Владимир Шевелев,
ст. научный сотрудник КНП 

САМЫЙ СТАРЫЙ ДОМ НА КЕНОЗЕРЕ

В кенозерской деревне Першлахта,  расположенной в одном из живописных заливов, по-местному лахт, на территории национального парка, есть замечательный старинный дом. Стоит он на видном месте, как раз на повороте деревенской дороги. На кронштейне под кровлей вырезана дата 1860, а на фронтоне крыльца уже краской - подновленная надпись 1860, 1885, под под краской же читается «Старицына». Какой же дате следует верить? Хитрость в том, что дом «родился» дважды: построен он в Майлахте в 1860 году, а в Першлахту перевезен 1885 году.

Нынешний его владелец, гостеприимный Анатолий Васильевич Дмитриев, так рассказывал об истории своего родового гнезда. В старину дом принадлежал Николаю Ивановичу Старицыну. По преданию, он был купцом: скупал скот, гонял в Петербург. Жену звали Катерина, она была из островной кенозерской деревни Поромское. Так вышло, что детей у Старицыных не было. В батраках же служил Андреян Дмитриев из Самкова, дед нынешних хозяев, который родился в 1878, а умер рано, в 28 лет. Он и получил в наследство дом Старицына.

Один из его сыновей, Василий Андреянович, родился в 1902 году (второй, Иван, погиб еще в Финскую войну) и имел шестерых детей, они разлетелись по свету, Анатолий же живет в Першлахте и поддерживает родительский дом.

Чем же примечателен этот в общем-то традиционный для Севера двухэтажный четырехстенок типа «глаголь» (тип дома, имеющий в плане букву «Г», когда хозяйственный двор поставлен под прямым углом в нижней ее части)? Когда-то дом имел безгвоздевую кровлю, о чем могут красноречиво сказать фрагменты «куриц», на которых лежали деревянные желобы-потоки. Сзади к жилой части примыкает обширный хозяйственный двор. Его нижняя часть использовалась для содержания скота. В него и теперь ведут ворота, завершающиеся аркой - явная дань городским вкусам.

В подклете Дмитриевского дома располагалась лавка, вход в нее находился на лицевом фасаде, со стороны улицы.
Продольный фасад дома Дмитриева Поперечный фасад дома Дмитриева
На продольном фасаде расположено крыльцо-балкон - галерея.  Нам Севере ее называли галдареей или гандареей, и  она свидетельствовала о достатке хозяина дома.  На лицевом же фасаде - еще один балкон с портиком в подражание городским особнякам в стиле классицизма: с четырьмя колонками и аркой. На пjдшивке верхней части его фронтона - фрагменты выгоревшей росписи с  изображением льва и единорога.  Подобная геральдическая композиция изредка встречается в росписях северных крестьянских домов, например,  на Ваге. Видимо, такие композиции встречались и в Каргопольском уезде, но теперь только дом в Першлахте еще сохранил воспоминание о них.  Кроме того, когда-то были расписаны и оконные ставни: там еще можно увидеть остатки цветочной росписи.

 
Самая же главная достопримечательность дома Дмитриева - бережно сохраненные хозяевами расписные предметы в интерьере. Чаще всего подобную мебель беспощадно закрашивали в шестидесятые годы прошлого века, да и позднее: она уже не отвечала изменившимся вкусам нового поколения.

Заборка-шкаф разделяет горницу на две части, но целостность ее обширного пространства сохраняется благодаря тому, что она не доходит до потолка. Ее филенки исполнены в технике свободной кистевой росписи: по темно-зеленому фону написаны пышные цветы, а в углах - крупные желтые сегменты. На двери заборки на лицевой стороне - сказочные желтые львы с выразительными мордами, окруженные цветущими ветвями, на обороте той же двери - цветочные орнаментальные мотивы. Кроме того, в избе стоят еще два шкафа, филенки которых расписаны цветами.

Кто расписывал дом снаружи и изнутри? Сегодня вряд ли можно узнать имя мастера. Приемы росписи там и тут совсем не похожи и потому, без сомнения, это были не только разные мастера. Роспись на фасаде более ранняя и, скорее всего, выполнена вскоре после перевозки дома в Першлахту, а заборку и шкафы расписали бродячие маляры. Чаще всего отходники из Костромской губернии. Именно им присуща эта скорописная манера письма. Впрочем, подобные росписи повсеместно встречались в Олонецком крае. Очень может быть, что вопрос о мастерах так и останется вопросом: слишком мало сохранилось подобных памятников, и нет уже тех людей, кто мог бы приоткрыть завесу тайны над ними.

Дому Дмитриева, даже если выбрать его позднюю «дату рождения», больше 130 лет. К тому же это один из немногих домов, если не единственный на Кенозере, с такой полнотой сохранивший свой первоначальный облик. Поэтому он нуждается в охране.

Примечания:
1. Из многотиражки Парка "КЕНОЗЕРЬЕ", №1(15) - январь 2005.
2. С небольшими изменениями.
3. Будем благодарны за другие фотографии дома Дмитриева в д.Першлахте