А.Б.Пермиловская,
доктор культурологии

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДОМА АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
(типы домов, планировка, пристройки - конспект из нескольких источников)

Крестьянский дом — один из наиболее существенных и сложных элементов традиционной культуры. Жилые постройки представляют собой культурно-бытовой комплекс, связанный с различными сторонами жизни человека: природными условиями, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, имущественными, классовыми отношениями, семейным укладом, обычаями, традициями, эстетическими представлениями, религиозными верованиями, строительным мастерством. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, интерьер, декоративное убранство северного дома.

Типы крестьянских домов
Крестьянские дома Архангельского Севера имеют три основных типа классификации: по способу соединения жилья и двора, по общему конструктивно-планировочному решению жилой части, по внутренней планировке избы. В зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» — дом с однорядной продольной связью, покрытый двускатной, симметричной крышей.  Примером тому избы из деревень Гарь и Погост Ошевенской слободы.
Дом-двор Ф.А.Полуянова ("брус")  из д.Гарь Каргопольского р-она.
Конец XIX в. МДЗ "Малые Корелы".
Часто встречаются разновидности таких домов, как "брусы с уширенным сараем" или "нечистый брус", в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз (подъем на второй     этаж - поветь. М.З.).
Дом-двор Я.А.Попова ("брус с уширенным сараем")  из д.Погост Каргопольского р-она.
Конец XIX в.
Справа - план первого этажа. МДЗ "Малые Корелы".
«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем — симметричной, а над сенями и хозяйственной частью—асимметричной. Примером дома-«глаголя» может служить дом Елизарова из деревни Середка (музей «Кижи»).
Дом-двор Елизарова ("глаголь") из д.Середка. МДЗ "Малые Корелы".
Это самый старый из известных крестьянских домов, существующих в Карелии, принадлежавший средней по достатку крестьянской семье. Он датирован первой половиной XIX века. В нем один жилой этаж и одно жилое помещение, общее для всей семьи. Соответственно и размеры хозяйственной части небольшие.

Дом-"глаголь" есть и в Кенозерье:
Дом-"глаголь" в д.Карпово.
Кенозерский национальный парк
По мнению В.П.Орфинского, дома-«глаголи» по планировке и объемному решению занимают промежуточное положение между «брусами» и «кошелями».

«Кошель» — жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей асимметричной двухскатной крышей. Классическим примером жилища типа «кошель» служит дом Ошевнева (в музее «Кижи») — громадный, в два этажа.
Дом  Ошевнева. МДЗ "Малые Корелы".
Архитектурно-планировочная структура этого дома — само воплощение патриархального уклада жизни старой северной деревни. В доме четыре отдельных избы для разных семей одного патриархального рода, светелка, два летних помещения и большая клеть. Под стать жилью и двор, занимающий примерно две трети площади всего дома. В таком доме проживало 20-25 человек, а в его хлевах содержалось до трех десятков голов скота. Кроме Заонежья, дома типа «кошель» были распространены в Поморье и некоторых других районах Севера.

«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями. Он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо напротив сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т».
Дом-двор А.Ф.Пухова
из д.Большой Халуй,
Каргопольский р-он.
Начало XIX в. МДЗ "Малые Корелы".
Дом-двор А.Ф.Пухова. (с Т-образной связью). 
План  II этажа.
МДЗ "Малые Корелы".
Подобная связь дома-двора получила широкое распространение в Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.

«Двухрядная связь» (изба и двор стоят рядом, коньки их двухскатных крыш параллельны) была распространена не только в Каргополье, но и в Карелии, а также на территории нынешней Ленинградской области в жилищах вепсов и финнов. При двухрядной связи жилье и двор соединены через тамбур, иногда подобные дома имели два взвоза на поветь, расположенные с боковых фасадов...
Дом-двор Е.И.Кириллова (с двухрядной связью) из д.Киселево Каргоп. р-она.
 МДЗ "Малые Корелы".
 
Усложнение типов домов
Наиболее ранний прием развития северного дома - пристройка к основному жилому помещению второго сруба; в результате получались так называемые «избы с прирубом» и «избы-двойни». В «избе с прирубом» второй сруб меньше основного.

«Изба-двойня» состоит из двух одинаковых срубов под общей крышей. Оба типа были широко распространены в XIX веке.

Дом-двор А.А.Кыркаловой (изба-двойня) в Пинежском секторе МДЗ "Малые Корелы".
Фото А.Бодэ.

Избы-двойни характерны для богатого лесом Севера (Пинега, Мезень, Вычегда), «избы с прирубом» — для среднерусской полосы, Поволжья.

Если в избе два помещения, то вместо двух параллельных примыкающих стен оставляли одну, выходившую на фасад - получалась изба-пятистенок.

Дом-пятистенок начала XIX в. в д.Сеники. Фото из архива МуАР.

Наряду с этим в некоторых районах Севера (Пинега, Вычегда, Двина) отмечено иное направление эволюции избы-двойни. Встречные концы бревен на передней и задней стенах выпускают несколько длиннее обычного, между двумя внутренними стенами образуется заулок...

По данным М.А.Ильина, в домах в районе Кенозерья горница в большинстве случаев располагалась сзади избы и выходила окном на боковой фасад, причем она всегда представляла отдельный сруб. Горница занимала это место, даже если передняя часть дома представляла вполне развитый пятистенок. «Прилуб» имел окно с главного фасада, и это уже не помещение, где производится грязная домашняя работа, а, наоборот, в нем сосредотачивается чистая — ткачество, шитье...

Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба-крестовик, т.е. дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися стенами, рубленными одновременно со всем срубом. Дальнейшим усложнением пятистенка явилась шестистенная изба-крестовик, т.е. дом, разделенный на четыре комнаты двумя пересекающимися стенами, рубленными одновременно со всем срубом.

Дом-двор Кузьминых
 (шестистенок) 
из д.Чучепала,
Лешуконский р-он.
Конец XIX в.
МДЗ "Малые Корелы".


Архитектурно-художественные приемы оформления северного дома
Основные декоративные принципы строительной культуры:
- контраст между объемами жилой и хоз. частей дома, между маленькими оконными проемами и глухими поверхностями стен. Богатсьво декора обычно нарастает снизу вверх;
- силуэтность, которую выделяют резные кронштейны и охлупни, сквозная резьба причелин, выделение цветом отдельных деталей. Светлые наличники окон конетрастно читаются на фоне темных бревенчатых стен;
- третий принцип состоит в выделении в архитектуре дома необходимых конструкций (потоков, куриц, охлупней и др.) и подчеркивание их особенностей.

Внешнему облику русского крестьянского дома был свойственен своеобразный "наряд", к которому следует отнести как чисто  декоративные приемы - резьбу,  раскраску, так и различные архитектурные детали: крыльца, балконы, галереи, наличники и ставни окон, причелины, полотенца, курицы, потоки, консоли и т.п.

Особенности каргопольских домов
Каждый регион на Русском Севере имел свои особенности развития народной деревянной архитектуры. Для Каргополья характерны дома с однорядной связью, однако встречаются почти все типы домов-комплексов, бытовавших на Севере. Это двухрядная связь, "кошель", "глаголь", Т-образная связь. Избы-пятистенки, как одно-, так и двухэтажные, получили большое распространение на Кенозере.

Каргопольский крестьянин обычно строил четырехстенную и   четырехоконную со стороны улицы избу, за которой находились  сени и горница с примыкающим к ним двором (И.В.Маковецкий).

Типичный каргопольский дом имел в своем составе три жилых помещения: курная изба, горница (II этаж), зимняя изба - "заднюха", "зимовка" (I этаж).

Курные или "рудные" избы
Курные избы, называемые здесь "рудными", были в конце прошлого столетия традиционным каргопольским жилищем.  Черные избы строились в комплексе с одной-двумя белыми избами и холодной летней горенкой.

В такой избе открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, консервировали древесину, удлиняли срок ее службы. В помещении создавалась температура до 25 градусов, не расходуя для этого много топлива. Но главная причина долгого бытования черных изб - удобная совершенная система удаления дыма и высокий трапецевидный потолок, заменявший в начале XX века низкие потолки в избе.

Дом-двор М.А.Третьякова из д.Гарь
 Каргоп. р-она.

Конец XIX в.
 МДЗ "Малые Корелы".

Примером курной избы в МДЗ "Малые Корелы" является Дом Третьякова. Изба Третьякова не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер. Жилая часть - это высокий пропорциональный четырехстенок с 4-мя откнами по главному фасаду. Соединение жилья и двора - по схеме "брус". Все помещения расположены в вытянутом прямоугольном срубе, перекрытом двухскатной кровлей. Хозяйственная часть  значительно шире избы, и в образовавшемся углу  размещается ввоз на поветь. Скаты крыши имеют разную длину и разные уклоны.

Типы планировок в избах
Для ряда районов Русского Севера, расположенных по течению рек Ваги, Устьи, Кокшеньги, характерны дома на «два жилья», состоящие из трех главных частей: «перед», «середка», «озадок». «Перед» — летнее жилье; «середка» — скотный двор, хлев, поветь; «озадок» — зимнее жилье. Все они соединяются между собой сенями — «летним мостом», «зимним мостом».

Наряду с рассмотренной типологией жилища выделяется ряд признаков, определяющих четыре основных типа внутренней планировки русского дома: севернорусский, восточный южнорусский, западный южно­русский, западнорусский.

На Севере в основном была распространена, как понятно из названия, севернорусская планировка,

Во многих районах Русского Севера (Пинега, Мезень, Вага, Каргополье) были широко распространены «зимние избы». По характеру их присоединения к дому-двору можно выделить три типа устройства «зимней избы»: пристроенные, встроенные, частично встроенные.

Курная изба XIX века с пристроенной боковой "зимовкой".
Фото В.Лапина.

Пристроенная «зимняя изба» устраивалась в виде четырех- или пятистенного сруба, стоящего прямо на земле и примыкающего к боковому или заднему фасаду двора.

Конструкция крыши северного дома
Самой распространенной и древней на Севере является двухскатная тесовая кровля без гвоздей с использованием потоков и куриц.

Схема безгвоздевой крыши из книги В.П.Орфинского "Путь длиною в 6 столетий".

Основанием кровли служат бревна-слеги, горизонтально врубленные в горизонтальные бревна фронтона. Концы досок кровли заведены в паз потока, по которому дождевая вода отводится в сторону от стен дома. Кровля выступает перед фронтоном  на величину, которая достаточна для отвода воды от него. Для этого кровля опирается на кронштейны или консоли.

На консолях северных изб обычно вырезали дату постройки и фамилию владельца.

Схемы из книги В.П.Орфинского "Путь длиною в 6 столетий".

Курицы — это вырубленные с корнем молодые ели, уложенные поперек слег. Этой детали иногда придавалась форма головы петуха или курицы (отсюда и название), однако, на некоторых домах можно встретить изображение головы коня или другого животного...

Поток представлял собой подвешенное на крючках куриц длинное узкое корыто, передний конец которого широко раздвинут.

В потоке по всей длине выполнены отверстия для стока  воды.

 Конец потока и кронштейн. Из книги Маковецкого.

Верхнее обрамление крыши - "шелом" или "охлупень". Это тяжелое толстое бревно, выдолбленное снизу. Оно прикрывает стык скатов кровли. Конец охлупня часто имеет вид головы коня или оленя и подтверждает его значение как оберега, охраняющего семью от нечистой силы.

Тяжелый массивный конь, скульптурное завершение охлупня,  имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования и представления славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. 

Улица деревянных коней в селе Карпогоры. Фото А.Панкратова.

Охлупень иногда имел не одну, а две или даже три конские головы (Подвинье).

Парный конек дома в с.Пучуга, Арханг. обл.
Из книги И.В.Маковецкого.

Такие коньки встречаются и на Русском Севере - в Подвинье.

К коньковой слеге охлупень часто крепился деревянными клиньями - нагелями или стамиками.

Деревянный стамик. Фото М.Иванова. Из книги "Северный дом".


Кронштейны или консоли

Большие свесы кровли опирались на резные кронштейны или консоли.

Резные кронштейны дома в с.Зачачье. 1917 г. Фото А.Бодэ.
 Из сборника РДЗ.

Кронштейн, причелина и полотенце на доме в с.Конево, Плес. р-он. Фото А.Бодэ.


Дымники
Отопление по черному, бытовавшее до начала XX века, определило конструктивную особенность жилища, имевшего специальную систему дымоудаления, завершением которой были деревянные дощатые «дымники».

 Дымник.
 Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

Дымник на избе в МДЗ "Малые Корелы".
Фото А.Пономарева.

Стремясь создать наибольшую тягу, плотник проделывал в его верхней части сквозные отверстия, превращая его в очень выразительный декоративный элемент кровли.

Причелины, полотенца
Одно из важнейших мест в орнаментации избы занимает причелина - доска, прикрывающая торцы слег. Обычно причелина состоит из двух-трех досок, наложенных одна на другую. Узор состоит из геометрического орнамента, выполненного сквозной резьбой. Причелины прибивали к слегам большими коваными гвоздями.

 Кисть причелины из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

В орнаменте причелины - символ солнца. Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

Полотенце - это резная доска, спускающаяся с верха фронтона. Ее узор часто повторяет узор конца причелины. Довольно часто на концах полотенец вырезали круглые розетки, символизирующие солнце.

Конек, полотенце и балкон из книги А.Ополовникова.

Конек, полотенце и балкон из сб. РДЗ. Фото А.Бодэ.

В заонежских полотенцах часто сочетали кресты и круг, как бы соединяя христианские и языческие представления о мире.

На домах каргопольских, онежских, вельских и шенкурских крестьян вместо традиционного полотенца укреплялось резное солнце, называемое "ветренницей".

Резное солнце-ветренница -

 с.Конево, Плесецкий р-он.
Из книги "Северный дом".

Резное солнце-ветренница. Дом А.Ф.Пухова. ДМЗ "Малые Корелы".
Из книги "Северный дом".

Символика солнечного диска предельно проста - это пожелание счастья, богатого урожая, благополучия владельцам дома.

Балконы домов
Бревенчатую поверхность фронтона избы оживлял балкон. Простейшей формы балконы встречаются уже на курных избах, что говорит о древности балконов.

Устройство балконов объяснялось не только декоративной, но и конструктивной необходимостью. Дополнительные поперечные стенки балкона делают стенку фронтона более устойчивой, а пространство между стенами со стороны избы используется для жилья - здесь располагается светелка.

Балкон дома конца XIX в. в д. Вершинино. Фото А.Пермиловской. Из сборника РДЗ.

Балкон дома в с.Выемково, Ленский р-он, Арх. обл. Из книги Маковецкого.

Балконы в крестьянских домах были открытые и крытые, причем последние имели арочную или прямоугольную форму.

Балкон для северного дома был своеобразным проявлением репрезентативности, обычно балконы имели дома зажиточных крестьян.

Окно избы
Слово "окно", один из самых древних архитектурных терминов, впервые упоминается в XI веке. Различают окна трех типов: волоковые, колодчатые, косящатые.

Наиболее древним было волоковое окно. Оно прорезалось между двумя горязонтальными бревнами. Высота его не превышала толщины бревна, а ширина была в полтора раза больше высоты.

Дом-двор Н.Е.Шестакова. На фасаде два волоковых окна и косящатое в центре. Из книги "Северный дом".

С внутренней стороны волоковое окно закрывалось доской-задвижкой.

Задвижка волокового окна со стороны избы.

Волоковые окна сохранились в основном на хозяйственных постройках или в хозяйственной части крестьянского дома.

Интересны каргопольские окна- "зимницы", устраиваемые на зиму.
В проем обычного окна вставляли доску, в центре которой вырезали маленькое  отверстие - оконце.
Колодчатые окна имели цельную колоду из четырех прочно связанных между собой брусьев.

Косящатое окно представляет собой проем в стене, укрепленный косяками (двумя боковыми брусьями). Вверху косяки связаны между собой третьим брусом, а внизу они упираются в бревно сруба.

Окна каргопольского дома,
конец XIX в. Фото Н.Чеснокова.

Окна дома в д.Вершинино, Плесецкий р-он. Нач. XX в. Фото Н.Чеснокова.

В конструкции большого окна между верхним брусом окна и следующим за ним бревном стены предусмотрено свободное пространство - осадочный паз, препятствующий возникновению деформации избы.

Окна северного дома расположены в определенной зоне жилого пространства, что отражается в названиях окон: "переднее, среднее, сутнее" (сутнее от "сутки" - красный угол). Место у окна в красном углу - это место для почетных гостей, в т.ч для сватов, невесты... Через окно не разрешалось, плевать, выливать помои, выбрасывать мусор...

Наличники
Декор наличников  объясняется идеей охраны окон при помощи различных магических изображений. Для этого окно окружали резным орнаментом, определенными знаками с защитными функциями, архитектурными деталями, оберегами.

Виды зооморфных наличников из книги "Северный дом".

На наличниках можно увидеть рога барана или быка, силуэты птиц, гребень петуха, кое-где на Севере на досках наличников изображали рыбу. В Каргополье  на ставнях окон делали  росписи цветов или вазонов в горшках.

Наиболее древний вид оконного наличника - "очелье". Форма такой доски была широко распространена в памятниках XVII столетия. Расширенная кверху, такая доска повторяла форму и название женского головного уборы - девичье повязки ("очелыш" - девичий головной убор, кокошник; "очелье" - перед кокошника).

Окно дома Русиновых, д. Кондратовская. Из книги "Северный дом".

Очелье конца XIX века. д. Кондратовская.
Фото А.Пермиловской.

Один из немногих сохранившихся образцов очелья можно увидеть на доме Русиновых из деревни Кондратовская в музее-заповеднике «Малые Корелы». Дом принадлежал старообрядческой семье.

О крыльце крестьянского дома
Крыльцо дома - это непосредстенная связь с улицей, деревней, окружающим пространством. Это своеобразный уличный клуб для обмена новостями, для разговора о делах или просто для отдыха. Архитектурные формы крылец разнообразны. Их можно разделить на четыре типа.


1. Крыльцо  прирубом.
Это прямоугольная глухая клеть с широким дверным проемом и внутренней скрытой лестницей (Сухона, Вычегда, Двина, Мезень, Каргополье). Такая конструкция обеспечивает защиту входа  в избу от ветра, дождя и снега.




2. Крыльцо на ряжах.
Стоит на монолитном прочном основании из горизонтальных бревен и с наружным открытым маршем лестниц. Такие крыльца - явление древнее и широко распространенное.



3. Крыльцо на столбах.
Крыльцо с одностолбной  опорой наиболее сложно по своей конструкции и отличается наличием вертикальных опорных элементов. На столб, достигавший в диаметре 60 см, опирались основание площадки, лестница и стойки кровли. Неудобство такого крыльца - необходимость его полной разборки при замене сгнившего центрального столба.

4. Крыльцо-балкон.
Это двухъярусная конструкция, объединящая в одно целое балкон второго этажа и навес над входной дверью в дом. Такие крыльца встречаются в Каргополье, Заонежье, Поважье.

О двухэтажных избах
Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В них обычно повторяется планировка одноэтажного крестьянского дома со всеми характерными для данного региона элементами.  Двухэтажный дом требовал больше леса, был значительно дороже в строительстве и в эксплуатации.

Двухэтажные дома Русского Севера могли осваиваться не сразу и строились постепенно на протяжении 20-30 лет. Вначале жили в одной избе, остальные помещения пустовали. По мере увеличения семьи под жилые помещения могли приспособить подклет первого этажа, холодные горницы сделать отапливаемыми. Жилые помещения устраивались и в хозяйственной части — на повети — это так называемые «летние» (холодные) и «зимние» (отапливаемые) горенки. Здесь были также многочисленные клети для хранения вещей. Здесь также выработались различные планировочные решения в приемах соединения жилья и двора: «брус» с его модификацией: на Каргополье — «брус с уширенным сараем», «глаголь», «Т-образная связь», «кошель», двухрядная связь. Жилье и двор находились под одной общей крышей, что давало возможность вести хозяйство, ухаживать за скотом, не выходя из закрытого помещения. До двух третей площади всего комплекса занимал двухъярусный хозяйственный двор.

Рассмотренные типы северного крестьянского жилища к XIX веку обрели свое логическое завершение и воплотились в конкретные архитектурные формы. Это привело к тому богатству приемов и форм в народном зодчестве, которым всегда отличалась русская северная деревня.


Примечания:

1. Источники текста и иллюстраций:
- сборник "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции".  Москва, "Северный паломник", 2012.
- А.Б.Пермиловская. "Северный дом. Архитектурный каталог". ИД "ПетроПресс", Петрозаводск, 2000.
- А.Б.Пермиловская. "Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - начало XX века)". Архангельск, 2005.
- И.В.Маковецкий. "Памятники народного зодчества Русского Севера". Изд-во АН СССР,    М., 1955.
2. С небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из перечисленных книг, если нет других ссылок.
4. МДЗ - музей деревянного зодчества.