ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯКраткий путеводитель
(не закончен)
Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники
деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным
достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы.
Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем
несколько маршрутов.
Маршрут 1.
Каргополь - Саунино - Поздышево - Река - Ошевенское
(Погост, Ширяиха, Низ).
Этот маршрут проложен от Каргополя в северном
направлении и идет вдоль дороги, заканчивающейся в селе Ошевенское.
|
Ошевенский и Пудожский тракты |
В
селе Саунино (5 км от Каргополя) на удалении от домов стоит
церковь Иоанна Златоуста, построенная в 1665 г.
|
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино. Фото Е.Шелковникова. |
Это классический шатровый
храм типа "восьмерик на четверике" с трапезной и отдельно стоящей
шестигранной шатровой колокольней.
Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и главный вход в ней смещены
к югу от продольной оси, при этом северная стена церкви представляет
единое целое. Над углами четверика расположены декоративные кокошники.
При общей высоте церкви 33,7 метра ее внутреннее пространство неожиданно
маленькое: от пола до «неба» всего 5,7 метров.
В молельном зале от иконостаса остались только
золоченые рамы, зато прекрасно сохранились расписные двенадцатигранные
«небеса» с евангелистами и архангелами в полный (вернее, человеческий) рост.
|
Потолок-"небо" молельного зала в церкви св. Иоанна Златоуста |
На 12 гранях "неба" изображены: распятие (на той грани, которая направлена к
иконостасу и строго к востоку), 7 архангелов — Михаил, Гавриил, Рафаил,
Уриил, Селафиил, Варахиил, Иегудиил, и 4 евангелиста. В центре — Троица
Новозаветная.
Ансамбль Саунино не используется для богослужений и обычно закрыт (фото ниже
- Е.Шелковникова).
Он является музейным
объектом и находится в ведении Каргопольского историко-архитектурного
и художественного музея (в дальнейшем - Каргопольского музея).
В 15 км от Каргополя по Ошевенской дороге находится куст деревень
Полуборье (официальное название деревня Петровская). Эта
территория называется Каргопольская Сушь, так как водоемов, кроме небольших
озерков около деревень, по-местному - "ляг", здесь нет.
В Полуборском
погосте была упоминаемая в XVII веке Георгиевская церковь, перестроенная в
1802 г. в двухэтажную кирпичную. В ней было шесть престолов. В
1930-е годы она была разобрана. Место, где стоял храм, до сих пор называют
Погостом.
В прошлом в деревнях куста были ветряные мельницы, даже
кузница.
Современное Полуборье (или д.Петровская) - это селение
средних размеров с лягой-озерком в центре. В последние годы деревня пустеет,
так как работы нет.
Деревня
Поздышева (Поздышевская)
- заброшенная деревня или куст деревень в 25 км от Каргополя; в
1985 г. здесь насчитывалось 69 хозяйств (Н.Тормосова). Основная часть
населения проживала в дер. Агафоновской и Воробьвской. ПРежнее
название - Верхняя Чурьега.
Деревня известна тем, что несколько
мест в ней тесно связаны с именем преподобного Александра Ошевенского:
-
В деревне справа от дороги лежит большой камень, на котором, по преданию, остался след
ступни святого.
|
|
дер. Поздышева. Камень со следом ноги Александра Ошевенского |
дер. Поздышева. Часовня в честь Александра Ошевенского |
|
дер. Поздышева. Святое озеро |
-
В 300 м от камня-"следовика" находится Святое озеро,
вода которого насыщена многими природными минералами и микроэлементами.
-
В 100 метрах от Святого озера расположен Святой источник, впадающий в Святое
озеро и также связанный с именем Александра Ошевенского. На берегу
озера рядом с источником стоит обетный крест, также посвященный Александру
Ошевенскому.
Погост в Верхней Чурьюге назывался Верхнечурьевским или
Спасским, и на нем в начале XX века стояли две деревянные церкви:
Спаср-Преображенская, 1754 г., и церковь Филиппа митрополита Московского,
1767 г. Рядом - шатровая колокольня.
Верхнечурьевский погост, начало XX века. Фото И.Билибина. |
В 1897 г. Спасскую церковь
капитально отремонтировали, был перебран весь верх. Спасский погост
окружала рубленая ограда, покрытая в ширину срубов общей двускатной крышей.
Храмы погибли от пожара в начале XX века. Новая церковь, построенная перед
революцией, также сгорела,, в 2000 г.
В 3 км от д.Поздышевой на месте бывшей
деревни Грихневской (ныне урочище) можно
увидеть небольшую часовню Михаила Архангела (середина XIX в.).
|
Часовня в Грихневской. Фото 2006 г. |
Еще 6-7
км и дорога пересекает реку Чурьегу. Через нее переброшен деревянный ряжевый
мост, опорами в котором служат бревенчатые городни или ряжи, т.е. срубы,
заполненные валунами. В старину такие мосты были обычными. Мост находится в
селе Река, а рядом с мостом - церковь вмч. Георгия,
построенная вместо сгоревшей в 1897 г.. Церковь каменная,
но почему-то кровля с пятиглавием и шатер колокольни сделаны деревянными.
Церковь действующая.
|
|
Село Река. Ряжевый мост через Чурьегу. |
Село Река. Церковь вмч. Георгия. |
В 65 км от Каргополя перед Ошевенском находятся постройки полуразрушенного
Свято-Никольского Александро-Ошевенского монастыря.
Это действующий монастырь, основанный в середине XV века (1452-55 гг.) преподобным Александром Ошевенским.
Относится к Плесецкой епархии.
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20
апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь
претерпит много невзгод и неурядиц, которые, в конце концов, благополучно
завершатся.
Строительство монастыря вел его отец — Никифор Ошевень.
В древности монастырь был деревянным, но
в мае 1706 г. он почти полностью сгорел от молнии. После этого пожара в
Александро-Ошевенском монастыре стали возводить, главным образом, каменные
постройки.
|
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова. |
В 1707 г. на месте деревянного шатрового было построено каменное здание
Успенского храма. Храм был двухэтажным, с колокольней с запада и тремя
апсидами с востока. В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г.
деревянная ограда была заменена каменной, а в 1834 г. возведен существующий
ныне надвратный Никольский храм.
От монастырского ансамбля XVIII-XIX вв. осталась пара корпусов, фрагменты стен, две угловые башни,
а также полуразрушенный Успенский собор (1707). Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью приделами и колокольней.
Первая колокольня заканчивалась шатром. В XIX веке она была надстроена и покрыта куполом.
В правом приделе нижнего храма под спудом почивают мощи основателя монастыря Александра Ошевенского.
Успенская церковь с колокольней. |
В 1752 г. построены братские каменные кельи. В 1830 г. деревянная ограда была заменена каменной,
а в 1834 г. возведен существующий ныне надвратный Никольский храм.
|
|
Одна из угловых башен ограды. |
Действующая
Никольская надвратная церковь. |
Сегодня от Успенского собора остались только своды, которые могут рухнуть в любой момент,
и внешние стены.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные
и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел, но в 1928 году обитель прекратила существование
(закрыта).
Ряд его построек использовался до 70-х годов под хозяйственные нужды.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и привела к
созданию шести других обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский, основатель
Кенского монастыря; Антоний Сийский, воспитанник Пахомия Кенского и
основатель Троицкого Сийского монастыря;
преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
|
Александро-Ошевенский монастырь. Фото Е.Шелковникова. |
В настоящее время обитель постепенно возрождается. В Свято-Никольском надвратном храме вновь ведется служба. Восстанавливаются
и монашеские кельи. Монастырь оживает, поднимаясь из руин, храмы вновь начинают действовать.
Памятников, связанных с именем св. Александра Ошевенского, кроме упомянутых,
на маршруте много. Это — родники, рощи, камни-следовики, незарастающая тропа, по которой ходил
святой в поисках места для обители. Большая их часть расположена по пути из Каргополя в Ошевенск
и в самом Ошевенске..
На другом от монастыря берегу р.Чурьеги раскинулось
село Ошевенское (МО Ошевенское),
которое называют еще Ошевенском или Ошевенской слободой. Основание монастыря способствовало
быстрому росту волости, которая к середине ХVI в. состояла из десяти тяглых деревень, не
считая монастырских и самой Слободы, а в конце XIX века - уже 15 деревень.
Деревянный мост в паре сотен метров от монастыря ведёт в
деревню Погост -
первую и главную в Ошевенске.
У моста
стоит Никольская часовня с кровлей яйцевидной формы, неопределённого
возраста.
Ошевенские деревни можно разделить на несколько групп. Центральная группа
находится в непосредственной близости от Александро-Ошевенского монастыря. Из
них жилыми в настоящее время числятся деревни Погост, Ширяиха и Низ,
расположенные на правом берегу реки Чурьеги.
К концу XIX в. они слились и в настоящее время называются Ошевенском.
Вторую группу составляют две деревни на левом берегу р.Халуй, притока
Чурьеги. Это Большой Халуй и Малый Халуй.
В третьей группе из трех деревень жилой осталась одна - Гарь на правом берегу Чурьеги в 6-8 км от
центра волости.
|
Карта Ошевенской волости XVIII в. |
В настоящее время Ошевенское - одно из самых крупных сёл Каргопольского района. Свое
прежнее название - Ошевенская слобода - село получило от имени своего основателя - Никифора Ошевни.
Центром Ошевенской волости является деревня Ширяиха. В деревне
стоят два старинных купеческих дома: каменный, конца XIX века, купца
Дружинина и деревянный, середины XIX века, дом Ушакова.
|
|
Село Ошевенское.
Дом купца Дружинина. |
с.Ошевенское. Дом Ушакова.
Фото А.Пономарева |
Интересный памятник Ширяихи — дом Ушакова — это большой двухэтажный
деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан
красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам
от слухового окна виднеется роспись в виде двух "барсов"(львов), прикованных
цепями к кусту роз.
В центре Ошевенска находится городская площадь с впечатляющими домами купцов.
В деревне
среди старых лиственниц стоят деревянная
Богоявленская церковь 1787 года.
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г. |
Это массивный приземистый четверик, покрытый стройным шатром. Шатровая
колокольня XIX века, стоявшая с северо-западной стороны от церкви, была, к сожалению, перевезена в "Малые Корелы".
С 1 января 2009 г. храмовый комплекс Ошевенкого погоста передан епархии.
Еще
один памятник деревянного зодчества, переехавший в "Малые Корелы"
из Ошевенска - дом-двор Пуховых из деревни Б.Халуй, которую относят к
началу XIX века.
Дом Пуховых является классическим примером планировки комплекса
дома-двора с Т-образной связью: жилой дом, состоящий из двух срубов и
разделенный по центру сенями, развернут длинной стороной к улице.
Хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы прямо
против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы"Т".
Подробнее-
здесь.
Вдоль Чурьеги - баньки и крестьянские дома.
Следующая деревня -
Низ. Между Погостом и Низом - сельская больница
советского времени:
В деревне Низ есть необычная Георгиевская часовня XIX века. У нее два шатра, над молельным
залом и над колокольней, которые опираются на общий сруб.
|
Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век. |
У въезда в д.
Малый Халуй еще одна часовня, похожая на
Георгиевскую часовню в деревне Низ, - Ильинская (Ильи Пророка). В 2007 г.
силами местной общины на ней восстановлены шатры и главки.
|
Часовня Ильи Пророка, XVIII век. Фото 2007 г. |
Подобная часовня, только в честь Иоанна Богослова, была и в дер.
Б.Халуй, но
не сохранилась.
Обе деревни - Большой Халуй и Малый Халуй -
расположены вдоль реки Халуй, впадающей в Чурьегу.
Все три группы селений связаны между собой не только дорогами, но и зрительно. Так, из любого места
по реке Халуй были видны шатры Погоста и низовской часовни, а из деревень по Чурьеге — халуйские часовни,
В окружающих Ошевенское деревнях немало сохранившихся деревянных построек. В деревнях Большой и Малый Халуй
встречаются красивые старинные дома с расписными свесами кровли.
Деревня
Малый Халуй. Росписи на свесах кровли. Фото 2009 г. |
В деревнях Низ и Гарь реку Чурьегу пересекают ряжевые деревянные
мосты, подобные ряжевому мосту в селе Река.
Ошевенский тракт в последние десятилетия является одним из основных
туристических маршрутов в Каргопольском районе. Многим он помогает
познакомиться с историей и культурой Ошевенской округи, где сохраняется и
развивается культурное и духовное наследие Каргопольской земли.
Ошевенск входит в Ассоциацию самых красивых деревень России: тут сохранились
крестьянские дома, амбары и бани конца XIX - начала XX века. Все эти
постройки - объекты культурного наследия.
Подробнее о
селе Ошевенском можно посмотреть в
статье
М.Мильчика и Ю.Ушакова "Ансамбль Ошевенской волости".
В село ходят автобусы из Каргополя, а также проходящие автобусы Каргополь -
Гарь и Каргополь — Троица.
На
этом маршрут 1 - "Каргополь - Ошевенск" - заканчивается.
Примечания:
1. Текст построен на
материалах статей о трассе Каргополь - Ошевенск из нашего сайта, на данных
из монографии Н.Тормосовой "Каргополье. История исчезнувших волостей" и из
интернета.
2. Фотографии, снятые с дрона - Е.Шелковникова. Фотографии
И.Билибина - из книги Н.Тормосовой.
Снимки из д.Малый Халуй - также из
книги Н. Тормосовой. Остальные фотографии - из интернета и
архива сайта.
3. Карта - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье", Каргополь, 2011.
4. Будем
благодарны нашим посетителям за замечания и советы.
Наш адрес:
sitekenozero.zak@yandex.ru