Владимир Шевелев,
ст. научный сотрудник КНП
САМЫЙ СТАРЫЙ ДОМ НА КЕНОЗЕРЕ
В кенозерской деревне Першлахта, расположенной
в одном из живописных
заливов, по-местному лахт, на территории национального парка, есть
замечательный старинный дом. Стоит он на видном месте, как раз на повороте
деревенской дороги. На кронштейне под кровлей вырезана дата 1860, а на
фронтоне крыльца уже краской - подновленная надпись 1860, 1885, под
под краской же читается «Старицына». Какой же дате следует верить? Хитрость
в том, что дом «родился» дважды: построен он в Майлахте в 1860 году, а в
Першлахту перевезен 1885 году.
Нынешний его владелец, гостеприимный Анатолий Васильевич Дмитриев, так
рассказывал об истории своего родового гнезда. В старину дом принадлежал
Николаю Ивановичу Старицыну. По преданию, он был купцом: скупал скот, гонял
в Петербург. Жену звали Катерина, она была из островной кенозерской деревни
Поромское. Так вышло, что детей у Старицыных не было. В батраках же служил
Андреян Дмитриев из Самкова, дед нынешних хозяев, который родился в 1878, а
умер рано, в 28 лет. Он и получил в наследство дом Старицына.
Один из его
сыновей, Василий Андреянович, родился в 1902 году (второй, Иван, погиб еще в
Финскую войну) и имел шестерых детей, они разлетелись по свету, Анатолий же
живет в Першлахте и поддерживает родительский дом.
Чем же примечателен этот в общем-то традиционный для
Севера двухэтажный четырехстенок типа «глаголь» (тип дома, имеющий в плане
букву «Г», когда хозяйственный двор поставлен под прямым углом в нижней ее
части)? Когда-то дом имел безгвоздевую кровлю, о чем могут красноречиво
сказать фрагменты «куриц», на которых лежали деревянные желобы-потоки.
Сзади к жилой части примыкает обширный хозяйственный двор. Его нижняя часть
использовалась для содержания скота. В него и теперь ведут ворота,
завершающиеся аркой - явная дань городским вкусам.
В подклете
Дмитриевского дома располагалась лавка, вход в нее находился на лицевом
фасаде, со стороны улицы.
|
|
Продольный фасад дома Дмитриева |
Поперечный фасад дома Дмитриева |
На продольном фасаде расположено крыльцо-балкон -
галерея. Нам Севере ее называли галдареей или гандареей,
и она свидетельствовала о достатке хозяина дома. На лицевом
же фасаде - еще один балкон с портиком в подражание городским особнякам в
стиле классицизма: с четырьмя колонками и аркой. На пjдшивке верхней части
его фронтона - фрагменты выгоревшей росписи с изображением льва и
единорога. Подобная геральдическая композиция изредка встречается в
росписях северных крестьянских домов, например, на Ваге. Видимо, такие
композиции встречались и в Каргопольском уезде, но теперь только дом в
Першлахте еще сохранил воспоминание о них. Кроме того, когда-то были
расписаны и оконные ставни: там еще можно увидеть остатки цветочной росписи.
Самая же главная достопримечательность дома Дмитриева - бережно
сохраненные хозяевами расписные предметы в интерьере. Чаще всего подобную
мебель беспощадно закрашивали в шестидесятые годы прошлого века, да и
позднее: она уже не отвечала изменившимся вкусам нового поколения.
Заборка-шкаф разделяет горницу на две части, но
целостность ее обширного пространства сохраняется благодаря тому, что она не
доходит до потолка. Ее филенки исполнены в технике свободной кистевой
росписи: по темно-зеленому фону написаны пышные цветы, а в углах - крупные
желтые сегменты. На двери заборки на лицевой стороне - сказочные желтые львы
с выразительными мордами, окруженные цветущими ветвями, на обороте той же
двери - цветочные орнаментальные мотивы. Кроме того, в избе стоят еще два
шкафа, филенки которых расписаны цветами.
Кто расписывал дом снаружи и изнутри? Сегодня вряд ли
можно узнать имя мастера. Приемы росписи там и тут совсем не похожи и
потому, без сомнения, это были не только разные мастера. Роспись на фасаде
более ранняя и, скорее всего, выполнена вскоре после перевозки дома в
Першлахту, а заборку и шкафы расписали бродячие маляры. Чаще всего отходники
из Костромской губернии. Именно им присуща эта скорописная манера письма.
Впрочем, подобные росписи повсеместно встречались в Олонецком крае. Очень
может быть, что вопрос о мастерах так и останется вопросом: слишком мало
сохранилось подобных памятников, и нет уже тех людей, кто мог бы приоткрыть
завесу тайны над ними.
Дому Дмитриева, даже если выбрать
его позднюю «дату рождения», больше 130 лет. К тому же это один из немногих домов,
если не единственный на Кенозере, с такой полнотой сохранивший свой
первоначальный облик. Поэтому он нуждается в охране.
Примечания:
1. Из многотиражки Парка "КЕНОЗЕРЬЕ", №1(15) - январь 2005.
2. С
небольшими изменениями.
3. Будем благодарны за другие фотографии дома
Дмитриева в д.Першлахте