или Конец) к северу от Филипповского Погоста.

Рукопись из МОКМ (Мурманский обл. краевед. музей - М.З.) интересна еще и в том отношении, что она была составлена... «в Помории и в Кушерецкои пустыни...». Кушерека — старинное поморское село, расположенное на берегу Онежской губы Белого моря, всего в 50 км от устья реки Онеги, где, согласно Житию, вышел на берег св. Диодор, покидая Соловки. Таким образом, включение Жития св. Диодора в «кушерецкий» сборник объясняется тем, что и спустя почти 300 лет местные жители помнили о посещении святым их территории и почитали его. Упоминание «Кушерецкои пустыни» в приведенной выше записи со всей определенностью указывает на какое-то старообрядческое поселение в этих краях.

О почитании св. Диодора старообрядцами Поморья свидетельствуют и многочисленные другие факты. Диодор прославлен в выговском похвальном слове «каргопольским чудотворцам», упоминается среди соловецких святых в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова...

Ценная находка была сделана в собрании В.Г.Дружинина  (Библиотека Академии наук - М.З.). Здесь хранится рукописная книжка Троицкой Юрьегорской пустыни для сбора подаяний (1815—1818). «Сироты» Юрьегорской пустыни сообщают здесь о своей «велицей скудости» и просят «боголюбивых рачителей» о милостыни,.. Не вызывает сомнений старообрядческое происхождение этого источника, который свидетельствует о том, что в начале XIX в. где-то на Севере существовала старообрядческая пустынь, названная Троицкой Юрьегорской в память о св. Диодоре.

Еще один круг источников — документы Юрьегорского прихода XIX в., отложившиеся в ГААО (Госархив Арх. обл. - М.З.) Они содержат сведения о строениях в бывшей Юрьегорской пустыни, убранстве Троицкой церкви, включают ее чертежи. Документы Петра Пятницкого дают новые материалы к изучению почитания св. Диодора в конце XIX в. В 1887 г. о. Петр подавал прошение епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу о напечатании отдельной книгой службы, молитв и жития св. Диодора с приложением грамоты, данной монастырю царем Михаилом Федоровичем. Такое издание, по убеждению просителя, должно способствовать «распространению святой досточтимой памяти в народе, со стороны которых могут быть приносимы молитвы преподобному Диодору в бедах и скорбях, скорому помощнику и ходатаю пред Богом». Петр Пятницкий выражал также надежду на то, что продажа этой «брошюры» будет способствовать благосостоянию бедного Юрьегорского прихода. Он передал владыке на рассмотрение хранившуюся в приходе рукописную «книгу в переплете», включающую сочинения о святом...

Архивные материалы ГААО включают также описание посмертных чудотворений св. Диодора, приуроченных к 1880—1890-м  гг.

Примечания:
1. Из сборника "Святые и святыни Обонежья", Петрозаводск, ПетрГУ, 2013.
2. С небольшими сокращениями.
3. Нерасшифрованные абревиатуры:
- ПетрГУ - Петрозаводский госуниверситет,
- КГПА - Карельская гос. педагог. академия,
- МОКМ - Мурманский обл. краеведческий музей,
-  ГААО - госархив Архангельской обл.