В декоративном оформлении крестьянского жилища воплотилось
понимание микро- и макрокосмоса. Особенностью орнаментальной
символики являлось то, что это были не единичные символы, а
целостная система, воспринимающая окружающий мир...
Декоративно-художественные приемы оформления различных
архитектурных элементов крестьянского дома формировались
веками. В основе декора жилища лежит единство символического и
художественного. В декоративном убранстве дома воплощаются древние
сакральные представления об
устройстве мира и месте человека в нем.
|
|
Лев на сундуке конца XIX в.- знак оберега. Каргополье. Фото А.Пермиловской |
Ярило-конь. Рис. Ю.С.Ушакова. |
Дом, украшенный внутри и снаружи солярными знаками,
антропоморфными фигурами, птицами, конями и символикой, носившей
магический характер, выполнял функции оберега, хранил семью от
нечистой силы.
Фотографии крестьянского дома из книги А.В.Ополовникова. |
Среди архитектурной символики выделяется
наиболее древний слой, связанный с зооморфными, орнитоморфными
и фитоморфными образами. Истоки его восходят к тотемистическим
представлениям, позднее выразившимся в верованиях, связанных со
священными животными и растениями.
Сажая на крышу деревянный конек — знак солнца,
крестьянин представлял свой дом символом небесной колесницы во
Вселенском Космосе.
|
Конь на охлупне. Пинега. Фото В.Носова. |
Тяжелый массивный конь — скульптурное
завершение охлупня, соединяющего два ската крыши, «два крыла»
дома, имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие
верования и представления славян о природе. Конь символизировал
солнце, движущееся по небу. Отголоском этих древних понятий
можно считать обычай окрашивать деревянные
игрушки-кони в красный цвет.
|
Дом в с.Кельчемгора. Фото А.Бодэ. |
До сих пор в некоторых местах Карелии сохранились кони на
охлупнях, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного
на полотенце, или, как это встречается на Каргополье, Онеге и
Поважье, охлупень соседствует с резным деревянным солнцем.
Этот архаичный символ определял всю систему образов в
декоративном убранстве северного дома. Охлупень — магический
оберег дома и в то же время конструктивно необходимый элемент
безгвоздевой конструкции кровли. Конек, горделиво возвышающийся
над крышей северной избы, контрастно сочетает маленькую головку
и могучую округлость комля — основания дерева,
подхватывает движения архитектурной формы, парит над землей,
вовлекая в это движение могучий размах крыльев крыши. Синтез
скульптурной и архитектурной форм возник здесь на образной
основе, несущей идею защиты дома, являясь его лучшим стражем и в
то же время, выполняя функцию важного строительного элемента.
Любимый крестьянский оберег, воплотившийся в образе коня, часто
изображался парно.
|
Парный конек
дома в с.Пучуга, Арханг. обл. Из книги И.В.Маковецкого. |
Эти маленькие стражи охраняли посуду,
инструменты, особенно ткацкий стан, прялку, печь, мебель, углы
крыши дома, дверь, окно, лодку, телегу. Располагаясь по четырем
углам люльки, миниатюрные коники оберегали сон младенца.
На символику декоративного убранства северного дома, несомненно, оказывали
влияние традиции не только русского, но и аборигенного
финно-угорского населения. По мнению А.К.Байбурина, дом в
языческой традиции уподобляется телу строительной жертвы и
увенчивается изображением головы культового животного. По
славянской традиции жертвенными животными в строительных
обрядах служили конь и петух (курица).
В финно-угорской традиции
изображение коня в архитектурном декоре не встречается, за
исключением бассейна реки Вашки, где проживают удорские коми.
Изображения конька на крыше здесь заимствованы у русских в
условиях этнических контактов. В финно-угорской мифологии и
фольклоре большая роль отводится оленю, лосю, которые являются
жертвенными животными, а также водоплавающей птице.
|
Олень на конце
охлупня в доме в с. Юрома Арханг. обл. Из книги И.В.Маковецкого. |
В целом как
показывают исследования И.Е.Гришиной, в декоре жилища карел и
коми преобладают абстрактно-геометрические мотивы.
«Дом как модель мира» — так можно трактовать изображение звездного неба и
солнца под крышей на фронтонах крестьянских домов Русского
Севера.
|
Балкон дома конца XIX в. в д.Вершинино. Фото А.Пермиловской. |
Часто в верхней части свеса кровли делали декоративный
цилиндрический свод. Свес крыши, или свод, изнутри расписан —
это голубое небо с золотыми звездами. Здесь же на стыке скатов
«светит» деревянное резное солнце — по-каргопольски
«ветринница».
|
|
Верх дома в с.Вязанцы, Онежский р-н Арханг. обл.
Из книги И.В.Маковецкого. |
Резьба на доме в с.Хотеново, Каргоп. р-н Арханг. обл.
Из книги И.В.Маковецкого. |
Символика солнечного диска предельно ясна — это было пожеланием счастья,
богатого урожая, благополучия владельцам дома. Резное
деревянное солнце связывает северный дом с макрокосмосом,
определяет его место в пространстве и вселенной. Солнечную
символику получает не только конек крыши, но и элементы,
поддерживающие ее свесы: кронштейны, курицы, а также окончания
причелин...
В символике декоративного
убранства крестьянского жилища, в строительной культуре ярко
запечатлелось отношение крестьян к дому как к живому существу,
человеку. Это особенно отчетливо проявилось в терминологии,
обозначающей те или иные части дома.
|
В резном орнаменте причелины - древнейший символ солнца. Фото из книги А.Ополовникова и Г.Островского. |
Так, название «причелина» берет свое начало от слова «чело», т.е. лицо избы.
«Челом» может называться и фронтон избы, и лицевая поверхность
печи. Термин «наличники» ассоциируется со словом «лицо»;
«очелье» — «очи» — окно; лобовая доска — «лоб», потолок —
«череп», часть дверного полотна, укрепленного в виде шарнира в
косяке входного проема — «пята», «стопа». Семантическими
эквивалентами слову «чело» являются «лоб», «лобяк», «залобник»
(конструктивная деталь амбара — вынос сруба над входом).
Декор наличников объясняется
идеей охраны окон при помощи различных магических изображений.
Безопасности дома способствовало окрещивание окна, окружение его
резным орнаментом, определенными защитными знаками,
заключенными в архитектурные детали, подвешивание к окну
снаружи разного рода оберегов.
|
Очелье конца XIX в.- древний вид оконного
наличника. Верхне-Тоемский р-н Арханг. обл. Фото А.Пермиловской. |
В символике декоративного убранства окна «обережная» тема
представлена солярными розетками, кругами, изображениями
растений, птиц, коней, берегинь, львов... Гребень петуха, силуэты птиц, коня являлись
излюбленным элементом украшений оконных проемов на Русском
Севере....
Крыльцо играло важную роль не
только в декоративном убранстве дома, но и в символике
жилища в целом...
|
Дом-двор Е.И.Кириллова из д.Киселево Каргоп. р-на.
Крыльцо дома. Из книги "Северный дом".
|
В ментальности северных крестьян оно отражало
гостеприимство хозяев дома. Метонимически оно могло заменять
дом: по данным северного фольклора, покосившееся крыльцо
означало неблагополучие в доме, иногда смерть его домочадцев.
Дом с разрушенным крыльцом — нежилой дом. И, наоборот, во время
радостных событий в крестьянской семье, например, к свадьбе,
крыльцо преображалось, становилось высоким, узорчатым, в
декоративной семантике уподобляясь крыльцу боярского терема...
Декоративное убранство избы, как в интерьере, так и в экстерьере, несло на
себе символы православные и языческие, социальные и природные. Объединенные в
архитектурном облике крестьянского дома они моделируют весь
крестьянский мир во взаимосвязи микро- и макрокосмоса. Мастер,
рубивший избу и изготовлявший все необходимое для нее, был до
начала XX века не просто плотником, а настоящим зодчим. Кроме того,
дерево по его представлениям имело душу, которую нужно было
ублажить жертвоприношением и соответствующим заговором или
обрядом. Именно поэтому традиционное народное искусство в основе
своей было магически-сакральным.
..
Примечания:
1. Текст - из книги "Русское деревянное
зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции".
Москва, "Северный паломник", 2012.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии из книги, если нет других ссылок.
4. Источники
фотографий:
- А.В.Ополовников "Русский Север". М., Стройиздат,
1977.
- А.Ополовников, Г.Островский "Русь деревянная". М., Детская
литература, 1981.
- И.В.Маковецкий "Памятники народного зодчества
Русского Севера". М., Изд-во АН СССР, 1955.