А.Б.Пермиловская
доктор культурологии

ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА
И СИМВОЛИКА ДЕКОРА

Внешнему облику русского крестьянского дома был свойственен своеобразный «наряд», к которому относятся как собственно декоративные детали, предназначенные только для украшения, так и различные архитектурные элементы, имеющие практическое, конструктивное значение. Архитектурная и эстетическая функции дома слились в фольклорно-поэтическом представлении крестьян: «как мера и красота скажут» и явились отражением высокой строительной культуры.

Декоративно-художественные приемы оформления различных архитектурных элементов крестьянского дома формировались веками. В основе декора жилища лежит единство символического и художественного.

«По понятиям древности, — как писал И.Е. Забелин — первая красота здания заключается в его покрытии, в его кровле, головном уборе».

Дом в Пинежском секторе МДЗ "Малые Корелы". Фото А.Бодэ.

Самой распространенной и очень древней является двускатная тесовая кровля «по потокам и курицам», сделанная без гвоздей. Основанием кровли служат бревна — слеги, горизонтально врубленные в самцы фронтона. Чтобы доски кровли, положенные на слеги, не сползали вниз, концы их заведены в паз бруса — потока, по которому дождевая вода отводится в сторону. Поток подвешен на специальных крюках — «курицах». Большой свес кровли над фронтоном поддерживался резными кронштейнами.

Декор каргопольского дома. Рис. С.Супалова. Из книги "Северный дом".

Курица, поддерживающая поток. Пинега. Фото Д.Соколова.

Курицы — это вырубленные с корнем молодые ели, уложенные поперек слег. Этой детали иногда придавалась форма головы петуха или курицы (отсюда и название), однако, на некоторых домах можно встретить изображение головы коня или другого животного...

В конструктивной системе кровли курицы непосредственно связаны с потоками. Для них выбирали наиболее прямые сосновые бревна. С наружной стороны они обтесывались топором, с внутренней — вынималась сердцевина. Поток напоминал лоток, передний торец которого широко раздвинут. Для стока воды иногда делали еще и отверстия, идущие по всей длине потока. Самая интересная часть потока — его концы или «водотечники», они вытесаны таким образом, что отброс воды от стены получается оптимальным.

В Олонецкой губернии потокам придавалась форма прямоугольного бруса, на концах они имели орнаментированные плоской резьбой расширения. Как и на кронштейнах, на потоках вырезали дату постройки дома.

Архаичные черты в традициях деревянного зодчества наиболее устойчиво проявились в скульптурном завершении крыши избы. Окончание «шелома» или «охлупня» осмысляется в качестве головы коня.

Окончание охлупня. Д.Виргинская Арханг. обл. Фото М.Мильчика, 1970 г.

Есть свидетельства, что деревянному изображению некогда предшествовала настоящая лошадиная голова.

Идея защиты, оберега — один из главных семантических аспектов традиционного народного искусства. Значение слова «шелом» было связано с защитой и означало шлем древнерусского воина.

Наивный и задорный конек.
Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

Конь на охлупне. Пинега.
Фото В.Носова.

Тяжелый массивный конь — скульптурное завершение охлупня, соединяющего два ската крыши, «два крыла» дома, имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования и представления славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. 

Улица деревянных коней в селе Карпогоры. Фото А.Панкратова.

Изображение конской головы на окончании охлупня получило самое широкое распространение. Зато охлупень иногда имел не одну, а две или даже три конские головы (Подвинье).

Парный конек дома в с.Пучуга, Арханг. обл.
Из книги И.В.Маковецкого.

Охлупень часто крепился к коньковой слеге деревянными нагелями («стамиками», «сороками»).

Деревянный стамик. Фото М.Иванова. Из книги "Северный дом".

Последнее определение не случайно: они действительно напоминают рассевшихся на крыше птиц. В Сольвычегодском уезде сверху охлупня на всем протяжении вместо «сорок» устанавливались «мужички» — вертикальные деревянные скульптуры с круглым основанием и подобием человеческого бюста в верхней части. В Поважье им соответствовали «солдатики» или резные столбики. В некоторых местностях стамики называют «куклами»...

В финно-угорской традиции изображение коня в архитектурном декоре не встречается, за исключением бассейна реки Вашки, где проживают удорские коми. Зато здесь большая роль отводится оленю, лосю, которые являются жертвенными животными, а также водоплавающей птице.

Отопление по черному, бытовавшее до начала XX века, определило конструктивную особенность жилища, имевшего специальную систему дымоудаления, завершением которой были деревянные дощатые «дымники».

 Дымник.
 Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

Дымник на избе в МДЗ "Малые Корелы".
Фото А.Пономарева.

В миниатюре дымник воспроизводил архитектурный облик дома. Стремясь создать наибольшую тягу, плотник проделывал в его верхней части сквозные отверстия, превращая его в очень выразительный декоративный элемент кровли.

«Дом как модель мира» — так можно трактовать изображение звездного неба и солнца под крышей на фронтонах крестьянских домов Русского Севера.

В символике декоративного убранства крестьянского жилища, в строительной культуре ярко запечатлелось отношение крестьян к дому как к живому существу, человеку. Это особенно отчетливо проявилось в терминологии, обозначающей те или иные части дома.

Одно из важнейших мест в орнаментации избы занимает «причелина» — доска, прикрывающая торцы слег...  На домах причелины обычно состояли из двух-трех досок, наложенных друг на друга.

 Кисть причелины из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

В орнаменте причелины - символ солнца. Из книги А.Ополовникова и Г.Островского.

Украшенные резьбой, такие причелины имели вид сложного ступенчатого сооружения. Мотивы орнамента, на первый взгляд чрезвычайно разнообразные, при ближайшем ознакомлении представляют небольшое количество элементов, повторяющихся в различных комбинациях и ритмах. Причелины прибивались большими коваными гвоздями.

Резная доска, спускающаяся с верха фронтона, — «полотенце» — повторяет обычно узор конца причелины, иногда здесь вырезают дату постройки дома.

Конек, полотенце и балкон из книги А.Ополовникова.

Конек, полотенце и балкон из сб. РДЗ. Фото А.Бодэ.

Довольно часто на концах полотенец вырезали круглые розетки, символизирующие солнце.
На домах Каргополья, Поонежья, Поважья вместо традиционного полотенца укреплялось резное солнце, называемое «ветренницей».

Резное солнце-ветренница - пожелание счастья в доме. с.Конево, Плесецкий р-он.
Из книги "Северный дом".

Резное солнце-ветренница. Дом А.Ф.Пухова. ДМЗ "Малые Корелы".
Из книги "Северный дом".

Крестьяне вспоминали, что делали его «для красоты, для фасона».

Бревенчатую гладь фронтона избы в XIX — начале XX века нередко оживлял балкон. Устройство балкона объяснялось не только декоративной, но и конструктивной необходимостью. Стремясь сделать конструкцию верха более устойчивой, плотник вводит дополнительные поперечные фронтону стенки. Пространство между стенами используется для жилья, здесь располагается светелка, а на выступающих концах поперечных бревен устраивается балкон. Балконы в крестьянских домах были открытые и крытые. Последние имели арочные или прямые покрытия с резными столбиками.

 Балкон дома конца XIX в. в д.Вершинино. Фото А.Пермиловской.

Балкон дома в д.Тырышкина, Кенозерье. Из архива сайта.

Богатым декоративным убранством отличаются балконы заонежских домов. Обычно балконы устраивались на домах зажиточных крестьян.

Интересной архитектурной деталью северного дома были галереи. На заонежских домах они опоясывали основной сруб на уровне второго этажа.

Дом - "кошель" из  д.Ошевнево. Кижи.
Фото из книги А.В.Ополовникова и Г.С.Островского.

Такие галереи служили для того, чтобы, пройдя по ним, можно было закрыть оконные ставни на ночь и тем самым защититься от света белых ночей или от холодного ветра.

Окно избы — это целая история деревянного зодчества, начинающаяся от маленького волокового оконца — наиболее древнего и простейшего по устройству. Оно прорезалось между двумя горизонтальными рядами бревен и с внутренней стороны закрывалось доской-задвижкой, «волочившейся» по специальным пазам. Косящатые окна, составленные из нескольких прочно связанных между собой брусьев, назывались «красными».
Осадочный шов над верхней перемычкой требовал какого-то прикрытия от атмосферных осадков. Сюда и прибивали доску, имевшую живописный контур и покрывавшуюся резным орнаментом. Такая доска-«очелье», по-видимому, — наиболее древний вид оконного наличника. Они известны по памятникам XVII столетия и нередко применялись в резных и расписных киотах, венчающих элементах церковных иконостасов. Дальнейшее развитие этого типа наличника шло по линии усложнения орнамента, благодаря технике сквозной резьбы. Расширенные кверху, они повторяли форму и название женского головного убора. «Очелыш» — девичий головной убор, кокошник; «очелье» — п­редняя часть кокошника, и подобно этому убору помещались на вершине окна.

Окно дома Русиновых, д. Кондратовская. Из книги "Северный дом".

Очелье конца XIX века. д. Кондратовская.
Фото А.Пермиловской.

Один из немногих сохранившихся образцов очелья можно увидеть на доме Русиновых из деревни Кондратовская в музее-заповеднике «Малые Корелы». Дом принадлежал старообрядческой семье.

В XIX — первой половине XX века в крестьянском жилище широкое распространение получили богато орнаментированные наличники с различного вида резьбой и накладными элементами.

Декор наличников объясняется идеей охраны окон при помощи различных магических изображений. Безопасности дома способствовало окрещивание окна, окружение его резным орнаментом, определенными защитными знаками, заключенными в архитектурные детали, подвешивание к окну снаружи разного рода оберегов.

Наличник с волютами. Заонежье. Из книги "Русь деревянная".

Наличник дома в д. Великая Губа. Фото П.Степанова.

Крыльцо — один из самых неповторимых элементов русской избы. Оно выражает непосредственную связь с улицей, деревней, окружающим пространством. Архитектурные формы крылец разнообразны. Но при всем их многообразии по архитектурным и конструктивным особенностям И.В.Маковецкий их разделял на четыре типа: крыльцо прирубом, крыльцо на ряжах, крыльцо на столбах, крыльцо-балкон. Украшению крыльца плотники всегда уделяли внимание, используя те же элементы, которыми украшали дом: причелины, полотенце, охлупень.

На Русском Севере многие крестьянские дома имели два входа и соответственно два крыльца. Эта традиция бытовала повсеместно, но наиболее была развита на Пинеге, где избы имели два входа — «грязный», служивший для повседневного пользования и хозяйственных нужд, и «парадный», где устраивались лавки для отдыха. На Ваге устройство дома «на два жилья» также требовало двух крылец: более нарядного «летнего» и скромного «зимнего».

Говоря о декоративном убранстве русского крестьянского дома, нельзя обойти вниманием такое уникальное явление как домовая роспись. Традиция росписи — очень древняя, в русских летописях XI—XII веков содержатся сведения о «злотоверхих» церквах, которые были «исписаны», то есть, украшены полихромной живописью. В княжеских и боярских хоромах XVI—XVII веков стены расписывались «травами», картинами религиозного содержания. «Коломенский дворец так пестрел узорочною резьбой, блистал и горел золотом и красками, что походил на игрушку, только что вынутую из ящика», — писал И.Е.Забелин.

В декоративном оформлении крестьянских построек XIX — начала XX века широко применялась роспись фасадов здания и раскраска резных украшений. Роспись была распространена в северных губарниях, в Поволжье и во многих других районах европейской части России...

Распространение расписных домов совпадает в основном с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского обихода: саней и дуг, грабель, точеной и резной утвари, игрушек, берестяных изделий, орудий женского труда, прялок.

Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. Вся роспись сосредотачивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали.

Роспись подшивки кровли в д.Ширяиха. 1900 г. Каргополье.
Фото А.Пермиловской.

Роcпись подшивки кровли. Верхняя Онега.
 Фото А.Бодэ. 

Роспись крестьянских домов поражает красочностью и неожиданностью цветовых сочетаний. В этом сказывается умение мастера применять цвет как средство декора, создавая праздничное впечатление, что характерно для русского народного искусства.

Как отмечал М.И.Мильчик, время возникновения росписей связано с модификацией крестьянского дома, происшедшей на рубеже XVIII—XIX веков: распространением белых изб, горниц, замену печей, топившихся по черному, на отопление по белому, устройством красных окон, вместо волоковых, и соответственно их остеклением.

Домовые росписи, прежде всего, служили средством повышения репрезентативности домов, принадлежавших часто первым крестьянам данного селения, как правило, связанного с губернским городом или даже столицей благодаря торговле, извозу или отхожим промыслам. Но встречались и такие дома, которые принадлежали большим семьям среднего достатка. Эти семьи, повидимому, долго копили средства, чтобы пригласить мастера. В связи с этим надо отметить, что даты росписи домов никогда не совпадают со временем постройки. Иногда этот разрыв невелик, а иногда составляет десятилетия. Живопись выполнялась как местными мастерами, так и пришлыми, в основном, из губерний средней полосы России. Мастера работали индивидуально или в составе артелей.

Лев на сундуке конца XIX в.- знак оберега. Каргополье. Фото А.Пермиловской

В домовой росписи встречается изображение льва и единорога, очевидно, заимствованное из зарубежного фольклора. Наверное, это были обереги, стражи дома, отпугивающие своим видом зло. Росписи с изображением двух симметричных львов встречаются как на Севере, так и в Нижегородской, Костромской областях, реже — во Владимирской. Возможно, эта традиция восходит к храмовой и дворцовой скульптуре Владимиро-Суздальской земли XII века, откуда она перешла в крестьянскую среду. Львы изображались не только на фронтонах изб, но и на дверях, деталях ткацкого станка и других предметах крестьянского быта.

В интерьере росписью покрывали опечки, шкафы, потолки, двери. В селе Верхняя Уфтюга цветок тюльпана написан во всю высоту печного столба. В другом доме на печном столбе изображен зеленый лев с зубастой пастью. Еще один лев — синий, с пышной белой гривой, написан по диагонали во всю входную дверь. В Подвинье были зафиксированы росписи на печной доске — «конике», где изображен куст с крупными цветами и птичками. В Поважье, кроме перечисленных деталей экстерьера и интерьера, расписывались потолки, обычно в горенках. Здесь рисовали многолучевые, лепестковые розетки, окрашенные в красный, зеленый и черные цвета.

Подробнее о росписях крестьянских домов - см. здесь.


Характерной особенностью русского народного зодчества является то, что отдельные архитектурные и декоративные элементы были значительно более разнообразными, подвижными и изменчивыми по сравнению с основными типами жилых домов, их общей планировкой, размерами помещений. Декоративные элементы и детали придавали традиционным крестьянским избам индивидуальность и неповторимость.

Типология декоративных украшений крестьянского дома укладывается в триаду: функция — канон — украшение. Сбалансированность утилитарных и символических функций определила ту исключительную роль, которая дает возможность говорить о доме как о феномене крестьянской культуры.

 

Примечания:
1. Текст - из книги  "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции".  Москва, "Северный паломник", 2012.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии из книги, если нет других ссылок.
4. Источники фотографий:
- А.В.Ополовников. Русский Север. М., Стройиздат, 1977.
- А.Ополовников, Г.Островский. Русь деревянная. М., Детская литература, 1981.
- И.В.Маковецкий. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., Изд-во АН СССР, 1955.
- А.Б.Пермиловская. Северный дом. ПетроПресс, Петрозаводск, 2000.