ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ
Краткий путеводитель (не закончен)

Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы. Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем несколько маршрутов.

Маршрут 1.
Каргополь - Саунино - Поздышево - Река - Ошевенское (Погост, Ширяиха, Низ).

Этот маршрут проложен от Каргополя в северном направлении и идет вдоль дороги, заканчивающейся в селе Ошевенское.
Ошевенский и Пудожский тракты
В селе Саунино (5 км от Каргополя) на удалении от домов стоит церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1665 г.
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино. Фото Е.Шелковникова.
Это классический шатровый храм типа "восьмерик на четверике" с трапезной и отдельно стоящей шестигранной шатровой колокольней. Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и главный вход в ней смещены к югу от продольной оси, при этом северная стена церкви представляет единое целое. Над углами четверика расположены декоративные кокошники.
При общей высоте церкви 33,7 метра ее внутреннее пространство неожиданно маленькое: от пола до «неба» всего 5,7 метров.
 
В молельном зале от иконостаса   остались только   золоченые рамы, зато прекрасно сохранились расписные двенадцатигранные «небеса» с евангелистами и архангелами в полный (вернее, человеческий) рост.
Потолок-"небо" молельного зала в церкви св. Иоанна Златоуста
На 12 гранях "неба" изображены: распятие (на той грани, которая направлена к иконостасу и строго к востоку), 7 архангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Варахиил, Иегудиил, и 4 евангелиста. В центре — Троица Новозаветная.

Ансамбль Саунино не используется для богослужений и обычно закрыт (фото ниже - Е.Шелковникова).
Он является музейным объектом и находится в ведении Каргопольского  историко-архитектурного и художественного музея (в дальнейшем - Каргопольского музея).

В 15 км от Каргополя по Ошевенской дороге находится куст деревень Полуборье (официальное название деревня Петровская). Эта территория называется Каргопольская Сушь, так как водоемов, кроме небольших озерков около деревень, по-местному - "ляг", здесь нет.
В Полуборском погосте была упоминаемая в XVII веке Георгиевская церковь, перестроенная в 1802 г.  в двухэтажную  кирпичную. В ней было шесть престолов. В 1930-е годы она была разобрана. Место, где стоял храм, до сих пор называют Погостом.
В прошлом в деревнях куста были ветряные мельницы, даже кузница.

Современное Полуборье (или д.Петровская) - это селение средних размеров с лягой-озерком в центре. В последние годы деревня пустеет, так как работы нет.

Деревня Поздышева (Поздышевская) - заброшенная деревня или куст деревень  в 25 км от Каргополя; в  1985 г. здесь насчитывалось 69 хозяйств (Н.Тормосова).  Основная часть  населения проживала в дер. Агафоновской и Воробьвской.  ПРежнее название - Верхняя Чурьега.

Деревня известна тем, что несколько мест в ней     тесно связаны с именем преподобного  Александра Ошевенского:
- В деревне справа от дороги лежит большой камень, на котором, по преданию, остался след ступни святого.
дер. Поздышева.
Камень со следом ноги Александра Ошевенского
дер. Поздышева. Часовня в честь Александра Ошевенского
дер. Поздышева. Святое озеро
- В  300 м от камня-"следовика"  находится Святое озеро, вода которого насыщена многими природными  минералами и микроэлементами. 
- В 100 метрах от Святого озера расположен Святой источник, впадающий в Святое озеро и также связанный с именем Александра Ошевенского. На берегу озера рядом с источником стоит обетный крест, также посвященный Александру Ошевенскому.

Погост в Верхней Чурьюге назывался Верхнечурьевским или Спасским, и на нем в начале XX века стояли две деревянные церкви: Спаср-Преображенская, 1754 г., и церковь Филиппа митрополита Московского, 1767 г. Рядом - шатровая колокольня.
Верхнечурьевский погост, начало XX века. Фото И.Билибина.
В 1897 г. Спасскую церковь капитально  отремонтировали, был перебран весь верх. Спасский погост окружала рубленая ограда, покрытая в ширину срубов общей двускатной крышей.  Храмы погибли от пожара в начале XX века. Новая церковь, построенная перед революцией, также сгорела,, в 2000 г.

В 3 км от д.Поздышевой на месте бывшей деревни Грихневской (ныне урочище) можно увидеть небольшую часовню Михаила Архангела (середина XIX в.).
Часовня в Грихневской. Фото 2006 г.
Еще 6-7 км и дорога пересекает реку Чурьегу. Через нее переброшен деревянный ряжевый мост, опорами в котором служат бревенчатые городни или ряжи, т.е. срубы, заполненные валунами. В старину такие мосты были обычными. Мост находится в селе Река, а рядом с мостом - церковь вмч. Георгия, построенная вместо сгоревшей в 1897 г.. Церковь каменная, но почему-то кровля с пятиглавием и шатер колокольни сделаны деревянными. Церковь действующая.
Село Река. Ряжевый мост через Чурьегу. Село Река. Церковь вмч. Георгия.
В 65 км от Каргополя  перед Ошевенском находятся постройки полуразрушенного Свято-Никольского Александро-Ошевенского монастыря. Это действующий монастырь, основанный в середине XV века (1452-55 гг.) преподобным Александром Ошевенским.  Относится к Плесецкой епархии.

27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года  (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые, в конце концов, благополучно завершатся.

Строительство монастыря вел его отец — Никифор Ошевень.

В древности монастырь был деревянным, но в мае 1706 г. он почти полностью сгорел от молнии. После этого пожара в Александро-Ошевенском монастыре стали возводить, главным образом, каменные постройки.
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова.
В 1707 г. на месте деревянного шатрового было построено каменное  здание  Успенского храма. Храм был двухэтажным, с колокольней с запада и тремя апсидами с востока. В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г. деревянная ограда была заменена каменной, а в 1834 г. возведен существующий ныне надвратный Никольский храм.

От монастырского ансамбля XVIII-XIX вв. осталась пара корпусов, фрагменты стен, две угловые башни, а также полуразрушенный Успенский собор (1707). Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней. Первая колокольня заканчивалась шатром. В XIX веке она была надстроена и покрыта куполом.  В правом приделе нижнего храма под спудом почивают мощи основателя монастыря Александра Ошевенского.
Успенская церковь с колокольней.
В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г. деревянная ограда была заменена каменной, а в 1834 г. возведен существующий ныне надвратный Никольский храм.
Одна из угловых башен ограды. Действующая Никольская надвратная церковь.
Сегодня от Успенского собора остались только своды, которые могут рухнуть в любой момент, и внешние стены.

Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел, но в 1928 году обитель прекратила существование (закрыта). Ряд его построек использовался до 70-х годов под хозяйственные нужды.

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и привела к созданию  шести других обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский, основатель Кенского монастыря; Антоний Сийский, воспитанник  Пахомия Кенского и основатель Троицкого Сийского монастыря; преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова.
В  настоящее  время  обитель постепенно  возрождается. В Свято-Никольском надвратном храме вновь ведется служба. Восстанавливаются и монашеские кельи. Монастырь оживает, поднимаясь из руин, храмы вновь начинают действовать.

Памятников, связанных с именем св. Александра Ошевенского, кроме упомянутых, на маршруте много. Это — родники, рощи, камни-следовики, незарастающая тропа, по которой ходил святой в поисках места для обители. Большая их часть расположена по пути из Каргополя в Ошевенск и в самом Ошевенске..

На другом от монастыря берегу р.Чурьеги раскинулось село Ошевенское (МО Ошевенское), которое называют еще  Ошевенском или Ошевенской слободой. Основание монастыря способствовало быстрому росту волости, которая к середине ХVI в. состояла из десяти тяглых деревень, не считая монастырских и самой Слободы, а в конце XIX века - уже 15 деревень.

Деревянный мост в паре сотен метров от монастыря ведёт в деревню Погост - первую и главную в Ошевенске.
У моста стоит Никольская часовня с кровлей яйцевидной формы, неопределённого возраста.

Ошевенские деревни можно разделить на несколько групп.  Центральная группа находится в непосредственной близости от Александро-Ошевенского монастыря. Из них жилыми в настоящее время числятся деревни Погост, Ширяиха и Низ, расположенные на правом берегу реки Чурьеги. К концу XIX в. они слились и в настоящее время называются Ошевенском.
Вторую группу составляют две деревни на левом берегу р.Халуй, притока Чурьеги. Это Большой Халуй и Малый Халуй. В третьей группе из трех деревень жилой осталась одна - Гарь на  правом берегу Чурьеги в 6-8 км от центра волости.
Карта Ошевенской волости XVIII в.
В настоящее время Ошевенское - одно из самых крупных сёл Каргопольского района. Свое прежнее название - Ошевенская слобода - село получило от имени своего основателя - Никифора Ошевни.

Центром Ошевенской волости является деревня Ширяиха. В деревне  стоят два старинных купеческих дома:  каменный, конца XIX века, купца Дружинина и деревянный, середины XIX века, дом Ушакова.
Село Ошевенское. Дом купца Дружинина.
с.Ошевенское. Дом Ушакова.
Фото А.Пономарева
Интересный памятник Ширяихи — дом Ушакова — это большой двухэтажный деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам от слухового окна  виднеется роспись в виде двух "барсов"(львов), прикованных цепями к кусту роз.

В центре Ошевенска находится городская площадь с впечатляющими домами купцов.
В деревне  среди старых лиственниц стоят деревянная Богоявленская церковь 1787 года.
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г.
Это массивный приземистый четверик, покрытый стройным шатром.  Шатровая колокольня XIX века, стоявшая с северо-западной стороны от церкви, была, к сожалению,  перевезена в "Малые Корелы".  С 1 января 2009 г. храмовый комплекс Ошевенкого погоста передан епархии.

Еще один памятник деревянного зодчества, переехавший в "Малые Корелы" из Ошевенска - дом-двор  Пуховых из деревни Б.Халуй, которую относят к началу XIX века.
Дом Пуховых является классическим примером планировки комплекса дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице. Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы"Т".
Подробнее- здесь.

Вдоль Чурьеги - баньки и крестьянские дома.
Следующая деревня - Низ. Между Погостом и Низом - сельская больница  советского времени:
В деревне Низ есть необычная  Георгиевская часовня XIX века. У нее два шатра,  над молельным залом и над колокольней, которые опираются на общий сруб.
Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век.
У въезда в д. Малый Халуй   еще одна часовня, похожая на Георгиевскую часовню в деревне Низ, - Ильинская (Ильи Пророка). В 2007 г. силами местной общины на ней восстановлены шатры и главки.
 Часовня Ильи Пророка, XVIII век.
Фото 2007 г.
Подобная часовня, только в честь Иоанна Богослова, была и в дер. Б.Халуй, но не сохранилась.

Обе деревни - Большой Халуй и Малый Халуй - расположены вдоль реки Халуй, впадающей в Чурьегу.

Все три группы селений связаны между собой не только дорогами, но и зрительно.  Так, из любого места по реке Халуй были видны шатры Погоста и низовской часовни, а из деревень по Чурьеге — халуйские часовни,

В окружающих Ошевенское деревнях немало сохранившихся деревянных построек. В деревнях Большой и Малый Халуй встречаются красивые старинные дома с расписными свесами кровли.
Деревня Малый Халуй. Росписи на свесах кровли. Фото 2009 г.
В деревнях Низ и Гарь реку  Чурьегу пересекают ряжевые деревянные мосты, подобные ряжевому мосту в селе Река.

Ошевенский тракт в последние десятилетия является одним из основных туристических маршрутов в Каргопольском районе.  Многим он помогает познакомиться с историей и культурой Ошевенской округи, где сохраняется и развивается культурное и духовное наследие Каргопольской земли.

Ошевенск входит в Ассоциацию самых красивых деревень России: тут сохранились крестьянские дома, амбары и бани конца XIX - начала XX века. Все эти постройки - объекты культурного наследия.

Подробнее о селе Ошевенском  можно посмотреть в статье М.Мильчика и Ю.Ушакова "Ансамбль Ошевенской волости".

В село ходят автобусы из Каргополя, а также проходящие автобусы Каргополь - Гарь и Каргополь — Троица. 

На этом маршрут 1 -  "Каргополь - Ошевенск" -  заканчивается.

Примечания:
1
. Текст построен на материалах статей о трассе Каргополь - Ошевенск из нашего сайта, на данных из монографии Н.Тормосовой "Каргополье. История исчезнувших волостей" и из интернета.
2. Фотографии, снятые с дрона - Е.Шелковникова. Фотографии И.Билибина - из книги Н.Тормосовой.
Снимки из д.Малый Халуй - также из книги Н. Тормосовой. Остальные фотографии - из интернета и архива сайта.
3. Карта - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье", Каргополь, 2011.
4. Будем благодарны нашим посетителям за замечания и советы.
Наш адрес: sitekenozero.zak@yandex.ru