А.В.
Пигин
доктор филологических наук, профессор
Св. прп. ДИОДОР ЮРЬЕГОРСКИЙ И ОСНОВАННЫЙ
ИМ МОНАСТЫРЬ (научный проект Водлозерского нац. парка)
С 2007 г. в Национальном парке «Водлозерский» осуществляется работа по
научно-исследовательскому проекту «Святые и святыни Русского Севера
(Поонежье, Водлозерье, Каргополье, Заонежье)». Проект предусматривает
изучение и издание ряда рукописных памятников XVI—XX вв., посвященных
святым и святыням Русского Севера, а также устных преданий, истории
монастырей и монастырских библиотек. Для изучения выбрана книжность
исторически связанных регионов, культура которых в древнерусский период
формировалась под влиянием двух центров — Великого Новгорода и
Каргополя. На этой территории были основаны Палеостровский, Муромский,
Клименецкий, Ошевенский, Юрьегорский, Челмогорский, Хергозерский,
Кенский, Кожеозерский и многие другие
монастыри, были созданы агиографические произведения, позволяющие
говорить о местных литературных школах. Во второй половине XVII в. на
Русском Севере укореняются старообрядцы, создавшие свои агиографические
сочинения и новые редакции древнерусских житий. Проект объединил
исследователей из Водлозерского парка, ПетрГУ и КГПА (В.М.Быкова, Ю.Н.Кожевникова, Ю.В.Линник, А.В.Пигин, Н.В.Червякова). Материалом
для исследования служат главным образом рукописные источники, хранящиеся
в музеях, библиотеках и архивах Москвы, С.-Петербурга, Великого
Новгорода, Новосибирска, Киева, Вологды, Каргополя, Архангельска,
Мурманска и Петрозаводска.
В течение семи лет работы в научный оборот был введен целый ряд
неизвестных и малоизвестных литературных памятников и исторических
документов: круг сочинений о св. Пахомии Кенском; сказание о чудотворной
иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре;
выговский список молитв и стихир Корнилию Палеостровскому со знаменной
нотацией; списки Жития Александра Ошевенского из библиотеки
каргопольских купцов Поповых; материалы (исторические сочинения,
грамоты, вкладные записи в книгах и т. д.), касающиеся истории
Наглимозерской, Челмогорской, Пахомиевой Кенской, Елгомской пустыней, и
разнообразный другой материал. В 2013 г., совместно с
Петрозаводской и Карельской епархией, издан свод житий святых
Олонецкого края. Особое внимание было уделено кругу
источников, посвященных св. Диодору Юрьегорскому и основанному им около
1626 г. к северу от Водлозера Троицкому монастырю, а также истории
Юрьегорского прихода, образованного на месте упраздненного монастыря.
Основным источником сведений о
святом является Житие Диодора Юрьегорского, написанное неизвестным
автором в середине XVII в. В 1980-е гг. Житие, на материале 13 списков,
изучалось Т.Ф.Волковой и ее ученицей Н.А.Голосковой, но так и не
было опубликовано. В ходе археографических разысканий В.М.Быковой и А.В.Пигину
удалось обнаружить еще восемь списков Жития, списки тропарей и кондаков
(тропарь - краткое молитв. песнопение перед осн. службой; кондак -
сихотворная проповедь к церк. празднику - М.З.)
Не касаясь сейчас вопроса о начальном этапе в
литературной истории Жития, отметим только, что это список краткой
его редакции,..
Это предельно краткое, конспективное изложение Жития содержит тем не
менее любопытную географическую подробность — указание
на место подвигов преподобного после его ухода из
Соловецкого монастыря: «И достиже устья реки Онеги, и оттуду поиде по
Онеги, ища места, идеже бы вселитися. И обрете место, не дошед Кенозера
и Почезера, в пустом лесу у озер Вонанских. И сотвори молитву, и крест
святый постави, и келию согради, и труды ко трудом прилагая, и молитву
воссылая Богу, яко кадило благовонно...» В ранних редакциях Жития нет
упоминания «озер Вонанских» и «веси Кончанской», но оно содержится также
в поздней «выписке» из Жития, сохранившейся в материалах Е.В.Барсова
(изв. русский фольклорист, этнограф - М.З.)
Причем в «барсовской» рукописи, в
примечании к этой «выписке», дается следующее уточнение: «Озера
Вонанские находятся в Пудожском уезде. Ныне тут поселились жители,
которые принадлежат к Почезерскому приходу, от коего отстоят в 50
верстах, а от Янгорскаго Погоста в 40 верстах. Весь Кончанская
принадлежит также Почезерскому приходу, в 10 вер[стах] от Погоста. При
это[й] деревне поставлена часовня во имя Диодора Юрьегорскаго по тому
случаю, что спустя немало времени после того, как прогнали от озер
Вонанских, зделался скотской падеж в селе Кончанском, и жители онаго,
сознавая свой грех, построили часовню во имя Диодора и начали
праздновать, но с коего именно [года, неи]звестно за давностию времени».
В этом тексте зафиксирован широко распространенный в фольклоре мотив:
святой наказывает изгнавших его поселян каким-либо бедствием и лишением
(ср., например, с легендами об Александре Ошевенском, по повелению
которого под землю ушла река — так были наказаны жители деревни Халуй,
изгнавшие святого). По предположению А.В.Дементьева, упомянутая в
записи весь Кончанская — это деревня Кузьминка (Кузьминская, или Конец)
к северу от Филипповского Погоста.
Рукопись из МОКМ (Мурманский обл. краевед. музей - М.З.)
интересна еще и в том отношении, что она была составлена... «в Помории и
в Кушерецкои пустыни...». Кушерека — старинное
поморское село,
расположенное на берегу Онежской губы Белого моря, всего в 50 км
от устья реки Онеги, где, согласно Житию, вышел на берег св. Диодор,
покидая Соловки. Таким образом, включение Жития св. Диодора
в «кушерецкий» сборник объясняется
тем, что и спустя почти 300
лет местные жители помнили о
посещении святым их территории
и почитали его. Упоминание «Кушерецкои пустыни» в приведенной
выше записи со всей определенностью указывает на какое-то старообрядческое поселение в этих краях.
О почитании св. Диодора старообрядцами Поморья свидетельствуют и многочисленные
другие факты. Диодор прославлен
в выговском похвальном слове «каргопольским чудотворцам», упоминается
среди соловецких святых в «Истории об отцах и страдальцах соловецких»
Семена Денисова...
Ценная находка была сделана в собрании В.Г.Дружинина (Библиотека Академии наук - М.З.).
Здесь хранится
рукописная книжка Троицкой Юрьегорской пустыни для сбора подаяний (1815—1818).
«Сироты» Юрьегорской пустыни сообщают здесь о своей «велицей
скудости» и просят «боголюбивых рачителей» о милостыни,.. Не вызывает сомнений
старообрядческое происхождение этого источника, который свидетельствует
о том, что в начале XIX в. где-то на Севере существовала старообрядческая пустынь, названная Троицкой Юрьегорской
в память о св. Диодоре.
Еще один круг источников —
документы Юрьегорского прихода XIX в., отложившиеся в ГААО (Госархив
Арх. обл. - М.З.)
Они содержат сведения о строениях в бывшей Юрьегорской пустыни,
убранстве Троицкой церкви, включают ее чертежи.
Документы Петра Пятницкого дают новые материалы к изучению почитания св.
Диодора в конце XIX в. В 1887 г. о. Петр подавал прошение епископу
Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу о напечатании отдельной книгой
службы, молитв и жития св. Диодора с приложением грамоты, данной
монастырю царем Михаилом Федоровичем. Такое издание, по убеждению
просителя, должно способствовать «распространению святой досточтимой
памяти в народе, со стороны которых могут быть приносимы молитвы
преподобному Диодору в бедах и скорбях, скорому помощнику и ходатаю пред
Богом». Петр
Пятницкий выражал также надежду на то, что продажа этой «брошюры» будет
способствовать благосостоянию бедного Юрьегорского прихода. Он передал
владыке на рассмотрение хранившуюся в приходе рукописную «книгу в
переплете», включающую сочинения о святом...
Архивные материалы ГААО включают также
описание посмертных чудотворений св. Диодора, приуроченных к 1880—1890-м гг.
Примечания:
1. Из сборника
"Святые и святыни Обонежья", Петрозаводск, ПетрГУ, 2013.
2. С небольшими
сокращениями.
3. Нерасшифрованные абревиатуры:
- ПетрГУ -
Петрозаводский госуниверситет,
- КГПА - Карельская гос. педагогическая.
академия,
- МОКМ - Мурманский обл. краеведческий музей,
- ГААО -
госархив Архангельской обл.