М.Зак, ведущий сайта: представляем дневник похода школьников старших классов московской школы № 848, проведенного в 1980 г. Дневник и фотографии нам прислал руководитель похода учитель географии Леонид Перлов. В дневнике нет чего-либо необычного, он даже слишком лаконичен, но мы оставили все, как есть. В этом тоже есть изюминка. Маршрут похода достаточно сложный и протяженный, хотя часть пути ребята проехали. (Все фотографии - кликабельны). Схема первой части похода - Ундоша - см. внизу.

ДНЕВНИК ПОХОДА р.УНДОША - УСТЬ-ПОЧА - СЕМЕНОВО - ПОРЖЕНСКОЕ - МАСЕЛЬГА - ЛЕКШМОЗЕРО

Л.Перлов: ...тридцать три года назад, совсем как в сказке…
      Москва готовилась принимать Олимпиаду. Немаловажным элементом этой подготовки было приведение населения города в большее соответствие с образом, который надлежало увидеть многочисленным гостям столицы. Самый же непредсказуемый и неуправляемый «контингент», как известно, дети-школьники. А по сему, кому-то из высокого тогдашнего начальства пришла в голову замечательная мысль – чем меньше будет в городе детей, тем лучше. Все учителя, способные увезти детей из города, обязаны были именно это и сделать. Будучи в то время достаточно опытным туристом и новичком-учителем, лично я этому решению обрадовался. Тем более, что условия были на удивление хорошие – от обеспечения продуктами в любом количестве и ассортименте до автобуса от школы до вокзала. Автобус, кстати, предоставили ташкентские миллиционеры, которые, видимо по счастливому совпадению, как раз в день нашего отъезда заселялись к нам в школу. Мы отправились без малого на месяц в архангельскую тайгу…(орфография дневника почти везде сохранена).

15.07.
10.30 утра. Сползлись к школе, сгибаясь в три погибели под тяжестью необъятных рюкзаков. Родная милиция выделила нам автобус. Благополучно прибыли на вокзал. Поезд «Северная Двина» вышел по расписанию. Каждый питался своими продуктами. В 3.30 прибыли на начальную станцию Плесецкая.

Сидели на перроне около 7 часов, ждали автобуса до Североонежска. В Североонежске сходили в столовую. Очень вкусно поели. На местном поезде, состоящем из 1 вагона доехали до «42 км». С нами ехали еще 3 азербайджанца. Пересели на дрезину, но у нее протекал бензопровод. Пришлось ждать, когда починят – заклеят лейкопластырем. Наконец, поехали. Прибыли на «47 км» и там стали устраиваться на ночевку. Группа Марины сварила ужин. Прошла ночь. Позавтракав мы снова двинулись в путь. Но на этот раз пешком. Долго плутали по лесу, и наконец вышли к болоту, в котором Леонид Евгеньевич утонул по пояс. Пошли сушиться, а Алеша и Максим строили гать. Когда работа была закончена, перекусили и двинулись дальше. Мы дошли до указателя на Унд-Озеро. Здесь и решили остановиться. На этой поляне косари заготавливали сено. Костер уже был у них. Леонид Евген. и дежурные быстро приготовили ужин. Потом ловили рыбу. Марина Юрьевна наловила много рыбы. Наутро мы ели уху. Очень вкусно. Поймала только Марина Юрьевна. У остальных только съедали наживку.
На следующее утро мы направились к Унд-озеру. Мы шли по сосновому лесу. По дороге мы собирали грибы и ягоды. Наконец, мы прошли 4 км и остановились на озере и сделали перекус. Берег был илистый. Отдохнув некоторое время, мы пошли искать место для ночевки. В этот день мы шли часа 3. Часа в два мы встали на ночевку. Это было очень хорошее место с песчаным берегом, большим количеством черники и сосновым лесом. Мы простояли там почти три дня. В 1-й день Л.Е. и В.П. пошли в ближайшую деревню Унд-Погост договориться насчет лодок. Но на следующее утро лодка не пришла, так как у нее сломался мотор. И мужчинам снова пришлось идти в деревню насчет лодок. Утром мы все приехали в деревню Гороховское в три группы. Ночь мы провели в теплой комнате в одном из домов той деревни. Утром двинулись по лесной тропе к левому берегу реки Ундоши. Лес сухой (вдоль тропы), в основном сосновый. От тропы ответвлений нет. Тропа выходит к левому берегу реки. В 30 км ниже пересечения тропы с рекой вброд переправились на правый берег. Пройдя около 3 км лесом (азимут 225) мы срезали изгиб реки и снова вышли к берегу. В еловом лесу в 50 м от воды мы устроились на ночевку. Лес сильно завален буреломом и заболочен. Болота сфагновые, сухие.

23.07.
Дневка.
Устроена с целью предварительной разведки проходимости тайги. Основная часть группы отдыхала и занималась рыбной ловлей. Разведка показала сильную заболоченность поймы реки. Но все же движение решено было продолжить по пойме реки ввиду практически непроходимости тайги в этом районе.
24.07.
В двух км от места ночевки пройдя разрушенную охотничью избу, вышли к месту впадения в Ундошу ручья Сенного. Ручей преодолели вброд, глубина 70 см. Течения нет. Дно илистое, вязкое. Очередной изгиб реки срезали, пройдя по тайге порядка 5 км. На протяжении 1-го км преодолевали мохово-осоковые болота. По болоту густые заросли, полярные березы, карликовые ивы. Много морошки. По крутому береговому откосу вышли к Ундоше. Дальнейшее движение было очень затруднено обширными заболоченными участками. Передвижение детских групп берегом реки в этом районе следует признать невозможным.
Наш проход был очень труден – особенно тяжело проходили береговые заросли ивняка высотой до трех метров. В 7 км от устья ручья Сенного переправились вброд через небольшой ручей Икатра.
В 1 км от места переправы, пройдя густой ивняк, остановились на ночлег в сосновом лесу. Подход к воде через заболоченный луг около 50 м.

25.07.
Продолжали движение вдоль берега реки. Берег стал несколько выше. В 3 км от места ночевки река делает резкий поворот влево. Правый берег вначале высок и крут на протяжении 1,5 км.Тайга на высоких берегах довольно легко проходима. Через 1,5-2 км берег вновь понижается и заболачивается. За день пройдено около 10 км трудно проходимой поймы. Ночевка на берегу Солнц-озера в 500 м от охотничьей избушки.

26.07.
Двигаясь напрямик через тайгу в южном  направлении преодолели ряд возвышенных грив и низменных болот. Примерно через 6 км после начала движения вышли на старую, но отчетливую тропу. Тропа проходит через 2-х км участок горелого леса, сильно заваленного упавшими деревьями. После небольшого невыгоревшего промежутка гарь продолжается еще на протяжении полутора км.

Далее тропа уходит от реки, срезая большой участок сильно заболоченной поймы. Встали на ночлег в 2 х км от выхода тропы на Ундошу, в 200 м после переправы через небольшой ручей.

28.07.
Наутро рыбаки на лодке перевезли наши рюкзаки до бывшего поселка Жердениха, а мы шли пешком левым берегом. От порога Белый по левому берегу Ундоши идет тропа до бывшего лесопункта Еловец. На месте лесопункта стоит охотничья избушка. С воды ее не видно. От Еловца идет старый лесовозный тракт до бывшего поселка Жердениха. Тракт выходит на охотничью избушку, справа от которой идет тропа к реке. Тракт продолжается влево от избы.

27.07
Дневной переход 10 км. В 2 км от места ночевки вышли на берег Ундоши. Берег высокий, крутой, густо поросший лесом.

Дневка.
Проведена разведка дороги до брошенной деревни Первомайское.

30.07
Утром двинулись в путь. Прошли 12 км, из них 4 км до деревни (брошенной) Первомайское. Наелись малины. Потом двинулись в путь по старому тракту.
И дошли до деревни Кузьминки (сейчас - Кузьминское. - М.З.)Там сидели до вечера, за это время председатель сельсовета помогал найти нам машину. На грузовой машине мы доехали до Усть-Почи. Там с помощью мастера сплавного участка т. Никифорова устроились в общежитие. Там мы переночевали в выделенных нам 3-х комнатах.

31.07.
Утром купили билеты на теплоход, который отходит в 9 утра. Капитан теплохода посоветовал нам доехать до д. Семеново, а там пройти 40 км по тропинке до Лекшмозера.
Так мы и сделали. От нас отделилось 2 члена группы. В Семеново директор магазина подвез наши рюкзаки до тропы на лодке, за что наши мальчики разгрузили товар с лодки. В это время мы шли пешком. По тропе мы прошли около 3-х км до маленького озерка. Там и остановились. Было очень много черники и сварили кисель.

1.08.
Утром двинулись в путь. Прошли за день около 18 км.
На ночь остановились около деревни. (Подозреваю, что это была деревня у Порженского погоста - М.З.)

2.08.
Утром направились к Масельге. Прошли около 20 км. Там встретились несколько групп из Москвы и Ленинграда. Они посоветовали нам остановиться в Масельге, которая находится между Синим и Масельгским озерами.
Мы так и сделали. Поставили лагерь и пошли на Хижгору в церковь. Потом купались, стирались. Взрослые ловили рыбу.

3-4.08. Дневка.

5. 08.
Встали в 4 часа. Прошли оставшиеся 8 км. до Лекшмозера.
Там на 9-часовом автобусе доехали до Каргополя. Устроились жить в Доме пионеров. Прожили там почти 3 дня. За эти дни осмотрели город. Побывали в краеведческом музее, на колокольне и в соборе. Питались в столовой. Осмотрели все остальные церкви (во многих из них склад).

6.08.
В 16 часов на автобусе уехали в Няндому. Там взяли билеты на поезд до Архангельска. Ехали в общем вагоне. Народу было очень мало. Около 9 часов были в городе. Оттуда на 54 автобусе доехали до речного вокзала. Там остановились в клубе юных туристов. Спали на матрасах.

7.08.
Хотели попасть в краеведческий музей, но не попали, т.к. четверг выходной день. Пошли в Музей изобразительного искусства, который находился рядом. Потом пошли в столовую. Пообедали, а потом занимались своими делами. Поужинав, легли спать.

8.08
Утром поехали в Малые Карелы на 10-м автобусе, который отходит от Речного вокзала. Там, купив билеты, присоединились к экскурсии. Приехав домой, пообедали. И отдохнув, хотели пойти погулять по берегу реки, но нас закрыли в корпусе, так как мы очень тихо лежали.

9.08.
Мы решили пойти в мореходное училище. Там нас провели по училищу, показали музей, рассказали о достопримечательностях. Пообедав, мы пошли в краеведческий музей. Там подробно узнали об этом крае.

10.08.
Л.Е. договорился с моряками о том, что они покатают нас на катере по Сев.. Двине и свозят на рейд. Покатавшись по реке и посмотрев на корабли, мы пошли на большой теплоход «Вычегда». Там, осмотрев корабль и машину, нас накормили традиционным обедом. Потом взрослые разговаривали с обсл. персоналом, а дети смотрели телевизор.
В 21 час мы уехали из Архангельска.

Л.Перлов: Ну, вот, осталось полтора года и один выпускной класс до пенсии…
А этот поход организовал совсем другой Леонид Перлов – двадцати шести лет от роду, начинающий учитель географии в ныне не существующей московской школе № 848. Тогда это был Железнодорожный район, рабочая окраина неподалеку от Тимирязевской академии. И дети вполне обычные – нормальные городские дети с весьма смутными представлении о географии вообще и географии России в частности. Но, как и положено детям, веселые и непоседливые. Школьный туризм в то время вообще был в большом почете, если, конечно, находился кто-то, кто мог и, главное, хотел этим заниматься. Мое первое педагогическое «открытие»: помогать ученикам видеть окружающий их мир куда интереснее, чем открывать его для себя.
Разумеется, в тайге мы оказались не сразу. До этого полтора года ходили, так сказать, «попроще» - по Московской и Владимирской областям, на Западный Кавказ. А тут как раз и олимпиада подоспела, с вышеописанной идеей удаления из Москвы её детского, политически незрелого, населения. А то, чего доброго, начнут к иностранцам приставать и клянчить жвачку…

Маршрут действительно оказался непростой. Особенно если учесть, что карт как таковых в то время не было. Была пара отчетов в городском турклубе, из них один водный, по Ундоше, и один пешеходный, по участку от Кенозера до Лекшмозера. И все. Так что единственным надежным ориентиром была, собственно, сама речка Ундоша. Нитка маршрута: ст. Плесецкая – пос. Оксовский – р. Икса – Ундозеро – р. Ундоша – д. Кузьминское – пос. Усть-Поча – Кенозеро – д. Порженское (нежилая уже тогда) – д. Масельга (несколько бабушек еще жили) – с. Лекшмозеро. Наиболее проблемный участок от Ундозера до Кузьминского, населенных пунктов там вообще нет. Впрочем, нет худа без добра – лагерей тоже не было, за исключением Скарлахты в самом начале, на Ундозере. Так что никто нам не мешал. Да и вряд ли помешали бы, если бы и были. На Иксе к нам на огонек выбрел расконвоированный мужичок-вепс из Скарлахтинского лагеря. Переночевал с нами, поужинал и позавтракал, нарубив в порядке платы полкубометра дров. Он же проинформировал, что таких сволочей, кто мог бы обидеть детей, у них «там» нет и быть не может по определению – если и появляются, живут очень недолго. Так что можете, говорит, путешествовать спокойно.

Славный вышел поход, хотя, конечно, очень и очень нелегкий, в том числе и психологически. Все-таки почти месяц в тайге. «Сломались», правда, не дети, а взрослые. Я, по молодости и неопытности, взял с собой трех родителей, двое из которых были врачами, муж и жена. Так вот они-то и сбежали в Усть-Поче, объявив, что сильно устали и хотят остаток отпуска отдохнуть по-человечески. Оставили с нами своего сына и убыли домой. А дети отлично все выдержали и к тому же приобрели в школе огромный авторитет. Завидовали им все, от первоклашек до одноклассников-выпускников. И вполне заслуженно…

И последнее:

... Карт, к сожалению, ...не было - было несколько кроков, и то не на весь маршрут. Остальное рисовали сами, и для истории не сохранилось, к сожалению, уж очень давно все это было.
Насчет болот... Я, по счастью, уже тогда был приличным географом с опытом работы в северных экспедициях. Так что самые проблемные участки обходили, конечно, по гривам и озовым грядам, которые в тех местах не редкость. Главное было - выдержать направление, а солнышко летом практически круглосуточно помогает :-).
Будем рады, если все это подойдет для Вашего сайта.
С уважением, Вера Острогорская, Леонид Перлов

Примечания:
1. Для любителей пешего туризма сообщаем, что краткое описание маршрута (части его) есть на сайте "Скиталец", где выложена книга Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева "Водные маршруты СССР. Европейская часть". "Физкультура и спорт", Москва, 1973 г.(схема маршрута в тексте взята из этой книги).
2. Сейчас хорошая оборудованная тропа от Кенозера до Порженского и далее на Масельгу-Лекшмозеро начинается от деревни Горбачиха или от Видягино. Подробнее о состоянии тропы можно разузнать в конторе Кенозерского национального парука в д.Вершинино.
3. Приносим извинения за качество походных фотографий. Повысить их качество нам не хватило умения.
4. Схема первой части похода - из интернета.