А.Б.Пермиловская,
доктор культурологии,
гл. научный сотрудник Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СЕВЕРНОГО ДОМА
(на примере района Каргополье-Онега)

Среди крупных северных рек Онега занимает крайнее западное положение, гранича с карельским озерным краем. Местоположение во многом определило особенности природы и культуры этих мест. Семь крупных озер — Лача, Воже, Кенозеро, Ундозеро, Шардозеро, Лекшмозеро и Кожозеро, соединившись с сотнями мелких озер, малых и средних речек, составили единую водную систему с бассейном Онеги. Длина реки Онеги - 416 км. Площадь ее бассейна - 56900 кв. км. Особенности ландшафта обусловили появление здесь большого количества приречных и приозерных поселений.  Русское население Каргополья и Поонежья составили выходцы из земель Великого Новгорода.

Строительные, художественные традиции края складывались под сильным влиянием Каргополя — административного, торгового и культурного центра, основанного в 1146 году. Создание исторического единства территорий Каргополья и Поонежья выразилось в понятии «Каргопольская земля», включавшем в себя огромный регион, протянувшийся с юга на север от озера Лаче до берегов Белого моря.

Бассейн озера Лаче и реки Онеги на протяжении ХVШ-ХIХ веков был разделен меж Архангельской и Олонецкой губерниями. Юг входил в состав Каргопольского уезда Олонецкой губернии, север — в Онежский уезд Архангельской губернии.

Каргополье (его рамки значительно шире современного Каргопольского края) — один наиболее густонаселенных уездов Олонецкой губернии, в середине XIX века здесь проживали 54 958 человек. Основное занятие населения — земледелие в сочетании с кустарными промыслами и домашними ремеслами.  Удобные для обработки земли располагались небольшими участками на расстоянии друг друга. Это наложило отпечаток на характер заселения региона. Поселения обычно располагались по берегам рек и озер, а также на транспортных магистралях, связывавших край с Архангельском и Петербургом.

В Каргополье встречаются все виды поселений, с преобладанием прибрежно-рядовой, свободной,  уличной планировок.

К характерным примерам селений со свободной застройкой можно отнести селение Гужево Каргопольского района (находится  в Кенозерском национальном парке -М.З.), расположенное на берегу озера. Основным занятием жителей были земледелие и pыболовство.
«Здесь нет ни одной семьи, которая не имела бы лодки и сетей. Амбары, где хранятся рыболовные снасти, поставлены на сваях прямо в воде; рядом находятся бани, несколько выше по склону берега озера расположены избы, на гребне — овины и гумна. Здесь нет улиц, четких границ усадеб. Нельзя встретить две избы, расположенные по одной линии. Такое положение построек определялось сильно изрезанной линией берега и стремлением владельцев при всех обстоятельствах повернуть фасад здания к воде» (И.В.Маковецкий).
(Сейчас в Гужево осталось несколько домов, в которых живут только летом- М.З.)

Другим ярким примером свободного планировочного решения каргопольских поселений является Ошевенская слобода. Более двух десятков деревень расположились по течению рек Чурьеги и Халуя.
По-видимому, уже в XVII веке они делились на три группы. В первую входили небольшие монастырские деревеньки. Вторая группа разместилась ниже по реке. Это — Ширяиха, Федорово, Михеево, Подгарье, Низ; а также три ныне исчезнувших деревни - Кукуй, Обрезково, Сребино. Наконец, третья группа состояла из двух деревень по левому берегу реки Халуй — Большой и Малый Халуй, а также деревень Бор и Гарь. Каждая из крупных деревень имела свой организующий центр в виде шатровой часовни. Вертикали часовен помогали зрительно связать большое жилое пространство как вдоль берегов рек, так и с одного берега на другой. В этой зрительной «перекличке» участвовали и вертикали приходской шатровой церкви Богоявления, колокольни, а также шатры Александро-Ошевенского монастыря.
Богоявленская церковь и колокольня. XVIII в. д.Погост, Каргопольский р-он.
Находясь в любой точке села, можно было по вертикалям культовых построек зрительно охватить все замкнутое берегами пространство и быстро сориентироваться в нем (Ю.С.Ушаков).

На Каргополье зафиксирована «кончанская» планировка улиц, которая была распространена в древнем Новгороде. Подобно тому, как вокруг центра Новгорода расположены районы — «концы», так и здесь, вокруг центра деревни, находятся «концы» с их улицами, как правило, не связанные с рекой, дорогой и имеющие каждый свое назначение...

При разнообразии планировок поселений разнообразной была и ориентация передних фасадов домов. Если на Мезени, Пинеге ориентация домов «на лето» была преобладающей (даже в тех случаях, когда на севере находилась река, фасады были обращены на юг), на Каргополье природные факторы и планировочные традиции играли определяюшую роль. Не только в поселениях с уличной застройкой, где неизбежна противоположная ориентация домов, но и при рядовой планировке ориентация передних фасадов была различной. Например, в с. Пияла Онежского района три порядка домов в южной части селения обращены передними фасадами на запад, на реку. Дома Попова и Третьякова, перевезенные в музей из Ошевенской слободы, также имели западную ориентацию фасадов.

Интересно, что в каргопольских домах в том, что роль переднего фасада, обращенного на улицу, площадь, реку, играет не только торцевой фасад, но и боковой, особенно в тех случаях, когда связь дома и двора выполнена по типу «поперечная» или «двойная связь». Именно так стояли дом Пухова в д.Большой Халуй и дом Кириллова в д.Киселево  до перевозки в музей. Оба они боковыми фасадами  были обращены на дорогу, на юг. Эта планировочная особенность сохранена и в музее.

Каждый регион на Русском Севере имел свои особенности развития народной деревянной архитектуры, как художественные, так и конструктивные. Для Каргополья характерны дома с однорядной связью, однако здесь встречаются почти все типы домов-комплексов, бытовавших на Севере. Это двухрядная связь, «кошель», «глаголь», Т-образная связь.
В подавляющем большинстве здесь получили распространение избы-четырехстенки на высоких подклетах. Дом Попова — классический пример крестьянского дома, один из наиболее известных и изученных памятников Русского Севера (о доме Попова см. здесь - М.З.).
Дом-двор ("брус с уширенным сараем") Я.А.Попова из д.Погост Каргопольского р-она.
Конец XIX в.
Развитие пятистенного жилища в данном регионе было связано с появлением неполной перегородки, а затем и капитальной стены по главному фасаду четырехстенного сруба. Избы-пятистенки, как одно-, так и двухэтажные, получили большое распространение на Кенозере.

Следующей стадией развития каргопольского жилища явилось преобразование пятистенной избы в избу-крестовик, представляющую в плане почти правильный квадрат и значительно увеличивающую площадь и количество жилых помещений.

Крестьянское жилище среднего и нижнего течения реки Онеги не отличается от каргопольского. Здесь также преобладают избы-четырехстенки, строенные «брусом». Характерная черта архитектурно-планировочного решения онежского дома — наличие в составе сеней встроенных горниц, выступающих за пределы сруба жилой части.

Интересной особенностью гражданской архитектуры некоторых каргопольских поселений (Река, Заручевье, Ошевенск) было наличие «плановых домов».
"Плановый" дом. д.Ширяиха, Каргопольский р-он. Нач. XX в.
Жилая часть такого дома устроена в виде четырехстенка, реже пятистенка. Изба перекрыта трехскатной кровлей, на стыке находятся маленькие мезонины, украшенные резными причелинами.

В конце XIX-нач. XX вв. традиционным каргопольским жилищем были курные избы, называемые здесь «рудными».
("рудный" - грязный, зачерненный - словарь Вл. Даля). Черные избы строились в комплексе с одной-двумя белыми избами и холодной летней горенкой.

Причин долгого бытования рудных изб несколько, и прежде всего климатические условия — большая влажность каргопольского озерного края. Открытый огонь и дым из печи просушивали и пропитывали стены сруба, происходила своеобразная консервация древесины, в результате век черных изб был более длительным. Черные печи устраивались хозяином то в одной, то в другой избе для просушки сруба, поэтому печи в них могли переделываться многократно.

Курная печь лучше обогревала помещение, создавала температуру в избе до 25 градусов, не требуя при этом много топлива. Ошевенские крестьяне вспоминают: «в рудных избах было тепло, как в бане - зимой по полу босиком ходили». «Курная изба, да печь тепла» — гласит старинная поговорка. Черная печь была удобна для ведения хозяйства, дым просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитываясь дымом, служили в пять-шесть раз дольше, чем сети, просушиваемые на воздухе.

Для крестьянина-кустаря, занимавшегося плотничьим, кожевенным и другими промыслами, такая изба, помимо своего прямого назначения, служила одновременно и мастерской, где он мог просушить необходимое сырье: дерево, кожу, прочее. А примитивное устройство глинобитной печи не требовало больших затрат на ее сооружение.

Но главная причина долгого бытования черных изб — удобная, совершенная система удаления дыма, устройство высокого (3-4 метра) трапециевидного потолка, который сводил до минимума неудобства курных изб.
Ошевенская слобода.
 Д.Малый Халуй.
Рудная изба М.Ф.Третьякова
Ошевенская слобода. д.Малый Халуй.
Изба Е.А.Третьяковой
Описание северных курных изб XVIII-начала XX вв. свидетельствует, что потолок в подобных постройках был низкий, дым стелился гораздо ниже полок-воронцов, затрудняя пребывание в избе и ведение хозяйства во время топки печи. Поэтому курные избы с низким потолком в этих регионах не получили большого развития и в начале XX века стали уже редкостью.

В устройстве высокого трапециевидного потолка прослеживается связь северного народного творчества со строительными традициями финно-угорских племен, ранее населявших эти места. Черные избы Карелии также имеют высокий трапециевидный потолок.

В русских районах Карелии курные избы соединяли особенности русских и карельских построек. Дым в них выпускался через потолочный дымоволок, но дымница делалась не круглой, а прямоугольной, подобно дымницам Русского Севера.

Высота и трапециевидный потолок роднят каргопольские избы (особенно Ошевенскую слободу) конца XIX — начала XX века с курными избами древнего Новгорода Х-ХШ веков, которые имели такое же устройство. "Большая высота изб древнего Новгорода свидетельствует о том, что проблема дыма внутри избы при черной топке и вопрос сохранения чистоты были тогда настолько острыми, что для какого-то их решения, даже не коренного, а лишь частичного, самые небогатые люди шли на увеличение высоты жилой постройки (до 3 м), хотя последнее усложнение и удорожало ее возведение».

Дом Третьякова представляет наиболее архаичное крестьянское жилище Русского Севера — курную, или «рудную», избу. В конце XIX века в д. Гарь почти все избы были черные, позже перестроенные для топки «по-белому». Изба Третьякова не перестраивалась и сохранила первоначальный интерьер. Жилая часть — высокий пропорциональный четырехстенок с 4 окнами по главному фасаду. Прием соединения жилья и двора— «брус»; все помещения спланированы в вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый двухскатной кровлей. В планировочном решении заключена особенность постройки: хозяйственная часть значительно шире избы, в образовавшемся углу размещается взвоз на поветь. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину. Планировочная структура таких домов представляет разновидность «бруса» — «нечистый брус» или «брус с уширенным сараем».

Типичный каргопольский дом в своем составе имеет три жилых помещения: изба, горница (II этаж), зимняя изба - «заднюха», «зимовка» (I этаж).

Интерьер такого ошевенского дома традиционный. Около входа — большая глинобитная печь, устьем обращенная к окнам главного фасада, вдоль стен — лавки, над ними по периметру всей избы полки-воронцы, три жерди («вешалы») протянуты для сушки сетей, одежды. Все пространство вверху занимает высокий черный смолистый потолок. Дым, выходя из устья печи, поднимался под трапециевидный потолок, отталкивался от полок-воронцов и вытягивался через отверстие над печью. Воронцы задерживали дым и служили своеобразной границей, отделяющей нижнюю часть избы от закопченного верха.

Место за печью — «прилуб» — отделено от избы филенчатым шкафом-заборкой, украшенным свободной кистевой росписью. В прилубе находилась домашняя посуда и утварь. В полу располагается люк, ведущий в «подполье», использовавшееся для хранения продуктов.

Четкое деление интерьера на отдельные зоны, расположение утвари и мебели вдоль стен дают ощущение свободы, поэтому в северной избе несмотря на большое количество членов семьи удивительно просторно. Через сени изба соединялась с горницей.

В хозяйственной части, на первом этаже: 4 встроенных хлева с плоскими крышами, в стенах каждого есть продухи для вентиляции.

Архаичный тип дома-двора с двухрядной связью представлен единственным сохранившимся в Архангельской области домом Е.И.Кириллова из д. Киселево Каргопольского района (в 1972 году перевезен в музей «Малые Корелы»). Изба и двор стоят рядом, коньки их двухскатных крыш параллельны.
Дом-двор Е.И.Кириллова. д.Киселево Каргопольского р-она, кон. XIX в. Дом-двор Е.И.Кириллова.
Крыльцо дома.
Жилая часть — двухэтажный четырехстенок с 4 скатами по главному фасаду. Сени делят избу на две части. На первом этаже жилое помещение — зимняя изба, выходящая на главный фасад, другое крыло первого этажа — подклет для хранения продуктов. Первый и второй этажи соединяются лестницей. На втором этаже два жилых помещения, соединенные небольшой проходной комнатой, образованной из переруба сеней. Вход в хозяйственную часть находится на первом и втором этажах. На поветь перпендикулярно дому ведет крытый, с навесом на столбах, взвоз.

Входом в избу служит небольшое крытое крыльцо в 4—6 ступеней, расположенное с бокового фасада. Навес крыльца в средней части вырезан полукругом, его поддерживают колонки. Нижняя часть крыльца с трех сторон зашита досками. Все сооружение завершает двухскатная кровля.
Наличник дома Кириллова

Особую нарядность дому придают «распашные» филенчатые ставни и резные наличники.
Резьба наличников отличается редким разнообразием: в одном случае это волютообразные завитки, в другом — ромбы, в третьем — овальные фигуры.

При большой разветвленной крестьянской семье на повети делали летние и зимние горенки для жилья, клети («синики») для хранения одежды, бочек с капустой и грибами.

Всем крестьянским домам Севера, в том числе и каргопольскому жилищу, присуща одна конструктивная особенность крытого двора: всю верхнюю часть сруба, находящегося под хлевами, несут на себе мощные стойки-столбы, глубоко врытые в землю, их делают для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не поднимая и не разбирая сруба всего дома.

Как уже отмечалось, иногда в каргопольском жилище вход в дом устраивался через взвоз. На Каргополье часто встречается разновидность домов типа «брус» — «брус с уширенным сараем», в котором хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз на поветь.

В крестьянской избе внутренняя архитектура составляет единое гармоничное целое и находится в полном созвучии с внешней архитектурой народного жилища.  Для украшения домов применялась трехгранно-выемчатая резьба в сочетании с резьбой на проем.

Резьба превращает крепкий прочный материал дерева в тонкое кружево. Несколько рядов причелин создают неповторимый узор, строго геометричный, наполненный игрой света и тени. Полотенце (доска, прикрывающая стык причелин), изображалось в виде ажурно-лучевого солнца. Балкон-«галдарей», «галдарейка» — устраивался с главного фасада каргопольского дома. Помещение балкона на различной высоте фронтона: под коньком, на уровне пола чердака или посередине между ними, отсутствие выхода на балкон в виде двери или замена его окном служит доказательством того, что перед нами чисто декоративная деталь. Самое видное место в балконе занимает ограждение, на нем народный мастер и сосредотачивал свое внимание.

Боковой балкон-"галдарей". д.Чурилово, Каргопольский р-он. Кон. XIX в.
На Каргополье получили распространение балконы прямоугольной формы с ограждением в виде Х-образной решетки (Ошевенск, Шильда, Свидь). Кроме расположения балкона с главного фасада жилища, резной «галдарей» устраивался и с боковой стороны дома, в этом случае он иногда завязывался в одно целое с крыльцом.

Со стороны главного фасада каргопольские дома имели своеобразные дощатые свесы — «фартуки» — которые служили для предохранения передней стены и окон главного фасада от атмосферных осадков. Иногда «фартуки» и верхняя часть главного фасада украшались мелкой пропильнои резьбой. При устройстве «фартуков» окна не имели развитых форм наличников, поскольку в этом не было функциональной необходимости, они лишь обрамлялись гладкими досками.

Каргопольские наличники имели навершие в виде треугольного фронтона или в виде прямоугольного карниза, иногда с пропиловочным завершением в виде решетки.

Декор каргопольского дома.
Боковые доски зачастую заканчивались резными капельницами, напоминающими бахрому полотенца. Нижние доски обычно очерчивались красивыми линиями лекального профиля. Набор декоративных элементов был невелик, большей частью это солярное полукружие, ромбики и крестики. Двухстворчатые, филенчатые ставни обычно расписывались.

Со стороны главного фасада каргопольские дома имели своеобразные дощатые свесы-«фартуки», которые служили для предохранения передней стены и окон главного фасада от атмосферных осадков. Иногда «фартуки» и верхняя часть главного фасада украшали мелкой пропильной резьбой. При устройстве «фартуков» окна не имели развитых форм наличников, поскольку в этом не было функциональной необходимости, они лишь обрамлялись гладкими досками.

Нижняя часть с трех сторон зашита досками. Все сооружение завершает двухскатная кровля. Примером подобного устройства входа служит крыльцо дома Кириллова из д.Киселево (памятник музея).

Построить дом на Севере мог каждый крестьянин, но расписать или, как говорили раньше, «расцветить» его способны только специальные мастера. Роспись свидетельствовала об известном достатке хозяина и служила предметом его особой гордости. В конце XIX - начале XX веков в Ошевенске «расцвечивали» дома местные живописцы И.К.Новожилов, И.В.Дружинин.

Многометровые свесы каргопольских домов раскрашивались разноцветными полосами. К более сложным видам росписи относились розетки, букеты цветов в горшках или вазах.
Роспись подзора кровли. с.Конево, Плесецкий р-он. Кон. XIX в.
Подобные росписи, зафиксированные исследователями в прошлом веке, дошли и до наших дней — это «цвеченные» дома в деревнях Низ, Малый Халуй, Река. Верхние фронтоны ошевенских изб расписывались целыми сказочно-декоративными композициями: цветами, птицами, геральдическими львами; фоном для росписи служил белый цвет. Яркость рисунков как бы возмещала скудность красок северного пейзажа.
Роспись фронтона дома Ушакова.
 д.Ширяиха, Каргопольский р-он. Нач. XX в.
Например, на фронтоне дома в деревне Ширяиха нарисован розовый куст, по его бокам «лютые звери»: лев и львица. Откуда эти мотивы? Изображение роз, на Севере не растущих, было своеобразным пожеланием счастливой жизни, а львы — это языческие обереги, отпугивающие своим страшным видом зло.
Резное солнце - пожелание счастья в доме. с.Конево, Плесецкий р-он. Кон. XIX в.
Со временем магический смысл изображения был забыт, так же, как и значение солярного знака — резного солнца на фронтонах каргопольских изб, ставшего одним из элементов декора. Мотивы росписи обычно были далеки от местной флоры и фауны, возможно, они заносились из средней полосы России, архитектурная живопись исполнялась мастерами-профессионалами, которые нередко организовывали отдельные артели и уходили на работу далеко за пределы своей волости.

Каргопольско-Онежский сектор в музее деревянного зодчества представляет собой поселение со свободной планировкой. Вокруг культового ансамбля из с.Кушерека Онежского района расположены пять крестьянских усадеб.
Вознесенская церковь из с.Кушерека. Онежский р-он, 1669 г.
В экспозиции сектора удачно отражены почти все типы домов-комплексов, бытовавших на западе Русского Севера: «брус», «брус с уширенным сараем», Т-образная связь, двойная связь.

Генеральным планом была предусмотрена постановка в секторе еще одного типа дома-двора — «кошель», который в ходе экспедиционного обследования в 80-е годы выявить не удалось, поскольку присущая этому типу жилища конструктивная сложность, большая материалоемкость и дороговизна привели к быстрому исчезновению подобных комплексов.

 

Примечания:
1. Текст составлен из двух близких по теме публикаций А.Б.Пермиловской:
 - "Северный дом. Архитектурный каталог."  ПетроПресс. Петрозаводск,  2000.
- "Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - нач. XX в.)", Архангельск, 2005.
2. Иллюстрации - из книг автора, архива сайта и интернета.
3. Библиография опущена.
4. Еще о крестьянских домах Каргополья - см. здесь.